Интегрированный урок (литература + русский язык)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Роман Гончарова “Обломов” в оценке критиков. Историко-философский смысл произведения. Цели: • Познакомить с разными трактовками романа; • Выявить философский смысл; • Сформировать свое отношение к поднятым проблемам. Вступительное слово. Вопросы предназначения и самовыражения волновали человечество всегда. Каждая эпоха и каждый народ ищут свои ответы и свой путь решения. Анализируя роман Гончарова “Обломов”, мы говорим об идеалах героев, о смысле жизни. Автор ставит вечные вопросы. • Для чего приходит в этот мир человек? • В чем смысл его жизни? Знакомство с критическими статьями и высказываниями о романе и героях. Сообщение (индивидуальное задание) Добролюбов и Дружинин о романе. Презентация Задание классу: слушая сообщение ученицы, делать записи в тетради.
Иконка файла материала Интегрированный урок (литература русский язык).doc
Интегрированный урок (литература + русский язык) Тема: Роман Гончарова “Обломов” в оценке критиков. Историко­философский смысл произведения. Цели:  Познакомить с разными трактовками романа;   Сформировать свое отношение к поднятым проблемам. Выявить философский смысл; Вступительное слово. Вопросы предназначения и самовыражения волновали человечество всегда. Каждая эпоха и каждый народ  ищут свои ответы и свой путь решения. Анализируя роман Гончарова “Обломов”, мы говорим об идеалах героев,  о смысле жизни. Автор ставит вечные вопросы.  Для чего приходит в этот мир человек?  В чем смысл его жизни? Знакомство с критическими статьями и высказываниями о романе и героях. Сообщение (индивидуальное задание) Добролюбов и Дружинин о романе. Презентация  Задание классу: слушая сообщение ученицы, делать записи в тетради. (Слайд 4) высказывание М.М. Пришвина. “Никакая положительная деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе  запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из­за которой стоило бы лишиться покоя”.  С мнением какого критика вы согласны?  Почему?  Самостоятельная работа с учебником.  Выписать высказывания Писарева (Слайд 5). “Обломов олицетворяет в себе ту умственную апатию, которой Гончаров придал имя обломовщина. Слово  обломовщина не умрет в нашей литературе”. Обобщаем:  Н.А.Добролюбов (революционер­демократ) назвал “лень и апатию заглавного героя единственной  пружиной действия во всей его истории”. Объяснил наличие подобных людей “влиянием крепостного  права”.  Д.И.Писарев (представитель левой революционно­демократической направленности) увидел корень  конфликта в “умственной апатии” героя.  А.В.Дружинин (критик эстетического направления) видит в Обломове утраченный патриархальный дух. Умственная апатия;  Лень;   Отрицание карьеры, светской суеты;  Запрос на высшую ценность. А ваше мнение? Итог урока. Вернемся к главному философскому вопросу. Как отвечает на него наш современник? Для чего приходит в этот мир человек?Урок­практикум Русский язык Тема: Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Задание с развернутым ответом (на критическом материале урока  литературы). Цели:  Формировать умения воспринимать и понимать первичный текст (проблема, комментарий, авторская  позиция); Развивать умение логично и последовательно строить свое высказывание;   Совершенствовать речевые умения. Презентация  Работа с критериями оценки. Слайд № 2, 3, 4, 5 Чтение и комментирование К­1, К­2, К­3 (у каждого ученика на парте). Слайд №:6  Что такое проблема? Слайд № 7 Работа с текстом (из статьи Добролюбова “Что такое обломовщина?”) “…Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человека и о необходимости развития личности – я уже с  первых слов его знаю, что это Обломов.Если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он – Обломов. Если слышу от офицера жалобы на утомительность парадов и смелые рассуждения о бесполезности тихого шага: я не сомневаюсь, что он Обломов. Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано  то, чего мы давно надеялись и желали – я думаю, что все это пишут из Обломовки. Когда я нахожусь в кружке образованных людей… в течение многих лет рассказывающих все те же самые (а  иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, ­ я чувствую, что  перенесен в старую Обломовку… Нет, Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы – наши воспитатели, ее триста Захаров всегда к нашим  услугам. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово…”.  Определить основную проблему(Слайд 9).  Прокомментировать (Слайд 10).  Определить позицию автора (Слайд 11).  Составление логографа (Слайд 12). Домашнее задание: сформулировать свой тезис по проблеме, привести 2 аргумента. Использованная литература: Гончаров И.А. Роман “Обломов”   Долинина Т.А. “Алгоритм написания сочинения”. Екатеринбург. 2008   Ионина Г.Н.Русская литература XIX века. 10 класс.Москва. Мнемозина.2001  Золотарева И.В.Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс. Москва “ВАКО”.2004 Русская литература. Хрестоматия историко­литературных материалов 10 класс. Москва “Просвещение”  1993

Посмотрите также