Интегрированный урок (литература + русский язык). Тема урока: "Подвиг любви и долга"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся. Задачи: • познакомить с творчеством В. Закруткина; • формировать навыки интерпретации и анализа художественного текста; • подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ (А 29-31, В 1-8) и написанию сочинения–рассуждения; • воспитывать чувство любви и уважения к матери. Оформление: • репродукции картин с изображением материнских ликов; • запись «Аве-Мария» и «Священная война»; • отрывок из текста с заданиями А 29-31, В 1-8. Ход урока Эпиграф к уроку: Любовь, мной отданная детям, Сильнее делает меня. Л. Татьяничева.
Иконка файла материала Повесть о Петре и Февронии Муромских.doc
Интегрированный урок литературы и основ православной культуры в 7-м классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Цели: познакомить учащихся с "Повестью о Петре и Февронии Муромских" как образцом житийного жанра  древнерусской литературы; помочь увидеть идейно­художественное своеобразие повести и жизненные  ценности, утверждаемые в ней; воспитывать школьников в духе уважения к семейным ценностям. Оборудование:  Иллюстрации с изображениями муромских святых.  Презентация "Пётр и Феврония Муромские 1. Организационный момент. Проверка готовности учеников к уроку. Ход урока 2. Проверка домашнего задания. 3. Актуализация знаний учащихся. Повторение. "Поучение" Владимира Мономаха как образец канонической древнерусской литературы: а) исторические сведения о князе Владимире Мономахе; б) каков князь Владимир в быту? в) докажите, что Владимир Мономах ­ один из образованных и гуманно мыслящих людей своего времени; г) чем отличается авторский взгляд на жизнь в средневековой литературе от былинного? (Судьба отдельного  человека, а не обобщённый исторический образ.) 4. Новый материал. Вступительное слово учителя. Древнерусская литература выдвигала Христа в качестве образца поведения человека, вносила в сознание  читателей религиозно­нравственные понятия. Житийная литература рисовала нравственный идеал человека на  примере жизнеописания святых. Герой житийной повести в своей жизни во всём следует Христу. Так были  выработаны правила повествования и изображения героя житийной повести: Жизнеописание начинается с указания на происхождение героя, как правило, от "благочестивых" родителей. В детстве он уже отличается от сверстников, постепенно набирается мудрости, ведёт успешную борьбу с  искушениями. Святой сам чувствовал и предсказывал свою кончину, его тело после смерти оставалось нетленным. Сегодня нам предстоит познакомиться с выдающимся произведением XV века ­ "Повестью о Петре и Февронии  Муромских". С начала XIII века на протяжении многих десятилетий из уст в уста передавались предания об этой  семье. И лишь спустя триста лет церковный писатель Ермолай Еразм по заказу митрополита Макария написал  "Житийную повесть о Петре и Февронии Муромских". Это было одно из самых любимых, самых читаемых  произведений древнерусской литературы. До нас дошло полторы сотни его списков, это значит, что повесть  много раз переписывалась, широко распространялась в разных краях русской земли. Чем же история жизни  святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии привлекала к себе? Герои её ­  исторические лица, княжившие в Муроме в начале XIII века, до 1228 года жившие на муромской земле, где  сейчас покоятся их останки. Сюжет повести построен на основе народных легенд, связанных с этими именами. В неё вошли также сюжеты двух народных сказок. Каких? На этот вопрос вы ответите, познакомившись с  произведением.Чтение повести (используется метод "медленного чтения", т.