Интегрированный урок (история России + литература) по теме "Русские" (7-й класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: Образовательные: • обобщение информации, полученной на уроках истории и литературы и на учебной экскурсии; • формирование образного представления о традициях и обрядах русского народа; • закрепление знаний о занятиях, повседневной жизни, религии, праздниках и традициях русского народа, полученных на уроках истории, литературы и краеведения. Воспитательные: • воспитание уважения к тяжелому труду русского народа; • воспитание бережного отношения к традициям русского народа; • воспитание гордости за достижения русских. Развивающие: • формирование образного мышления; • развитие умения систематизировать и применять знания, полученные на уроках и во время экскурсии; • развитие логического мышления; • привитие навыков работы в команде; • развитие реакции.
Иконка файла материала Русские.doc
Интегрированный урок (история России + литература) по теме "Русские" (7-й класс) Цели: Образовательные: обобщение информации, полученной на уроках истории и литературы и на учебной экскурсии;   формирование образного представления о традициях и обрядах русского народа;  закрепление знаний о занятиях, повседневной жизни, религии, праздниках и традициях русского народа, полученных на уроках истории, литературы и краеведения. Воспитательные:    воспитание уважения к тяжелому труду русского народа; воспитание бережного отношения к традициям русского народа; воспитание гордости за достижения русских. Развивающие:  формирование образного мышления;     развитие умения систематизировать и применять знания, полученные на уроках и во время экскурсии; развитие логического мышления; привитие навыков работы в команде; развитие реакции. Технология: игровая (“Своя игра”) Оборудование: 1. Компьютер. 2. Мультимедиапроектор. 3. Презентация “ Своя игра” по теме “ Русские”. 4. Игровые столы для команд. Ход урока Учащиеся делятся на 4­5 команд по 6 человек. Команды по очереди выбирают номинацию и стоимость вопроса.  За правильный ответ команды получают количество баллов по стоимости вопроса, за неправильный – баллы  вычитают. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. 1. Занятия русского народа 100 – Назовите занятия русских крестьян (земледелие, скотоводство, рыболовство, собирательство,  бортничество, ремесла) 200 – Назовите основные сельскохозяйственные культуры, которые выращивали русские крестьяне (рожь,  пшеница, лен, овес, конопля, гречиха) 300 – Главное занятие русских крестьян – земледелие. Из чего состоит земледельческий цикл? (пахота, сев,  жатва, молотьба) 400 – Лошадь, корова, коза, овца… Эти животные верно служили человеку. Но и они нуждались в его помощи,  когда заболевали. А как назывался человек, который их лечил? (коновал) 500 – Русское государство славилось мастерами­ремесленниками. Оружейник, ткач, кузнец, ювелир, гончар… А  чем занимался бондарь? (делал бочки) 2. Жизнь и быт русских100 – В каждой русской избе был сундук. Для чего его использовали? (в качестве спального места и для  хранения вещей) 200 – Изба – жилище русского человека. Объясните происхождение слова “изба” (“изба – истба – истопить –  топка – печка”) 300 – В любой русской избе было укромное место­угол, принадлежащий хозяйке дома. Как он назывался? (бабий кут) 400 – Как в русских деревнях называли отца семейства и его жену? (большак и большуха) 500 – Главная обувь русских крестьян– лапти. Но они были очень не прочными. Сколько пар надо было на  месяц? (10­15 пар) 3. Религиозные верования и приметы 100 – До сих пор существует примета, уходящая корнями в прошлое, что рассыпать соль – к несчастью.  Почему? (соль дорого стоила) 200 – Несмотря на принятие христианства в 988 году, наши предки продолжали верить в языческих богов.  Назовите их (Сварог, Перун, Ярило, Мокош, Даждь) 300 – Для охраны избы от злых духов служила языческая богиня домашнего очага. Как ее звали и где хранили  куколку, ее изображающую (Мокош, держали за иконой) КОТ в МЕШКЕ – Для чего наши предки носили украшения? (отпугивали злых духов и служили оберегами) 500 – Русский национальный костюм для женщин и мужчин имел одну обязательную общую деталь. Какую? (пояс) 4. Праздники и народные гуляния 100 – Зима, весна, лето, осень… В какое время года русские люди не праздновали свадьбы и почему? (весной и  летом, т.к. много с/х работ) 200 – Русские люди очень любили праздники. Они отмечали и языческие, и христианские праздники. Назовите  их поочередно (Х. – Рождество, Пасха, Троица; Яз. – Святки, Колядование, Масленица, Иван Купала ) 300 – Непременным атрибутом свадьбы является букет в руках невесты. Что явилось его прообразом? (лента) 400 – Во время народных гуляний юноши и девушки водили хороводы. Что они символизировали? (солнце) 500 – Во время колядок ряженые надевали на лица маски. Как их называли? (харя, личина) 5. Фольклор и устное народное творчество 100 – Назовите пословицы и поговорки, воспевающие труд (Без труда не выловишь и рыбку из пруда) 200 – Продолжите пословицу “Скоро сказка сказывается,…” (да не скоро дело делается) 300 – Назовите былинных героев, изображенных на картине (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич)400 – Расскажите былину об Илье Муромце. 500 – Это изображение можно встретить на древних фресках, иконах и даже на монетах. Кто изображен на  иконе? (Георгий Победоносец)