Интегрированный урок (история + литература) по теме "Комедия «Ревизор» в контексте эпохи"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность проблемы интеграции обучения продиктована новыми социальными запросами. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Корни интеграции можно найти в далеком прошлом педагогики. Ян Коменский подчеркивал: “ Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи ”.[3 c/287] Интеграция в образовании – не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. “Рост научных знаний, – отмечал В.В.Вернадский, – быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам”.
Иконка файла материала Комедия Ревизор в контексте эпохи.doc
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Комедия «Ревизор» в контексте эпохи" Актуальность проблемы интеграции обучения продиктована новыми социальными запросами. Современная  система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с  целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих  данную картину. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.  Корни интеграции можно найти в далеком прошлом педагогики. Ян Коменский подчеркивал: “ Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи ”.[3 c/287] Интеграция в образовании – не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций,  которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. “Рост научных знаний, – отмечал  В.В.Вернадский, – быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по  наукам, а по проблемам”. Интеграция – (лат) – восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer – целый), причем, не  механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение. Структура  интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической  взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью  материала. Наше время, перенасыщенное  всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет   особые  требования к образованию и, конечно, учителю.  Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их  в жизненных ситуациях, что немало важно, но мы должны научить детей  думать, анализировать, учить    отбирать необходимую  информацию. [1 c.67]  Методика интегрированного обучения, как и вся дидактика,  в настоящее время переживает сложный период.  Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и  новые подходы  в   изучении дисциплин через интегрированные образовательные  системы. Создаются новые концепции  образования,  которые основаны на деятельностном подходе. При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение  деятельности. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной  деятельности. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том  числе интегрированных уроков по разным предметам, в результате  проведения которых у детей возникает  более целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором  много говорится. [6 c.107] Методика интегрированного обучения  имеет цели помочь учащимся: – научиться  познавать; – научиться  делать; – научиться жить вместе; – научиться жить в ладу с самим собой. Интегрированное обучение не подразумевает   только взаимосвязь знаний по разным предметам на  одном  уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и даже урока.[2 c.48] Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня  при использовании большого  количества приемов. Возможно  проведение серии уроков в рамках целой темы. Могут вести уроки 2­3 педагога.  60­80%   урочного времени отводится творчеству учащихся, используются различные способы воздействия на  учащегося: мультимедийное   сопровождение, видеохудожественный, музыкальный ряд, декламация, чтение,  показ   исторических документов, материалов школьного краеведческого музея.. Интеграция не отрицает предметной системы, а является путем ее совершенствования. Она не должна заменить обучение классическим предметам, но соединить получаемые знания в единую систему. Определениеинтегрированного урока не зависит от присутствия на уроке нескольких учителей, или от механического  объединения материала учебных дисциплин. [4 c. 24] На уроке “Комедия “Ревизор” в контексте эпохи” в 8­м классе мы постарались решать конкретные задачи,  возможные только благодаря интегрированию: задачи сравнительно­обобщающего изучения материала на  основе уже полученных знаний, умения сопоставлять и противопоставлять явления и объекты, выводить  учащихся на уровень самостоятельных выводов и суждений, установление связей и закономерностей История России призвана не только показать прошлое нашего народа, но и помочь нынешнему поколению  задуматься над этим прошлым, извлечь из него уроки для блага грядущих поколений. Источники исторических  знаний разнообразны и многочисленны. С появлением письменности об истории человечества свидетельствуют  письменные источники. Для России это летописи, былины, церковные сочинения и разные литературные  произведения. Художественная литература, как вид искусства, возникает на почве устно­поэтического народного творчества  путём осознания роли личности в историческом процессе. Она хранит, накапливает и передаёт от поколения к  поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Будучи средством постижения  действительности, литература выражает мировоззрение и эстетические идеалы определённых классов,  социальных групп, наций, эпох. Перефразируя Марину Цветаеву, литературу можно назвать “очевидцем всех  времён истории”. Наука – древо, ранее бывшее единым. История выросла из литературы или литература из истории. Что есть  “Илиада” Гомера или древнерусские летописи – исторический источник или литературное произведение? А  мемуары? Мемуары А.