Интегрированный урок истории и литературы "К.Ф. Рылеев – поэт и декабрист"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • изучить личность Рылеева К.Ф. как поэта и гражданина; • дать историко-литературный комментарий к стихотворению к.Ф.Рылеева "Гражданин"; • составить портрет типичного декабриста и сопоставить с личностью Рылеева; • воспитать чувство любви к Родине, понимания гражданского долга. Оборудование: проектор, компьютер, телевизор, видеомагнитофон; презентация к уроку, электронный учебник "Уроки Кирилла и Мефодия", видеофильм "Восстание декабристов"; картина И.И.Кольмана "Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге 1825 года", учебная таблица "Декабристское восстание", портреты К.Ф.Рылеева, П.И.Пестеля, П.Г.Каховского, М.П.Бестужева-Рюмина, С.И.Муравьёва-Апостола; раздаточный материал (таблицы и анкеты для заполнения - по 20 штук).
Иконка файла материала К.Ф. Рылеев – поэт и декабрист.doc
Интегрированный урок истории и литературы "К.Ф. Рылеев – поэт и декабрист" Цели:     изучить личность Рылеева К.Ф. как поэта и гражданина; дать историко­литературный комментарий к стихотворению к.Ф.Рылеева "Гражданин"; составить портрет типичного декабриста и сопоставить с личностью Рылеева; воспитать чувство любви к Родине, понимания гражданского долга. Оборудование: проектор, компьютер, телевизор, видеомагнитофон; презентация к уроку, электронный учебник  "Уроки Кирилла и Мефодия", видеофильм "Восстание декабристов"; картина И.И.Кольмана "Восстание  декабристов на Сенатской площади в Петербурге 1825 года", учебная таблица "Декабристское восстание",  портреты К.Ф.Рылеева, П.И.Пестеля, П.Г.Каховского, М.П.Бестужева­Рюмина, С.И.Муравьёва­Апостола;  раздаточный материал (таблицы и анкеты для заполнения ­ по 20 штук). Ход урока I. Организационный момент. II. Слово учителя литературы о К.Ф.Рылееве (1795­1826): ­ Рылеев был мне первым светом: Отец! По духу мне родной ­ Твоё названье в мире этом Мне стало доблестным заветом И путеводною звездой. (на экране портрет К.Ф.Рылеева и слова Н.П.Огарева). ­ Так писал через несколько лет после гибели Рылеева поэт­революционер Н.П.Огарев (1813­1877). Свет от  жизненного и творческого подвига Рылеева остался надолго. К.Ф.Рылеев родился в 1795 году в небогатой дворянской семье. Детство его прошло под Петербургом, в усадьбе Батово. По дворянской традиции мальчик был отдан в кадетский корпус, который окончил в 1814 году в самом  конце войны с Наполеоном. Он был зачислен в действующую армию, с которой прошёл Германию, Швейцарию и  Францию. По возвращении в Россию в 1816­1818 годах он служил офицером в Воронежской губернии. Здесь он встретил  дочь местного помещика Наталью Михайловну Тевяшеву, на которой женился в 1819 году. Вскоре Рылеев вышел в отставку, считая невозможным служить в аракчеевской армии. В 1821 году он был избран заседателем Петербургской уголовной палаты, где всячески старался отстаивать  интересы тех, кто по своему социальному положению не мог сам себя защитить. Однажды Петербург был ошеломлён: в журнале "Невский зритель" появилась сатирическая ода "К временщику", в которой давался уничтожающий портрет Аракчеева. Так вступил в литературу Рылеев ­ поэт­гражданин. III. Историко­литературный комментарий к стихотворению К.Ф.Рылеева "Гражданин". Учитель литературы: ­ В том же журнале впервые было опубликовано программное произведение Рылеева "Гражданин".  Стихотворение "Я ль буду в роковое время..." (название стихотворения по первой строке), написанное в 1825  году, раскрывает характер требований гражданского романтизма к человеку. (Выразительное чтение стихотворения одним из учащихся, текст стихотворения ­ на экране). Учитель истории работает с учащимися над историческими понятиями, комплексом общественных понятий и  чувств: роковое время, гражданин, самовластье, угнетённая свобода, бурный мятеж, исторические деятели ­  Брут Марк Юний и Риего Рафаэль. (Эти слова в тексте стихотворения выделяются курсивом.)Учитель литературы работает с учащимися над идейно­тематической основой стихотворения: 1. Определите тему стихотворения. О чём оно? (О том, что юноши, отгородившиеся от участия в борьбе, лишают  себя возможности понять "предназначенье века", остаются вне истории и обречены на позор и презрение  потомков.) 2. Каков основной приём стихотворения? (Антитеза, образ романтического героя противопоставлен образу  юношей) 3. Каким представлен образ романтического героя? (Романтический герой предвидит грядущий бурный мятеж и  готов жертвовать собой. Он "разгадал" свою судьбу, понял своё предназначенье и всего себя посвятил отчизне.) 4. Каким представлен образ юношей? (Автор стихотворения называет молодое поколение "изнеженным  племенем переродившихся славян" "с хладной душой и хладным взором", для которых характерна "постыдная  праздность".) 