Цели:
• обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях жанра былин;
• исследовать образ русского богатыря в литературе и живописи на примере былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и картин В.М. Васнецова, М. Врубеля;
• выявить средства создания образа былинного героя, расширить представление об эпическом герое, о взаимопроникновении различных видов искусства, их воздействии на человека;
• развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение анализировать;
• формировать литературоведческие представления;
• воспитывать патриотические чувства и нравственные качества личности, прививать любовь и уважение к устному народному творчеству, к искусству, к Родине через знакомство с героями былин – богатырями.
Интеграция: литература и изобразительное искусство.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы и приемы: диалогический, исследовательский, словесные (рассказ, беседа, чтение наизусть стихотворения, защита проектов), наглядные (демонстрации, иллюстрации), практические.
Оборудование: презентация с использованием компьютерных технологий в Microsoft Power Point, магнитофон с записью «Концерта для гуслей с оркестром народных инструментов» А. Муравлева, подготовленные учащимися костюм и доспехи богатыря.
Интегрированный урок (литература + ИЗО) по теме
"Образ богатыря как образ могучего защитника
Родины"
Цели:
обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях жанра былин;
исследовать образ русского богатыря в литературе и живописи на примере былины «Илья Муромец и
Соловейразбойник» и картин В.М. Васнецова, М. Врубеля;
выявить средства создания образа былинного героя, расширить представление об эпическом герое, о
взаимопроникновении различных видов искусства, их воздействии на человека;
развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение
анализировать;
формировать литературоведческие представления;
воспитывать патриотические чувства и нравственные качества личности, прививать любовь и уважение
к устному народному творчеству, к искусству, к Родине через знакомство с героями былин – богатырями.
Интеграция: литература и изобразительное искусство.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы и приемы: диалогический, исследовательский, словесные (рассказ, беседа, чтение наизусть
стихотворения, защита проектов), наглядные (демонстрации, иллюстрации), практические.
Оборудование: презентация с использованием компьютерных технологий в Microsoft Power Point, магнитофон с
записью «Концерта для гуслей с оркестром народных инструментов» А. Муравлева, подготовленные учащимися
костюм и доспехи богатыря.
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя. Объявление темы и целей урока.
Ход урока
Учитель литературы: Ребята, на протяжении нескольких уроков литературы мы погружались в мир былины –
древнего эпоса русского народа. Изучение былин – серьезное и увлекательное дело. И хотя традиция русских
былин не получила развития в литературе и в наше время не создают произведения о подвигах богатырей, мы
должны знать и помнить свое прошлое, потому что
Кто своего родства не уважает,
тот сам себя унижает.
А кто предков своих стыдится,
тот через это срамится.
Итак, тема нашего урока «Образ богатыря как образ защитника Родины». (Слайд 1)
Многие ученые обращаются к былинам и до сих пор делают открытия. И, конечно же, прежде всего
исследователей интересуют главные герои – богатыри. Сегодня мы с вами тоже будем исследователями и
постараемся выявить особенности изображения богатыря.
Учитель ИЗО: Былины вдохновляли многих мастеров искусства. Литература – язык слова, а живопись – язык
цвета и линий. На примере картин известных русских художников 19 века Виктора Васнецова и Михаила
Врубеля мы сегодня попытаемся определить особенности в изображении образа русских богатырей.
II. Работа по теме урока.
1. Былинная разминка.
Учитель литературы: Вспомните, что означает слово «былина»? (Былина – (от слова «быль») – жанр русского
фольклора, героикопатриотическая песня о богатырях и исторических событиях.)– В какой исторический период создавались былины? (Слайд 2) (В 1115 веках, передавались из уст в уста, а
для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян
сказителей)
– Как раньше исполнялись былины? (Былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и
напевность повествования). (Слайд 3)
Столетья, сменяя друг друга, идут
Герои в старинных былинах живут.
Не раз от врагов они Русь защищали,
За землю свою не раз кровь проливали.
С тех пор поколений немало сменилось,
Но память о них на Руси сохранилась.
– Какой же он, русский богатырь? Как он изображен в словесном народном творчестве? Это нам предстоит
выяснить на примере былины «Илья Муромец и Соловейразбойник».
2. Выразительное чтение отрывка из былины.
– Давайте послушаем фрагмент былины. (Ученик рассказывает отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей
разбойник» под музыку («Концерт для гуслей с оркестром народных инструментов» А. Муравлева).
3. Реализация домашнего группового задания.
1. Выступление группы «исследователей слова» (Слайд 4)
Учитель литературы: А кто такой богатырь? Есть ли разница между значениями слов «богатырь» и «герой»?
Давайте послушаем наших «исследователей слова», которым было дано задание поработать с толковым и
этимологическим словарями, выяснить значения этих слов и попытаться выделить три стороны, отличающие
богатыря.
(В толковом словаре В.И. Даля дается определение: «Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный;
необычайной силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь»
В толковом словаре С.И. Ожегова «Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. Перен.
Человек очень большой силы, стойкости, отваги».
«Герой– человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности».
В этимологическом словаре: «Богатыри (от др.тюркского багатур – храбрый воин) – герои русских былин,
защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом,
самообладанием. В древнерусском языке слову богатырь соответствовали «храбр», «храбор», «удалец». Слово
богатырь встречается в летописи, начиная с 12 в).
– Итак, ваш вывод:
1. есть ли разница между значениями слов «богатырь» и «герой»? (Слайд 5)
2. какие три стороны, отличающие богатыря, вы выделили?
