Интегрированный урок (литература + МХК) "Античность. Сны наяву"
Оценка 4.9

Интегрированный урок (литература + МХК) "Античность. Сны наяву"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
МХК +1
10 кл
23.04.2018
Интегрированный урок (литература + МХК) "Античность. Сны наяву"
Форма: урок-праздник Класс: 10 Цель: продолжить знакомство учащихся с античной культурой, формировать представление о взаимопроникновении культур разных эпох, воспитывать интерес к мировой культуре; к архитектуре родного города; развивать в старшеклассниках стремление реализовать творческий потенциал, расширять свой кругозор. Музыкальное оформление: • Классическая музыка XVIII-XIX веков, П. И. Чайковский “Времена года” Материалы: 1. Кун Н.Х., Нейхардт А. А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима - С.-П., 1999 г. 2. Хрестоматия по русской литературе XX века часть 1, - Москва, 1996 г. 3. Кралин М. “Там шепчутся белые ночи мои...” - 1991 г. I. Слово учителей - Здравствуйте! Наше мероприятие называется “Античность. Сны наяву”. Сегодня мы приоткроем занавес истории и почувствуем аромат древней эпохи эллинов, насладимся звучанием классической музыки и поэзии XX века, органично переосмыслившей яркие образы греческой мифологии, узнаем больше об архитектуре нашего города, у истоков которой - античность.
Античность. Сны наяву.doc
Интегрированный урок (литература + МХК) "Античность. Сны наяву" Форма: урок­праздник Класс: 10 Цель: продолжить знакомство учащихся с античной культурой, формировать представление о  взаимопроникновении культур разных эпох, воспитывать интерес к мировой культуре; к архитектуре родного  города; развивать в старшеклассниках стремление реализовать творческий потенциал, расширять свой  кругозор. Музыкальное оформление:  Классическая музыка XVIII­XIX веков, П. И. Чайковский “Времена года” Материалы: 1. Кун Н.Х., Нейхардт А. А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима ­ С.­П., 1999 г. 2. Хрестоматия по русской литературе XX века часть 1, ­ Москва, 1996 г. 3. Кралин М. “Там шепчутся белые ночи мои...” ­ 1991 г. I. Слово учителей ­ Здравствуйте! Наше мероприятие называется “Античность. Сны наяву”. Сегодня мы приоткроем занавес истории и почувствуем аромат древней эпохи эллинов, насладимся звучанием  классической музыки и поэзии XX века, органично переосмыслившей яркие образы греческой мифологии, узнаем больше об архитектуре нашего города, у истоков которой ­ античность. ­ Уважаемые гости и участники! Обратите внимание, что частью декораций к нашему уроку являются работы  учащихся 10 класса, выполненные предварительно на уроках изобразительного искусства и технологии. Это  работы в технике графика на тему “Античная мифология. Боги и герои” [рисунок 3,5]. Здесь мы можем видеть  как отдельных персонажей ­ Персея, музу астрономии ­ Уранию, Артемиду, музу танца ­ Терпсихору, так и  рисунки, иллюстрирующие сцены из античных мифов и легенд. А эта работа выполнена в технике батик ­ роспись по шёлку. Здесь использован приём коллажа ­  собирательного образа культуры античности: портик древнегреческого храма, меандр, ваза, расписанная в  чёрнофигурном стиле, лира... Таким образом, раскрывая одну тему на разных предметах интегрированного курса (МХК, литературы, ИЗО,  истории культуры), мы даём возможность учащимся более глубоко понять и “почувствовать эпоху”. Чтение отрывка из стихотворения А.А. Тарковского “И это снилось мне...” II. Ведущий I. ­ Совершим путешествие в эпоху античности, обратимся к культурным истокам мировой цивилизации.  Неотъемлемой частью любой культуры является философия. Прослушайте историческую справку Учащийся ­ Термин “философия” возник в древнегреческом языке и в прямом переводе означает ­ любовь к мудрости. По  одной версии первым в истории слово “философ” применил Пифагор. Занятие философией Пифагор называл  высшей формой деятельности человека, приближающей его к Богам, так как мудрость ­ это и есть удел Богов.  