Интегрированный урок (история + литература) по теме "Репрессии на Севере". 11-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

30 октября в нашей стране отмечается День памяти жертв политических репрессий. В каждом городе, селе нашей огромной страны потомки репрессированных и все, кто неравнодушен к тем страшным годам, в этот день скорбят о безвинно убиенных. Тема представленного урока связана с историей Севера и этим скорбным днем: “Репрессии на Севере (СЛОН)”. В качестве эпиграфа к уроку послужили слова бывшего узник Соловков генерала И.М. Зайцева: “Соловки как кошмарный акт из Великой русской трагедии должны быть описаны подробно, верно и беспристрастно”. Цели и задачи урока: Цель урока: • создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР; Задачи урока: Образовательная: • закрепление представлений о масштабе репрессий в Советском Союзе; • актуализация знаний по истории СЛОНа. • анализ положения репрессированных в Соловецком лагере особого назначения; Развивающая: продолжить формирование умений учащихся: • прослеживать причинно-следственные связи, • пользоваться различными источниками информации, • анализировать источники, сопоставлять факты, делать выводы, • решать проблемные задания, • отстаивать свою точку зрения, • работать в группе. Воспитательная: способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание, милосердие, уважение прав человека. Тип урока (дидактическая цель): изучение нового материала. Вид урока (метод организации): интегрированный урок-практикум.
Иконка файла материала Репрессии на Севере.doc
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Репрессии на Севере". 11-й класс 30 октября в нашей стране отмечается День памяти жертв политических репрессий. В каждом городе, селе  нашей огромной страны потомки репрессированных и все, кто неравнодушен к тем страшным годам, в этот день  скорбят о безвинно убиенных. Тема представленного урока связана с историей Севера и этим скорбным днем:  “Репрессии на Севере (СЛОН)”. В качестве эпиграфа к уроку послужили слова бывшего узник Соловков генерала И.М. Зайцева: “Соловки как  кошмарный акт из Великой русской трагедии должны быть описаны подробно, верно и беспристрастно”. Цели и задачи урока: Цель урока:  создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР; Задачи урока: Образовательная:    закрепление представлений о масштабе репрессий в Советском Союзе; актуализация знаний по истории СЛОНа. анализ положения репрессированных в Соловецком лагере особого назначения; Развивающая: продолжить формирование умений учащихся:       прослеживать причинно­следственные связи, пользоваться различными источниками информации, анализировать источники, сопоставлять факты, делать выводы, решать проблемные задания, отстаивать свою точку зрения, работать в группе. Воспитательная: способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание, милосердие, уважение прав человека. Тип урока (дидактическая цель): изучение нового материала. Вид урока (метод организации): интегрированный урок­практикум. Основные понятия: репрессии, ГУЛАГ, СЛОН. Оборудование: мультимедиа проектор, раздаточный материал (нормативные документы, тексты по  литературе), таблица с заданиями для работы в группах, классная доска, статистические, периодические,  документальные материалы. Структура урока. 1. Организационный момент. 2. Мотивационная беседа (постановка целей урока). 3. Актуализация ранее изученного материала (масштабы репрессий, история СЛОНа.) 4. Положение политзаключенных в СЛОНе. (сравнительный анализ данных источников, работа в группах) 5. Подведение итогов. Инструктаж по домашнему заданию. 6. Рефлексия.1. Орг. момент. Ход урока 2. Мотивационная беседа. Много суровых испытаний, жертв, и лишений выпало в XX веке на долю нашей страны. Две мировые и  Гражданская войны, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней. Но и на  этом фоне страшными страницами нашей истории стали политические репрессии. О массовых репрессиях в  нашей стране сказано немало. Крупнейшие лагеря, в которых отбывали наказание заключенные, находились на  территории всей нашей страны, не стал исключением и наш северный край. 30 октября в нашей стране отмечается совсем не праздничная дата – День памяти жертв политических  репрессий. В каждом городе, селе нашей огромной страны потомки репрессированных и все, кто неравнодушен к тем страшным годам, в этот день скорбят о безвинно убиенных. Поэтому тема нашего урока связана с историей  нашего края и этим скорбным днем: “Репрессии на Севере (СЛОН)”. Сегодня на уроке мы:     вспомним краткую историю политических репрессий в СССР; рассмотрим масштаб репрессий в нашей стране; обратимся к истории Соловецкого лагеря используя различные источники, рассмотрим положение репрессированных в Соловецком лагере  особого назначения; В качестве эпиграфа к уроку послужат слова бывшего узник Соловков генерала И.М. Зайцева: “Соловки как  кошмарный акт из Великой русской трагедии должны быть описаны подробно, верно и беспристрастно”. Почему же И.М. Зайцев отмечает, что это “Великая русская трагедия”, и почему её нужно изучать “подробно,  верно и беспристрастно”. Надеюсь, ответ на этот вопрос вы сможете аргументировать в конце урока. 3. Актуализация ранее изученного материала Словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее определение: “Репрессия­наказание, карательная мера,  применяемая государственными органами”. Массовые репрессии начались в СССР еще в 1920­е годы и  продолжались с разной степенью интенсивности до самой смерти Сталина в марте 1953 г. Существуют  различные оценки масштабов репрессий. Количество репрессированных по некоторым источникам достигает 40  млн. человек. Возможно, историки никогда не придут к единому мнению по количеству репрессированных. Но на  карте нашей страны огромное количество мест, где располагались лагеря, в 1930 году вошедшие в систему  ГУЛАГа. Посмотрите на карту, черные точки на ней – это лагеря для репрессированных и заключенных. Мы попытались выяснить, были ли в семьях учащихся школы репрессированные родственники, знакомые. Группе ребят было дано опережающее задание по сбору информации. Что получилось? 