Интегрированный урок "Красота и величие русской природы в поэзии, живописи и в музыке"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интегрированный урок "Красота и величие русской природы в поэзии, живописи и в музыке" Цель: • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта; • Проанализировать фрагмент стихотворения “Зелёный Шум”, его образный строй и выразительные средства; • Показать красоту и величие русской природы. Оборудование: ИКТ, портрет Н.А.Некрасова, выставка рисунков; репродукция картины художника А.А.Рылова “Зелёный Шум”; портрет П.И.Чайковского, музыкальные произведения.
Иконка файла материала Красота и величие русской природы в поэзии.doc
Интегрированный урок "Красота и величие русской природы в поэзии, живописи и в музыке" Цель:  Познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта;  Проанализировать фрагмент стихотворения “Зелёный Шум”, его образный строй и выразительные  средства;  Показать красоту и величие русской природы. Оборудование: ИКТ, портрет Н.А.Некрасова, выставка рисунков; репродукция картины художника А.А.Рылова  “Зелёный Шум”; портрет П.И.Чайковского, музыкальные произведения. I. Вступительное слово учителя. Рассказ об авторе. Ход урока Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, 28 ноября(10 декабря) 1821года, в Немирове, где тогда  служил его отец. Вскоре майор Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку и осенью 1824года вернулся с семьёй в родные места. Детство поэта прошло в родовом имении­селе Грешневе Ярославской губернии, вблизи Волги. Величие реки и красота природы центральной России оставили глубокий след в душе мальчика. Учился будущий поэт в Ярославской гимназии. В 1838 году Некрасов Приезжает в Петербург. Его отец хотел, чтобы сын получил военное образование в кадетском корпусе. Но  юноша решил поступить в университет. Отец, недовольный выбором сына, отказал ему в материальной помощи. В Петербург Николай Алексеевич много работает, пишет свои первые произведения. Поэзия Некрасова разнообразна. Он передаёт в ней размышления о судьбе Родины, любуется красотой родной  земли. Поэт выступает как создатель русского национального пейзажа. Любимые образы поэта­ грустная земля, ненастье, великая река Волга; деревья­ особенно сосны и ели; птицы­ галки, вороны, кулики; поля, засеянные  пшеницей и рожью, как символы Росси. Жизнь, Родина, природа ­ высокие ценности некрасовской поэзии. II. Выразительное чтение стихотворения учителем. III. Анализ стихотворения. 1) Каким настроением пронизано стихотворение? (бодрое, весёлое) 2) Какие зрительные и звуковые картины вызывает у вас стихотворение? Идёт весна! ­ Какой звук чаще всех повторяется? "Ш" – шум листьев, деревьев. 3) Какой главный образ выступает в стихотворении “Зелёный Шум”? ­ Обратите внимание почему слова Зелёный Шум написаны с большой буквы. ­ Олицетворение в образе человека. IV. Игра воображения. Значит: Кто это? Или что это? Зелёный Шум.А кто у нас приходит зимой? (Дед Мороз) ­ Этот Зелёный Шум – он живой, он идёт. Докажите по тексту. Найдите слова, передающие движение. (Шумят, лепечут, гудят) ­ Движение ветра (расходится, качнёт, подымет) ­ Какой это ветер? (верховой, то есть летящий вверху) V. Гимнастика ума. Ребята посчитайте, сколько раз повторяется слово Шум, Шумит. (14) ­ О чем это говорит? ­ Какие деревья описывает автор в стихотворении? ­ Что представляет собой берёза, сосна, липа? VI. Сообщения учащихся о берёзе, сосне, липе. Берёза­символ России, “русское” дерево.В древних обрядах берёза была “майским деревом”­ праздничным,  связанным с зелёными святками.На этот праздник дерево украшали разноцветными лентами, надевали на него  платье, заплетали косы их тонких “плакучих” ветвей, водили вокруг хороводы. Сосны – это красивые, стройные деревья. Весеннее солнце освещает сосны и делает их светлее и веселее;  сильнее ощущается терпкий сосновый запах. Сосны – высокие деревья, что позволяет им “ беседовать” с ветром. Один из мотивов русской поэзии – это сосны на ветру, от их раскачивания по лесу летит звон, не просто шум, а  звонкие переливы. Липа. На липе весною появляются листья немного позднее других деревьев. В тексте липа бледнолистая. Липа  как бы олицетворяется, превращаясь в застенчивую девушку, рядом с белой берёзой. Вместе эти деревья в  стихотворении образуют как бы хоровод девушек, тихо напевающих (лепечущих) свою “новую песню”. VII. Определение цветовой гаммы. ­ Найдём в тексте слова, создающие цвет, цветовую гамму. (Пыль цветовая, всё зелено, молоком облитые,  бледнолистая, белая берёза)  ­ Ребята, называется картина о природе? (Пейзаж) ­ О каких художниках­пейзажистах мы узнали на уроке русского языка? (И.И.Левитан, И.И.Шишкин) ­ Рассмотрите репродукцию картины художника А.А.Рылова “Зелёный Шум” (Много движения в пейзаже,  радости жизни). “Зелёный Шум” – так говорит народ о пробуждении природы весной. Это ЭПИТЕТ, образное определение. ­ Красота и величие русской природы отражается и в музыке. Об этом вам расскажет учитель  музыки. (выступление о Чайковском). ­ Прослушивание музыкального произведения (с комментариями учителя музыки). VIII. Подведение итогов урока.

Посмотрите также