е. чтения логически завершённых фрагментов  текста с беседой с учениками по вопросам учителя, таким образом осуществляется первичный контроль  усвоения учениками содержания произведения). ­ Соответствует ли установившимся правилам начало житийной повести? ­ Какие сказочные и религиозные мотивы прослеживаются в начале произведения? Элементы сюжетов каких  народных сказок вы здесь увидели? (Об огненном змее и о мудрой деве.) ­ Что в образе Петра от героя житийной литературы, а что ­ от сказочного? ­ Какие сказочные мотивы связаны с изображением Февронии в эпизоде с дружинником Петра? ­ Найдите в эпизоде детали, отражающие крестьянский и княжеский быт того времени. ­ О каких реальных исторических событиях говорят детали повести? ­ Как во взаимоотношениях с князем Петром показывается необыкновенная мудрость крестьянской девушки? ­ Какие испытания преодолевают Пётр и Феврония? (Испытания связаны с коварством людей, но они  утверждают земную любовь, семейные ценности, а не только монашеский подвиг во имя Бога.) ­ Соответствует ли заключительная часть повести житийным канонам? Какие жизненные ценности  утверждаются в ней? ­ В повести религиозная тема прослеживается с самого начала и до конца. Сделайте вывод о месте религии в  жизни древнерусского человека. (В своём поведении он руководствовался христианскими понятиями о добре и  зле, о цели жизни, о своём месте среди людей, о скромности и умении прощать.) 5. Закрепление. Слово учителя: С тех пор минуло более 780 лет. Святых супругов похоронили вместе около соборной церкви Рождества  Пресвятой Богородицы. Если приехать сейчас в славный город Муром, то на одном берегу Оки можно увидеть  взметнувшуюся ввысь огромную фигуру Ильи Муромца с мечом в поднятой руке ­ он словно по­прежнему  защищает град свой. А на другом берегу ­ перед нами два монастыря: один ­ мужской, другой ­ женский. Их  разделяет узкая дорожка, по которой едва проедет машина, тротуаров нет. Маленький храм в женском  монастыре, одна рака на двоих с мощами влюблённых. Тишина и покой. Говорят, что святые супруги слышат  мольбы к ним несчастных людей. Молятся матери о своих детях, молятся девушки, чтобы по их молитвам подал  Господь хорошего жениха, молятся молодые люди о невестах. Всем хочется получить великий дар Божий ­  взаимную любовь! Теперь в день памяти святых благоверных Петра и Февронии ­ 8 июля ­ установили новый праздник:  Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья. Инициативу поддержали Совет Федерации,  Счётная Палата, а также представители различных религиозных конфессий. Оргкомитет праздника возглавила  супруга Президента России Светлана Медведева. Именно она предложила сделать главным символом  праздника ромашку.Будет ли у этого праздника будущее, покажет время. Но сейчас он уже успел завоевать  огромную популярность в разных городах России. А всё потому, что история Петра и Февронии нисколько не  потускнела за века. Историческая легенда и волшебная сказка сплелись неразделимо. Д.С. Лихачёв отнёс стиль этой повести к стилю "психологической умиротворённости".В самую тяжкую годину  вместе с мужеством, отвагой и яростью живут жалость, милосердие, любовь ­ в этом и проявляется величие  народной души. Нет, наверное, на Руси человека, у которого слова "дом", "семья" не затрагивали бы самые  сокровенные струны. Уют домашнего очага, близкие по духу люди, школа жизни семейного воспитания ­ это и  есть самое важное, из чего строится земное счастье. Вот почему в последние годы всё чаще заходит речь о  необходимости возрождения семейных духовных ценностей, которые веками формировались в православной  культуре в своде писаных и неписаных правил. ­ А каким нравственным семейным ценностям может научить "Повесть о Петре и Февронии Муромских"?  Давайте попробуем составить кластер "Пётр и Феврония". ­ Какое понятие мы возьмём в качестве основного? (любовь) (составление кластера)1. Коли дал слово жениться ­ женись. 2. Не помни зла, умей прощать 3. Живи благочестиво, не преступай 4. Выбирай жену не по происхождению, а по её разуму. 5. Храни верность.любимому человеку. 6. Жена за мужем, как нитка за иголкой. 7. Муж и жена ­ единая плоть. 6. Итог урока. Рефлексия. ­Над чем заставило вас задуматься это произведение? ­Что особенно понравилось на уроке? 7. Домашнее задание: выразить собственное отношение к кому­нибудь из героев повести. Информационно­методическое обеспечение: 1. Журнал "Воспитание школьников", № 10, 2008 г. 2. Журнал "Духовно­нравственное воспитание", № 6, 2008 г. 3. Православная энциклопедия. 4. М.Г. Качурин. Русская литература. 5. Б.И. Турьянская. Литература в 7 классе. Урок за уроком.

Посмотрите также