Ф.Тютчевой “ При дворе двух императоров” – это и история глазами очевидца и  великолепный литературно­художественный язык и нравственно­философское откровение!!! На уроке пересекаются две образовательные линии: историческая и литературная. Точкой соприкосновения  является изучение источника. Сопоставляя литературное произведение и исторический источник, мы пытаемся  выяснить, как эпоха отражается в них, с какой степенью достоверности и почему. Сравнивая текст бессмертной  комедии с документами эпохи Николая I, определяем основные задачи и назначение литературного  произведения. Цели урока:  Расширение и систематизация опорных знаний по истории и литературе: изучение источника – общая  платформа сближения знаний.  Погружение учеников в эпоху, определение связи явлений и событий с деятелями эпохи и их влиянием на развитие общества, его нравственное состояние. Творчество учащихся и активная познавательная деятельность.  Задачи урока:  формировать у учащихся представление о связи темы и формы художественного произведения с     характером эпохи; развивать навыки анализа исторического источника и литературного произведения; отрабатывать различные виды деятельности учащихся на уроке; способствовать формированию гражданского мировоззрения нравственных идеалов, чувства долга  перед Отечеством. План урока: 1. Николаевская эпоха и ее деятели. 2. Изучение исторических источников и сравнение с текстом комедии. 3. Литературное произведение и его основная задача. Урок целесообразно проводить, используя два учебных часа. Включение в урок фрагментов из спектакля и  инсценировка отдельных сцен комедии учащимися настраивает на творческое отношение к уроку.  Использование мультимедийной презентации позволяет оптимизировать учебный процесс, более наглядно  увидеть схемы, иллюстрации, портреты, задания.Завязка урока – демонстрация премьерной афиши комедии “Ревизор”. Реакция публики, отзывы прессы, слова  императора и самого Гоголя дают возможность начать беседу с ребятами, в которой актуализируются знания по эпохе Николая I. Несколько учащихся готовили задания опережающего характера – материал о биографии Николая I, после  которого делается вывод о том, какие события повлияли на определение курса императора, о жизни Н.В.Гоголя, после чего выполняют задание составить линию времени жизни императора и писателя. Сопоставив две линии  времени, ребята делают вывод: “Сатирическое произведение Гоголя – попытка показать все темные стороны  России, с которыми он сам столкнулся в жизни”. Основная часть урока – работа с историческими источниками. Ребята работают в группах. У каждой группы свой документ. Они пытаются провести внутреннюю критику источников, определить, какие стороны российской  жизни описаны в этих документах, выписывают опорные слова, характеризующие эпоху, и подбирают  соответствующие отрывки из комедии. Следующий этап – погружение в историю. На экране – “Табель о рангах” Петра I, ребята знакомятся с  подлинным текстом, вспоминают, какие цели ставил Петр, вводя регламентацию чиновников, и что изменилось в  эпоху Николая. Заключительная часть – театральная. Учащиеся представляют сцены из комедии, они.пытаются определить, что главное в жизни этих людей, их нравственный облик и внутренний мир. Высказываются различные точки зрения, в том числе прямо противо­положные. Разворачивается интересная дискуссия. Мнения очень неоднозначны,  когда учитель ставит вопрос: “ Кто же главный герой комедии?” А видел ли Гоголь героя в своем произведении?  А были ли в России того времени настоящие граждане, каковы их судьбы? В том числе и самого Гоголя. После  этого им просто ответить на вопрос : “ В чем же главное назначение литературного произведения ?” В таких  дискуссиях очень интересно раскрывается внутренний мир сегодняшних подростков, им нравится обсуждать,  противоречить и даже эпатировать. Учителю нужно только немного направлять, и вот уже формулируется  основной вывод обсуждения – в обществе, где среди власть имущих царит ложь, процветает невежество,  взяточничество, где народ бессловесен, забит и унижен – нет будущего. На таких уроках повышается интерес и активность учащихся, они становятся соучастниками процесса обучения,  можно сказать, творцами, создателями урока. Ребята побуждаются к актуализации ранее полученных знаний,  учатся использовать разные источники, самостоятельно получать информацию. Им нравится реализовывать  свои творческие способности. А самым главным результатом для учителя является то, что выходя из аудитории  после проведенного урока, дети, как правило, спрашивают : “ А когда у нас еще будет такой урок?”. Список литературы. 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика­Пресс. 1996 2. Дьюи Дж. Школа будущего. – М.: Госиздат. 1926 3. Коменский, А. Я. Избранные сочинения / А. Я. Коменский. – М. Учпедиздат, 1955. – 287 с. 4. Образование: Традиция и инновации в условиях современных перемен: сборник.– М.,1997. 5. Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы.– М.,1986 6. Л. Хуторской. Деятельность как содержание образования. Журнал Народное образование № 8 – 2003г.,  с. 107.