Интегрированный урок "Господин из Сан-Франциско"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: проанализировать, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”. Задачи: • Сформулировать понятия “бездуховность”, “духовность”. • Раскрыть проявление данных понятий на примере рассказа И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”. • Создать условия для свободного выбора учащимися приоритетов в жизни общества. Оборудование: интерактивная доска (презентация выполнена в программе Smart Notebook), тексты художественного произведения И.А Бунина “Господин из Сан-Франциско”. Ход урока Учитель обществознания: - Что же такое духовный мир человека? В научном обиходе понятие “духовная жизнь людей” охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.
Иконка файла материала Господин из Сан-Франциско.doc
Интегрированный урок "Господин из Сан-Франциско" Цель: проанализировать, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А.Бунина “Господин из  Сан­Франциско”. Задачи:  Сформулировать понятия “бездуховность”, “духовность”.   Создать условия для свободного выбора учащимися приоритетов в жизни общества. Раскрыть проявление данных понятий на примере рассказа И.А.Бунина “Господин из Сан­Франциско”. Оборудование: интерактивная доска (презентация выполнена в программе Smart Notebook), тексты  художественного произведения И.А Бунина “Господин из Сан­Франциско”. Учитель обществознания: Ход урока ­ Что же такое духовный мир человека? В научном обиходе понятие “духовная жизнь людей” охватывает все  богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. ­ Перед вами два понятия ­ духовность и бездуховность. Ваша задача распределить предложенные  характеристики таким образом, чтобы раскрыть сущность каждого из них, возможно, вы дополните данный  список своими признаками. ­ В течение трех минут сформулируйте определение понятий “духовность” и “бездуховность”. ДУХОВНОСТЬ­это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на этом уровне мотивом и  смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие  ценности. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностные  ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в  соответствии с ними. БЕЗДУХОВНОСТЬ ­ это низкий уровень развития духовной жизни, человек не способен увидеть и  почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира. Такой индивид не способен создать что­то  ценное , что бы оставило след в памяти даже близких ему людей. ­ Понять и осмыслить данные категории нам сегодня предстоит на примере рассказа И.А. Бунина “Господин из  Сан­Франциско”. Учитель литературы: ­ Чтобы понять смысл происходящего и объяснить существующую действительность, Бунин уезжает за границу. Весной 1910г. И.А.Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. А в декабре 1910­ весной 1911годов был в Египте и  на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде,  Константинополе, Бухаресте и др. городах Европы. Впечатления от этих путешествий отразились в его  рассказах и повестях, одним из которых является “Господин из Сан­Франциско”(1916г.). Повесть “Господин из Сан­Франциско” продолжала традицию Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть  как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности. Наряду с философской линией в повести Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию Учитель обществознания: ­ Шла первая мировая война, налицо был кризис цивилизации, где война ведется не ради развития, а ради  наживы. Ярко прослеживался кризис духовности буржуазного общества. Отчетливо проявлялась бездуховность  ­ замыкание человека на общепринятых стереотипах, который ориентировался не на духовные ценности, а  поступал так, “как надо, как принято в определенных кругах, уровня которых ты достиг”. Чтобы этому уровню  соответствовать, ты ведешь себя так, как заведено. Буржуазное общество достигало своего уровня не своими  силами, трудом, а уровень жизни достигался за счет других людей, которых было большинство.Несправедливость такого развития общества приводило к большим социальным проблемам, требовавшим своего  разрешения. Буржуазное общество “паразитировало”. Вечные общечеловеческие ценности в нем не были  приоритетными, они отвергались, т.к. на их смену приходили такие ценности, как положение в обществе,  нажитый капитал, власть ,которые ценились гораздо выше общечеловеческих ценностей. Буржуазная цивилизация демонстрирует бездуховность , а вследствие этого ­ неотвратимость гибель этого  мира. Учитель литературы. ­ Примером проявления данной концепции служит сюжет рассказа Бунина, который построен на описании  несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого “никто не  запомнил”. Бунин в своем рассказе использует многие символы для отображения конкретно взятой ситуации. ­ Какие символы использует автор, чтобы показать гибель существующего образа жизни буржуазного общества? Символы:     “Атлантида” ­ затонувший легендарный мифический континент, символ погибшей цивилизации, не  устоявшей перед натиском стихии. “Нет имени у господина” ­ олицетворение человека буржуазной цивилизации “Океан, ходивший за стенами” парохода ­ символ стихии, природы, противостоящей цивилизации. “Влюбленная пара”, нанятая за деньги, чтобы изображать любовь­символ того, что в буржуазном  обществе все продается и покупается. (слайд на доске) Анализ рассказа. ­ Обратимся к содержанию рассказа. Прослушайте отрывок из произведения “Господин из Сан­Франциско”. А.Бунин “Господин из Сан­Франциско” (презентация, слайд 6) ­ Почему главный герой лишен имени? (Герой назван просто ­ “господин”. По крайней мере, сам он считает себя  господином и упивается своим положением: он может позволить себе ради развлечения поехать в “Старый  Свет” на целых два года, может пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом, может  презрительно унижать людей, говоря им “Прочь!”) ­ Как описывает “господина” автор? (Подчеркивается его богатство и его неестественность: “серебряные усы”,  “золотые пломбы зубов” и пр. В “господине” нет ничего духовного. Его цель­стать богатым и пожинать плоды  этого богатства ­ осуществилась. Но он не стал от этого счастливее). ­ Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность? (“Господин” меняется перед лицом смерти, в  нем начинает проявляться человеческое. Смерть делает его человеком: черты его стали “утончаться и  светлеть…” Резко меняется отношение окружающих: никто не сочувствует и не сожалеет о его смерти, а  прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым). ­ Как показано общество в рассказе? (Работа с текстом рассказа) (На верхних этажах корабля протекает жизнь богатых, достигших “полного благополучия”. Общество обезличено, лишено индивидуальности. Все, что они  делают, ненатурально: нанятая пара влюбленных – показатель отсутствия настоящих чувств. Это искусственный рай, залитый теплом и музыкой) ­ Подводя итог вышесказанному, характеристика такого общества доказывает яркое проявление кризиса  духовности общества. Но есть ли в рассказе Бунина пример того, что рядом с паразитирующим обществом живут те, которые наделены истинными человеческими ценностями? Как автор описывает этих людей? ( Лоренцо ­  высокий старик, лодочник, красавец, ему дано имя, не раз служил моделью многим живописцам., он останется  жить вечно на полотнах художника. Он ­ олицетворяет естественность и радость бытия, живет в гармонии с  окружающим миром. Это и есть истинные ценности, в отличие от мнимых.) Учитель обществознания: ­ На данном литературном примере показана тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели  бездушной и бездуховной цивилизации. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченное на небытие,сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии. Дело каждого из нас –  сделать свой выбор: “Я хочу быть таким, как “господин”, либо могу стать “Лоренцо”. Либо раб эпохи, либо –  хозяин жизни”. Попробуйте сейчас сформулировать не менее пяти категорий, которые будут отражать то общество, в котором  вы хотели бы жить. Творческое задание. ­ Напишите эссе на тему “Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот”.  Л.Н.Толстой.

Посмотрите также