Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти
«Школа № 80 имени Героя Социалистического Труда А. С. Мурысева»
Технологическая карта открытого урока по литературному чтению
Тема: Интегрированный урок по литературному чтению и музыке «Декабрь в творчестве поэтов и композиторов»
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Составитель: Учитель начальных классов –
Баннова Наталья Анатольевна
Класс 2 «А»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет |
Литературное чтение |
Класс |
2 |
Учитель |
Баннова Наталья Анатольевна |
Тема урока |
Интегрированный урок по литературному чтению и музыке «Декабрь в творчестве поэтов и композиторов» |
Цели деятельности педагога |
Создать условия для обогащения читательского опыта учащихся и кругозора; формировать навык быстрого правильного выразительного осознанного и чтения, умение слушать и понимать музыку.
|
Тип урока |
Урок методологической направленности (урок первичного предъявления новых знаний) |
Планируемые образовательные результаты |
Познавательные: - познакомить с произведением С.Я. Маршака, с литературными приёмами (олицетворение, метафора); - вырабатывать навык выразительного чтения, совершенствовать навык плавного беглого чтения целыми словами; - формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора и название произведения; - извлекать необходимую информацию; - систематизация полученных знаний и умений; - умение слушать и понимать музыку. Личностные: - принимать учебные цели, проявлять желание учиться; - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельность. Регулятивные: - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; - отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; Коммуникативные: - учатся слушать и понимать учителя - оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых навыков, - сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, владение монологической и диалогической формой речи; - выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению. |
Методы и формы обучения |
Игровые методы оценивания; проблемное обучение; наблюдение; самооценка. |
Оборудование |
Компьютер, проектор, книги для выставки, портрет С.Я.Маршака, П. И. Чайковского, учебник, фонарики, подготовленные на уроке технологии двух цветов красные и жёлтые, буклет о сохранение ёлок в природе, конфеты, искусственная ёлка, ёлка на стене из мишуры. |
Демонстрационный материал |
Презентация, подготовленная учителем. |
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)
|
Учитель (Н.А.): Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок, в нем соединились чтение и музыка. К нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь к нам и подарите вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Это настроение нам понадобится сегодня для работы на уроке. |
Настраиваются на работу |
Коммуникативные: учатся слушать и понимать учителя Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность Регулятивные: способность к саморегуляции |
II. Актуализация знаний (3 мин)
Проблемный вопрос
|
Учитель (С.В.): Ребята, перед вами карта России. В это зимнее время года, большая часть, её территории покрыта тяжёлыми льдами, снежными сугробами, белями тропами и искристым снегом. Именно декабрь дарит нам красоту, радость зимней природы, а так же самый замечательный праздник – Новый год. А вот настроение декабря мы услышим в музыкальном произведении П. И. Чайковского. Задание: Когда будите слушать, подумайте, какие слова на слайде не соответствуют настроению этого музыкального произведения?
Учитель (С.В.): Каким же будет настроение декабря?
Учитель (С.В.): Правильно, ребята. П.И. Чайковского всегда привлекала и восхищала русская природа. Каждому месяцу он посвятил музыкальное произведение и назвал цикл из 12 пьес «Времена года». Вы сегодня услышали «Декабрь».
|
Рассматривают карту
Слушают музыки: П.И. Чайковский «Времена года», «Декабрь»
тяжёлое, мрачное, суровое.
Ученики зачитывают оставшиеся слова (праздничное, тёплое, радостное и т.д.)
|
Личностные: принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых навыков. Познавательные: извлекать необходимую информацию, умение слушать и понимать музыку
|
III.Проектирование и фиксация нового задания. (2 мин)
Мозговая атака |
Учитель (Н.А.): Но не только композиторы восхищались удивительной и неповторимой красотой русской природы, но и поэты. Сегодня мы продолжаем работать по разделу учебника «Здравствуй праздник Новогодний!» Ребята, в каком месяце мы ждем этот праздник?
