Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся.
Задачи:
• познакомить с творчеством В. Закруткина;
• формировать навыки интерпретации и анализа художественного текста;
• подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ (А 29-31, В 1-8) и написанию сочинения–рассуждения;
• воспитывать чувство любви и уважения к матери.
Оформление:
• репродукции картин с изображением материнских ликов;
• запись «Аве-Мария» и «Священная война»;
• отрывок из текста с заданиями А 29-31, В 1-8.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.
Л. Татьяничева.
Интегрированный урок литературы и основ
православной культуры в 7-м классе по теме
"Повесть о Петре и Февронии Муромских"
Цели: познакомить учащихся с "Повестью о Петре и Февронии Муромских" как образцом житийного жанра
древнерусской литературы; помочь увидеть идейнохудожественное своеобразие повести и жизненные
ценности, утверждаемые в ней; воспитывать школьников в духе уважения к семейным ценностям.
Оборудование:
Иллюстрации с изображениями муромских святых.
Презентация "Пётр и Феврония Муромские
1. Организационный момент. Проверка готовности учеников к уроку.
Ход урока
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация знаний учащихся.
Повторение. "Поучение" Владимира Мономаха как образец канонической древнерусской литературы:
а) исторические сведения о князе Владимире Мономахе;
б) каков князь Владимир в быту?
в) докажите, что Владимир Мономах один из образованных и гуманно мыслящих людей своего времени;
г) чем отличается авторский взгляд на жизнь в средневековой литературе от былинного? (Судьба отдельного
человека, а не обобщённый исторический образ.)
4. Новый материал.
Вступительное слово учителя.
Древнерусская литература выдвигала Христа в качестве образца поведения человека, вносила в сознание
читателей религиознонравственные понятия. Житийная литература рисовала нравственный идеал человека на
примере жизнеописания святых. Герой житийной повести в своей жизни во всём следует Христу. Так были
выработаны правила повествования и изображения героя житийной повести:
Жизнеописание начинается с указания на происхождение героя, как правило, от "благочестивых" родителей.
В детстве он уже отличается от сверстников, постепенно набирается мудрости, ведёт успешную борьбу с
искушениями.
Святой сам чувствовал и предсказывал свою кончину, его тело после смерти оставалось нетленным.
Сегодня нам предстоит познакомиться с выдающимся произведением XV века "Повестью о Петре и Февронии
Муромских". С начала XIII века на протяжении многих десятилетий из уст в уста передавались предания об этой
семье. И лишь спустя триста лет церковный писатель Ермолай Еразм по заказу митрополита Макария написал
"Житийную повесть о Петре и Февронии Муромских". Это было одно из самых любимых, самых читаемых
произведений древнерусской литературы. До нас дошло полторы сотни его списков, это значит, что повесть
много раз переписывалась, широко распространялась в разных краях русской земли. Чем же история жизни
святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии привлекала к себе? Герои её
исторические лица, княжившие в Муроме в начале XIII века, до 1228 года жившие на муромской земле, где
сейчас покоятся их останки. Сюжет повести построен на основе народных легенд, связанных с этими именами. В
неё вошли также сюжеты двух народных сказок. Каких? На этот вопрос вы ответите, познакомившись с
произведением.Чтение повести (используется метод "медленного чтения", т.е. чтения логически завершённых фрагментов
текста с беседой с учениками по вопросам учителя, таким образом осуществляется первичный контроль
усвоения учениками содержания произведения).
Соответствует ли установившимся правилам начало житийной повести?
Какие сказочные и религиозные мотивы прослеживаются в начале произведения? Элементы сюжетов каких
народных сказок вы здесь увидели? (Об огненном змее и о мудрой деве.)
Что в образе Петра от героя житийной литературы, а что от сказочного?
Какие сказочные мотивы связаны с изображением Февронии в эпизоде с дружинником Петра?
Найдите в эпизоде детали, отражающие крестьянский и княжеский быт того времени.
О каких реальных исторических событиях говорят детали повести?
