Форма: урок-праздник
Класс: 10
Цель: продолжить знакомство учащихся с античной культурой, формировать представление о взаимопроникновении культур разных эпох, воспитывать интерес к мировой культуре; к архитектуре родного города; развивать в старшеклассниках стремление реализовать творческий потенциал, расширять свой кругозор.
Музыкальное оформление:
• Классическая музыка XVIII-XIX веков, П. И. Чайковский “Времена года”
Материалы:
1. Кун Н.Х., Нейхардт А. А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима - С.-П., 1999 г.
2. Хрестоматия по русской литературе XX века часть 1, - Москва, 1996 г.
3. Кралин М. “Там шепчутся белые ночи мои...” - 1991 г.
I. Слово учителей
- Здравствуйте! Наше мероприятие называется “Античность. Сны наяву”.
Сегодня мы приоткроем занавес истории и почувствуем аромат древней эпохи эллинов, насладимся звучанием классической музыки и поэзии XX века, органично переосмыслившей яркие образы греческой мифологии, узнаем больше об архитектуре нашего города, у истоков которой - античность.
Античность. Сны наяву.doc
Интегрированный урок (литература + МХК)
"Античность. Сны наяву"
Форма: урокпраздник
Класс: 10
Цель: продолжить знакомство учащихся с античной культурой, формировать представление о
взаимопроникновении культур разных эпох, воспитывать интерес к мировой культуре; к архитектуре родного
города; развивать в старшеклассниках стремление реализовать творческий потенциал, расширять свой
кругозор.
Музыкальное оформление:
Классическая музыка XVIIIXIX веков, П. И. Чайковский “Времена года”
Материалы:
1. Кун Н.Х., Нейхардт А. А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима С.П., 1999 г.
2. Хрестоматия по русской литературе XX века часть 1, Москва, 1996 г.
3. Кралин М. “Там шепчутся белые ночи мои...” 1991 г.
I. Слово учителей
Здравствуйте! Наше мероприятие называется “Античность. Сны наяву”.
Сегодня мы приоткроем занавес истории и почувствуем аромат древней эпохи эллинов, насладимся звучанием
классической музыки и поэзии XX века, органично переосмыслившей яркие образы греческой мифологии, узнаем
больше об архитектуре нашего города, у истоков которой античность.
Уважаемые гости и участники! Обратите внимание, что частью декораций к нашему уроку являются работы
учащихся 10 класса, выполненные предварительно на уроках изобразительного искусства и технологии. Это
работы в технике графика на тему “Античная мифология. Боги и герои” [рисунок 3,5]. Здесь мы можем видеть
как отдельных персонажей Персея, музу астрономии Уранию, Артемиду, музу танца Терпсихору, так и
рисунки, иллюстрирующие сцены из античных мифов и легенд.
А эта работа выполнена в технике батик роспись по шёлку. Здесь использован приём коллажа
собирательного образа культуры античности: портик древнегреческого храма, меандр, ваза, расписанная в
чёрнофигурном стиле, лира...
Таким образом, раскрывая одну тему на разных предметах интегрированного курса (МХК, литературы, ИЗО,
истории культуры), мы даём возможность учащимся более глубоко понять и “почувствовать эпоху”.
Чтение отрывка из стихотворения А.А. Тарковского “И это снилось мне...”
II. Ведущий
I. Совершим путешествие в эпоху античности, обратимся к культурным истокам мировой цивилизации.
Неотъемлемой частью любой культуры является философия. Прослушайте историческую справку
Учащийся
Термин “философия” возник в древнегреческом языке и в прямом переводе означает любовь к мудрости. По
одной версии первым в истории слово “философ” применил Пифагор. Занятие философией Пифагор называл
высшей формой деятельности человека, приближающей его к Богам, так как мудрость это и есть удел Богов.
По мнению древних греков, философом является лишь тот человек, который стремится познать высшую истину,
указывающую правильный путь в жизни. Основное отличие философии от других наук виделось в широком
предмете ее исследования и универсальности направлений научного поиска. Главной задачей философии
является постановка общемировоззренческих вопросов, беспокоящих человечество, и поиск ответов на них. Поучителен спор древнегреческого философа Сократа с афинским богачом Критобулом (сценка).