По мнению древних греков, философом является лишь тот человек, который стремится познать высшую истину,  указывающую правильный путь в жизни. Основное отличие философии от других наук виделось в широком  предмете ее исследования и универсальности направлений научного поиска. Главной задачей философии  является постановка общемировоззренческих вопросов, беспокоящих человечество, и поиск ответов на них. Поучителен спор древнегреческого философа Сократа с афинским богачом Критобулом (сценка). Критобул: ­ Сократ, мало того что ты беден, кроме того, ты тратишь время на бесполезные в практической  жизни "глупости" ­ философию. Сократ: ­ Я богаче тебя. Критобул: ­ Почему? Сократ: ­ Моего имущества в сто раз меньше, однако оно полностью удовлетворяет все мои запросы, в то время,  как ты, сколько бы денег ни получил, все равно остаешься несчастным от осознания того, что денег может не  хватить, что все равно кто­то есть богаче тебя, и потратишь ты остаток жизни на добывание новых богатств. Ведущий II ­ В этом диалоге раскрыт и другой мировоззренческий аспект. Ведь история обессмертила именно имя бедного  Сократа, который вроде бы, с точки зрения практичного человека, зря тратил свое время, а вот богач Критобул  стал известен потомкам лишь потому, что однажды имел счастье побеседовать с философом. Ведущий I – Еще одна составляющая понятия “культура” ­ архитектура. He секрет, что эталоном современной архитектуры  является античная идея градостроительства. 1. Сообщение учащегося об основных признаках античной архитектуры ­ Греческая архитектура начала формироваться примерно за 600 лет до нашей эры и образовала свой  великолепный стиль. Именно в это время возникли многие типы жилых и общественных построек. Из огромных  каменных блоков греки возводили храмы, сочетавшие в себе функции культовых и общественных сооружений.  После дорийского нашествия, история Греции как бы началась заново. Вновь заселились некоторые ахейские  холмы и возникли новые города, которые образовались путем объединения нескольких деревень. Города  "железного века" имели иной облик, чем поселения ахейских владык. Центром их был не царский дворец, а  торговая площадь — агора. Вокруг городов были выстроены со временем каменные стены, а на площадях и  возвышенных местах города появились общественные здания, храмы и статуи. Таким образом, греческий мир  разделился на несколько сот городов­государств. В Элладе самыми сильными городами­государствами  считались Афины и Спарта, самым богатым — Коринф. Самым прекрасным городом Ионии был Милет. Соседние города­государства вели между собой бесчисленные войны. Художественные черты античного гуманизма особенно ярко отразились в постройках классического периода  древнегреческой архитектуры в Афинах (Афинский акрополь). Архитектурный ансамбль акрополя является одним из высших достижений античной архитектуры. Он  создавался в эпоху Перикла (444 ­ 429 г. до н.э.). Руководил строительством зодчий Фидий. Центром Афинского  акрополя является Парфенон, или храм Афины Парфенос, построенный в 400­х годах до н. э., когда Афины  были могущественным и процветающим городом. Этот один из самых больших храмов акрополя, который был и  центральным местом всех празднеств, был построен для прославления богини Афины, покровительницы города. Внутри него стояла статуя Афины, выполненная известным скульптором Фидием. Во время празднеств в акрополь направлялось торжественное шествие, которое заканчивалось  жертвоприношениями или играми. Ведущий I ­ Искусство Древней Греции ­ одно из самых значительных явлений мировой художественной культуры, которое  вдохновляло едва ли не всех великих творцов ­ от Рафаэля до Пикассо. Греческое искусство стремится к человеческой мере во всём; его излюбленный образ ­ стройный юноша ­ атлет.  