Цель: проанализировать, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
Задачи:
• Сформулировать понятия “бездуховность”, “духовность”.
• Раскрыть проявление данных понятий на примере рассказа И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
• Создать условия для свободного выбора учащимися приоритетов в жизни общества.
Оборудование: интерактивная доска (презентация выполнена в программе Smart Notebook), тексты художественного произведения И.А Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
Ход урока
Учитель обществознания:
- Что же такое духовный мир человека? В научном обиходе понятие “духовная жизнь людей” охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.
Интегрированный урок "Господин из Сан-Франциско"
Цель: проанализировать, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А.Бунина “Господин из
СанФранциско”.
Задачи:
Сформулировать понятия “бездуховность”, “духовность”.
Создать условия для свободного выбора учащимися приоритетов в жизни общества.
Раскрыть проявление данных понятий на примере рассказа И.А.Бунина “Господин из СанФранциско”.
Оборудование: интерактивная доска (презентация выполнена в программе Smart Notebook), тексты
художественного произведения И.А Бунина “Господин из СанФранциско”.
Учитель обществознания:
Ход урока
Что же такое духовный мир человека? В научном обиходе понятие “духовная жизнь людей” охватывает все
богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и
творческое созидание новых.
Перед вами два понятия духовность и бездуховность. Ваша задача распределить предложенные
характеристики таким образом, чтобы раскрыть сущность каждого из них, возможно, вы дополните данный
список своими признаками.
В течение трех минут сформулируйте определение понятий “духовность” и “бездуховность”.
ДУХОВНОСТЬэто высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на этом уровне мотивом и
смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие
ценности. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностные
ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в
соответствии с ними.
БЕЗДУХОВНОСТЬ это низкий уровень развития духовной жизни, человек не способен увидеть и
почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира. Такой индивид не способен создать чтото
ценное , что бы оставило след в памяти даже близких ему людей.
Понять и осмыслить данные категории нам сегодня предстоит на примере рассказа И.А. Бунина “Господин из
СанФранциско”.
Учитель литературы:
Чтобы понять смысл происходящего и объяснить существующую действительность, Бунин уезжает за границу.
Весной 1910г. И.А.Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. А в декабре 1910 весной 1911годов был в Египте и
на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде,
Константинополе, Бухаресте и др. городах Европы. Впечатления от этих путешествий отразились в его
рассказах и повестях, одним из которых является “Господин из СанФранциско”(1916г.).
Повесть “Господин из СанФранциско” продолжала традицию Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть
как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности. Наряду с философской линией в повести Бунина
разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного
общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию
Учитель обществознания:
Шла первая мировая война, налицо был кризис цивилизации, где война ведется не ради развития, а ради
наживы. Ярко прослеживался кризис духовности буржуазного общества. Отчетливо проявлялась бездуховность
замыкание человека на общепринятых стереотипах, который ориентировался не на духовные ценности, а
поступал так, “как надо, как принято в определенных кругах, уровня которых ты достиг”. Чтобы этому уровню
соответствовать, ты ведешь себя так, как заведено. Буржуазное общество достигало своего уровня не своими
силами, трудом, а уровень жизни достигался за счет других людей, которых было большинство.Несправедливость такого развития общества приводило к большим социальным проблемам, требовавшим своего
разрешения. Буржуазное общество “паразитировало”. Вечные общечеловеческие ценности в нем не были
приоритетными, они отвергались, т.к. на их смену приходили такие ценности, как положение в обществе,
нажитый капитал, власть ,которые ценились гораздо выше общечеловеческих ценностей.
Буржуазная цивилизация демонстрирует бездуховность , а вследствие этого неотвратимость гибель этого
мира.
Учитель литературы.
Примером проявления данной концепции служит сюжет рассказа Бунина, который построен на описании
несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого “никто не
запомнил”.
Бунин в своем рассказе использует многие символы для отображения конкретно взятой ситуации.
Какие символы использует автор, чтобы показать гибель существующего образа жизни буржуазного общества?
Символы:
“Атлантида” затонувший легендарный мифический континент, символ погибшей цивилизации, не
устоявшей перед натиском стихии.
“Нет имени у господина” олицетворение человека буржуазной цивилизации
“Океан, ходивший за стенами” парохода символ стихии, природы, противостоящей цивилизации.
“Влюбленная пара”, нанятая за деньги, чтобы изображать любовьсимвол того, что в буржуазном
обществе все продается и покупается. (слайд на доске)
Анализ рассказа.
Обратимся к содержанию рассказа.
Прослушайте отрывок из произведения “Господин из СанФранциско”.
А.Бунин “Господин из СанФранциско” (презентация, слайд 6)
Почему главный герой лишен имени? (Герой назван просто “господин”. По крайней мере, сам он считает себя
господином и упивается своим положением: он может позволить себе ради развлечения поехать в “Старый
Свет” на целых два года, может пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом, может
презрительно унижать людей, говоря им “Прочь!”)
Как описывает “господина” автор? (Подчеркивается его богатство и его неестественность: “серебряные усы”,
“золотые пломбы зубов” и пр. В “господине” нет ничего духовного. Его цельстать богатым и пожинать плоды
этого богатства осуществилась. Но он не стал от этого счастливее).
Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность? (“Господин” меняется перед лицом смерти, в
нем начинает проявляться человеческое. Смерть делает его человеком: черты его стали “утончаться и
светлеть…” Резко меняется отношение окружающих: никто не сочувствует и не сожалеет о его смерти, а
прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым).
Как показано общество в рассказе? (Работа с текстом рассказа) (На верхних этажах корабля протекает жизнь
богатых, достигших “полного благополучия”. Общество обезличено, лишено индивидуальности. Все, что они
делают, ненатурально: нанятая пара влюбленных – показатель отсутствия настоящих чувств. Это искусственный
рай, залитый теплом и музыкой)
Подводя итог вышесказанному, характеристика такого общества доказывает яркое проявление кризиса
духовности общества. Но есть ли в рассказе Бунина пример того, что рядом с паразитирующим обществом живут
те, которые наделены истинными человеческими ценностями? Как автор описывает этих людей? ( Лоренцо
высокий старик, лодочник, красавец, ему дано имя, не раз служил моделью многим живописцам., он останется
жить вечно на полотнах художника. Он олицетворяет естественность и радость бытия, живет в гармонии с
окружающим миром. Это и есть истинные ценности, в отличие от мнимых.)
Учитель обществознания:
На данном литературном примере показана тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели
бездушной и бездуховной цивилизации. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченное на небытие,сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии. Дело каждого из нас –
сделать свой выбор: “Я хочу быть таким, как “господин”, либо могу стать “Лоренцо”. Либо раб эпохи, либо –
хозяин жизни”.
Попробуйте сейчас сформулировать не менее пяти категорий, которые будут отражать то общество, в котором
вы хотели бы жить.
Творческое задание.
Напишите эссе на тему “Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот”.
Л.Н.Толстой.