Критобул: Сократ, мало того что ты беден, кроме того, ты тратишь время на бесполезные в практической
жизни "глупости" философию.
Сократ: Я богаче тебя.
Критобул: Почему?
Сократ: Моего имущества в сто раз меньше, однако оно полностью удовлетворяет все мои запросы, в то время,
как ты, сколько бы денег ни получил, все равно остаешься несчастным от осознания того, что денег может не
хватить, что все равно ктото есть богаче тебя, и потратишь ты остаток жизни на добывание новых богатств.
Ведущий II
В этом диалоге раскрыт и другой мировоззренческий аспект. Ведь история обессмертила именно имя бедного
Сократа, который вроде бы, с точки зрения практичного человека, зря тратил свое время, а вот богач Критобул
стал известен потомкам лишь потому, что однажды имел счастье побеседовать с философом.
Ведущий I
– Еще одна составляющая понятия “культура” архитектура. He секрет, что эталоном современной архитектуры
является античная идея градостроительства.
1. Сообщение учащегося об основных признаках античной архитектуры
Греческая архитектура начала формироваться примерно за 600 лет до нашей эры и образовала свой
великолепный стиль. Именно в это время возникли многие типы жилых и общественных построек. Из огромных
каменных блоков греки возводили храмы, сочетавшие в себе функции культовых и общественных сооружений.
После дорийского нашествия, история Греции как бы началась заново. Вновь заселились некоторые ахейские
холмы и возникли новые города, которые образовались путем объединения нескольких деревень. Города
"железного века" имели иной облик, чем поселения ахейских владык. Центром их был не царский дворец, а
торговая площадь — агора. Вокруг городов были выстроены со временем каменные стены, а на площадях и
возвышенных местах города появились общественные здания, храмы и статуи. Таким образом, греческий мир
разделился на несколько сот городовгосударств. В Элладе самыми сильными городамигосударствами
считались Афины и Спарта, самым богатым — Коринф. Самым прекрасным городом Ионии был Милет. Соседние
городагосударства вели между собой бесчисленные войны.
Художественные черты античного гуманизма особенно ярко отразились в постройках классического периода
древнегреческой архитектуры в Афинах (Афинский акрополь).
Архитектурный ансамбль акрополя является одним из высших достижений античной архитектуры. Он
создавался в эпоху Перикла (444 429 г. до н.э.). Руководил строительством зодчий Фидий. Центром Афинского
акрополя является Парфенон, или храм Афины Парфенос, построенный в 400х годах до н. э., когда Афины
были могущественным и процветающим городом. Этот один из самых больших храмов акрополя, который был и
центральным местом всех празднеств, был построен для прославления богини Афины, покровительницы города.
Внутри него стояла статуя Афины, выполненная известным скульптором Фидием.
Во время празднеств в акрополь направлялось торжественное шествие, которое заканчивалось
жертвоприношениями или играми.
Ведущий I
Искусство Древней Греции одно из самых значительных явлений мировой художественной культуры, которое
вдохновляло едва ли не всех великих творцов от Рафаэля до Пикассо.
Греческое искусство стремится к человеческой мере во всём; его излюбленный образ стройный юноша атлет.
Храмы строились, исходя из пропорций человека, колонны нередко принимали облик кариатид и атлантов.
Греческая архитектура не грандиозна, она не подавляет личность, но основана на началах ясной и
целесообразной тектоники.
