Интегрированный урок литературного чтения и рисования по ТРИЗ-педагогике

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Совершенствование навыка чтения: o целеноправление работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения. 2. Формирование читательских умений по работе с текстом: o активизация вдумчивого чтения o умение думать над произведением 3. Продолжить работу по воспитанию нравственных и эстетических чувств. 4. Продолжить работу по развитию речи, образного и логического мышления, творческого воображения. Оборудование. 1) Раздаточный материал. • Е.А. Нефедова. О.В. Узорова. • “Литературное чтение” тренажеры и упражнения тренировки мышц глаз. • Картины А.Н. Комаров “Зима в лесу”, “Осень” • Н. Юон “Русская зима”, “Весна”. • Репродукции художника Г.Ф.Филатова “Стальное колечко” • Грамзапись П.И.Чайковского “Времена года”
Иконка файла материала Интегрированный урок литературного чтения и рисования по ТРИЗ-педагогике.doc
Интегрированный урок литературного чтения и рисования по ТРИЗ-педагогике Цели: 1. Совершенствование навыка чтения: o целеноправление работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью  чтения. 2. Формирование читательских умений по работе с текстом: o активизация вдумчивого чтения o умение думать над произведением 3. Продолжить работу по воспитанию нравственных и эстетических чувств. 4. Продолжить работу по развитию речи, образного и логического мышления, творческого воображения. Оборудование. 1) Раздаточный материал. Е.А. Нефедова. О.В. Узорова. “Литературное чтение” тренажеры и упражнения тренировки мышц глаз. Картины А.Н. Комаров “Зима в лесу”, “Осень”     Н. Юон “Русская зима”, “Весна”.   Репродукции художника Г.Ф.Филатова “Стальное колечко” Грамзапись П.И.Чайковского “Времена года” I. Орг. момент. II. Психологический настрой. ­ Чтобы поднять наше настроение мы споем песенку “Если весело живется” (поют песню “Если весело живется”) ­ Если весело живется Делают так! (хлопают в ладони два раза) ­ Если весело живется  Мы друг другу улыбнемся (поворачиваются к друг другу и улыбаются) Мы друг другу улыбнемся (и улыбаются) Делай так! (два раза хлопают в ладони) Этой песенкой мы повысили настроение себе и друг другу. А сейчас настроимся на активную работу на уроке. Упражнения для глаз. ­ Побегаем глазами справа налево по “Видеоазимуту” III. Пяти минутка скорочтения. а) Чтение слогосочетаний стр.7 1. Первичное чтение 1 мин. 2. Вторичное чтение слева направо 1 мин. 3. Проверка чтения слогосочетаний: справа налево, слева направо. Упражнения для глаз. “Спираль” С центра раскрутить спираль, затем скрутить. (5­6 раз) Упр. №11. Крепко закрыть глаза (3­5 сек.) 2. Открыть глаза на 3­5 сек. (делать 6­8 раз) Упр. №2 (сидя) Быстрое морганье. 3. Умственная зарядка. а) Продолжить чтение по его началу. У.А. Нефедова О.В.Узорова “Литературное чтение” стр. 60­61 ­ Я зачитаю отрывок, а вы найдите его продолжение на стр. 60­61 ­ Назовите автора и название отрывка. б) Речевая зарядка. ­ Почему решили, что этот отрывок является продолжением? /по высказыванию, по описанию зимнего дня в лесу/, /по классификации образных сравнений: стеклянная полоска льда/ ­ Кто автор? (И. Бунин) ­ Какое время года описывает автор? ­ Как вы определили? ­ Как было в лесу? /Торжественно, тихо, светло/ ­ Почему? ­ Что он говорит о зимнем дне в лесу? С кем он сравнивает? ­ Кто может дремать? ­ Почему он приводит такое сравнение? /зимой природа спит/ ­ Что автор говорит о снежинках?/ одинокие снежинки/ ­ Как вы понимаете? /редкий снег/ ­ Какие свойства он перечисляет? ­Какое вещество обладает такими свойствами? /вода/ ­ Что произошло со снежинкой? /от тепла рук таяли, смерзались, скатывались, как бисер/ ­ Как понимаете это образное сравнение? ­ Зачитайте в первой тетради скороговорку, в которой говорится о свойствах воды. /Иней лег на ветки ели, иглы  за ночь побелели/ ­ А какие изменения произошли с водоемами с наступлением зимы? Зачитать. Стр.60­61 “Литературное чтение”. Е. Нефедовой 2. Повторное чтение. / Вместе / Сережа читает начало, а Алина читает продолжение. 3. Повторение дом. задания. ­ Какие рассказы читали самостоятельно К. Паустовского? / Кратко пересказать, выделить главную мысль./ 3. Обобщение.­ О чем любил писать К. Паустовский? / О природе / ­ В каком произведение, прочитанных нами, он описывает несколько времен года? / в сказке “Стальное  колечко” / Упражнение для глаз. Восьмерка. Глазами по стрелкам нарисовать восьмерку. (Быстро 6­8 раз.) Определение темы урока. Значит: Какая тема урока? ­ Мы продолжим работу над сказкой К.Паустовского “Стальное колечко” а) Постановка учебной задачи ­Какие задачи мы поставим? /То есть, над какими функциями мы будем работать?/ 1. Воспитание добрых чувств. 2. Продолжим работу по развитию речи. 3. Продолжим работу по развитию творческого мышления и воображения. 