Как во взаимоотношениях с князем Петром показывается необыкновенная мудрость крестьянской девушки?
Какие испытания преодолевают Пётр и Феврония? (Испытания связаны с коварством людей, но они
утверждают земную любовь, семейные ценности, а не только монашеский подвиг во имя Бога.)
Соответствует ли заключительная часть повести житийным канонам? Какие жизненные ценности
утверждаются в ней?
В повести религиозная тема прослеживается с самого начала и до конца. Сделайте вывод о месте религии в
жизни древнерусского человека. (В своём поведении он руководствовался христианскими понятиями о добре и
зле, о цели жизни, о своём месте среди людей, о скромности и умении прощать.)
5. Закрепление.
Слово учителя:
С тех пор минуло более 780 лет. Святых супругов похоронили вместе около соборной церкви Рождества
Пресвятой Богородицы. Если приехать сейчас в славный город Муром, то на одном берегу Оки можно увидеть
взметнувшуюся ввысь огромную фигуру Ильи Муромца с мечом в поднятой руке он словно попрежнему
защищает град свой. А на другом берегу перед нами два монастыря: один мужской, другой женский. Их
разделяет узкая дорожка, по которой едва проедет машина, тротуаров нет. Маленький храм в женском
монастыре, одна рака на двоих с мощами влюблённых. Тишина и покой. Говорят, что святые супруги слышат
мольбы к ним несчастных людей. Молятся матери о своих детях, молятся девушки, чтобы по их молитвам подал
Господь хорошего жениха, молятся молодые люди о невестах. Всем хочется получить великий дар Божий
взаимную любовь!
Теперь в день памяти святых благоверных Петра и Февронии 8 июля установили новый праздник:
Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья. Инициативу поддержали Совет Федерации,
Счётная Палата, а также представители различных религиозных конфессий. Оргкомитет праздника возглавила
супруга Президента России Светлана Медведева. Именно она предложила сделать главным символом
праздника ромашку.Будет ли у этого праздника будущее, покажет время. Но сейчас он уже успел завоевать
огромную популярность в разных городах России. А всё потому, что история Петра и Февронии нисколько не
потускнела за века. Историческая легенда и волшебная сказка сплелись неразделимо.
Д.С. Лихачёв отнёс стиль этой повести к стилю "психологической умиротворённости".В самую тяжкую годину
вместе с мужеством, отвагой и яростью живут жалость, милосердие, любовь в этом и проявляется величие
народной души. Нет, наверное, на Руси человека, у которого слова "дом", "семья" не затрагивали бы самые
сокровенные струны. Уют домашнего очага, близкие по духу люди, школа жизни семейного воспитания это и
есть самое важное, из чего строится земное счастье. Вот почему в последние годы всё чаще заходит речь о
необходимости возрождения семейных духовных ценностей, которые веками формировались в православной
культуре в своде писаных и неписаных правил.
А каким нравственным семейным ценностям может научить "Повесть о Петре и Февронии Муромских"?
Давайте попробуем составить кластер "Пётр и Феврония".
Какое понятие мы возьмём в качестве основного? (любовь)
(составление кластера)1. Коли дал слово жениться женись.
2. Не помни зла, умей прощать
3. Живи благочестиво, не преступай
4. Выбирай жену не по происхождению, а по её разуму.
5. Храни верность.любимому человеку.
6. Жена за мужем, как нитка за иголкой.
7. Муж и жена единая плоть.
6. Итог урока. Рефлексия.
Над чем заставило вас задуматься это произведение?
Что особенно понравилось на уроке?
7. Домашнее задание: выразить собственное отношение к комунибудь из героев повести.
Информационнометодическое обеспечение:
1. Журнал "Воспитание школьников", № 10, 2008 г.
2. Журнал "Духовнонравственное воспитание", № 6, 2008 г.
3. Православная энциклопедия.
4. М.Г. Качурин. Русская литература.
5. Б.И. Турьянская. Литература в 7 классе. Урок за уроком.