Интегрированный урок (литература + окружающий мир) по произведению В.Даля "Старик-годовик". 2-й класс
Оценка 4.7

Интегрированный урок (литература + окружающий мир) по произведению В.Даля "Старик-годовик". 2-й класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
чтение
2 кл
23.04.2018
Интегрированный урок (литература + окружающий мир) по произведению В.Даля "Старик-годовик". 2-й класс
Цели: • Познакомить детей с творчеством В.И. Даля. • Развивать навыки выразительного чтения • Развивать творческое мышление, внимание, речь ,память. • Пополнять словарный запас детей; • Учить работать в группе, в парах. • Закрепить знания о природных изменениях в природе. • Воспитывать любовь к природе Оборудование: Словарь В.И. Даля, книги В.И. Даля, произведение В.Даля “Старик – годовик”, карточки с деформированным текстом. Музыкальное сопровождение: “Времена года” П.И.Чайковский – аудиозапись.
Старик-годовик.doc

Интегрированный урок (литература + окружающий мир) по произведению В.Даля "Старик-годовик". 2-й класс

Цели:

  • Познакомить детей с творчеством В.И. Даля.
  • Развивать навыки выразительного чтения
  • Развивать творческое мышление, внимание, речь ,память.
  • Пополнять словарный запас детей;
  • Учить работать в группе, в парах.
  • Закрепить знания о природных изменениях в природе.
  • Воспитывать любовь к природе

Оборудование: Словарь В.И. Даля, книги В.И. Даля, произведение В.Даля “Старик – годовик”, карточки с деформированным текстом.

Музыкальное сопровождение: “Времена года” П.И.Чайковский – аудиозапись.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Ситуация успеха.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на первый слайд.

- Как вы думаете, что я попрошу вас сделать ?

- Правильно, найти соответствие . Прочитать текст и отнести его к определенному жанру. Можно обсудить это задание в паре со своим соседом по парте.

- Проверим.

3. Постановка проблемы.

Попробуйте расшифровать схему, показанную на слайде.

- Да, именно это я и хотела сегодня с вами постараться узнать: а может быть такое ,что произведение  одновременно является и сказкой и загадкой?

Прочитайте название автора и произведение, с которым мы сегодня познакомимся.

- Можете ли вы, ребята, только по названию этого произведения ответить на следующий вопрос: “К какому жанру относится это произведение?”

- Я согласна с мнением большинства ребят, что всё-таки нужно прочитать всё произведение, чтобы понять его жанр.

4. Изучение нового материала

Как всегда прежде, чем познакомится с произведением, познакомимся сначала с автором.

- Посмотрите внимательно на портрет В.И. Даля.

Что вы можете сказать о человеке, изображённом на портрете?

Послушайте рассказ о писателе

Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века. Луганске. Здесь прошло его детство, здесь зародилась любовь к отчему краю, которую он пронес через всю свою долгую жизнь, выбрав себе впоследствии литературный псевдоним Казак Луганский. Он был военным инженером, великолепным хирургом, который мог одинаково хорошо оперировать правой и левой рукой. В. И. был другом А.С. Пушкина и Жуковского В.А. Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова.. Так появился Толковый словарь живого русского языка, “Живаго” как называл его сам Владимир Иванович. Сорок семь лет своей жизни посвятил Даль его созданию. Словарь включает более 200 тысяч слов.Словарь помогает нам в овладении нашим прекрасным и могучим русским языком. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу “Пословицы русского языка”. Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.

5. Постановка учебной задачи.

Чтение произведения учителем.

– Вам понравилось произведение?

- Кто главный герой этого произведения?

- О чем же идет речь в этом произведении.?

Кто догадался?

6. Решение поставленной задачи.

Анализ произведения.

- Что это за птицы вылетели из рукава старика- годовика первый раз?

- Что произошло в природе?

- А какие вы знаете природные признаки зимы?

Найдите в тексте и прочитайте, что сказано про вторую тройку птиц.

Что произошло с прилётом этих трёх птиц?

- А какие вы знаете природные признаки весны?

Найдите в тексте и прочитайте, какая третья тройка птиц прилетела.

Что принесли эти птицы?

- А какие вы знаете природные признаки лета?

7.Словарно-лексическая работа.

- Ребята, воспользуемся толковым словарём Даля.

- Что означают слова: жарко, душно, знойно

- Как называются эти слова? (синонимы)

- Как вы думаете, почему Даль использует все 3 слова?

- Назовите четвёртую тройку птиц. Какие изменения произошли в природе?

-А какие вы знаете природные признаки осени?

-Сколько крыльев у каждой птицы? Что это за крылья?

-Сколько перьев у каждой птицы? Что это за перья?

-Сколько половин у каждого пера? Что значит: “ у каждого пера половина белая, а другая чёрная?”

В сказке говорится, что у каждого крыла своё имя. Можете назвать эти имена?

8. Физкультминутка.

Прослушайте музыкальное произведение “Времена года” П.И.Чайковского

Ребята, вернемся к нашему вопросу урока.