(Богатырь – человек крепкого телосложения; сильный, храбрый, умный, отважный; воин, защитник, преданный
Родине и народу. Смысл жизни богатырь видит в служении Родине). (Слайд 6)
2. Беседа по былине.
– А каким перед нами предстает Илья Муромец? (Слайд 7)
– Какой первый подвиг в былине «Илья Муромец и Соловейразбойник» совершает богатырь? Почему он
отказался стать черниговским воеводою?
– Как ведет себя Илья, когда ему советуют не ехать «дорожкой прямоезжею»? Характерно ли подобное
поведение для героя былины?
– Что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловьяразбойника? Ведь Соловейразбойник –
сильный противник «как засвищет он посоловьиному, зарычит позвериному, зашипит позмеиному, таквся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, лазоревы цветочки осыпались, трава полегла. Бурушка
Косматушка на колени упал» (Слайд 8)
– Как характеризует Илью его отказ зятьям Соловьяразбойника отдать пленника? (Неподкупный, преданный
своей земле, защитник)
– Почему Илья в конце былины всетаки казнит Соловьяразбойника?
– Перечислите, какие изобразительновыразительные средства используются в былине для создания образа
богатыря? Какова их роль? (Гиперболы, повторы слова с уменьшительноласкательными суффиксами,
постоянные эпитеты, сравнения).
– Мы с вами уже подбирали примеры изобразительновыразительных средств для создания образа Ильи
Муромца, поэтому сейчас я вам предлагаю выполнить следующую работу: соотнести образные выражения из
былины с соответствующими терминами.
(Работа на интерактивной доске). (Слайд 9)
3. Выступление группы «историков». (Слайды 1014)
Историческую страничку предварительно готовит группа учащихся и выступает с сообщением перед классом.
Таким образом, ребята получают ценный опыт поиска информации на заданную тему, отбора материала,
составления связного текста и изложения его в устной форме перед одноклассниками. Учитель оказывает
предварительную помощь ученикам в виде консультации.
Учитель литературы: Ребята, а как вы думаете, у былинного богатыря Ильи Муромца был прототип, реальное
историческое лицо? Давайте послушаем сообщение ребят из группы «историков».
4. Выступление группы «искусствоведов». (Слайд 15)
Учитель ИЗО: А теперь я вас приглашаю в художественную галерею на экскурсию. Для нас ее подготовили
ребята из группы «искусствоведов».
(Слушаем сообщения учащихся, на экране демонстрируются репродукции картин В.М. Васнецова, М.А. Врубеля)
– А вспомните, ребята, к какому жанру изобразительного искусства мы отнесем картины, где есть изображение
героев былин, сказок?
Ученик: (картины с изображением, героев сказок, былин относят к мифическому жанру, так как в некоторых
случаях художник может преувеличить визуально рост, мощь и т.д. )
(Слайды 1619)
Учитель ИЗО: (Слайд 20) Ребята, художники жили в одну историческую эпоху, и объединяет их картины
уважение и почитание к образу русского богатыря. Но посмотрите, насколько отличается техника передачи
сюжета. Если Васнецов передает точный детальный портрет, соблюдают пропорциональные соотношение в
передачи фигур, то у художника Врубеля наоборот преобладает передача мощи, силы богатыря и поэтому он
использует гиперболу объема. Но художники преследуют одну цель показать героя – патриота, защитника
своей Родины.
– Какой из представленных образов богатырей вам больше нравится? Почему? (ответ учеников)
– Что связывает образы богатырей воедино? (Патриотические чувства, идея прославления силы и могущества
Родины).
Учитель литературы: В рассказе наших экскурсоводов встретились слова: колчан, щит, меч…. Это богатырские
доспехи. Давайте объясним эти слова, восстановив богатырский словарь. (Работа на интерактивной доске)
(Слайд 2)
Колчан – футляр для стрел
Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец
Палица – старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом
Ножны – футляр для меча или кинжала
Шлем – воинский доспех, защищающий голову
Щит – округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел5. Отчет группы «художниковкостюмеров» (Слайд 2227)
Учитель ИЗО: А в заключение урока, практическая работа. Сейчас мы с вами создадим живой образ богатыря.
Я приглашаю ученика, который на несколько минут станет настоящим русским богатырем. У богатыря должна
быть надежная защита: кольчуга, шлем, щит и меч (готовили ребята из 4 группы).
Богатырь должен быть сильным и выносливым, так как его одеяние весило более 60 кг.
(Ребята из 4 группы одевают и вооружают богатыря).
Наш богатырь готов сразиться с врагами. Он получился немного шуточным, но на самом деле каждый из
мальчиков может стать настоящим богатырем, а для этого нужно быть человеком долга, чести, носителем
нравственных ценностей своего народа, быть патриотом. И это каждый из вас должен воспитывать в себе с
детства, и брать пример со старших сверстников. У вас есть хороший примерэто наши кадеты. Они наши
будущие богатыри. (Слайд 28)
III. Заключение. Подведение итогов.
– Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали дух народа
в тяжелые для страны годы, вселяли в людей мужество. А знаменитый богатырь, Илья Муромец, которого
русское воинство считает своим покровителем, является олицетворением всего лучшего в русском народе:
огромная физическая сила сочетается в нем с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием
убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю. Такой герой может объединить всех живущих в России,
всех, кто любит свою страну.
Домашнее задание: написать сочинение по одной из предложенных тем: (Слайд 29)
О чем я задумался после сегодняшнего урока?
Если бы Илья Муромец оказался в нашем времени…
Наш урок подошёл к концу, и я прошу вас дописать фразы…
Мне больше всего удалось ...
Я могу похвалить одноклассников за...
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
Оценка за урок (Слайд 30)