Цели:
• изучить личность Рылеева К.Ф. как поэта и гражданина;
• дать историко-литературный комментарий к стихотворению к.Ф.Рылеева "Гражданин";
• составить портрет типичного декабриста и сопоставить с личностью Рылеева;
• воспитать чувство любви к Родине, понимания гражданского долга.
Оборудование: проектор, компьютер, телевизор, видеомагнитофон; презентация к уроку, электронный учебник "Уроки Кирилла и Мефодия", видеофильм "Восстание декабристов"; картина И.И.Кольмана "Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге 1825 года", учебная таблица "Декабристское восстание", портреты К.Ф.Рылеева, П.И.Пестеля, П.Г.Каховского, М.П.Бестужева-Рюмина, С.И.Муравьёва-Апостола; раздаточный материал (таблицы и анкеты для заполнения - по 20 штук).
Интегрированный урок истории и литературы "К.Ф.
Рылеев – поэт и декабрист"
Цели:
изучить личность Рылеева К.Ф. как поэта и гражданина;
дать историколитературный комментарий к стихотворению к.Ф.Рылеева "Гражданин";
составить портрет типичного декабриста и сопоставить с личностью Рылеева;
воспитать чувство любви к Родине, понимания гражданского долга.
Оборудование: проектор, компьютер, телевизор, видеомагнитофон; презентация к уроку, электронный учебник
"Уроки Кирилла и Мефодия", видеофильм "Восстание декабристов"; картина И.И.Кольмана "Восстание
декабристов на Сенатской площади в Петербурге 1825 года", учебная таблица "Декабристское восстание",
портреты К.Ф.Рылеева, П.И.Пестеля, П.Г.Каховского, М.П.БестужеваРюмина, С.И.МуравьёваАпостола;
раздаточный материал (таблицы и анкеты для заполнения по 20 штук).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Слово учителя литературы о К.Ф.Рылееве (17951826):
Рылеев был мне первым светом:
Отец! По духу мне родной
Твоё названье в мире этом
Мне стало доблестным заветом
И путеводною звездой.
(на экране портрет К.Ф.Рылеева и слова Н.П.Огарева).
Так писал через несколько лет после гибели Рылеева поэтреволюционер Н.П.Огарев (18131877). Свет от
жизненного и творческого подвига Рылеева остался надолго.
К.Ф.Рылеев родился в 1795 году в небогатой дворянской семье. Детство его прошло под Петербургом, в усадьбе
Батово. По дворянской традиции мальчик был отдан в кадетский корпус, который окончил в 1814 году в самом
конце войны с Наполеоном. Он был зачислен в действующую армию, с которой прошёл Германию, Швейцарию и
Францию.
По возвращении в Россию в 18161818 годах он служил офицером в Воронежской губернии. Здесь он встретил
дочь местного помещика Наталью Михайловну Тевяшеву, на которой женился в 1819 году. Вскоре Рылеев вышел
в отставку, считая невозможным служить в аракчеевской армии.
В 1821 году он был избран заседателем Петербургской уголовной палаты, где всячески старался отстаивать
интересы тех, кто по своему социальному положению не мог сам себя защитить.
Однажды Петербург был ошеломлён: в журнале "Невский зритель" появилась сатирическая ода "К временщику",
в которой давался уничтожающий портрет Аракчеева.
Так вступил в литературу Рылеев поэтгражданин.
III. Историколитературный комментарий к стихотворению К.Ф.Рылеева "Гражданин".
Учитель литературы:
В том же журнале впервые было опубликовано программное произведение Рылеева "Гражданин".
Стихотворение "Я ль буду в роковое время..." (название стихотворения по первой строке), написанное в 1825
году, раскрывает характер требований гражданского романтизма к человеку.
(Выразительное чтение стихотворения одним из учащихся, текст стихотворения на экране).
Учитель истории работает с учащимися над историческими понятиями, комплексом общественных понятий и
чувств: роковое время, гражданин, самовластье, угнетённая свобода, бурный мятеж, исторические деятели
Брут Марк Юний и Риего Рафаэль. (Эти слова в тексте стихотворения выделяются курсивом.)Учитель литературы работает с учащимися над идейнотематической основой стихотворения:
1. Определите тему стихотворения. О чём оно? (О том, что юноши, отгородившиеся от участия в борьбе, лишают
себя возможности понять "предназначенье века", остаются вне истории и обречены на позор и презрение
потомков.)
2. Каков основной приём стихотворения? (Антитеза, образ романтического героя противопоставлен образу
юношей)
3. Каким представлен образ романтического героя? (Романтический герой предвидит грядущий бурный мятеж и
готов жертвовать собой. Он "разгадал" свою судьбу, понял своё предназначенье и всего себя посвятил отчизне.)
4. Каким представлен образ юношей? (Автор стихотворения называет молодое поколение "изнеженным
племенем переродившихся славян" "с хладной душой и хладным взором", для которых характерна "постыдная
праздность".)
5. Какова основная мысль стихотворения? (Состояние покоя, вялости Рылеев отвергает, напротив, всё высокое
для поэта связано с движением.)
IV. О тайных организациях.
Учитель истории:
Были ли в начале XIX века организации в России, которые ставили перед собой реальные цели по воплощению
идей, заявленных в данном стихотворении?
