Цели урока:
• Образовательная: познакомить учащихся с позициями писателей, историков и участников Бородинского сражения.
• Развивающая: способствовать формированию у учащихся собственных взглядов на один из дискуссионных вопросов истории нашего государства, приводить нужные аргументы, четко и ясно излагать свои мысли.
• Воспитательная: способствовать умению учащихся взаимодействовать друг с другом, воспитывать толерантное отношение к другой точке зрения.
Оборудование: карта “фишбоун”, фрагменты текста романа Л.Н.Толстого “Война и мир” (3 том), фрагмент художественного фильма С. Бондарчука “Война и мир”; фрагменты исторических документов (мемуары участников сражения и оценки историков).
Интегрированный урок (литература + история)
"Бородинское сражение - поражение или победа?"
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с позициями писателей, историков и участников Бородинского
сражения.
Развивающая: способствовать формированию у учащихся собственных взглядов на один из
дискуссионных вопросов истории нашего государства, приводить нужные аргументы, четко и ясно
излагать свои мысли.
Воспитательная: способствовать умению учащихся взаимодействовать друг с другом, воспитывать
толерантное отношение к другой точке зрения.
Оборудование: карта “фишбоун”, фрагменты текста романа Л.Н.Толстого “Война и мир” (3 том), фрагмент
художественного фильма С. Бондарчука “Война и мир”; фрагменты исторических документов (мемуары
участников сражения и оценки историков).
I. Мотивационный этап.
Просмотр фрагмента фильма С. Бондарчука “Война и мир” (ч.3).
Ход урока
Слово учителя: “Ребята, вы посмотрели фрагмент фильма “Война и мир”, который был снят по одноименному
роману Л.Толстого известным режиссером С.Бондарчуком.
Вопрос: Какие военные события отражены в этом фрагменте?
Слово учителя: “Сегодня на уроке мы через призму двух предметов истории и литературы продолжим
изучение событий этого периода русской истории. Сейчас вам предстоит, работая в группах, обобщить
полученные на предыдущих уроках знания”.
II. Определение темы урока.
Задание: Прочитайте предложенные высказывания. Как вы думаете, о каком событии в них идет речь?
Конкретизируйте тему урока. (обсуждение в группах).
“ Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы одержали себя достойными
одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Из 50 сражений, мною данных, в битве под
Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех”. (Наполеон)
“Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота,
кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание каждого было умереть на месте и не уступать неприятелю.
Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не
превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнею за свое Отечество”.
(И.М.Кутузов)
“Это была битва гигантов. С обеих сторон было введено в бой более четверти миллиона солдат и офицеров…
гремели залпы 1200 орудий”. (Наполеон)
“Всемилостивейший государь Александр I. Сражение 26го нами было проиграно. Армия, а особливо левый
фланг, понесли чрезвычайную потерю. Одна из причин, послуживших проигрышу сражения, произошла от
беспорядка, поселившегося в артиллерии после смерти графа Кутайсова…” (из донесения генерала на русской
службе Винценгерода Ф.Ф. Александру I).
“Между тем полуосенний день уже вечерел. Часы уходили. Ночь более и более вступала в права свои. Солнце
закатывалось красным шаром без лучей. В воздухе распространился какойто кисловатый, уксусный запах,
может быть, от большого разложения селитры и серы, может быть, и от испарений крови! Дым огустел и повис
над полем. И в этой ночи, полуискусственной, полуестественной, между рассеянных французских колонн, еще
двигавшихся с барабанным боем и музыкою, еще развертывавших свои красные знамена, вдруг — и это было уже
в последний раз — прозвенела земля под копытами несущейся конницы. 20 000 сабель и палашей скрестились вразных местах поля. Искры сыпались, как от пожара, и угасали, как жизнь тысячей, погибавших в битве. Эта
сеча, на минуту возобновленная, была последняя — последняя вспышка догоравшего пожара, затушенного
кровью. Это король Неаполитанский бросился с своею кавалериею на линию русскую. Но дня уже не стало, и
сражение затихло. Великий вопрос: “Кто победил?” остался неразрешенным.” (Глинка Ф. Н. Очерки
Бородинского сражения (Воспоминания о 1812 г.) – М.: в тип. Н.Степанова. 1839)
Ответы учащихся: тема урока “Бородинское сражение – поражение или победа?”
Эпиграф к уроку:
Вопрос решая роковой –
Кому пред кем склониться выей,
Кому над кем взнестись главой…
С.Раич “Арета”
III. Постановка целей урока учащимися.
IV. Актуализация знаний по теме урока.
Задание группам: найти и исправить в тексте исторические ошибки
Бородинское сражение – крупнейшее сражение Великой
войны 1812 г.) между русской и французской армиями – произошло 26 августа у села Прохоровка
124 километрах западнее Москвы), на заранее избранной позиции, где М.И.Кутузов решил дать
армии генерала Шарля де Голля (Наполеона) решительное сражение.
Отечественной войны 19411945 гг.(Отечественной
(Бородино) (в
К началу сражения в русской армии было 120 тысяч человек и 640 орудий. Французская армия насчитывала
130–135 тысяч человек и 587 орудий.
Шарль де Голль (Наполеон) предполагал нанести фронтальный удар по русским позициям основной частью
своих войск (86 тыс.чел.) с целью прорвать оборону в направлении деревни Семеновское, выйти в тыл русской
армии и, прижав ее к Москвереке, уничтожить.
Ожесточенный бой 24 августа (5 сентября) за Шевардинский редут позволил М.И. Кутузову разгадать замысел
противника и перед сражением усилить армию Александра Васильевича Суворова
Багратиона)
(Петра Ивановича
В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению.
Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон.
Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось
овладеть ценой больших потерь. Но развить успех французы не смогли и отошли на исходные позиции.
Французская армия потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44
тысяч человек.
О результатах Бородинского сражения Кутузов доносил Екатерине II (Александру I): "Баталия, 26го числа
бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии
нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать".
V. Работа с историческими и литературными текстами о Бородинском сражении
Задание: познакомиться с предложенными текстами и составить “фишбоун”
VI. Подведение итогов (решение проблемного вопроса, представление результатов “фишбоуна”)
VII. Составление синквейна “Бородинская битва”
VIII. Рефлексия