4. Определим описание экологии в сказке. Чтобы решить эти задачи, давайте, определим, к какому жанру относится эти произведения? ­ Какая сказка? / авторская / ­ А какие еще есть сказки? / народные / К какому творчеству относится народная сказка? / Устное народное творчество / ­ А какие еще жанры относятся к устному народному творчеству? / пословицы / ­ Какие пословицы о доброте можно отнести к этой сказке? ­ Зачитайте. ­ А какая пословица подойдет к этой сказке, записанная на доске? 1. Добрый человек в добре живет век. 2. Доброму человеку весь мир – свой дом. 3. Добрый человек людей через добро поучает. ­ Какая из этих пословиц больше подходит к этой сказке? Упражнение для глаз №3. (стоя) 1. Смотреть прямо вдаль 2­3 сек. 2. Поставить палец по средней линии на расстоянии 25­30 см. направить взгляд на палец на 3­5 сек (действие лечебное). Выборочное чтение. ­ С кем жила Варюша? ­ Как она оказалась на вокзале? ­ Кого встретила? ­ Куда ехали бойцы? Физминутка Речевая зарядка ­ Какой была Варюша? (Подтвердить словами текста)­ В чем заключалась ее доброта? Зачитать разговор бойца с Варюшей. ­ Чем отблагодарил ее боец? Что узнала Варя о колечке? ­ Что ее огорчило? ­ Как отнесся дед Кузьма к ее горю? Зачитать. / Со слов: “Дед Кузьма… стр.2 / Прб. вопр. ­ Почему дед Кузьма так равнодушно отнесся к горю Вари? ­ Почему? / Он не знал, для чего предназначалось колечко? / ­ Кого дед Кузьма посоветовал взять в помощники? ­ Смог ли Сидор помочь Варе? (Зачитать) ­ В связи, с чем изменилось состояние деда Кузьмы? Как к этому отнеслась Варя? ­ Какая радость ждала, варю с приходом весны? ­ Как дед Кузьма проанализировал свое выздоровление? ­ А как Варя? ­ Чего ждала Варя? ­ Дождалась ли Варя большой радости? Зачитать. ­ Что за радость охватила Варю? От чего у нее запело сердце? ­ Почему Варя повременила надевать колечко на большой палец? 2. Скажите, какие времена года описывает К. Паустовский в этой сказке? Найдите описание зимы. ­ А какие вы подобрали произведения, в которых описывается зима? Зачитайте отрывки, которые  характеризуют зиму? ­ Какие явления подчеркивают наступление зимы? ­ Какие сравнения использует автор в описание ветра? ­ Как можно сказать по другому? / сорвался – сильно подул / 3. – Как описывает автор приход весны? – Зачитать. ­ Какие изменения произошли в лесу с приходом весны? Зачитать. / Снег потемнел стр. 119 / ­ Какое сравнение приводит автор наступления весны? / весна разгоралась / ­ Как можно сказать по­другому? ­ А какие вы читали произведения, описывающие наступление весны? Зачитать. Вывод: что выражают авторы, поэты в своих стихах? (чувства, любовь) ­ А кто еще и как может выражать свои чувства худ.? Как? Композиторы. Как? Прослушивание грамзаписи Чайковского “Времена года” Посадка.­ Определить какое время года описывает композитор? ­ Как вы определили? ­ Как дед Кузьма охарактеризовал свою деревню Моховое? – Зачитать. / Чтобы так назвать свою деревню надо ее очень любить. Наша земля истинный рай. / Пословицы о любви к родине. 3. К какому разделу темы можно отнести зачитанные отрывки? / Экологии / ­ Что можно сказать о природе деревни Моховое? ­ Подумайте можно ли эту сказку связать с математической темой? Сколько км. от деревни до станции? Составить задачи. Физминутка 1 . ­ Потянулась утром Варя.  ­ Раз нагнулась, ­ Два нагнулась, ­ Немного встрепенулась ­ Поглядела на окошко, ­ Побежала по дорожке. Обобщение. ­ В чем заключается главная мысль этой сказки? ­ Чему она учит? ­ Какие чувства, черты характера воспитывает? ­ Какими строками из текста это можно подтвердить? Развитие творческих способностей. ­ С какого момента можно изменить события в сказке? ­ Как? Какое колечко вы создали? ­ Какое четверостишье сочинили к изменению сказки? / Чудное колечко С пальчика упало, Покатилось в поле, Вроде бы пропало. Но не тут­то было Лучезарным светом небо озарило. Города и села промелькнули мимо Дед Кузьма и Варя будут там счастливы. / ­ А какие считалочки вы сочинили дома? Покатилось колечко – раз Покатилось колечко – два Покатилось колечко – три Ты не думай, не гадай, А другому передай. ­ А какие физ­минутки можно сочинить к этой сказке? 4. Классификация предметов по признакам. ­ Запишите в тетради в два столбика названия двух предметов. ­ Охарактеризуйте эти предметы именами прилагательными.­ Как вы думаете для чего мы это мы это делали? ­ При классификации этих слов мы создадим волшебное колечко, которое подарили Варе. солнце сталь яркое ласково е блестящ ая прочная жаркое гладкая теплое лучезарн ая Объединив слова, какое колечко у нас получилось? ­ Яркое и лучезарное, ласковое и блестящее, теплое и гладкое, жаркое и прочное. ­ Какие функции может выполнять такое колечко? ­ Нарисуйте колечко и объясните, какие функции оно будет выполнять. 5. Защита созданных колечек. 6. Итог урока: Понравился ли вам урок? ­ На кого из героев этой сказки вы хотели быть похожими? Какие черты характера понравились вам героев этой сказки? / Безграничная доброта Вари, преданная любовь к своей деревни деда Кузьмы. / Оценивание. Дом. Зад. Самостоятельно прочитать рассказ К. Паустовского “Корзина с еловыми шишками” Оформить карточку. Продолжать дополнительно читать рассказы К. Паустовского.

Посмотрите также