Интегрированный урок (литература + обществознание) по теме "Добро. Что это такое?"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: • Познакомить учащихся с творчеством Е.А. Потехиной. • Расширить представления учащихся о нравственных понятиях: Добра, Зла. • Развивать умение интерпретировать литературное произведение. • Воспитывать чувство любви, нравственного выбора, доброты. Задачи: • Расширить и углубить представления детей о добре и зле. • Помочь учащимся осознать важность в жизни человека стремления к добру и избегать зла.
Иконка файла материала Добро. Что это такое.doc
Интегрированный урок (литература + обществознание) по теме "Добро. Что это такое?" Цели урока:  Познакомить учащихся с творчеством Е.А. Потехиной.    Расширить представления учащихся о нравственных понятиях: Добра, Зла. Развивать умение интерпретировать литературное произведение. Воспитывать чувство любви, нравственного выбора, доброты. Задачи: Расширить и углубить представления детей о добре и зле.   Помочь учащимся осознать важность в жизни человека стремления к добру и избегать зла. I. Оргмомент II. Определение темы урока ХОД УРОКА а) Работа с учебником обществознания: чтение отрывка из сказки О. Уайльда "Счастливый принц" ("На высокой  колонне над городом стояла статуя счастливого принца...") из учебника обществознания для 6 класса под  редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф., с. 193 б) Учителя знакомят учащихся с притчами о добре и зле: 1) "Однажды юноша обратился ноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики — Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец. — Конечно нет! — А воровать? — Нет. — А убивать? — Нет... — Так иди и познай все это, – воскликнул мудрец, — а познав, не делай!" 2) «Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. — Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук. — Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная.  Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А  тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков.  Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь? — Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое­то время задумался, а  потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». Вопрос: Какая тема объединяет все тексты? О чём заставляет задуматься? III.  Сколько существует человечество, столько идёт борьба добра и зла а) Определение понятий добра и зла 1) учащимся предлагается самостоятельно заполнить таблицу о том, что с их точки зрения относится к добру и  злу; какие действия, поступки: Добро зло2) работа со словарями а) Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: «ДОБРО ср. веществственно, все доброе ср. имущество или достаток, стяжание, добришко, особ. движимость.  Все добро или доброе мое пропало. У них пропасть добра по сундукам. Всякое добро прах. В духовн. знач. благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина;  противоположно худу и злу. Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят». б) Толковый словарь Ушакова: «ДОБРО. 1. ДО'БРО 1, добра, мн. Нет, ср. 1. Положительное начало в  нравственности, ант. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте. 2. То, что хорошо, полезно, приятно. Добра вам…» в) ОЖЕГОВ С. И. "Словарь русского языка" (1949, 22­е издание, 1990; с 1992 – "Толковый словарь русского  языка", совместно с Н. Ю. Шведовой) «Добро ­а, ср. 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра  кому­н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с  благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.). Д. должно бытье кулаками  (афоризм). 2. Имущество, вещи (разг.). Чужое д. Накопить добра, 3.0 ком­чём­н. плохом, негодном (разг.  пренебр.). Такого добра и даром, не надо. * Добро пожаловать — приветствие гостю, участникам чего­н.,  прибывающим куда­н. Добро пожаловать в наш город на фестиваль! Дать (получить) добро на что (разг. и спец.) — дать (получить) разрешение, согласие. Дать добро на вылет. От добра добра не ищут — посл.: нужно  довольствоваться тем хорошим, что уже есть, и не искать лучшего». 3) учащимся предлагается  на вырезанном из бумаги силуэте человека записать те черты характера, которые  они хотели бы видеть в своём друге. Вопрос  учителя: А вы сами соответствуете этим качествам? IV. Анализ "Рождественской сказки" Е. Потехиной а) Сообщение о писательнице (подготовленное учащихся):Елена Александровна Потехина (Забелина) – родилась 10 июля 1958 года в волжском городке  Кинешма,  Ивановской области. В детстве очень любила читать и рисовать, уходить в поле, на речку, наблюдать за всем  живым и быть в тишине. В пять лет уже писала стихи. Ее воспитанием в основном занималось радио и старшая  сестра. Елена делала уроки и слушала радио, рисовала и слушала радио, занималась уборкой и... Научилась подражать голосам птиц, домашних и диких животных. Кружил голову театр. В школе участвовала во  всех театральных постановках, сама часто выступала в роли режиссёра­постановщика, была бессменным  капитаном команды КВН. Замужем. Имеет двоих детей. Проживает в д. Дьячево Кинешемского района, Ивановской области. Автор книг: «Рассказы тетки Дарьи» (г. Кинешма 2007 г.); «Мама, расскажи сказку!» ( г. Кинешма 2007  г.); «Мамины сказки – лучшее лекарство» (Издательство «Чтение для русских детей», Приход храма Духа  Святаго сошествия  2007 г.,  г. Москва); «Где в лесу растут иголки?» (г. Кинешма 2006 г.); «Люди добрые» (2000  г.); «У меня есть душа, голубая от слез…» (1998 г.) – сборник духовных песен; « Сквозь тучи – солнце» ( 1998 г., г. Иваново) – поэтический сборник; «Лирика» (г. Кинешма 1994 г.) – поэтический сборник с рисунками автора. б)  Беседа по прочитанному  тексту: Кто главная героиня? Почему? Какая она? Найдите в сказке описание девочки. Что вы можете сказать о ее характере?  Понравилась ли вам эта сказка? Что понравилось? Почему?  Похожа ли эта история на сказку? Назовите героев сказки.     Подумайте, почему красивая девочка превратилась в такое чудовище?   Может ли родительская любовь испортить ребенка?  Опишите маму девочки.    О чем предупреждает автор?  Какие уроки мы должны извлечь из нее? Кто в этом виноват? Что вы можете сказать о старушке? Кого она вам напоминает? Какова главная мысль сказки? Чему она учит? V. Подведение  итогов VI. Домашнее задание: на  бумажном  кораблике необходимо записать доброе дело, которое учащийся сделает, придя домой. VII. Рефлексия

Посмотрите также