5. Какова основная мысль стихотворения? (Состояние покоя, вялости Рылеев отвергает, напротив, всё высокое  для поэта связано с движением.) IV. О тайных организациях. Учитель истории: ­ Были ли в начале XIX века организации в России, которые ставили перед собой реальные цели по воплощению  идей, заявленных в данном стихотворении? Просмотр диска "Уроки Кирилла и Мефодия" о Союзе благоденствия. ­ Какие цели ставили перед собой эти организации? (Ограничение прав монарха, улучшение жизни народа, его  освобождение от крепостного права.) ­ Чем занимался кружок "Зелёная лампа"? (Через журналы члены кружка знакомили с американской и  французской конституцией.) Просмотр диска "Уроки Кирилла и Мефодия" о Северном и Южном обществах. Учитель истории предлагает учащимся самим выявить линии сравнения "Конституции" Муравьёва и "Русской  правды" Пестеля. Заполнение таблицы. Линии сравнения "Конституция" "Русская правда" Форма правления Конституционная монархия Федерация Республика Унитарное Форма гос.  территориального  устройства Высшие органы Народное вече ­ законодательная  власть, Император ­ исполнительная Народное вече ­ законодательная  власть, Державная дума ­ исполнительная, Верховный собор ­ контролирующие функции Отношение к крепостному праву Отменялось Отменялось Собственность и  Крестьяне получали в собственность Земля общественнаяземельный вопрос по 2 десятины, помещичье  землевладение сохранялось принадлежала волости, частная  давалась тем, кто мог её  обрабатывать Избирательная система Граждане, обладающие недвижимой собственностью стоимостью 500  рублей, движимой ­ 1000 рублей Всё население Учитель литературы: ­ Конечно, К.Ф.Рылеев не остался от этого в стороне. Вскоре он стал одним из руководителей Северного  тайного общества. В стихотворении "Гражданин" К.Ф.Рылеева наиболее полно отразился образ декабриста. Учитель истории: ­ Посмотрите на экране статистические данные "типичного" декабриста. (Учитель истории комментирует таблицу.) Статистические данные (на доске): Годы рождения: от 1775 до 1808. самому старшему декабристу могло быть 50 лет, младшему ­ 17. Происхождение: 174 потомственных дворянина, 3 из духовенства, 1 из купцов, 1 из крестьян. Образование: 72 закончили военные, 38 ­ гражданские учебные заведения, 18 ­ Московский университет, 2 ­  Петербургский, 4 ­ Царскосельский лицей, 35 ­ кадетские корпуса, 22 ­ Пажеский корпус. Служебное положение: 636 военных, из них 280 нижних чинов, 1 генерал­лейтенант, 8 генерал­майоров, 49  полковников, 66 человек состояли на гражданской службе. Учитель истории: ­ А теперь давайте заполним анкету и выявим образ "типичного" декабриста, исходя из статистических данных.  (Учитель истории помогает заполнить графу "типичный" декабрист, учитель литературы графу по Рылееву.)   Возраст Происхождение Образование Служебное положение Участие в событиях начала XIX века Политические симпатии Качества личности "Типичный"  декабрист К.Ф.Рыле ев                             Учитель литературы: ­ Прошло немного времени, и поэт ценой собственной жизни доказал, что слова не расходились у него с делом.  К.Ф.Рылеев руководил подготовкой восстания и давал распоряжения на Сенатской площади 14 декабря 1825  года.Просмотр видеофильма о восстании декабристов на Сенатской площади, демонстрация картины  И.И.Кольмана. Учитель истории: ­ Восстание было разгромлено Николаем I. Как вы думаете, в чём причины поражения восстания?  (Противоречия, не хватало народа, недостаточно чётко организовано.) ­ О последствиях восстания, участи руководителей и участников восстания вам расскажут эти страшные цифры.  (Учитель показывает по учебной таблице статистику, называет конкретные цифры.) ­ Пятеро руководителей были повешены: К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, П.Г.Каховский, М.П.Бестужев­Рюмин,  С.И.Муравьёв­Апостол. (Показ портретов названных руководителей восстания на экране проектора.) Учитель литературы: ­ Среди декабристов были друзья А.С.Пушкина. "Каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна", ­ писал  А.С.Пушкин в одном из своих писем. Вам известно его стихотворное послание друзьям­декабристам "В Сибирь",  которое он передал в 1827 году с женой декабриста А.Г.Муравьёвой, уезжавшей к мужу на каторгу. (Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина одним из учащихся.) ­ Друзья Пушкина оценили его мужество и желание помочь и поддержать в трудную минуту. Об этом говорится  в стихотворении А.И.Одоевского "Ответ из Сибири". (Выразительное чтение стихотворения А.И.Одоевского одним из учащихся.) V. Выводы по уроку. Учитель литературы: ­ К.Ф.Рылеев прожил короткую жизнь: в день гибели, 13 июля 1826 года, ему был 31 год. Но жизнь эта навеки  вошла в историю Отечества, борьбы за народ. И сегодня творчество Рылеева помнят, чтят и любят, ибо оно, пользуясь выражением А.Блока, "корнями вросло  в русское сердце". "Известно мне: погибель ждёт Того, кто первый восстаёт На утеснителей народа, ­ Судьба меня уж обрекла. Но где, скажи, когда была Без жертв искуплена свобода?" ­ Эти слова из поэмы "Наливайко" Рылеев подтвердил всей своей жизнью. ­ Ребята, а знаете ли вы стихотворения башкирских поэтов на гражданскую тему? Назовите их. VI. Итоги. Оценить работу учащихся на уроке. VII. Домашнее задание: прочитать "Думы" К.Ф.Рылеева, подготовить историческую справку о героях дум.