Интегрированный урок (литература + психология) "Журнал Печорина как средство самораскрытия характера"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели (литература): • анализ страниц дневника Печорина; • развитие речи; • развитие образного и логического мышления. Цели (психология): • ознакомление с понятиями “характер”, “черты характера”; • развитие навыков самоанализа; • развитие культуры общения. Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, текст романа “Герой нашего времени”, диски с музыкой. На доске эпиграф: Я и садовник, Я и цветок в темнице мира Я не одинок… О. Мандельштам
Иконка файла материала Журнал Печорина как средство самораскрытия характера.doc
Интегрированный урок (литература + психология) "Журнал Печорина как средство самораскрытия характера" Цели (литература):    анализ страниц дневника Печорина; развитие речи; развитие образного и логического мышления. Цели (психология):    ознакомление с понятиями “характер”, “черты характера”; развитие навыков самоанализа; развитие культуры общения. Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, текст романа “Герой нашего времени”, диски с  музыкой. На доске эпиграф: Я и садовник,  Я и цветок в темнице мира  Я не одинок…  О. Мандельштам Учитель: Ход урока Звучит музыка Бетховена “Лунная соната” ­ Какие чувства вызывает эта музыка? (волнует, тревожит, заставляет задуматься о жизни). ­ На доске эпиграф, как вы его понимаете? (поэт говорит о сложности человеческого характера, о том, что  человек сам создаёт себя, о своём внутреннем мире). Логическая цепочка. Внутренний мир героя – психология души – психологический портрет личности. Давайте рассмотрим данную  цепочку. Психолог: ­Можно ли увидеть внутренние качества человека? (ответы учащихся) ­Правильно, нет. Но они проявляются в его поведении, в отношении к окружающим. В русском языке много слов,  обозначающих различные внутренние качества человека. Например: работоспособный, трудолюбивый, ленивый,  веселый….(учащиеся продолжают ряд). Итак, слово личность происходит от слов “лицо”, “личина”. В древнегреческом, а затем и в древнеримском  театрах актер выходил на сцену в маске, (так, чтобы было видно из последних рядов амфитеатра) наносились  черты того или иного характера – комика или злодея. Раскраска маски указывала на нравственные и  психологические качества человека. Именно они составляют основу человеческой личности. Психологический  портрет личности включает следующие основные свойства:      темперамент характер способности интеллект чувстваУчитель: ­ Каков же психологический портрет Печорина?      темперамент ­ холерик способности – художественно – эстетические интеллект ­ высокий чувства – сильные, противоречивые характер – сложный Психолог: ­ Что такое характер? Какое вы можете дать определение понятию “характер”? ­ Как влияет характер человека на его отношения с окружающими? ­ Как влияет характер на успехи в школе, в жизни? Характер у всех людей разный, судим мы о характере человека по его поступкам. И характер – это некое  отношение. ­ А к кому или чему можно относиться? (к себе, к другим, к деятельности) Характер проявляется в совокупности устойчивых черт поведения. Он формируется по мере взросления. К  унаследованным чертам добавляются приобретенные, главным образом нравственные качества. Стержнем характера являются морально волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается  определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в  достижении своих целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве  знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать своих возможностей. Итак, характер – совокупность индивидуальных, устойчивых психических особенностей человека,  проявляющихся в его поведении, деятельности. Учитель: Печорин – сложная противоречивая личность. “Во мне живёт два человека: один живёт в полном смысле этого  слова, другой мыслит и судит его” ­ так сам герой говорит о себе. Я бы добавила – судит себя строго. А многие  ли из нас так строги к себе? ­ Каких же черт больше в Печорине – отрицательных или положительных? Давайте попробуем ответить на  вопрос “Каков характер Печорина” и составим таблицу. Положительные черты характера Отрицательные черты характера умён справедлив честен смел самоотвержен проницателен   злопамятен скрытен честолюбив насмешлив эгоистиченПсихолог: ­ Давайте познакомимся со своими характерами. Психологическое упражнение “Мой характер” Психолог раздает карточки. Работа индивидуальная. Задание:  Прочитайте список качеств характера; найдите то, что и вам свойственно (как положительные, так и  отрицательные особенности).  Обозначьте их (подчеркнуть или галочкой отметить – по желанию).  Подумайте, как помогают и как мешают эти особенности в вашей жизни.  Выберите одну положительную черту, которая особенно вам нравится.  Запомните ее. Учитель: ­ Изучать характер литературного героя, анализировать прочитанное. Для чего это нужно? (познать и самого  себя, понять себя) Психолог: Себя познать непросто. Знание характеров литературных героев поможет вам строить отношение с другими  людьми, избегать предательства, находить друзей, получать радость от общения с окружающими. В заключении я хочу рассказать вам сказку о Деревьях ­ Характерах. (музыка, слайды) Сказка о Деревьях – Характерах. И. Вачков В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких гор, росли Деревья – Характеры. Это  были необычные растения, их внешний вид был отражением характеров людей, живущих за горами. У каждого Дерева – Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре  ветви имели свои названия: Отношение к людям; Отношение к делу; Отношение к себе; Отношение к вещам. У  каждого дерева эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою особенность. На одном Дереве ветвь  Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости, а на другом была  скручена кольцом Лжи. Где – то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где – то  прогибалась до земли от своей Приниженности, а где­то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как  воплощение Достоинства. Ветви Отношение к вещам на некоторых Деревьях­Характерах скрючились от  Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья – Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми трескалась земля – такими  они были тяжёлыми, зато лёгкие Деревья – Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву  корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и поэтому они были очень  колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые  Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твёрдые Характеры, а мягкие были настолько податливы,  что их стволы можно было мять как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие,  стройные и даже стелящиеся по земле. Так непохожи были Деревья – Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их  солнце, иначе обдувал ветер, не поровну дождь давал влаги. У каждого человека в жизни складывается всё по­ разному, верно? Порой налетала свирепая буря, яростно она бросалась на Деревья – Характеры: иные ломала или вырывала с  корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. А были и такие, что не клонились под самым сильным  ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево­Характер. Но попасть в этот  лес не может никто. А узнать какой у тебя характер, можно, только внимательно изучая самого себя и свои  поступки. Учитель: М. Ю. Лермонтов знает, что “исправителем людских пороков” (его слова из Предисловия к роману) невозможно  стать путём нравоучений, впрямую изрекая истины. Его герой ведёт дневник, в котором анализирует каждое  своё слово, каждый свой поступок. Он учит начинать с себя. Об этом же пишет поэт 20 века Б. Окуджава. Осудите сначала себя самого,  Научитесь искусству такому,  А уж после судите врага своего  И соседа по шару земному.  Научитесь сначала себе самому  Не прощать не единой промашки,  А уж после кричите врагу своему,  Что он враг и грехи его тяжки.  Не в другом, а в себе побеждайте врага,  А когда преуспеете в этом,  Не придётся уж больше валять дурака,  Вот и станете вы человеком.

Посмотрите также