Интегрированный урок (литература + ИЗО) по теме "Образ богатыря как образ могучего защитника Родины"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях жанра былин; • исследовать образ русского богатыря в литературе и живописи на примере былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и картин В.М. Васнецова, М. Врубеля; • выявить средства создания образа былинного героя, расширить представление об эпическом герое, о взаимопроникновении различных видов искусства, их воздействии на человека; • развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение анализировать; • формировать литературоведческие представления; • воспитывать патриотические чувства и нравственные качества личности, прививать любовь и уважение к устному народному творчеству, к искусству, к Родине через знакомство с героями былин – богатырями. Интеграция: литература и изобразительное искусство. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Методы и приемы: диалогический, исследовательский, словесные (рассказ, беседа, чтение наизусть стихотворения, защита проектов), наглядные (демонстрации, иллюстрации), практические. Оборудование: презентация с использованием компьютерных технологий в Microsoft Power Point, магнитофон с записью «Концерта для гуслей с оркестром народных инструментов» А. Муравлева, подготовленные учащимися костюм и доспехи богатыря.
Иконка файла материала Образ богатыря как образ могучего защитника Родины.doc
Интегрированный урок (литература + ИЗО) по теме "Образ богатыря как образ могучего защитника Родины" Цели:     обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях жанра былин; исследовать образ русского богатыря в литературе и живописи на примере былины «Илья Муромец и  Соловей­разбойник» и картин В.М. Васнецова, М. Врубеля; выявить средства создания образа былинного героя, расширить представление об эпическом герое, о  взаимопроникновении различных видов искусства, их воздействии на человека; развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение  анализировать;  формировать литературоведческие представления;  воспитывать патриотические чувства и нравственные качества личности, прививать любовь и уважение  к устному народному творчеству, к искусству, к Родине через знакомство с героями былин – богатырями. Интеграция: литература и изобразительное искусство. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Методы и приемы: диалогический, исследовательский, словесные (рассказ, беседа, чтение наизусть  стихотворения, защита проектов), наглядные (демонстрации, иллюстрации), практические. Оборудование: презентация с использованием компьютерных технологий в Microsoft Power Point, магнитофон с записью «Концерта для гуслей с оркестром народных инструментов» А. Муравлева, подготовленные учащимися  костюм и доспехи богатыря. I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Объявление темы и целей урока. Ход урока Учитель литературы: Ребята, на протяжении нескольких уроков литературы мы погружались в мир былины –  древнего эпоса русского народа. Изучение былин – серьезное и увлекательное дело. И хотя традиция русских  былин не получила развития в литературе и в наше время не создают произведения о подвигах богатырей, мы  должны знать и помнить свое прошлое, потому что Кто своего родства не уважает, тот сам себя унижает. А кто предков своих стыдится, тот через это срамится. Итак, тема нашего урока «Образ богатыря как образ защитника Родины». (Слайд 1) Многие ученые обращаются к былинам и до сих пор делают открытия. И, конечно же, прежде всего  исследователей интересуют главные герои – богатыри. Сегодня мы с вами тоже будем исследователями и  постараемся выявить особенности изображения богатыря. Учитель ИЗО: Былины вдохновляли многих мастеров искусства. Литература – язык слова, а живопись – язык  цвета и линий. На примере картин известных русских художников 19 века Виктора Васнецова и Михаила  Врубеля мы сегодня попытаемся определить особенности в изображении образа русских богатырей. II. Работа по теме урока. 1. Былинная разминка. Учитель литературы: Вспомните, что означает слово «былина»? (Былина – (от слова «быль») – жанр русского  фольклора, героико­патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.)– В какой исторический период создавались былины? (Слайд 2) (В 11­15 веках, передавались из уст в уста, а  для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян­ сказителей) – Как раньше исполнялись былины? (Былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и  напевность повествования). (Слайд 3) Столетья, сменяя друг друга, идут Герои в старинных былинах живут. Не раз от врагов они Русь защищали,  За землю свою не раз кровь проливали. С тех пор поколений немало сменилось, Но память о них на Руси сохранилась. – Какой же он, русский богатырь? Как он изображен в словесном народном творчестве? Это нам предстоит  выяснить на примере былины «Илья Муромец и Соловей­разбойник». 2. Выразительное чтение отрывка из былины. – Давайте послушаем фрагмент былины. (Ученик рассказывает отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей­ разбойник» под музыку («Концерт для гуслей с оркестром народных инструментов» А. Муравлева). 3. Реализация домашнего группового задания. 1. Выступление группы «исследователей слова» (Слайд 4) Учитель литературы: А кто такой богатырь? Есть ли разница между значениями слов «богатырь» и «герой»? Давайте послушаем наших «исследователей слова», которым было дано задание поработать с толковым и  этимологическим словарями, выяснить значения этих слов и попытаться выделить три стороны, отличающие  богатыря. (В толковом словаре В.И. Даля дается определение: «Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный;  необычайной силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь» В толковом словаре С.И. Ожегова «Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. Перен.  Человек очень большой силы, стойкости, отваги». «Герой– человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности». В этимологическом словаре: «Богатыри (от др.