1. Были ли среди ваших знакомых и родственников репрессированные? 2. Причины репрессий 3. Какова их судьба? При подведении итогов у нас получились следующие результаты. Сообщение учащихся. И жителей нашего края коснулись репрессии. На протяжении многих лет Соловецкие лагеря были самыми  крупными в “стране Советов” и играли роль “полигона”, на котором отрабатывались методы каторжного  содержания и способы использования принудительного труда больших масс заключенных. Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), первое в СССР “исправительно­трудовое” учреждение, был  образован в 1923 году. Концлагерь губернского подчинения был учрежден ещё в 1920 г. по решению  Архангельского губисполкома. Большинство заключенных составляли осужденные за уголовные преступления и  “контрреволюцию”, свыше трети узников – бывшие белые солдаты, офицеры и военные чиновники. В мае 1921 г.  заключенные были вывезены в Холмогорский лагерь принудительных работ. Уже в мае 1923 г. Лубянка  выступила с инициативой организовать собственный “Соловецкий лагерь принудительных работ особого  назначения”. В июне 1923 г. ВЦИК принял решение о создании Северных лагерей ГПУ специально длясодержания под стражей “политических и уголовных преступников, отбывающих наказание по внесудебным  приговорам ГПУ”. В “Положении о Соловецких лагерях принудительных работ” указывалось, что эти лагеря  предназначены “для изоляции особо вредных государственных преступников, как уголовных, так и  политических, кои принесли или могут принести существенный ущерб спокойствию и целости СССР”.  “Заселение” Соловецких лагерей началось уже летом 1923 г. В последующие годы количество заключенных  СЛОНа неуклонно росло. По диаграмме в презентации определите, когда в СЛОНе прибывало наибольшее количество заключенных? Постепенно отдельные лагеря, отделения, “командировки” и другие объекты СЛОНа заняли все острова  Соловецкого архипелага. В мае 1930 г. Политбюро приняло решение о сооружении силами заключенных  концлагерей Беломоро­Балтийского канала (ББК). С началом его строительства и формированием на материке  Белбалтлага туда стали перебрасывать всех трудоспособных узников Соловков. Число узников Соловецких  лагерей быстро сократилось. С ноября 1933 г. на Соловецких островах разместилось штрафное отделение  Белбалткомбината. В декабре 1933 г. СЛАГ был окончательно расформирован. Большинство узников  направлялось в СЛОН во внесудебном, т.е. административном порядке. Сроки их заключения составляли от 3 до максимальных в 1920­е гг. 10 лет. Все заключенные, независимо от пола, возраста, национальности и  вероисповедания, фактически подразделялись на три группы. “Политики” “Каэры” “Шпана” Политические заключенные:  анархисты, члены  социалистических партий.  “Политики” пользовались  льготным режимом, получали  особый (“усиленный”) паек,  имели выборных старост и к  принудительным “общим”  работам не привлекались.  Ежегодные амнистии на них не  распространялись. Уголовники и “бытовики”,  которые направлялись в  концлагерь по решению суда.  К этой же категории  относились  профессиональные нищие,  проститутки, беспризорники и  преступники – “малолетки”.  Ежегодно амнистировались,  пополняли низшую лагерную  администрацию. Контрреволюционеры: царские  военные и гражданские  чиновники, духовенство, люди  интеллигентных профессий,  бывшие студенты, дворяне и  буржуазия, общественные деятели и члены несоциалистических  партий, рабочие и крестьяне,  участвовавшие в массовых  антибольшевистских движениях,  иностранные подданные. С  началом коллективизации –  “раскулаченные” крестьяне,  которые рассматривались как  “деревенская контрреволюция”. Жили “каэры” вместе с  уголовниками, широко  использовались на тяжелых  работах. Ежегодные амнистии на  них не распространялись. Попытка  побега каралась расстрелом. 4. Положение политзаключенных в СЛОНе. Работа с документом:  Из докладов заместителя начальника Спецотдела при ГПУ А. Гусева и за начальника Управления  Северными лагерями Балышева заместителю Председателя ГПУ Г.Г. Ягоде о состоянии Северного  концлагеря на Соловецких островах на 1 сентября 1923 г.  Из доклада комиссии А.М. Шанина Коллегии ОГПУ о положении заключенных в Соловках. Начало мая  1930 г. Сов. Секретно Александр Исаевич Солженицын “Архипелаг ГУЛАГ” Глава IV. С ОСТРОВА НА ОСТРОВ  Задание: на основании предложенных документов заполните таблицу; отвечая на вопросы, сравните  “идеальное” положение заключенных с реальным. 5. Подведение итогов. Инструктаж по домашнему заданию. Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока: “Соловки как кошмарный акт из Великой русской трагедиидолжны  быть описаны подробно, верно и беспристрастно”. Почему, ребята, это “Великая русская трагедия” и надо ли так подробно описывать и изучать подобные  исторические факты. (Обсуждение, коррекция ответов учащихся). В качестве итога нашего урока мне бы хотелось привести фразу М. Сервантеса: “История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. Домашнее задание: написать эссе по предложенному высказыванию В. Белинского “У всякого человека есть своя история, а в истории – свои критические моменты: и о человеке можно  безошибочно судить только смотря по тому, как он действовал и каким он являлся в эти моменты, когда на весах  судьбы лежали бы его и жизнь, и честь, и счастье.” 6. Рефлексия. У вас на партах лежат стикеры разного цвета, выберите цвет своего настроения на уроке и прикрепите на  доску.