Учитель (Н.А.): Правильно. Наше произведение так и называется «Декабрь». А вот кто написал это произведение, вы должны разгадать ребус. (на доске картинка, дети отгадывают) (На доске). Учитель (Н.А.): Правильно это Самуил Яковлевич Маршак. (Портрет на доску!) Ребята, посмотрите на портрет Самуила Яковлевича. Что вы знаете об этом писателе? |
Этот праздник мы ждем в декабре.
Это Маршак.
Рассматривают портрет
|
Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других. Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельность. Познавательные: выделять фамилию автора. |
IV. Рассказ о жизни и творчестве и творчестве С.Я.Маршака. (презентация) (8 мин)
|
(1). С.Я. Маршак - это знаменитый поэт, мастер стиха, человек высокой культуры. Всю жизнь он был верным товарищем и добрым другом детей. (2). С. Я. Маршак родился в Воронеже в 1887 году в большой и дружной семье. Родители писателя много работали и старались вырастить своих детей трудолюбивыми и образованными. Детство писателя прошло в городе Острогожске, где его отец работал мастером на заводе. (3). В гимназии Самуил отлично учился, а в 1912 году уехал в Лондон для продолжения образования. Живя в Англии, он узнал и полюбил английскую поэзию, начал переводить произведения английских поэтов и народные песни. (4). Маршак любил детей и написал много стихов, сказок, пьес для них. За свои произведения был награжден двумя орденами Ленина и др. наградами. Его книги отмечены Государственными премиями.
|
подготовленные дети рассказывают о С.Я.Маршаке
|
Регулятивные: прогнозируют предстоящую работу. Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других. Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельность |
V. Формулировка темы (1мин)
|
Учитель (Н.А.): Ребята свяжите музыкальное произведение и раздел по чтению. Как вы думаете, какова тема нашего урока. Посмотрите на слайд, там есть подсказка. |
Тема нашего урока «Декабрь в творчестве композиторов и поэтов».
|
Познавательные: познакомить с произведением С.Я. Маршака |
VI. Знакомство с произведением С.Я.Маршака «Декабрь». (3 мин)
|
Учитель (Н.А.): Откройте учебники на странице 168. И прослушайте поэтическое произведение С.Я. Маршака «Декабрь».
Учитель (Н.А.): Ребята, поднимите руку, у кого появилась потребность высказаться, рассказать о том, какое чувство вызывает у вас это произведение? Учитель: К какому жанру относится произведение? Учитель: Почему вы так решили?
Учитель: Молодцы! Раз это стихотворение, то чему мы будем учиться на уроке?
|
читают стихотворение, подготовленные учащиеся.
Вызывает чувство радости и восхищения.
Это стихотворение.
1) Стихотворение - это небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, организованное по законам стихосложения. 2) В стихотворениях можно увидеть разнообразные способы рифмовки.
Читать выразительно, развивать речь.
|
Регулятивные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (легко или сложно); Умение оценивать правильность выполнения действия; Познавательные: систематизация полученных знаний и умений Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.
|
VII. Здоровьесберегающие технологии. (1 мин) |
Физминутка (для глаз)
|
||
VIII. Словарная работа. (3 мин)
ИКТ |
Учитель: А чтобы прочитать выразительно, мы должны понимать все слова и словосочетания. Мне, например не понятны такие слова. Помогите. Объясните значение слов. Вымостил – ….. Салазки - ….. Обновил коньки – …..
|
работают на интерактивной доске, выбирают и соединяют правильные значения слов.
Вымостил – покрыл поверхность льдом. Салазки - санки. Обновил коньки – означает, купил новые или подготовил старые к зиме.
|
Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, владение монологической и диалогической формой речи. Познавательные: извлекать необходимую информацию |
IX. Работа над выразительным чтением. (8 мин)
|
Учитель: Ребята поработаем над выразительным чтением вслух, нам поможет партитура стихотворения. |
читают по смысловым частям и отрабатывают выразительное чтение.
|
Познавательные: вырабатывать навык выразительного чтения, совершенствовать навык плавного беглого чтения целыми словами
|
X. Знакомство с литературно-художественными приемами. (2 мин)
Корзина понятий |
Вы прочитали, как вы понимаете смысл слов, «все деревья в серебре»? В прямом ли значении употреблено слово «серебро»?
