Интегрированный урок "Красота и величие русской природы в поэзии, живописи и в музыке"
Цель:
• Познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта;
• Проанализировать фрагмент стихотворения “Зелёный Шум”, его образный строй и выразительные средства;
• Показать красоту и величие русской природы.
Оборудование: ИКТ, портрет Н.А.Некрасова, выставка рисунков; репродукция картины художника А.А.Рылова “Зелёный Шум”; портрет П.И.Чайковского, музыкальные произведения.
Интегрированный урок "Красота и величие русской
природы в поэзии, живописи и в музыке"
Цель:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта;
Проанализировать фрагмент стихотворения “Зелёный Шум”, его образный строй и выразительные
средства;
Показать красоту и величие русской природы.
Оборудование: ИКТ, портрет Н.А.Некрасова, выставка рисунков; репродукция картины художника А.А.Рылова
“Зелёный Шум”; портрет П.И.Чайковского, музыкальные произведения.
I. Вступительное слово учителя. Рассказ об авторе.
Ход урока
Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, 28 ноября(10 декабря) 1821года, в Немирове, где тогда
служил его отец. Вскоре майор
Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку и осенью 1824года вернулся
с семьёй в родные места. Детство поэта прошло в родовом именииселе Грешневе Ярославской губернии, вблизи
Волги. Величие реки и красота
природы центральной России оставили глубокий след в душе мальчика.
Учился будущий поэт в Ярославской гимназии. В 1838 году Некрасов
Приезжает в Петербург. Его отец хотел, чтобы сын получил военное образование в кадетском корпусе. Но
юноша решил поступить в университет.
Отец, недовольный выбором сына, отказал ему в материальной помощи.
В Петербург Николай Алексеевич много работает, пишет свои первые произведения.
Поэзия Некрасова разнообразна. Он передаёт в ней размышления о судьбе Родины, любуется красотой родной
земли. Поэт выступает как создатель русского национального пейзажа. Любимые образы поэта грустная земля,
ненастье, великая река Волга; деревья особенно сосны и ели; птицы галки, вороны, кулики; поля, засеянные
пшеницей и рожью, как символы Росси.
Жизнь, Родина, природа высокие ценности некрасовской поэзии.
II. Выразительное чтение стихотворения учителем.
III. Анализ стихотворения.
1) Каким настроением пронизано стихотворение? (бодрое, весёлое)
2) Какие зрительные и звуковые картины вызывает у вас стихотворение?
Идёт весна!
Какой звук чаще всех повторяется?
"Ш" – шум листьев, деревьев.
3) Какой главный образ выступает в стихотворении “Зелёный Шум”?
Обратите внимание почему слова Зелёный Шум написаны с большой буквы.
Олицетворение в образе человека.
IV. Игра воображения.
Значит: Кто это? Или что это?
Зелёный Шум.А кто у нас приходит зимой? (Дед Мороз)
Этот Зелёный Шум – он живой, он идёт. Докажите по тексту.
Найдите слова, передающие движение.
(Шумят, лепечут, гудят)
Движение ветра (расходится, качнёт, подымет)
Какой это ветер? (верховой, то есть летящий вверху)
V. Гимнастика ума.
Ребята посчитайте, сколько раз повторяется слово Шум, Шумит. (14)
О чем это говорит?
Какие деревья описывает автор в стихотворении?
Что представляет собой берёза, сосна, липа?
VI. Сообщения учащихся о берёзе, сосне, липе.
Берёзасимвол России, “русское” дерево.В древних обрядах берёза была “майским деревом” праздничным,
связанным с зелёными святками.На этот праздник дерево украшали разноцветными лентами, надевали на него
платье, заплетали косы их тонких “плакучих” ветвей, водили вокруг хороводы.
Сосны – это красивые, стройные деревья. Весеннее солнце освещает сосны и делает их светлее и веселее;
сильнее ощущается терпкий сосновый запах. Сосны – высокие деревья, что позволяет им “ беседовать” с ветром.
Один из мотивов русской поэзии – это сосны на ветру, от их раскачивания по лесу летит звон, не просто шум, а
звонкие переливы.
Липа. На липе весною появляются листья немного позднее других деревьев. В тексте липа бледнолистая. Липа
как бы олицетворяется, превращаясь в застенчивую девушку, рядом с белой берёзой. Вместе эти деревья в
стихотворении образуют как бы хоровод девушек, тихо напевающих (лепечущих) свою “новую песню”.
VII. Определение цветовой гаммы.
Найдём в тексте слова, создающие цвет, цветовую гамму. (Пыль цветовая, всё зелено, молоком облитые,
бледнолистая, белая берёза)
Ребята, называется картина о природе? (Пейзаж)
О каких художникахпейзажистах мы узнали на уроке русского языка? (И.И.Левитан, И.И.Шишкин)
Рассмотрите репродукцию картины художника А.А.Рылова “Зелёный Шум” (Много движения в пейзаже,
радости жизни).
“Зелёный Шум” – так говорит народ о пробуждении природы весной. Это ЭПИТЕТ, образное определение.
Красота и величие русской природы отражается и в музыке. Об этом вам расскажет учитель
музыки. (выступление о Чайковском).
Прослушивание музыкального произведения (с комментариями учителя музыки).
VIII. Подведение итогов урока.