Актуальность проблемы интеграции обучения продиктована новыми социальными запросами. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.
Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Корни интеграции можно найти в далеком прошлом педагогики. Ян Коменский подчеркивал: “ Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи ”.[3 c/287]
Интеграция в образовании – не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. “Рост научных знаний, – отмечал В.В.Вернадский, – быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам”.
Интегрированный урок (история + литература) по теме
"Комедия «Ревизор» в контексте эпохи"
Актуальность проблемы интеграции обучения продиктована новыми социальными запросами. Современная
система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с
целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих
данную картину.
Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.
Корни интеграции можно найти в далеком прошлом педагогики. Ян Коменский подчеркивал: “ Все, что находится
во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи ”.[3 c/287]
Интеграция в образовании – не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций,
которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. “Рост научных знаний, – отмечал
В.В.Вернадский, – быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по
наукам, а по проблемам”.
Интеграция – (лат) – восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer – целый), причем, не
механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение. Структура
интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической
взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью
материала.
Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования
к образованию и, конечно, учителю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их
в жизненных ситуациях, что немало важно, но мы должны научить детей думать, анализировать, учить
отбирать необходимую информацию. [1 c.67]
Методика интегрированного обучения, как и вся дидактика, в настоящее время переживает сложный период.
Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в
изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы. Создаются новые концепции
образования, которые основаны на деятельностном подходе.
При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение
деятельности. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной
деятельности.
Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том
числе интегрированных уроков по разным предметам, в результате проведения которых у детей возникает
более целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором
много говорится. [6 c.107]
Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся:
– научиться познавать;
– научиться делать;
– научиться жить вместе;
– научиться жить в ладу с самим собой.
Интегрированное обучение не подразумевает только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном
уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и
даже урока.[2 c.48]
Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня при использовании большого
количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы. Могут вести уроки 23 педагога.
6080% урочного времени отводится творчеству учащихся, используются различные способы воздействия на
учащегося: мультимедийное сопровождение, видеохудожественный, музыкальный ряд, декламация, чтение,
показ исторических документов, материалов школьного краеведческого музея..
Интеграция не отрицает предметной системы, а является путем ее совершенствования. Она не должна заменить
обучение классическим предметам, но соединить получаемые знания в единую систему. Определениеинтегрированного урока не зависит от присутствия на уроке нескольких учителей, или от механического
объединения материала учебных дисциплин. [4 c. 24]
На уроке “Комедия “Ревизор” в контексте эпохи” в 8м классе мы постарались решать конкретные задачи,
возможные только благодаря интегрированию: задачи сравнительнообобщающего изучения материала на
основе уже полученных знаний, умения сопоставлять и противопоставлять явления и объекты, выводить
учащихся на уровень самостоятельных выводов и суждений, установление связей и закономерностей
История России призвана не только показать прошлое нашего народа, но и помочь нынешнему поколению
задуматься над этим прошлым, извлечь из него уроки для блага грядущих поколений. Источники исторических
знаний разнообразны и многочисленны. С появлением письменности об истории человечества свидетельствуют
письменные источники. Для России это летописи, былины, церковные сочинения и разные литературные
произведения.
Художественная литература, как вид искусства, возникает на почве устнопоэтического народного творчества
путём осознания роли личности в историческом процессе. Она хранит, накапливает и передаёт от поколения к
поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Будучи средством постижения
действительности, литература выражает мировоззрение и эстетические идеалы определённых классов,
социальных групп, наций, эпох. Перефразируя Марину Цветаеву, литературу можно назвать “очевидцем всех
времён истории”.
Наука – древо, ранее бывшее единым. История выросла из литературы или литература из истории. Что есть
“Илиада” Гомера или древнерусские летописи – исторический источник или литературное произведение? А
мемуары? Мемуары А.Ф.Тютчевой “ При дворе двух императоров” – это и история глазами очевидца и
великолепный литературнохудожественный язык и нравственнофилософское откровение!!!
На уроке пересекаются две образовательные линии: историческая и литературная. Точкой соприкосновения
является изучение источника. Сопоставляя литературное произведение и исторический источник, мы пытаемся
выяснить, как эпоха отражается в них, с какой степенью достоверности и почему. Сравнивая текст бессмертной
комедии с документами эпохи Николая I, определяем основные задачи и назначение литературного
произведения.