Может быть такое ,что произведение   одновременно является и сказкой и загадкой?

- Что вы сейчас прослушали? Докажите по каким признакам вы можете отнести это произведение и сказке и к загадкой сказки.

- Почему автор назвал своё произведение Старик- годовик?

9. Моделирование.

Ребята, мы с вами смогли разгадать эту сказку – загадку. Предлагаю вам составить схему – модель этой сказки- загадки. Поработайте в группах.

Первая группа составит нам модель птицы по имени Зима, 2 группа – по имени Весна, 3 группа – по имени Лето, а 4 группа – по имени Осень.

Представление и обсуждение работ.

Оцените работу своей группы.

10. Решение частных задач.

У меня для вас ещё одно интересное задание. Путаница называется.

Прочитайте текст, уберите лишнее. (работаем индивидуально)

Весна. Карточка 1.

1.Застучала за окошком звонкая капель.2. Потеплел воздух, потемнел и осел снег.3. На кустах и деревьях пожелтела листва. 4.Около стволов из – под снега поднимаются робкие стрелы зелёной травы. 5.Птицы готовятся к перелёту на юг.6. Скоро выбросят первые сережки деревья. 7.Поплывут по реке первые льдины. 8.Насекомые начнут прятаться в щели. 9Скоро ручьи наполнят лес весенним журчанием.

Сверьтесь со своим соседом. Совпадают ли у вас ответы

Назовите номера предложений, которые вы оставили.

Лето.Карточка 2.

Наступило жаркое лето. Дети бегут на речку поплавать в тёплой воде. Поспела в лесу земляника. Подули холодные ветры. В июле на лугу идёт сенокос. Трава выросла высокая, высокая. Хлопья снега падают на деревья и кусты. Ягоды усыпали все лесные полянки. На снегу лисьи и волчьи следы. Дни становятся длиннее, а ночи короче. В небе ярко светят звёзды. Птицы начинают вить гнёзда.

Сверьтесь со своим соседом. Совпадают ли у вас ответы?

Зима. Карточка 3.

Побелели поля. Подул тёплый свежий ветерок. По опушкам леса вырастают грибы. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима поглядывает по сторонам. Запорошила всё снегом , завалила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. А птицы стали строить гнёзда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду. Трава заблестит от росы.

Сверьтесь со своим соседом. Совпадают ли у вас ответы?

Осень. Карточка 4.

Трава пожелтела и завяла. Птицы тронулись на юг. По небу плывут серые тучи. Лесная поляна пестреет цветами. С огородов и полей убрали последние овощи. Над цветами жужжат пчёлы. Над опустевшими полями уже ходят низкие , осенние тучи. Весело распевают птицы .Только ветер шуршит сухими листьями.

Сверьтесь.

Оцените себя за умение описывать времена года, учитывая признаки и природные изменения

12.Рефлексия.

- С каким произведением мы сегодня познакомились.?

- В чём главная идея сказки?

- Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама.

Независимо от нас приходит зима, весна...Наступает день, ночь... Мы с вами тоже являемся частью природы. И наша задача – сохранить природу, бережно к ней относиться.

Домашнее задание.

По литературе:

По группам: 1 группа подготовит приметы и пословице о своей птице по имени Зима,

2 группа подготовит приметы и пословице о своей птице по имени Весна, 3 группа подготовит приметы и пословице о своей птице по имени Лето, а 4 группа подготовит приметы и пословице о своей птице по имени Осень.

По окружающему миру:

По группам: 1 группа нарисует схему –модель природные изменения зимы, 2 группа - природные изменения весны, 3 группа - природные изменения лета,4 группа - природные изменения осени.

Список используемой литрературы.

  1. Матвеева Е.И.  Обучение литературному чтению. Краткий методический комментарий к    учебнику   — М.: Вита-Пресс, 2009.
  2. Матвеева Е.И.  Введение в литературное чтение.учебник (1—4). —   М.: “Вита-Пресс”, 2012  
  3. Чудинова Е.В., БукварёваЕ.Н.“Окружающий мир”  Учебник-тетрадь (1—4). —  М.: “Вита-Пресс”, 2008  (в 2-хч.).
  4. ЧудиноваЕ.В., Букварёва Е.Н.“Окружающий мир”    Краткий методический комментарий. — М.: Вита-Пресс, 2008.

Интегрированный урок (литература + окружающий мир) по произведению

Интегрированный урок (литература + окружающий мир) по произведению

Постановка учебной задачи. Чтение произведения учителем

Постановка учебной задачи. Чтение произведения учителем

Представление и обсуждение работ

Представление и обсуждение работ

По группам: 1 группа нарисует схему –модель природные изменения зимы, 2 группа - природные изменения весны, 3 группа - природные изменения лета,4 группа - природные…

По группам: 1 группа нарисует схему –модель природные изменения зимы, 2 группа - природные изменения весны, 3 группа - природные изменения лета,4 группа - природные…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018