Интегрированный урок по литературному чтению и музыке во 2 классе "Декабрь в творчестве поэтов и композиторов"
Оценка 4.7

Интегрированный урок по литературному чтению и музыке во 2 классе "Декабрь в творчестве поэтов и композиторов"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка +1
2 кл
01.02.2021
Интегрированный урок по литературному чтению и музыке во 2 классе  "Декабрь в творчестве поэтов и композиторов"
Урок литературного чтения и музыки. Знакомство с произведением С.Я.Маршака "Декабрь" и музыкального произведения "Декабрь" П. И. Чайковского.
урок литературного чтения и музыки Декабрь в творчестве поэтов и композиторов .docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти

«Школа № 80  имени Героя Социалистического Труда А. С. Мурысева»

 

 

 

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению

 

 

        Тема:  Интегрированный урок по литературному чтению и музыке  «Декабрь в творчестве поэтов и композиторов»         

 

        Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

 

           

 

Составитель: Учитель начальных классов –

Баннова Наталья Анатольевна

 

 

Класс 2 «А»

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Учитель

Баннова Наталья Анатольевна

Тема урока

Интегрированный урок по литературному чтению и музыке «Декабрь в творчестве поэтов и композиторов»         

Цели деятельности педагога

Создать условия для обогащения читательского опыта учащихся и кругозора; формировать навык быстрого правильного  выразительного осознанного и чтения, умение слушать и понимать музыку.

 

Тип урока

Урок методологической направленности   (урок первичного предъявления новых знаний)

Планируемые образовательные результаты

Познавательные:

- познакомить с произведением  С.Я. Маршака, с литературными приёмами (олицетворение, метафора);

- вырабатывать навык выразительного чтения, совершенствовать навык плавного беглого чтения целыми словами;

- формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора и название произведения;

- извлекать необходимую информацию;

- систематизация полученных знаний и умений;

- умение слушать и понимать музыку. 

Личностные:

- принимать учебные цели, проявлять желание учиться;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельность.

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

Коммуникативные:

- учатся слушать и понимать учителя

- оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых навыков,

- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, владение монологической и диалогической формой речи;

- выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению.

Методы и формы обучения

Игровые методы оценивания; проблемное обучение; наблюдение; самооценка.

Оборудование

Компьютер, проектор, книги для выставки, портрет С.Я.Маршака,  П. И. Чайковского, учебник, фонарики, подготовленные на уроке технологии двух цветов красные и жёлтые, буклет о сохранение ёлок в природе, конфеты, искусственная ёлка, ёлка на стене из мишуры.

Демонстрационный материал

Презентация, подготовленная учителем.

 

 

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

 

Учитель (Н.А.): Добрый день, ребята!  Сегодня у нас  необычный урок, в нем соединились чтение и музыка. К  нам на урок пришли гости.  Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь к нам и подарите вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Это настроение нам понадобится сегодня для работы на уроке.

Настраиваются на работу

Коммуникативные:

учатся слушать и понимать учителя

Личностные:

формирование умения организовывать свою деятельность

Регулятивные:

способность к саморегуляции

II. Актуализация знаний (3 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный вопрос

 

 Учитель (С.В.): Ребята, перед вами карта России. В это зимнее время года, большая часть,  её территории  покрыта тяжёлыми льдами, снежными сугробами, белями тропами и искристым снегом. Именно декабрь  дарит нам красоту, радость зимней природы, а так же самый замечательный праздник – Новый год.

А вот настроение декабря мы услышим в музыкальном произведении П. И. Чайковского.

Задание: Когда будите слушать,  подумайте, какие слова  на слайде не соответствуют настроению этого музыкального произведения?

 

Учитель (С.В.): Каким же будет настроение декабря?

 

 

 

Учитель (С.В.): Правильно, ребята.

П.И. Чайковского всегда привлекала и восхищала русская природа. Каждому месяцу он  посвятил музыкальное произведение и назвал цикл из 12 пьес  «Времена года». Вы сегодня услышали «Декабрь».

 

Рассматривают карту

 

 

 

 

 

Слушают музыки: П.И. Чайковский «Времена года», «Декабрь»

 

 

 

 

тяжёлое, мрачное, суровое.

 

 

Ученики зачитывают оставшиеся слова (праздничное, тёплое, радостное и т.д.)

 

Личностные: принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых навыков.

Познавательные: извлекать необходимую информацию, умение слушать и понимать музыку

 

 

III.Проектирование и фиксация нового задания. (2 мин)

 

 

 

 

 

 

 

Мозговая атака

Учитель (Н.А.): Но не только композиторы восхищались удивительной и неповторимой красотой русской природы, но и поэты.

Сегодня мы продолжаем работать по разделу учебника «Здравствуй праздник Новогодний!»

Ребята, в каком месяце мы ждем этот праздник?

