Интегрированный урок (литература + история) "Бородинское сражение - поражение или победа?"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: • Образовательная: познакомить учащихся с позициями писателей, историков и участников Бородинского сражения. • Развивающая: способствовать формированию у учащихся собственных взглядов на один из дискуссионных вопросов истории нашего государства, приводить нужные аргументы, четко и ясно излагать свои мысли. • Воспитательная: способствовать умению учащихся взаимодействовать друг с другом, воспитывать толерантное отношение к другой точке зрения. Оборудование: карта “фишбоун”, фрагменты текста романа Л.Н.Толстого “Война и мир” (3 том), фрагмент художественного фильма С. Бондарчука “Война и мир”; фрагменты исторических документов (мемуары участников сражения и оценки историков).
Иконка файла материала Бородинское сражение - поражение или победа.doc
Интегрированный урок (литература + история) "Бородинское сражение - поражение или победа?" Цели урока:  Образовательная: познакомить учащихся с позициями писателей, историков и участников Бородинского  сражения.  Развивающая: способствовать формированию у учащихся собственных взглядов на один из  дискуссионных вопросов истории нашего государства, приводить нужные аргументы, четко и ясно  излагать свои мысли.  Воспитательная: способствовать умению учащихся взаимодействовать друг с другом, воспитывать  толерантное отношение к другой точке зрения. Оборудование: карта “фишбоун”, фрагменты текста романа Л.Н.Толстого “Война и мир” (3 том), фрагмент  художественного фильма С. Бондарчука “Война и мир”; фрагменты исторических документов (мемуары  участников сражения и оценки историков). I. Мотивационный этап. Просмотр фрагмента фильма С. Бондарчука “Война и мир” (ч.3). Ход урока Слово учителя: “Ребята, вы посмотрели фрагмент фильма “Война и мир”, который был снят по одноименному  роману Л.Толстого известным режиссером С.Бондарчуком. Вопрос: Какие военные события отражены в этом фрагменте? Слово учителя: “Сегодня на уроке мы через призму двух предметов ­ истории и литературы продолжим  изучение событий этого периода русской истории. Сейчас вам предстоит, работая в группах, обобщить  полученные на предыдущих уроках знания”. II. Определение темы урока. Задание: Прочитайте предложенные высказывания. Как вы думаете, о каком событии в них идет речь?  Конкретизируйте тему урока. (обсуждение в группах).   “ Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы одержали себя достойными  одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Из 50 сражений, мною данных, в битве под  Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех”. (Наполеон) “Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота,  кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание каждого было умереть на месте и не уступать неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не  превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнею за свое Отечество”.  (И.М.Кутузов) “Это была битва гигантов. С обеих сторон было введено в бой более четверти миллиона солдат и офицеров… гремели залпы 1200 орудий”. (Наполеон) “Всемилостивейший государь Александр I. Сражение 26­го нами было проиграно. Армия, а особливо левый  фланг, понесли чрезвычайную потерю. Одна из причин, послуживших проигрышу сражения, произошла от  беспорядка, поселившегося в артиллерии после смерти графа Кутайсова…” (из донесения генерала на русской  службе Винценгерода Ф.Ф. Александру I). “Между тем полуосенний день уже вечерел. Часы уходили. Ночь более и более вступала в права свои. Солнце  закатывалось красным шаром без лучей. В воздухе распространился какой­то кисловатый, уксусный запах,  может быть, от большого разложения селитры и серы, может быть, и от испарений крови! Дым огустел и повис  над полем. И в этой ночи, полуискусственной, полуестественной, между рассеянных французских колонн, еще  двигавшихся с барабанным боем и музыкою, еще развертывавших свои красные знамена, вдруг — и это было уже в последний раз — прозвенела земля под копытами несущейся конницы. 20 000 сабель и палашей скрестились вразных местах поля. Искры сыпались, как от пожара, и угасали, как жизнь тысячей, погибавших в битве. Эта  сеча, на минуту возобновленная, была последняя — последняя вспышка догоравшего пожара, затушенного  кровью. Это король Неаполитанский бросился с своею кавалериею на линию русскую. Но дня уже не стало, и  сражение затихло. Великий вопрос: “Кто победил?” остался неразрешенным.” (Глинка Ф. Н. Очерки  Бородинского сражения (Воспоминания о 1812 г.) – М.: в тип. Н.Степанова. 1839) Ответы учащихся: тема урока “Бородинское сражение – поражение или победа?” Эпиграф к уроку: Вопрос решая роковой – Кому пред кем склониться выей, Кому над кем взнестись главой… С.Раич “Арета” III. Постановка целей урока учащимися. IV. Актуализация знаний по теме урока. Задание группам: найти и исправить в тексте исторические ошибки  Бородинское сражение – крупнейшее сражение Великой войны 1812 г.) между русской и французской армиями – произошло 26 августа у села Прохоровка 124 километрах западнее Москвы), на заранее избранной позиции, где М.И.Кутузов решил дать  армии генерала   Шарля де Голля (Наполеона) решительное сражение.     Отечественной войны 1941­1945 гг.(Отечественной        (Бородино) (в  К началу сражения в русской армии было 120 тысяч человек и 640 орудий. Французская армия насчитывала  130–135 тысяч человек и 587 орудий. Шарль де Голль (Наполеон) предполагал нанести фронтальный удар по русским позициям основной частью  своих войск (86 тыс.чел.) с целью прорвать оборону в направлении деревни Семеновское, выйти в тыл русской  армии и, прижав ее к Москве­реке, уничтожить. Ожесточенный бой 24 августа (5 сентября) за Шевардинский редут позволил М.И. Кутузову разгадать замысел  противника и перед сражением усилить армию Александра Васильевича Суворова Багратиона)   (Петра Ивановича    В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению. Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось  овладеть ценой больших потерь. Но развить успех французы не смогли и отошли на исходные позиции.  Французская армия потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек. О результатах Бородинского сражения Кутузов доносил Екатерине II (Александру I): "Баталия, 26­го числа  бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии  нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать". V. Работа с историческими и литературными текстами о Бородинском сражении  Задание: познакомиться с предложенными текстами и составить “фишбоун”  VI. Подведение итогов (решение проблемного вопроса, представление результатов “фишбоуна”) VII. Составление синквейна “Бородинская битва” VIII. Рефлексия