Хочу предложить вам викторину, в которой вы проявите знания, полученные на уроках МХК:
1. Назовите главный храм Афинского акрополя (Парфенон) 2. Назовите архитекторов Парфенона (Иктин и Калликрат)
3. Что означает слово “Парфенос”? (Дева)
4. Как называется скульптура (4) на площади Афинского акрополя? (Афина Промахос воительница)
5. Кто ее автор? (Фидий)
6. Из какого материала она сделана? (Бронза, остриё копья позолота)
7. Назовите храм (№2) (Эрехтейон)
8. На каком месте он построен? (место спора Афины с Посейдоном на территории Афинского акрополя)
9. Кто архитектор Эрехтейона? (Алкмен)
10. Какой элемент прославил его на весь мир? (Портик с кариатидами)
11. В какой технике выполнена скульптура, находящаяся внутри Парфенона? (хрисоэлефантийной)
12. Кто ее автор? (Фидий)
13. Как называется здание (№5)? (Пропилеи)
14. Кто его архитектор? (Мнезикл)
15. Какой храм здесь изображен (№6)? (Храм Ники Аптерос)
16. Что значит Аптерос? (Бескрылая)
17. Почему так назвали храм?
18. Как называется здание (№7)? (Пинакотека)
19. Для чего оно предназначено? (Хранилище книг и картин)
20. Что это за сооружение (№8)? (Театр Диониса)
21 Кому оно посвящено? (Дионису)
22. При каком правителе Афин акрополь приобрёл такой величественный вид? (Перикл)
Ведущий II
А знаете ли вы, что древнегреческая архитектура повлияла на облик нашего города?
2. Сообщение учащегося об архитектуре города Октябрьского
Наш город это поэзия весны: рождённый весной и созданный архитекторами Весниными в классических
традициях античности, он всегда созвучен этому времени году.
Неоклассицизм этим понятием в европейском искусстве объединяют развитие традиций классицизма 1719
веков и оживление этих традиций в 20м веке. Это стиль и направление, обратившееся к античному наследию
как к норме и идеальному образцу. Архитектуре этого стиля свойственны строгость формы, ясность
пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней
отделки сооружений (Дворец молодёжи).
Архитектуру часто называют застывшей музыкой. Наш город это солнце, ядро которого площадь, а лучи
улицы. Здания украшены бетонными шпилями и дополнены декоративными карнизами (Музучилище).
Главная улица города проспект Ленина. Слово “проспект” означает прозор, перспектива. Архитектура
Октябрьского насыщена классическими элементами (колонны, портики, фронтоны, вазы). Колонны придают
зданиям особую величественность и могущественность (поликлиника №1)
Архитектура Октябрьского человечна: она даёт каждому горожанину возможность чувствовать себя уютно и в
тоже время ощущать свою значимость в каждом уголке “старого города”.
Ваза очень древний и символичный элемент архитектуры. Кроме красоты, “чаша жизни” несёт в себе скрытый
смысл: наполненность жизни.
Можно много раз ходить по улицам города и делать для себя новые маленькие открытия большой архитектуры. Чтение стихотворения “Silentiym” О. Мандельштама [2] учащимся
III. Ведущий I: Тем, кто интересуется историей культуры, литературой и искусством, знакомство с греко
римской мифологией совершенно необходимо, ведь, начиная с эпохи Возрождения, писатели, художники и
скульпторы стали широко черпать для своих произведений сюжеты из сказаний древних греков и римлян.
Ведущий II: Грекоримская мифология столь глубоко проникла в русскую литературу, что человеку,
читающему стихотворения А.С. Пушкина и не осведомлённому о мифологических персонажах, не всегда будет
ясен смысл произведения. Это справедливо и в отношении стихов Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, М.Ю.
Лермонтова, басен И.А. Крылова и других. Всё это лишь подтверждает замечание Ф.Энгельса о том, что без
того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы[3].
Ведущий I: Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя.
Постепенно из отдельных сказаний сложились целые циклы о судьбах героев и покровительствовавших им
богах. Все эти легенды, гимны и песни, исполнявшиеся странствующими певцамиаэдами, с течением времени
объединялись в большие эпические поэмы, такие как: “Илиада” и “Одиссея” Гомера, “Теогония” и “Труды и дни”
Гесиода.
Ведущий II: Стихотворение Осипа Мандельштама “Отчего чего душа...”