Цели урока:
Расширение и систематизация опорных знаний по истории и литературе: изучение источника – общая
платформа сближения знаний.
Погружение учеников в эпоху, определение связи явлений и событий с деятелями эпохи и их влиянием на
развитие общества, его нравственное состояние.
Творчество учащихся и активная познавательная деятельность.
Задачи урока:
формировать у учащихся представление о связи темы и формы художественного произведения с
характером эпохи;
развивать навыки анализа исторического источника и литературного произведения;
отрабатывать различные виды деятельности учащихся на уроке;
способствовать формированию гражданского мировоззрения нравственных идеалов, чувства долга
перед Отечеством.
План урока:
1. Николаевская эпоха и ее деятели.
2. Изучение исторических источников и сравнение с текстом комедии.
3. Литературное произведение и его основная задача.
Урок целесообразно проводить, используя два учебных часа. Включение в урок фрагментов из спектакля и
инсценировка отдельных сцен комедии учащимися настраивает на творческое отношение к уроку.
Использование мультимедийной презентации позволяет оптимизировать учебный процесс, более наглядно
увидеть схемы, иллюстрации, портреты, задания.Завязка урока – демонстрация премьерной афиши комедии “Ревизор”. Реакция публики, отзывы прессы, слова
императора и самого Гоголя дают возможность начать беседу с ребятами, в которой актуализируются знания по
эпохе Николая I.
Несколько учащихся готовили задания опережающего характера – материал о биографии Николая I, после
которого делается вывод о том, какие события повлияли на определение курса императора, о жизни Н.В.Гоголя,
после чего выполняют задание составить линию времени жизни императора и писателя. Сопоставив две линии
времени, ребята делают вывод: “Сатирическое произведение Гоголя – попытка показать все темные стороны
России, с которыми он сам столкнулся в жизни”.
Основная часть урока – работа с историческими источниками. Ребята работают в группах. У каждой группы свой
документ. Они пытаются провести внутреннюю критику источников, определить, какие стороны российской
жизни описаны в этих документах, выписывают опорные слова, характеризующие эпоху, и подбирают
соответствующие отрывки из комедии.
Следующий этап – погружение в историю. На экране – “Табель о рангах” Петра I, ребята знакомятся с
подлинным текстом, вспоминают, какие цели ставил Петр, вводя регламентацию чиновников, и что изменилось в
эпоху Николая.
Заключительная часть – театральная. Учащиеся представляют сцены из комедии, они.пытаются определить, что
главное в жизни этих людей, их нравственный облик и внутренний мир. Высказываются различные точки зрения,
в том числе прямо противоположные. Разворачивается интересная дискуссия. Мнения очень неоднозначны,
когда учитель ставит вопрос: “ Кто же главный герой комедии?” А видел ли Гоголь героя в своем произведении?
А были ли в России того времени настоящие граждане, каковы их судьбы? В том числе и самого Гоголя. После
этого им просто ответить на вопрос : “ В чем же главное назначение литературного произведения ?” В таких
дискуссиях очень интересно раскрывается внутренний мир сегодняшних подростков, им нравится обсуждать,
противоречить и даже эпатировать. Учителю нужно только немного направлять, и вот уже формулируется
основной вывод обсуждения – в обществе, где среди власть имущих царит ложь, процветает невежество,
взяточничество, где народ бессловесен, забит и унижен – нет будущего.
На таких уроках повышается интерес и активность учащихся, они становятся соучастниками процесса обучения,
можно сказать, творцами, создателями урока. Ребята побуждаются к актуализации ранее полученных знаний,
учатся использовать разные источники, самостоятельно получать информацию. Им нравится реализовывать
свои творческие способности. А самым главным результатом для учителя является то, что выходя из аудитории
после проведенного урока, дети, как правило, спрашивают : “ А когда у нас еще будет такой урок?”.
Список литературы.
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: ПедагогикаПресс. 1996
2. Дьюи Дж. Школа будущего. – М.: Госиздат. 1926
3. Коменский, А. Я. Избранные сочинения / А. Я. Коменский. – М. Учпедиздат, 1955. – 287 с.
4. Образование: Традиция и инновации в условиях современных перемен: сборник.– М.,1997.
5. Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы.– М.,1986
6. Л. Хуторской. Деятельность как содержание образования. Журнал Народное образование № 8 – 2003г.,
с. 107.