Храмы строились, исходя из пропорций человека, колонны нередко принимали облик кариатид и атлантов. Греческая архитектура не грандиозна, она не подавляет личность, но основана на началах ясной и  целесообразной тектоники. Хочу предложить вам викторину, в которой вы проявите знания, полученные на уроках МХК: 1. Назовите главный храм Афинского акрополя (Парфенон) 2. Назовите архитекторов Парфенона (Иктин и Калликрат) 3. Что означает слово “Парфенос”? (Дева) 4. Как называется скульптура (4) на площади Афинского акрополя? (Афина Промахос ­ воительница) 5. Кто ее автор? (Фидий) 6. Из какого материала она сделана? (Бронза, остриё копья ­ позолота) 7. Назовите храм (№2) (Эрехтейон) 8. На каком месте он построен? (место спора Афины с Посейдоном на территории Афинского акрополя) 9. Кто архитектор Эрехтейона? (Алкмен) 10. Какой элемент прославил его на весь мир? (Портик с кариатидами) 11. В какой технике выполнена скульптура, находящаяся внутри Парфенона? (хрисоэлефантийной) 12. Кто ее автор? (Фидий) 13. Как называется здание (№5)? (Пропилеи) 14. Кто его архитектор? (Мнезикл) 15. Какой храм здесь изображен (№6)? (Храм Ники ­ Аптерос) 16. Что значит Аптерос? (Бескрылая) 17. Почему так назвали храм? 18. Как называется здание (№7)? (Пинакотека) 19. Для чего оно предназначено? (Хранилище книг и картин) 20. Что это за сооружение (№8)? (Театр Диониса) 21 Кому оно посвящено? (Дионису) 22. При каком правителе Афин акрополь приобрёл такой величественный вид? (Перикл) Ведущий II ­ А знаете ли вы, что древнегреческая архитектура повлияла на облик нашего города? 2. Сообщение учащегося об архитектуре города Октябрьского ­ Наш город ­ это поэзия весны: рождённый весной и созданный архитекторами Весниными в классических  традициях античности, он всегда созвучен этому времени году. Неоклассицизм ­ этим понятием в европейском искусстве объединяют развитие традиций классицизма 17­19  веков и оживление этих традиций в 20­м веке. Это стиль и направление, обратившееся к античному наследию  как к норме и идеальному образцу. Архитектуре этого стиля свойственны строгость формы, ясность  пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней  отделки сооружений (Дворец молодёжи). Архитектуру часто называют застывшей музыкой. Наш город ­ это солнце, ядро которого ­ площадь, а лучи ­  улицы. Здания украшены бетонными шпилями и дополнены декоративными карнизами (Музучилище). Главная улица города ­ проспект Ленина. Слово “проспект” означает прозор, перспектива. Архитектура  Октябрьского насыщена классическими элементами (колонны, портики, фронтоны, вазы). Колонны придают  зданиям особую величественность и могущественность (поликлиника №1) Архитектура Октябрьского человечна: она даёт каждому горожанину возможность чувствовать себя уютно и в  тоже время ощущать свою значимость в каждом уголке “старого города”. Ваза ­ очень древний и символичный элемент архитектуры. Кроме красоты, “чаша жизни” несёт в себе скрытый  смысл: наполненность жизни. Можно много раз ходить по улицам города и делать для себя новые маленькие открытия большой архитектуры. Чтение стихотворения “Silentiym” О. Мандельштама [2] учащимся III. Ведущий I: ­ Тем, кто интересуется историей культуры, литературой и искусством, знакомство с греко­ римской мифологией совершенно необходимо, ведь, начиная с эпохи Возрождения, писатели, художники и  скульпторы стали широко черпать для своих произведений сюжеты из сказаний древних греков и римлян. Ведущий II: ­ Греко­римская мифология столь глубоко проникла в русскую литературу, что человеку,  читающему стихотворения А.С. Пушкина и не осведомлённому о мифологических персонажах, не всегда будет  ясен смысл произведения. Это справедливо и в отношении стихов Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, М.Ю.  Лермонтова, басен И.А. Крылова и других. Всё это лишь подтверждает замечание Ф.Энгельса о том, что без  того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы[3]. Ведущий I: ­ Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя.  Постепенно из отдельных сказаний сложились целые циклы о судьбах героев и покровительствовавших им  богах. Все эти легенды, гимны и песни, исполнявшиеся странствующими певцами­аэдами, с течением времени  объединялись в большие эпические поэмы, такие как: “Илиада” и “Одиссея” Гомера, “Теогония” и “Труды и дни”  Гесиода. Ведущий II: ­ Стихотворение Осипа Мандельштама “Отчего чего душа...” Ведущий I: ­ Орфей и Эвридика. Вряд ли найдётся человек, не знающий легенду о дивном певце, так рано  утратившим свою возлюбленную, но не смирившимся с её потерей [1]. Вашему вниманию предлагается сцена из легенды Ведущий II: ­ Античная мифология подарила нам обилие ярких фразеологизмов, применяемых нами в  различных жизненных ситуациях. Яблоко раздора. Вспомним, откуда возникло это выражение. Вашему  вниманию предлагается фрагмент из “Троянского цикла”. Танец “Сиртаки” в исполнении учащихся. 