Интегрированный урок (история+литература) по теме "Иван IV. Грозный или Великий?"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Иван IV. Грозный или Великий? Цель: обобщить и углубить знания учащихся по теме «Россия в эпоху Ивана IV», формировать умения и навыки по составлению политического портрета исторического деятеля, учить анализировать исторические документы и литературные произведения, воспитывать нравственные качества учащихся на примере оценки деятельности Ивана IV. Оборудование: литературные произведения А.К. Толстого «Князь Серебряный», «Василий Шибанов», иллюстрации с изображением собора Василия Блаженного, Московского Кремля, иконописи А. Рублева, картины В. Васнецова «Иван Васильевич Грозный», видеофильм «Иван Грозный». Ход урока Вступление Слово учителя истории: Ребята, сегодня мы проводим необычный урок, урок литературы и истории. Наша задача – объединить знания, которые вы получили на данных уроках о XVI веке в истории нашей страны, о его людях, нравах, событиях. Учитель литературы: Предлагаю прослушать отрывки из романа Толстого «Князь Серебряный» и исторические песни.
Иконка файла материала Иван IV. Грозный или Великий.doc
Интегрированный урок (история+литература) по теме "Иван IV. Грозный или Великий?" Тема: Иван IV. Грозный или Великий? Цель: обобщить и углубить знания учащихся по теме «Россия в эпоху Ивана IV», формировать умения и навыки  по составлению политического портрета исторического деятеля, учить анализировать исторические документы  и литературные произведения, воспитывать нравственные качества учащихся на примере оценки деятельности  Ивана IV. Оборудование: литературные произведения А.К. Толстого «Князь Серебряный», «Василий Шибанов»,  иллюстрации с изображением собора Василия Блаженного, Московского Кремля, иконописи А. Рублева,  картины В. Васнецова «Иван Васильевич Грозный», видеофильм «Иван Грозный». Вступление Ход урока Слово учителя истории: Ребята, сегодня мы проводим необычный урок, урок литературы и истории. Наша задача  – объединить знания, которые вы получили на данных уроках о XVI веке в истории нашей страны, о его людях,  нравах, событиях. Учитель литературы: Предлагаю прослушать отрывки из романа Толстого «Князь Серебряный» и исторические  песни. А) Середи было Казанского царства –  Что стояли белокаменные палаты, А в спальне, в белокаменных палатах, Ото сна тут царица пробуждалася, Симеону – царю она сон рассказывала: «А и ты встань, Симеон – царь, пробудися! Что ночесь мне, царице, мало спалося, В сновиденнице много виделось: Как от сильного Московского царства Словно сизый орлище встрепенулся, Что грозная туча поднималась,  Что на наше ведь царство наплывала!» Б) Вдруг раздался пронзительный крик. Мальчик лет двенадцати, весь окровавленный, бросился в хоровод. ­ Спасите! Спрячьте! – кричал он, хватаясь за полы мужиков. ­ Что с тобой, Ваня? Чего орешь? Кто тебя избил? Уж не опричники ль? В один миг оба хоровода собрались в кучку; все окружили мальчика; но он от страху едва мог говорить. ­ Там, там, ­ произнес он дрожащим голосом, ­ за огородами, я пас телят… они наехали, стали колоть телят,  рубить саблями, пришла Дунька, стала просить их, они Дуньку взяли, потащили, потащили с собой, а меня… Новые крики перебили мальчика. Женщины бежали с другого конца деревни. ­ Беда, беда! – кричали они, ­ опричники! Бегите, девки, прячьтесь в рожь! Дуньку и Аленку схватили, а  Сергеевну убили насмерть! В то же время показались всадники, человек пятьдесят, сабли наголо. Впереди скакал чернобородый детина в  красном кафтане, в рысьей шапке с парчовым верхом. К седлу его привязаны были метла и собачья голова. ­ Гойда! Гойда! – кричал он, ­ колите скот, рубите мужиков, ловите девок, жгите деревню! За мной, ребята!  Никого не жалеть! Комментарий учителя литературы:В романе А.К. Толстого «Князь Серебряный» вы увидите ту же эпоху, что и в «Песне о купце Калашникове»  М.Ю. Лермонтова, и в балладе А.К. Толстого «Василий Шибанов». В романе две сюжетные линии: 1) Личная судьба князя Никиты Серебряного, его любовь к Алене Дмитриевне. 2) Трагическая судьба России, ее народа, находящегося под властью тирана. Учитель истории: вопросы к классу. ­ О какой эпохе идет речь в отрывках? ­ Как вы определили, что речь идет об эпохе Ивана IV?  ­ Какие территории были присоединены к России? ­ Кто такие опричники? ­ Почему они прикрепляли к седлу метлу и собачью голову? ­ Исходя из данных отрывков, как мы можем охарактеризовать Ивана IV? Задача урока. Постановка проблемы: определить, каков он, Иван IV? Грозный или Великий? Основная часть урока Учитель литературы: Для того, чтобы решить проблему, нам понадобятся знания по истории и литературные  произведения. Начнем работать. Чтение стихотворения Д. Кедрина «Зодчие» (читает учитель или заранее подготовленный ученик). Как побил государь Золотую Орду под Казанью,  Указал на подворье свое Приходить мастерам. И велел благодетель, ­ Гласит летописца сказанье, ­  В память оной победы  Да выстроят каменный храм! И пришли к нему двое Безвестных владимирских  зодчих,  Двое русских строителей,  Статных, Босых,  Молодых. ­ Смерды! Можете ль церкву сложить,  Иноземных пригожей? Чтоб была благолепней Заморских церквей говорю? –  И, тряхнув волосами,  Ответили зодчие: ­ Можем! Прикажи государь! – И ударились в ноги царю. Мастера выплетали Узоры из каменных кружев, Выводили столбы  И дивились ученые люди, ­  Зане эта церковь Краше вилл италийских И пагод индийских была! А как храм освятили, То с посохом,  В шапке монашьей, Обошел его царь –  От подвалов и служб До креста. И, окинувши взором Его узорчатые башни, ­ Лепота! – Молвил царь. И ответили все: ­ Лепота! И спросил благодетель: ­ А можете ль сделать  пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю? – И, тряхнув волосами,  Ответили зодчие: ­ Можем! Прикажи государь! –  И ударились в ноги царю. И тогда государь  Повелел ослепить этих зодчих  Чтоб в земле его ЦерковьСтояла одна такова,  Чтобы в Суздальских землях, И в землях Рязанских,  И прочих Не поставили лучшего храма, Чем храм Покрова! И, работой своею горды, Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды. И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху, Переходы, Балкончики, Луковки да купола. Беседа учителя истории с ребятами о соборе Василия Блаженного: а) О каком сооружении идет речь в стихотворении? б) Когда был построен памятник? в) В честь какого события сооружен? г) Назовите мастеров (Вывод: этот памятник входит в сокровищницу мировой культуры, и это заслуга Ивана IV) Сообщение подготовленного ученика о культуре России XVI века Учитель истории: Здесь Иван IV предстает перед нами как человек несомненно великий, способствующий  развитию российской культуры. Учитель литературы: Только ли с положительной стороны мы рассматриваем здесь царя? Какова судьба  мастеров, создавших собор Василия Блаженного? (Ребята говорят о жестокости царя). Учитель литературы: Ребята, а вы обратили внимание на слова князя Серебряного, записанные на доске,  которые мы взяли эпиграфом к нашему уроку? «Какая родина! Где наша родина? От кого ее отстаивать? Не татары, а царь губит родину!» Почему герой обвиняет Ивана IV? За какую политику? Фрагмент видеофильма «Иван Грозный» об опричнине (6 минут) Учитель истории: Что такое опричнина? Какова цель опричнины? Какие средства использовал царь для усиления своей власти? Учитель литературы. Работа с изученным произведением «Песнь про купца Калашникова» Работа с текстом, ответы на вопросы. 1. В чем трагедия главного героя? 2. Кто виновник трагедии? 3. В чем заключается вина? 4. Кто ему позволил быть таким? 5. В чем еще виновен царь? 6. Докажите, что царь – дело привычное. 7. Какими эпитетами вы охарактеризовали бы царя? (деспотичный, жестокий, несправедливый и т.д.) Учитель литературы. Чтение отрывка из исторической песни «Гнев Ивана Грозного на сына». «Аль ты рад, Никита Романович, Моему несчастью великому, Аль ты веселишься из­за казни сына моего любимого?» Замахнул он копье острое, Ударил в ногу Никите Романову,  Ответ держит Никита Романов: «Грозный царь Иван Васильевич!Погляди­ка ко мне в большой угол!» Поглядел царь в большой угол –  Увидел сына своего Дмитрия­царевича: Сидит весел и здоров в большом углу. Учитель литературы: С каким эпизодом соотносится? (ученики вспоминают отрывок из баллады «Василий  Шибанов»). Какие изобразительно­выразительные средства используют авторы для создания образа Ивана IV?  (метафоры, сравнения; например, царь сравнивает себя с псом «недостойным и смрадным»). Учитель истории: В чем причина жестокости царя? Сообщение ученика «Детство Ивана IV» Учитель истории: Обратимся к проблеме урока. Каков он, Иван? Грозный или Великий? (ученики характеризуют  царя как с положительной, так и с отрицательной стороны). Заключение Учитель истории. В заключение скажем, «…что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной  памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими… Доказательства дел  ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые  монументы царя­завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего  гражданского образования; отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным  слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным. История злопамятнее народа!» (Н.М.  Карамзин. История государства Российского) Учитель литературы. Задание учащимся: написать сочинение – рассуждение на тему урока.