Учитель: Такой литературно-художественный приём называется метафора, т.е. употребление слов и словосочетаний в переносном значении. А теперь докажите, словами из текста, что о елке поэт говорит так же, как о человеке?
Учитель: Как называется этот прием в литературе?
Учитель: Найдите в тексте еще примеры олицетворения. |
Слово серебро употреблено в переносном значении.
«елка плакала», «задышала», «ожила».
Олицетворение - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. «огоньки взбегают», «звезду зажёг». |
Познавательные: познакомить с литературными приёмами (олицетворение, метафора);
|
XI. Здоровьесберегающие технологии. Физминутка под музыку (1 мин) |
Учитель (С.В.): Выразительные словосочетания и метафоры можно услышать и в музыке, а также пластически проинтонировать. Пластическое интонирование – это петь руками. Задание: Для этого вам нужно встать и повторять движения за мной. Представим, что мы находимся в лесу, а поможет нам в этом музыка итальянского композитора А. Вивальди «Времена года» Учитель (С.В.): Ребята, что происходило в лесу?
|
Слушание музыки: Вивальди «Времена года»
стон метели, злая пурга, порывистый ветер и плач елки.
|
Познавательные: умение слушать и понимать музыку. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.
|
XII. Экологическая беседа. (2 мин)
|
Учитель (Н.А.): Да, ребята, не один Новый год не обходится без красавицы ёлки. Одно лишь нестерпимо жаль: когда заканчивается новогодние праздник и улицы заполняют выброшенные деревца, ставшие ненужными и отвергнутыми. А сколько лет еще они могли бы расти, и служили домиками для лесных обитателей, обогащали кислородом планету. А как сберечь елку, ребята помогите?!
Мы с ребятами так и поступили, в классе проводим акцию «Елочка живи». В этом нам помогают родители. Они предлагают для всех несколько вариантов изготовления елок. И чтобы все остальные поучаствовали в нашей акции, мы с ребятами сделали буклеты в защиту нашей елочки. Они вам их сейчас подарят.
|
Можно купить искусственную ель, сделать из бумаги, из мишуры, из гирлянд и т.д.
Раздают буклеты разработанные и изготовленные на уроке технология. |
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. сотрудничать в совместном решении проблемы. |
XIII. Итог урока и рефлексия. (2 мин) |
Учитель (Н.А): С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
Учитель: Кто автор этих произведений?
Учитель (Н.А.): И еще одна традиция на новый год принято украшать елку не только новогодними игрушками, но и разноцветными фонариками. Сегодня я попрошу вас зажечь огонек своего настроения, которое было у вас на уроке. Если это хорошее, радостное настроение, вы справлялись со всеми заданиями, поднимите красный фонарик, а если вам не понравился урок, было трудно - то желтый.
|
Музыка «Времена года», «Декабрь», стихотворение «Декабрь», музыка Вивальди «Времена года».
Авторы П.И.Чайковский, Вивальди, С.Я.Маршак.
Выбирают и поднимают фонарик, который соответствует настроению.
|
Познавательные: приобретать умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: учащиеся оценивают свою работу. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
XIV. Музыкальная пауза. (3 мин)
|
Учитель (С.В.): Вижу всем урок понравился, настроение у вас радостное, а также новый год не обходится без песни. Давайте споем песню, она поможет нам создать предновогоднее настроение. Учитель (Н.А.): Ребята, наша елочка благодарит за заботу и хочет преподнести вам подарки. (раздать детям конфеты). Учитель (поочереди Н.А. и С.В.): Спасибо, ребята, за урок, за вашу активную работу. Домашнее задание по чтению на выбор выучить стихотворение наизусть или выр.читать, а по музыке нарисовать картину декабря, опираясь на музыкальные произведения, которые услышали на уроке.
|
поют песню «Новый год». (во время пения, на последнем куплете зажигается елочка)
получают конфеты и благодарят. |
Личностные: принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.