Просмотр диска "Уроки Кирилла и Мефодия" о Союзе благоденствия.
Какие цели ставили перед собой эти организации? (Ограничение прав монарха, улучшение жизни народа, его
освобождение от крепостного права.)
Чем занимался кружок "Зелёная лампа"? (Через журналы члены кружка знакомили с американской и
французской конституцией.)
Просмотр диска "Уроки Кирилла и Мефодия" о Северном и Южном обществах.
Учитель истории предлагает учащимся самим выявить линии сравнения "Конституции" Муравьёва и "Русской
правды" Пестеля.
Заполнение таблицы.
Линии сравнения
"Конституция"
"Русская правда"
Форма правления
Конституционная монархия
Федерация
Республика
Унитарное
Форма гос.
территориального
устройства
Высшие органы
Народное вече законодательная
власть,
Император исполнительная
Народное вече законодательная
власть,
Державная дума исполнительная,
Верховный собор контролирующие
функции
Отношение к крепостному
праву
Отменялось
Отменялось
Собственность и
Крестьяне получали в собственность Земля общественнаяземельный вопрос
по 2 десятины, помещичье
землевладение сохранялось
принадлежала волости, частная
давалась тем, кто мог её
обрабатывать
Избирательная система
Граждане, обладающие недвижимой
собственностью стоимостью 500
рублей, движимой 1000 рублей
Всё население
Учитель литературы:
Конечно, К.Ф.Рылеев не остался от этого в стороне. Вскоре он стал одним из руководителей Северного
тайного общества. В стихотворении "Гражданин" К.Ф.Рылеева наиболее полно отразился образ декабриста.
Учитель истории:
Посмотрите на экране статистические данные "типичного" декабриста.
(Учитель истории комментирует таблицу.)
Статистические данные (на доске):
Годы рождения: от 1775 до 1808. самому старшему декабристу могло быть 50 лет, младшему 17.
Происхождение: 174 потомственных дворянина, 3 из духовенства, 1 из купцов, 1 из крестьян.
Образование: 72 закончили военные, 38 гражданские учебные заведения, 18 Московский университет, 2
Петербургский, 4 Царскосельский лицей, 35 кадетские корпуса, 22 Пажеский корпус.
Служебное положение: 636 военных, из них 280 нижних чинов, 1 генераллейтенант, 8 генералмайоров, 49
полковников, 66 человек состояли на гражданской службе.
Учитель истории:
А теперь давайте заполним анкету и выявим образ "типичного" декабриста, исходя из статистических данных.
(Учитель истории помогает заполнить графу "типичный" декабрист, учитель литературы графу по Рылееву.)
Возраст
Происхождение
Образование
Служебное положение
Участие в событиях начала XIX века
Политические симпатии
Качества личности
"Типичный"
декабрист
К.Ф.Рыле
ев
Учитель литературы:
Прошло немного времени, и поэт ценой собственной жизни доказал, что слова не расходились у него с делом.
К.Ф.Рылеев руководил подготовкой восстания и давал распоряжения на Сенатской площади 14 декабря 1825
года.Просмотр видеофильма о восстании декабристов на Сенатской площади, демонстрация картины
И.И.Кольмана.
Учитель истории:
Восстание было разгромлено Николаем I. Как вы думаете, в чём причины поражения восстания?
(Противоречия, не хватало народа, недостаточно чётко организовано.)
О последствиях восстания, участи руководителей и участников восстания вам расскажут эти страшные цифры.
(Учитель показывает по учебной таблице статистику, называет конкретные цифры.)
Пятеро руководителей были повешены: К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, П.Г.Каховский, М.П.БестужевРюмин,
С.И.МуравьёвАпостол. (Показ портретов названных руководителей восстания на экране проектора.)
Учитель литературы:
Среди декабристов были друзья А.С.Пушкина. "Каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна", писал
А.С.Пушкин в одном из своих писем. Вам известно его стихотворное послание друзьямдекабристам "В Сибирь",
которое он передал в 1827 году с женой декабриста А.Г.Муравьёвой, уезжавшей к мужу на каторгу.
(Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина одним из учащихся.)
Друзья Пушкина оценили его мужество и желание помочь и поддержать в трудную минуту. Об этом говорится
в стихотворении А.И.Одоевского "Ответ из Сибири".
(Выразительное чтение стихотворения А.И.Одоевского одним из учащихся.)
V. Выводы по уроку.
Учитель литературы:
К.Ф.Рылеев прожил короткую жизнь: в день гибели, 13 июля 1826 года, ему был 31 год. Но жизнь эта навеки
вошла в историю Отечества, борьбы за народ.
И сегодня творчество Рылеева помнят, чтят и любят, ибо оно, пользуясь выражением А.Блока, "корнями вросло
в русское сердце".
"Известно мне: погибель ждёт
Того, кто первый восстаёт
На утеснителей народа,
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?"
Эти слова из поэмы "Наливайко" Рылеев подтвердил всей своей жизнью.
Ребята, а знаете ли вы стихотворения башкирских поэтов на гражданскую тему? Назовите их.
VI. Итоги. Оценить работу учащихся на уроке.
VII. Домашнее задание: прочитать "Думы" К.Ф.Рылеева, подготовить историческую справку о героях дум.