­тюркского багатур – храбрый воин) – герои русских былин,  защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом,  самообладанием. В древнерусском языке слову богатырь соответствовали «храбр», «храбор», «удалец». Слово  богатырь встречается в летописи, начиная с 12 в). – Итак, ваш вывод: 1. есть ли разница между значениями слов «богатырь» и «герой»? (Слайд 5) 2. какие три стороны, отличающие богатыря, вы выделили? (Богатырь – человек крепкого телосложения; сильный, храбрый, умный, отважный; воин, защитник, преданный  Родине и народу. Смысл жизни богатырь видит в служении Родине). (Слайд 6) 2. Беседа по былине. – А каким перед нами предстает Илья Муромец? (Слайд 7) – Какой первый подвиг в былине «Илья Муромец и Соловей­разбойник» совершает богатырь? Почему он  отказался стать черниговским воеводою? – Как ведет себя Илья, когда ему советуют не ехать «дорожкой прямоезжею»? Характерно ли подобное  поведение для героя былины? – Что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья­разбойника? Ведь Соловей­разбойник –  сильный противник «как засвищет он по­соловьиному, зарычит по­звериному, зашипит по­змеиному, таквся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, лазоревы цветочки осыпались, трава полегла. Бурушка­ Косматушка на колени упал» (Слайд 8) – Как характеризует Илью его отказ зятьям Соловья­разбойника отдать пленника? (Неподкупный, преданный  своей земле, защитник) – Почему Илья в конце былины все­таки казнит Соловья­разбойника? – Перечислите, какие изобразительно­выразительные средства используются в былине для создания образа  богатыря? Какова их роль? (Гиперболы, повторы слова с уменьшительно­ласкательными суффиксами,  постоянные эпитеты, сравнения). – Мы с вами уже подбирали примеры изобразительно­выразительных средств для создания образа Ильи  Муромца, поэтому сейчас я вам предлагаю выполнить следующую работу: соотнести образные выражения из  былины с соответствующими терминами. (Работа на интерактивной доске). (Слайд 9) 3. Выступление группы «историков». (Слайды 10­14) Историческую страничку предварительно готовит группа учащихся и выступает с сообщением перед классом.  Таким образом, ребята получают ценный опыт поиска информации на заданную тему, отбора материала,  составления связного текста и изложения его в устной форме перед одноклассниками. Учитель оказывает  предварительную помощь ученикам в виде консультации. Учитель литературы: Ребята, а как вы думаете, у былинного богатыря Ильи Муромца был прототип, реальное  историческое лицо? Давайте послушаем сообщение ребят из группы «историков». 4. Выступление группы «искусствоведов». (Слайд 15) Учитель ИЗО: А теперь я вас приглашаю в художественную галерею на экскурсию. Для нас ее подготовили  ребята из группы «искусствоведов». (Слушаем сообщения учащихся, на экране демонстрируются репродукции картин В.М. Васнецова, М.А. Врубеля) – А вспомните, ребята, к какому жанру изобразительного искусства мы отнесем картины, где есть изображение  героев былин, сказок? Ученик: (картины с изображением, героев сказок, былин относят к мифическому жанру, так как в некоторых  случаях художник может преувеличить визуально рост, мощь и т.д. ) (Слайды 16­19) Учитель ИЗО: (Слайд 20) Ребята, художники жили в одну историческую эпоху, и объединяет их картины  уважение и почитание к образу русского богатыря. Но посмотрите, насколько отличается техника передачи  сюжета. Если Васнецов передает точный детальный портрет, соблюдают пропорциональные соотношение в  передачи фигур, то у художника Врубеля наоборот преобладает передача мощи, силы богатыря и поэтому он  использует гиперболу объема. Но художники преследуют одну цель показать героя – патриота, защитника  своей Родины. – Какой из представленных образов богатырей вам больше нравится? Почему? (ответ учеников) – Что связывает образы богатырей воедино? (Патриотические чувства, идея прославления силы и могущества  Родины). Учитель литературы: В рассказе наших экскурсоводов встретились слова: колчан, щит, меч…. Это богатырские  доспехи. Давайте объясним эти слова, восстановив богатырский словарь. (Работа на интерактивной доске)  (Слайд 2) Колчан – футляр для стрел Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец    Палица – старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом  Ножны – футляр для меча или кинжала  Шлем – воинский доспех, защищающий голову  Щит – округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел5. Отчет группы «художников­костюмеров» (Слайд 22­27) Учитель ИЗО: А в заключение урока, практическая работа. Сейчас мы с вами создадим живой образ богатыря.  Я приглашаю ученика, который на несколько минут станет настоящим русским богатырем. У богатыря должна  быть надежная защита: кольчуга, шлем, щит и меч (готовили ребята из 4 группы). Богатырь должен быть сильным и выносливым, так как его одеяние весило более 60 кг. (Ребята из 4 группы одевают и вооружают богатыря). Наш богатырь готов сразиться с врагами. Он получился немного шуточным, но на самом деле каждый из  мальчиков может стать настоящим богатырем, а для этого нужно быть человеком долга, чести, носителем  нравственных ценностей своего народа, быть патриотом. И это каждый из вас должен воспитывать в себе с  детства, и брать пример со старших сверстников. У вас есть хороший пример­это наши кадеты. Они наши  будущие богатыри. (Слайд 28) III. Заключение. Подведение итогов. – Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали дух народа  в тяжелые для страны годы, вселяли в людей мужество. А знаменитый богатырь, Илья Муромец, которого  русское воинство считает своим покровителем, является олицетворением всего лучшего в русском народе:  огромная физическая сила сочетается в нем с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием  убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю. Такой герой может объединить всех живущих в России,  всех, кто любит свою страну. Домашнее задание: написать сочинение по одной из предложенных тем: (Слайд 29)  О чем я задумался после сегодняшнего урока?  Если бы Илья Муромец оказался в нашем времени… Наш урок подошёл к концу, и я прошу вас дописать фразы…  Мне больше всего удалось ...  Я могу похвалить одноклассников за...  Для меня было открытием то, что ...  На мой взгляд, не удалось…, потому что… Оценка за урок (Слайд 30)

Посмотрите также