Тема: Роман Гончарова “Обломов” в оценке критиков. Историко-философский смысл произведения.
Цели:
• Познакомить с разными трактовками романа;
• Выявить философский смысл;
• Сформировать свое отношение к поднятым проблемам.
Вступительное слово.
Вопросы предназначения и самовыражения волновали человечество всегда. Каждая эпоха и каждый народ ищут свои ответы и свой путь решения. Анализируя роман Гончарова “Обломов”, мы говорим об идеалах героев, о смысле жизни. Автор ставит вечные вопросы.
• Для чего приходит в этот мир человек?
• В чем смысл его жизни?
Знакомство с критическими статьями и высказываниями о романе и героях.
Сообщение (индивидуальное задание) Добролюбов и Дружинин о романе.
Презентация
Задание классу: слушая сообщение ученицы, делать записи в тетради.
Интегрированный урок (литература + русский язык)
Тема: Роман Гончарова “Обломов” в оценке критиков. Историкофилософский смысл произведения.
Цели:
Познакомить с разными трактовками романа;
Сформировать свое отношение к поднятым проблемам.
Выявить философский смысл;
Вступительное слово.
Вопросы предназначения и самовыражения волновали человечество всегда. Каждая эпоха и каждый народ
ищут свои ответы и свой путь решения. Анализируя роман Гончарова “Обломов”, мы говорим об идеалах героев,
о смысле жизни. Автор ставит вечные вопросы.
Для чего приходит в этот мир человек?
В чем смысл его жизни?
Знакомство с критическими статьями и высказываниями о романе и героях.
Сообщение (индивидуальное задание) Добролюбов и Дружинин о романе.
Презентация
Задание классу: слушая сообщение ученицы, делать записи в тетради.
(Слайд 4) высказывание М.М. Пришвина.
“Никакая положительная деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе
запрос на высшую ценность, на такую деятельность, изза которой стоило бы лишиться покоя”.
С мнением какого критика вы согласны?
Почему?
Самостоятельная работа с учебником.
Выписать высказывания Писарева (Слайд 5).
“Обломов олицетворяет в себе ту умственную апатию, которой Гончаров придал имя обломовщина. Слово
обломовщина не умрет в нашей литературе”.
Обобщаем:
Н.А.Добролюбов (революционердемократ) назвал “лень и апатию заглавного героя единственной
пружиной действия во всей его истории”. Объяснил наличие подобных людей “влиянием крепостного
права”.
Д.И.Писарев (представитель левой революционнодемократической направленности) увидел корень
конфликта в “умственной апатии” героя.
А.В.Дружинин (критик эстетического направления) видит в Обломове утраченный патриархальный дух.
Умственная апатия;
Лень;
Отрицание карьеры, светской суеты;
Запрос на высшую ценность.
А ваше мнение?
Итог урока.
Вернемся к главному философскому вопросу. Как отвечает на него наш современник?
Для чего приходит в этот мир человек?Урокпрактикум
Русский язык
Тема: Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Задание с развернутым ответом (на критическом материале урока
литературы).
Цели:
Формировать умения воспринимать и понимать первичный текст (проблема, комментарий, авторская
позиция);
Развивать умение логично и последовательно строить свое высказывание;
Совершенствовать речевые умения.
Презентация
Работа с критериями оценки. Слайд № 2, 3, 4, 5
Чтение и комментирование К1, К2, К3 (у каждого ученика на парте).
Слайд №:6
Что такое проблема?
Слайд № 7
Работа с текстом (из статьи Добролюбова “Что такое обломовщина?”)
“…Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человека и о необходимости развития личности – я уже с
первых слов его знаю, что это Обломов.Если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он – Обломов.
Если слышу от офицера жалобы на утомительность парадов и смелые рассуждения о бесполезности тихого шага:
я не сомневаюсь, что он Обломов.
Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано
то, чего мы давно надеялись и желали – я думаю, что все это пишут из Обломовки.
Когда я нахожусь в кружке образованных людей… в течение многих лет рассказывающих все те же самые (а
иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, я чувствую, что
перенесен в старую Обломовку…
Нет, Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы – наши воспитатели, ее триста Захаров всегда к нашим
услугам. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово…”.
Определить основную проблему(Слайд 9).
Прокомментировать (Слайд 10).
Определить позицию автора (Слайд 11).
Составление логографа (Слайд 12).
Домашнее задание: сформулировать свой тезис по проблеме, привести 2 аргумента.
Использованная литература:
Гончаров И.А. Роман “Обломов”
Долинина Т.А. “Алгоритм написания сочинения”. Екатеринбург. 2008
Ионина Г.Н.Русская литература XIX века. 10 класс.Москва. Мнемозина.2001
Золотарева И.В.Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс. Москва “ВАКО”.2004
Русская литература. Хрестоматия историколитературных материалов 10 класс. Москва “Просвещение”
1993