Цели урока:
• ввести учащихся в художественный мир амурского автора В.Русскова, познакомить с рассказом, одноименной песней;
• воспитывать чувство патриотизма, нравственные ценности;
• воздействовать на чувства, эмоции детей, пробуждать их воображение через восприятие художественных и музыкальных образов.
I. Актуализация знаний учащихся. Эмоциональный настрой ребят.
Звучит песня «Среди долины ровныя…»
Учитель музыки: Наш мир расцвечен красками, звуками, в нем звучит великое русское слово, великая русская песня.
Учитель литературы: Ребята! Сегодня мы обратимся к одноименному рассказу нашего земляка Владимира Александровича Руссова. Лейтмотивом нашего урока будут слова: «Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей…»
Интегрированный урок (литература + музыка) по теме
"В.Руссков. "Среди долины ровныя…"
Цели урока:
ввести учащихся в художественный мир амурского автора В.Русскова, познакомить с рассказом,
одноименной песней;
воспитывать чувство патриотизма, нравственные ценности;
воздействовать на чувства, эмоции детей, пробуждать их воображение через восприятие
художественных и музыкальных образов.
I. Актуализация знаний учащихся. Эмоциональный настрой ребят.
Звучит песня «Среди долины ровныя…»
Учитель музыки: Наш мир расцвечен красками, звуками, в нем звучит великое русское слово, великая русская
песня.
Учитель литературы: Ребята! Сегодня мы обратимся к одноименному рассказу нашего земляка Владимира
Александровича Руссова. Лейтмотивом нашего урока будут слова: «Не огорчаюсь, если люди меня не понимают,
огорчаюсь, если я не понимаю людей…»
II. Творческое задание.
Учитель литературы: По опорным словам восстановите сюжет произведения.
Дуб – Миша – камертон – Петушок – шевиотовый пиджак – Варвара – чудоковатый старик – Никон Кривой –
обелиск – Саша Сорокин – Солодовы – орден.
III. Развитие ассоциативного мышления.
Учитель литературы: Ребята, работая над произведением, мы прибегнем к содержательному анализу, чтобы
получить не только эстетическое наслаждение, но и оценить позицию автора, выразить собственную точку
зрения. Прошу вас придерживаться схемы, которая, надеюсь, будет помогать нам в работе.
Вспомните, пожалуйста, какие могут быть ассоциации?
IV. Анализ художественного текста. Работа над словом.
Учитель музыки: «Среди долины ровныя…»
Ребята! Объясните смысл названия песни и рассказа. (Ответы учащихся).
Да, произведения потрясают простотой и печалью. Они ясны и величественны во всем – в понимании
трагедийности жизни, в стойкости, с какой герой, подобный одинокому могучему дубу переносит все тяготы
жизни…
Учитель литературы: Как строится повествование? (Ответы учащихся).
(нарушена традиционная композиция;
кульминация открытие обелиска;
тайны сюжета раскрываются в конце рассказа).
Учитель музыки: Какие на ваш взгляд три символа составляют основу композиции?
(Предположения учащихся).
Мы посчитали, что эти три символа: песня, камертон и обелиск.
Песня несколько раз звучит в рассказе. Она символизирует истинно русскую душу, силу духа, жизнестойкость
нас, дальневосточников.Камертон – инструмент, издающий звук, которым пользуются как основным тоном при настраивании
инструментов. Миша – это тот самый камертон, который настраивает на чистоту помыслов, на хорошие поступки
своих односельчан.
Обелиск – символ памяти, благодарности потомков всем, кто не вернулся из боя.
V. Художественные приемы создания образа.
Учитель литературы: Система образов строится вокруг одного персонажа. Кто это? (Миша Камертон) Давайте
вычленим те художественные приемы, которые создают этот образ.
портрет
пейзаж
обращение к тексту
устное словесное рисование
речевая характеристика героя
(слайд 15)
исследование текста
интерьер
сравнение, нахождение
соответствий
взаимоотношение с односельчанами
(слайд 16)
«яркое пятно»
Звучит песня «Среди долины ровныя…»
Подведение итогов урока. Заключительное слово учителей.