 

Учитель (Н.А.): Правильно. Наше произведение так и называется «Декабрь».

А вот кто написал это произведение, вы должны  разгадать ребус.

(на доске картинка, дети отгадывают)

(На доске).

Учитель (Н.А.): Правильно это Самуил Яковлевич Маршак. (Портрет на доску!)

Ребята, посмотрите на портрет Самуила Яковлевича. Что вы знаете  об этом писателе?

 

 

 

 

 

Этот праздник мы ждем в декабре.

 

 

 

 

 

 

 

Это Маршак.

 

Рассматривают портрет

 

 

Регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других.

Личностные:  формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельность.

Познавательные:

выделять фамилию автора.

IV. Рассказ о жизни и творчестве и творчестве С.Я.Маршака. (презентация)

 (8 мин) 

 

 

 

 

 

 

 (1). С.Я. Маршак - это знаменитый поэт, мастер стиха, человек высокой культуры. Всю жизнь он был верным товарищем и добрым другом детей.

(2). С. Я. Маршак родился в Воронеже в 1887 году в большой и дружной семье. Родители писателя много работали и старались вырастить своих детей трудолюбивыми и образованными. Детство писателя прошло в городе Острогожске, где его отец работал мастером на заводе.

(3). В гимназии Самуил отлично учился, а в 1912 году уехал в Лондон для продолжения образования. Живя в Англии, он узнал и полюбил английскую поэзию, начал переводить произведения английских поэтов и народные песни.

(4). Маршак любил детей и написал много стихов, сказок, пьес для них. За свои произведения был награжден двумя орденами Ленина и др. наградами. Его книги отмечены Государственными премиями.

 

подготовленные дети рассказывают о С.Я.Маршаке

 

 

Регулятивные: прогнозируют предстоящую работу.

Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других.

Личностные:  формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельность

V. Формулировка темы (1мин)

 

Учитель (Н.А.):  Ребята свяжите музыкальное произведение и раздел по чтению. Как вы думаете, какова тема нашего урока. Посмотрите на слайд, там есть подсказка.

Тема нашего урока «Декабрь в творчестве композиторов и поэтов».

 

Познавательные:

познакомить с произведением  С.Я. Маршака

 VI. Знакомство с произведением С.Я.Маршака «Декабрь». (3 мин)

 

 

 

 

 

 

 

Учитель (Н.А.): Откройте учебники на странице 168. И прослушайте поэтическое произведение С.Я. Маршака «Декабрь».

 

Учитель (Н.А.): Ребята, поднимите руку, у кого появилась потребность высказаться, рассказать о том, какое чувство вызывает у вас это произведение?

Учитель:  К какому жанру относится произведение?

Учитель: Почему вы так решили?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Молодцы! Раз это стихотворение, то чему мы будем учиться на уроке?

 

 

 

читают стихотворение, подготовленные учащиеся.

 

 

 

Вызывает чувство радости и восхищения.

 

Это стихотворение.

 

1) Стихотворение - это небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, организованное по законам стихосложения.

2) В стихотворениях можно увидеть разнообразные способы рифмовки.

 

Читать выразительно, развивать речь.

 

Регулятивные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (легко или сложно); Умение оценивать правильность выполнения действия;

Познавательные: систематизация полученных знаний и умений

Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

 

VII. Здоровьесберегающие технологии. (1 мин)

Физминутка (для глаз)

 

VIII. Словарная работа.

 (3 мин)

 

ИКТ

Учитель: А чтобы прочитать выразительно, мы должны понимать все слова и словосочетания. Мне, например не понятны такие слова. Помогите. Объясните значение слов.

Вымостил – …..

Салазки - …..

Обновил коньки – …..

 

работают на интерактивной доске, выбирают и соединяют правильные значения слов.

 

 

Вымостил – покрыл поверхность льдом.

Салазки - санки.

Обновил коньки – означает, купил новые или подготовил старые к зиме.

 

Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, владение монологической и диалогической формой речи.

Познавательные: извлекать необходимую информацию

IX. Работа над выразительным чтением. (8 мин)

 

Учитель: Ребята поработаем над выразительным чтением вслух, нам поможет партитура стихотворения.

читают по смысловым частям и отрабатывают выразительное чтение.

 

Познавательные:

вырабатывать навык выразительного чтения, совершенствовать навык плавного беглого чтения целыми словами

 

X. Знакомство с литературно-художественными приемами. (2 мин)

 

Корзина понятий

Вы прочитали, как вы понимаете смысл слов, «все деревья в серебре»? В прямом ли значении употреблено слово «серебро»?

 

Учитель: Такой  литературно-художественный приём  называется метафора, т.е. употребление слов и словосочетаний в переносном значении.

А теперь докажите, словами из текста, что о елке поэт говорит так же, как о человеке?

 

 

Учитель: Как называется этот прием в литературе?

