Интегрированный урок (история + литература) «Духовная жизнь в СССР. Хрущевская "оттепель"»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

При организации проектно-исследовательской деятельности в рамках личностно-ориентированного обучения учитывается следующее: 1. Обязательное условие – присутствие реальной практической деятельности (а не просто её моделирование). Практика в данном случае является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием мировоззрения ученика. 2. Работа с первичной информацией (не существующей в готовом виде до начала работы), которая реально учит делать умозаключения. 3. Основана на активном использовании элементов игры. Игровая компонента помогает усилить положительную мотивацию и увеличить долю используемой информации, потому что игра ассоциативно связана с положительными эмоциями; у учащегося отсутствует страх неудачи; присутствует свобода выбора: когда сам учащийся имеет возможность задать себе правила деятельности и цель.
Иконка файла материала Духовная жизнь в СССР. Хрущевская оттепель.doc
Интегрированный урок (история + литература) «Духовная жизнь в СССР. Хрущевская "оттепель"» При организации проектно­исследовательской деятельности в рамках личностно­ориентированного обучения  учитывается следующее: 1. Обязательное условие – присутствие реальной практической деятельности (а не просто её  моделирование). Практика в данном случае является системообразующим компонентом,  непосредственно связанным с формированием мировоззрения ученика. 2. Работа с первичной информацией (не существующей в готовом виде до начала работы), которая реально  учит делать умозаключения. 3. Основана на активном использовании элементов игры. Игровая компонента помогает усилить  положительную мотивацию и увеличить долю используемой информации, потому что игра ассоциативно  связана с положительными эмоциями; у учащегося отсутствует страх неудачи; присутствует свобода  выбора: когда сам учащийся имеет возможность задать себе правила деятельности и цель. При этом неизбежно происходит формирование конструктивного мышления, которому трудно научить при  обычной “урочной” форме обучения, уже “не работает” оценочная система. Это позволяет формировать  личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и могут быть усвоены вербально, этот метод  помогает снять существующие противоречия. Этапы работы над проектом: 1. Поисковый этап: – определение темы; – поиск и анализ проблемы; – постановка цели проекта. 2. Аналитический этап: – анализ имеющейся информации; – сбор и изучение информации; – поиск решения – достижения – действия. 3. Практический этап – выполнение операций; – контроль; – внесение изменений. 4. Презентационный этап. 5. Контрольный этап: – анализ; – оценка. Урок состоит из специально организованного учителем и самостоятельно выполненного учеником комплекса  действий и получению результата. Класс: 11 Название курса: История России. Название темы урока: Духовная жизнь в СССР. Хрущевская “оттепель”. Цели и задачи урока:  Способствовать пониманию, что только демократические ценности и зрелое гражданское общество  могут предотвратить насаждение тоталитарной идеологии, которая способна привести к фашизму.  Формирование навыков критического мышления, самостоятельной познавательной деятельности.  Формирование навыков работы в команде. Научиться работать с большим объемом информации, обобщать, делать выводы, систематизировать  материал, устанавливать причинно­следственные связи. Уметь аргументировано доказывать свою точку  зрения, уважать мнение другого.  Целенаправленно совершенствовать умения по использованию Интернет­ресурсов, программных средств Microsoft Power Point, Microsoft Word. Компетенции:   В сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из  различных источников информации. В сфере гражданско­общественной деятельности. Методы: проблемные, поисковые, исследовательские. Типология проекта: исследовательского характера. Деятельность учащихся: исследовательская, поисковая, творческая. По форме проведения: проект в группах. По времени: краткосрочный – 90 минут. Участники проекта: ученики 11 класса в составе 20 человек. Ход урока 1. Организационный момент Урок проводится в кабинете информатики, все компьютеры включены в локальную сеть; урок – 90 минут. При входе в аудиторию учащиеся получают карточку одного из четырех цветов, таким образом формируются  четыре группы для проведения занятия. Оборудование урока и ресурсы: презентация учебное пособие для 11 класса “История России XX – начало XXI  вв.”, автор Сахаров А.М., Боханов Б.Н., Загладин Н.В.; раздаточный материал, лист рефлексии, записи  воспоминаний родственников о хрущевском времени, листы ватмана, фломастеры, карточки 4­х цветов для  распределения по группам. Компьютеры с программами Windows­98 (2000) с подключением к сети Интернет,  мультимедийный проектор. 2. Подготовка к занятию Учащимся дается задание расспросить старших членов семьи, родственников о том, как они жили в 1953 – 1964  гг., чем запомнилось им время “оттепели”. Средства контроля: – индивидуальный проектный план; – критерии оценки проекта; – критерии оценки презентации; – рефлексивное табло. Условием проекта является то, что ребята самостоятельно находят информацию, используя Интернет­ресурсы и заполняют графу – информационные ресурсы при оформлении проекта. Мотивация: учитель организует вводную беседу на основе презентации. Проблематизация на основе презентации: ставит задачу перед учащимися записать проблемы, которые ставят  перед нами данная тема. Мозговой штурм: ребята по ходу презентации определяют проблемы изучаемой темы. Какие проблемы вы  отметите для себя по ходу презентации? Учитель записывает на доске предложенные варианты. Соотнесите  свои проблемы с триадой вопросов. Творческое название:“Демократизация общественной жизни в период “оттепели” – гибнет?” –  существует ? – живет? 3. Оформление школьной доски Название темы урока. “Оттепель”: жизнь, наука и культура. 4. План урока План урока: 1. Организационный момент 2. Мотивация 3. Проблематизация на основе презентации 4. Работа в группах над проектом 5. Защита проектов. Обсуждение 6. Рефлексия 7. Итоги урока Особенности урока: Реализация проектно­исследовательской деятельности с использованием компьютера, элементов проблемного  развивающего обучения, технических возможностей Microsoft Power Point, создание собственного  информационного продукта, доля самостоятельной работы учащихся, сотрудничество учителя, учащихся между  собой, определяет качество знаний и развитие компетентностей, результативность урока. Функции учителя – организация, управления, коррекция деятельности учащихся. Деятельность учащихся носит исследовательский характер. Результатами деятельности учащихся на уроке можно считать: 1. Создание обучающимися итогового продукта­проекта. 2. Усвоение учащимися знаний: Хронологии, ключевых понятий, основных событий, процессов и особенностей развития страны в период  “хрущевской оттепели”. Сравнивать и сопоставлять факты, процессы; Устанавливать причинно­следственные связи, противоречия, интерпретировать сведения; Выстраивать логическую цепочку информации, выводы, обобщения, заключения. Выявлять закономерности, мировоззренческие идеи. Понимать смысл и интерпретировать сведения из источников разного жанра. Осуществлять поиск информации с заданными свойствами, признавая равнозначность текстовых, графических,  видео, анимационных и других объектов. Умение реализовывать сотрудничество в малой группе, в парах и индивидуально, осознавая ответственность за  результативность общего дела. Целенаправленно совершенствовать умения по использованию Интернет­ресурсов, программных средств  Microsoft Power Point, Microsoft Word. Литература1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000 2. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2007. 3. Крылова Ната, Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации  образования//Народное образование 2005. – № 2, – стр. 113­121. 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Е. С. Полат. – М., 2000. 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2004 7. Пахомова Н.Ю. метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005. 8. Ястребцева Е.Н. Пять вечеров. – М., 1998. Перечень Интернет­ресурсов и мультимедийных компьютерных программ, обеспечивающих изучение и  освоение нового учебного материала: http: //www coogle.ru http: //www yar.ru http: //www websib.ru http: //www eidos.ru