3. Сообщение учащегося. Историческая справка. Похищение Елены было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса. Датировка Троянской войны  является спорной, однако большинство исследователей относят её к XIII—XII вв. до н. э. Американские  астрономы, исследуя события “Одиссеи”, пришли к выводу, что Одиссей вернулся на Итаку в 1178 г. до н. э. Решив отомстить обидчику, Менелай и его брат Агамемнон (Атриды) объезжают греческих царей и склоняют их  к участию в походе на троянцев. Главнокомандующим экспедиции был признан Агамемнон; после него  привилегированное положение в войске занимали Менелай, Ахилл, два Аякса (сын Теламона и сын Оилея),  Тевкр, Нестор, Одиссей, Диомед, Идоменей, Филоктет и Паламед. Состоявшая из 100000 воинов и 1186 кораблей армия собралась в Авлидской гавани. Когда греческое войско  расположилось лагерем на Троянской равнине, Одиссей и Менелай отправились в город для переговоров о  выдаче Елены и примирении враждующих сторон. Несмотря на желание самой Елены и совет Антенора  окончить дело примирением, троянцы отказали грекам в удовлетворении их требования. Эпей, сын Панопея,  строит гигантского деревянного коня, во внутренности которого прячутся храбрейшие из греков под  начальством Одиссея; остальные греки сжигают лагерь и отплывают от берега Троады, с тем, однако, чтобы  стать на якоре по ту сторону о­ва Тенедоса в ожидании результатов придуманной затеи. Троянцы, высыпав из  города, находят коня и останавливаются в нерешительности, что с ним делать. Родственник Одиссея,  вероломный Синон, объявляет троянцам, что он скрывается от греков, которые, по злому умыслу Одиссея,  хотели принести его в жертву, и что конь построен для того, чтобы умилостивить Афину за похищение  Палладия. Он прибавляет, что попытка уничтожить коня принесет Трое гибель, а если конь будет введен в  город на акрополь, то Азия в борьбе с Европой выйдет победительницей. Послушавшись Синона, троянцы  вводят коня в акрополь. Ночью Синон выпускает греков, которые были заперты во внутренности коня. Герои  выходят из засады и сигнальными огнями дают знать греческому флоту об успешном выполнении хитрого плана. Мнимо отплывшие греки возвращаются и овладевают Троей. Эта война длилась девять лет. Чтение стихотворения учащимся “Бессонница. Гомер” О. Мандельштама Ведущий II: ­ Античная культура вдохновляет также деятелей искусства и кино на создание зрелищных  широкоформатных полотен: фильмы Андрея Кончаловского “Одиссей”, Вольфганга Петерсена “Троя”. Просмотр фрагмента из художественного фильма “Троя”. Чтение стихотворения “Современность” Н. Гумилёва ­ Культура ­ непрерывная цепь традиций. И в этой цепи начальное звено ­ античность, за ней просматривается  богатейшее наследие последующих поколений. Золотой и серебряный века русской культуры стали духовным  источником современного искусства. ­ Стихотворение Арсения Тарковского “И это снилось мне...” IV. Слово учителей ­ Итак, наше путешествие в Элладу подходит к концу. Сегодня вы пополнили свои сведения об античной  культуре, вступившей в диалог с культурой последующих веков. ­ Это взаимопроникновение нашло отражение в архитектуре нашего города, поэзии Н.Гумилёва,  О.Мандельштама, А.Тарковского, чьи стихотворения вы услышали на уроке, музыке, истории и кинематографии.  Но нам предстоит ещё много путешествий.

Интегрированный урок (литература + МХК) "Античность. Сны наяву"

Интегрированный урок (литература + МХК) "Античность. Сны наяву"

Интегрированный урок (литература + МХК) "Античность. Сны наяву"

Интегрированный урок (литература + МХК) "Античность. Сны наяву"

Интегрированный урок (литература + МХК) "Античность. Сны наяву"

Интегрированный урок (литература + МХК) "Античность. Сны наяву"

Интегрированный урок (литература + МХК) "Античность. Сны наяву"

Интегрированный урок (литература + МХК) "Античность. Сны наяву"

Интегрированный урок (литература + МХК) "Античность. Сны наяву"

Интегрированный урок (литература + МХК) "Античность. Сны наяву"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018