Ведущий I: Орфей и Эвридика. Вряд ли найдётся человек, не знающий легенду о дивном певце, так рано
утратившим свою возлюбленную, но не смирившимся с её потерей [1].
Вашему вниманию предлагается сцена из легенды
Ведущий II: Античная мифология подарила нам обилие ярких фразеологизмов, применяемых нами в
различных жизненных ситуациях. Яблоко раздора. Вспомним, откуда возникло это выражение. Вашему
вниманию предлагается фрагмент из “Троянского цикла”.
Танец “Сиртаки” в исполнении учащихся.
3. Сообщение учащегося. Историческая справка.
Похищение Елены было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса. Датировка Троянской войны
является спорной, однако большинство исследователей относят её к XIII—XII вв. до н. э. Американские
астрономы, исследуя события “Одиссеи”, пришли к выводу, что Одиссей вернулся на Итаку в 1178 г. до н. э.
Решив отомстить обидчику, Менелай и его брат Агамемнон (Атриды) объезжают греческих царей и склоняют их
к участию в походе на троянцев. Главнокомандующим экспедиции был признан Агамемнон; после него
привилегированное положение в войске занимали Менелай, Ахилл, два Аякса (сын Теламона и сын Оилея),
Тевкр, Нестор, Одиссей, Диомед, Идоменей, Филоктет и Паламед.
Состоявшая из 100000 воинов и 1186 кораблей армия собралась в Авлидской гавани. Когда греческое войско
расположилось лагерем на Троянской равнине, Одиссей и Менелай отправились в город для переговоров о
выдаче Елены и примирении враждующих сторон. Несмотря на желание самой Елены и совет Антенора
окончить дело примирением, троянцы отказали грекам в удовлетворении их требования. Эпей, сын Панопея,
строит гигантского деревянного коня, во внутренности которого прячутся храбрейшие из греков под
начальством Одиссея; остальные греки сжигают лагерь и отплывают от берега Троады, с тем, однако, чтобы
стать на якоре по ту сторону ова Тенедоса в ожидании результатов придуманной затеи. Троянцы, высыпав из
города, находят коня и останавливаются в нерешительности, что с ним делать. Родственник Одиссея,
вероломный Синон, объявляет троянцам, что он скрывается от греков, которые, по злому умыслу Одиссея,
хотели принести его в жертву, и что конь построен для того, чтобы умилостивить Афину за похищение
Палладия. Он прибавляет, что попытка уничтожить коня принесет Трое гибель, а если конь будет введен в
город на акрополь, то Азия в борьбе с Европой выйдет победительницей. Послушавшись Синона, троянцы
вводят коня в акрополь. Ночью Синон выпускает греков, которые были заперты во внутренности коня. Герои
выходят из засады и сигнальными огнями дают знать греческому флоту об успешном выполнении хитрого плана.
Мнимо отплывшие греки возвращаются и овладевают Троей. Эта война длилась девять лет.
Чтение стихотворения учащимся “Бессонница. Гомер” О. Мандельштама
Ведущий II: Античная культура вдохновляет также деятелей искусства и кино на создание зрелищных
широкоформатных полотен: фильмы Андрея Кончаловского “Одиссей”, Вольфганга Петерсена “Троя”. Просмотр фрагмента из художественного фильма “Троя”.
Чтение стихотворения “Современность” Н. Гумилёва
Культура непрерывная цепь традиций. И в этой цепи начальное звено античность, за ней просматривается
богатейшее наследие последующих поколений. Золотой и серебряный века русской культуры стали духовным
источником современного искусства.
Стихотворение Арсения Тарковского “И это снилось мне...”
IV. Слово учителей
Итак, наше путешествие в Элладу подходит к концу. Сегодня вы пополнили свои сведения об античной
культуре, вступившей в диалог с культурой последующих веков.
Это взаимопроникновение нашло отражение в архитектуре нашего города, поэзии Н.Гумилёва,
О.Мандельштама, А.Тарковского, чьи стихотворения вы услышали на уроке, музыке, истории и кинематографии.
Но нам предстоит ещё много путешествий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.