 

 

Учитель: Найдите в тексте еще примеры олицетворения.

 

Слово серебро употреблено в переносном значении.

 

 

 

 

 

 

«елка плакала», «задышала», «ожила».

 

Олицетворение - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

«огоньки взбегают», «звезду зажёг».

Познавательные:

познакомить с литературными приёмами (олицетворение, метафора);

 

XI. Здоровьесберегающие технологии. Физминутка под музыку (1 мин)

Учитель (С.В.): Выразительные словосочетания  и метафоры  можно услышать и  в музыке, а также  пластически проинтонировать. Пластическое интонирование – это петь руками.

Задание: Для этого вам нужно встать и повторять движения за мной.  Представим, что мы находимся в лесу, а  поможет нам в этом музыка итальянского композитора А. Вивальди «Времена года»

Учитель (С.В.): Ребята, что происходило в лесу?

 

Слушание музыки: Вивальди «Времена года»

 

 

 

 

 

 

 

 

стон метели, злая пурга, порывистый ветер и плач елки.

 

Познавательные:

умение слушать и понимать музыку.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.

 

XII. Экологическая беседа. (2 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель (Н.А.): Да, ребята, не один Новый год не обходится без красавицы ёлки. Одно лишь нестерпимо жаль: когда заканчивается новогодние праздник и улицы заполняют выброшенные деревца, ставшие ненужными и отвергнутыми. А сколько лет еще они могли бы расти, и служили домиками для лесных обитателей, обогащали кислородом планету.

А как сберечь елку, ребята помогите?!

 

 

 

 

Мы с ребятами так и поступили, в классе проводим акцию «Елочка живи». В этом нам помогают родители. Они предлагают для всех несколько вариантов изготовления елок. И чтобы все  остальные поучаствовали в нашей акции, мы с ребятами сделали буклеты в защиту нашей елочки. Они вам их сейчас подарят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно купить искусственную ель, сделать из бумаги, из мишуры, из гирлянд и т.д.

 

Раздают буклеты разработанные и изготовленные на уроке технология.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.

сотрудничать в совместном решении проблемы.

XIII. Итог урока и рефлексия.

 (2 мин)

Учитель (Н.А): С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?

 

 

 

 

Учитель: Кто автор этих произведений?

 

Учитель (Н.А.): И еще одна традиция на новый год принято украшать елку  не только новогодними игрушками, но и разноцветными фонариками. Сегодня  я попрошу вас зажечь огонек своего  настроения, которое было у вас на уроке. Если это хорошее, радостное настроение, вы справлялись со всеми заданиями, поднимите красный фонарик, а если вам не понравился урок, было трудно - то желтый.

 

Музыка «Времена года», «Декабрь», стихотворение «Декабрь», музыка Вивальди «Времена года».

 

Авторы П.И.Чайковский, Вивальди, С.Я.Маршак.

 

Выбирают и поднимают фонарик, который соответствует настроению.

 

 

Познавательные: приобретать умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: учащиеся оценивают свою работу.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

XIV. Музыкальная пауза. (3 мин)

 

Учитель (С.В.): Вижу всем урок понравился, настроение у вас радостное, а также новый год не обходится без песни. Давайте споем песню, она поможет нам создать предновогоднее настроение.

Учитель (Н.А.): Ребята, наша елочка благодарит за заботу и хочет преподнести вам подарки. (раздать детям конфеты).

Учитель (поочереди Н.А. и С.В.): Спасибо, ребята, за урок, за вашу активную работу. Домашнее задание по чтению на выбор выучить стихотворение наизусть или выр.читать, а по музыке нарисовать картину декабря, опираясь на музыкальные произведения, которые услышали на уроке.

 

поют песню «Новый год». (во время пения, на последнем куплете зажигается елочка)

 

 

получают конфеты и благодарят.

Личностные:

принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Коммуникативные: - учатся слушать и понимать учителя - оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых навыков, - сотрудничать в…

Коммуникативные: - учатся слушать и понимать учителя - оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых навыков, - сотрудничать в…

II . Актуализация знаний (3 мин)

II . Актуализация знаний (3 мин)

III . Проектирование и фиксация нового задания

III . Проектирование и фиксация нового задания

С.Я. Маршак - это знаменитый поэт, мастер стиха, человек высокой культуры

С.Я. Маршак - это знаменитый поэт, мастер стиха, человек высокой культуры

Учитель (Н.А.): Откройте учебники на странице 168

Учитель (Н.А.): Откройте учебники на странице 168

Салазки - ….. Обновил коньки – …

Салазки - ….. Обновил коньки – …

Учитель: Найдите в тексте еще примеры олицетворения

Учитель: Найдите в тексте еще примеры олицетворения

Учитель (Н.А.): Да , ребята, не один

Учитель (Н.А.): Да , ребята, не один

XIII . Итог урока и рефлексия

XIII . Итог урока и рефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2021