Цели (литература):
• анализ страниц дневника Печорина;
• развитие речи;
• развитие образного и логического мышления.
Цели (психология):
• ознакомление с понятиями “характер”, “черты характера”;
• развитие навыков самоанализа;
• развитие культуры общения.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, текст романа “Герой нашего времени”, диски с музыкой.
На доске эпиграф:
Я и садовник,
Я и цветок в темнице мира
Я не одинок…
О. Мандельштам
Интегрированный урок (литература + психология)
"Журнал Печорина как средство самораскрытия
характера"
Цели (литература):
анализ страниц дневника Печорина;
развитие речи;
развитие образного и логического мышления.
Цели (психология):
ознакомление с понятиями “характер”, “черты характера”;
развитие навыков самоанализа;
развитие культуры общения.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, текст романа “Герой нашего времени”, диски с
музыкой.
На доске эпиграф:
Я и садовник,
Я и цветок в темнице мира
Я не одинок…
О. Мандельштам
Учитель:
Ход урока
Звучит музыка Бетховена “Лунная соната”
Какие чувства вызывает эта музыка? (волнует, тревожит, заставляет задуматься о жизни).
На доске эпиграф, как вы его понимаете? (поэт говорит о сложности человеческого характера, о том, что
человек сам создаёт себя, о своём внутреннем мире).
Логическая цепочка.
Внутренний мир героя – психология души – психологический портрет личности. Давайте рассмотрим данную
цепочку.
Психолог:
Можно ли увидеть внутренние качества человека? (ответы учащихся)
Правильно, нет. Но они проявляются в его поведении, в отношении к окружающим. В русском языке много слов,
обозначающих различные внутренние качества человека. Например: работоспособный, трудолюбивый, ленивый,
веселый….(учащиеся продолжают ряд).
Итак, слово личность происходит от слов “лицо”, “личина”. В древнегреческом, а затем и в древнеримском
театрах актер выходил на сцену в маске, (так, чтобы было видно из последних рядов амфитеатра) наносились
черты того или иного характера – комика или злодея. Раскраска маски указывала на нравственные и
психологические качества человека. Именно они составляют основу человеческой личности. Психологический
портрет личности включает следующие основные свойства:
темперамент
характер
способности
интеллект
чувстваУчитель:
Каков же психологический портрет Печорина?
темперамент холерик
способности – художественно – эстетические
интеллект высокий
чувства – сильные, противоречивые
характер – сложный
Психолог:
Что такое характер? Какое вы можете дать определение понятию “характер”?
Как влияет характер человека на его отношения с окружающими?
Как влияет характер на успехи в школе, в жизни?
Характер у всех людей разный, судим мы о характере человека по его поступкам. И характер – это некое
отношение.
А к кому или чему можно относиться? (к себе, к другим, к деятельности)
Характер проявляется в совокупности устойчивых черт поведения. Он формируется по мере взросления. К
унаследованным чертам добавляются приобретенные, главным образом нравственные качества.
Стержнем характера являются морально волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается
определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в
достижении своих целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве
знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать своих возможностей.
Итак, характер – совокупность индивидуальных, устойчивых психических особенностей человека,
проявляющихся в его поведении, деятельности.
Учитель:
Печорин – сложная противоречивая личность. “Во мне живёт два человека: один живёт в полном смысле этого
слова, другой мыслит и судит его” так сам герой говорит о себе. Я бы добавила – судит себя строго. А многие
ли из нас так строги к себе?
Каких же черт больше в Печорине – отрицательных или положительных? Давайте попробуем ответить на
вопрос “Каков характер Печорина” и составим таблицу.
Положительные черты характера
Отрицательные черты
характера
умён
справедлив
честен
смел
самоотвержен
проницателен
злопамятен
скрытен
честолюбив
насмешлив
эгоистиченПсихолог:
Давайте познакомимся со своими характерами.
Психологическое упражнение “Мой характер”
Психолог раздает карточки. Работа индивидуальная.
Задание:
Прочитайте список качеств характера; найдите то, что и вам свойственно (как положительные, так и
отрицательные особенности).
Обозначьте их (подчеркнуть или галочкой отметить – по желанию).
Подумайте, как помогают и как мешают эти особенности в вашей жизни.
Выберите одну положительную черту, которая особенно вам нравится.
Запомните ее.
Учитель:
Изучать характер литературного героя, анализировать прочитанное. Для чего это нужно? (познать и самого
себя, понять себя)
Психолог:
Себя познать непросто. Знание характеров литературных героев поможет вам строить отношение с другими
людьми, избегать предательства, находить друзей, получать радость от общения с окружающими.
В заключении я хочу рассказать вам сказку о Деревьях Характерах. (музыка, слайды)
Сказка о Деревьях – Характерах.
И. Вачков
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких гор, росли Деревья – Характеры. Это
были необычные растения, их внешний вид был отражением характеров людей, живущих за горами.
У каждого Дерева – Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре
ветви имели свои названия: Отношение к людям; Отношение к делу; Отношение к себе; Отношение к вещам. У
каждого дерева эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою особенность. На одном Дереве ветвь
Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости, а на другом была
скручена кольцом Лжи. Где – то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где – то
прогибалась до земли от своей Приниженности, а гдето спокойно и уверенно поднималась к солнцу как
воплощение Достоинства. Ветви Отношение к вещам на некоторых ДеревьяхХарактерах скрючились от
Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.
Очень разные Деревья – Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми трескалась земля – такими
они были тяжёлыми, зато лёгкие Деревья – Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву
корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и поэтому они были очень
колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые
Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твёрдые Характеры, а мягкие были настолько податливы,
что их стволы можно было мять как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие,
стройные и даже стелящиеся по земле.
Так непохожи были Деревья – Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их
солнце, иначе обдувал ветер, не поровну дождь давал влаги. У каждого человека в жизни складывается всё по
разному, верно?
Порой налетала свирепая буря, яростно она бросалась на Деревья – Характеры: иные ломала или вырывала с
корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. А были и такие, что не клонились под самым сильным
ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их ДеревоХарактер. Но попасть в этот
лес не может никто. А узнать какой у тебя характер, можно, только внимательно изучая самого себя и свои
поступки.
Учитель:
М. Ю. Лермонтов знает, что “исправителем людских пороков” (его слова из Предисловия к роману) невозможно
стать путём нравоучений, впрямую изрекая истины. Его герой ведёт дневник, в котором анализирует каждое
своё слово, каждый свой поступок. Он учит начинать с себя. Об этом же пишет поэт 20 века Б. Окуджава.
Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего
И соседа по шару земному.
Научитесь сначала себе самому
Не прощать не единой промашки,
А уж после кричите врагу своему,
Что он враг и грехи его тяжки.
Не в другом, а в себе побеждайте врага,
А когда преуспеете в этом,
Не придётся уж больше валять дурака,
Вот и станете вы человеком.