Интегрированный урок литературы и истории на тему "А.С. Пушкин и декабристы"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

УРОК 1. "Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы" Уч.ист. - Чьи это строки? (А.С.Пушкина) Что может быть благороднее, возвышеннее, счастливее, чем посвятить свою жизнь Родине? Сегодня мы вспомним только 1 страницу из нашей истории, написанную в туманное утро 14 декабря 1825 г. Уч. ист. • Что произошло в этот день? (Восстание декабристов) • Скажите, какой теме будет посвящён наш урок, связав строки Пушкина и это событие? (Пушкин и декабристы). Уч. лит. В славной плеяде декабристов немало имен прославленных литераторов: Кондратий Рылеев, Вильгельм Кюхельбекер (близкий друг Пушкина с лицейской поры), Александр Одоевский, Владимир Раевский, Александр Бестужев и др. Особое место в этом созвездии занимает поэтическая звезда А.С.Пушкина. Он не был на Сенатской площади, но по своим убеждениям, по близости идеалов Пушкин стоит рядом с поэтами-декабристами. И цель сегодняшнего урока - показать идейную связь творчества А.С.Пушкина с декабристским движением в России.
Иконка файла материала Интегрированный урокА.С. Пушкин и д.doc
Интегрированный урок литературы и истории на тему "А.С. Пушкин и декабристы" УРОК 1. "Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы" Уч.ист. ­ Чьи это строки? (А.С.Пушкина) Что может быть благороднее, возвышеннее, счастливее, чем посвятить свою жизнь Родине? Сегодня мы вспомним только 1 страницу из нашей истории, написанную в туманное утро 14 декабря 1825 г. Уч. ист. Что произошло в этот день? (Восстание декабристов)   Скажите, какой теме будет посвящён наш урок, связав строки Пушкина и это событие? (Пушкин и  декабристы). Уч. лит. В славной плеяде декабристов немало имен прославленных литераторов: Кондратий Рылеев, Вильгельм Кюхельбекер (близкий друг Пушкина с лицейской поры), Александр Одоевский, Владимир Раевский, Александр  Бестужев и др. Особое место в этом созвездии занимает поэтическая звезда А.С.Пушкина. Он не был на Сенатской площади, но  по своим убеждениям, по близости идеалов Пушкин стоит рядом с поэтами­декабристами. И цель сегодняшнего урока ­ показать идейную связь творчества А.С.Пушкина с декабристским движением в  России. Уч. ист. Декабризм был политическим течением, но оставил глубокий след в идеологии русского общества, его  духовной жизни. ­ Какова была центральная идея декабризма? (Решить 2 проблемы, которые стояли перед страной: отмена крепостного права, ограничение самодержавия  конституцией и парламентом) ­ В чем причины восстания декабристов? (1. Отечественная война 1812 г. 2. Противоречие между передовой мыслью и русской действительностью. 3. Восприняли взгляды эпохи Просвещения. 4. Заграничные походы 1813­1814 гг. 5. Революционные события в Европе.) ­ Почему декабристы говорили: "Мы были дети 1812 г."? (Многие из них с честью прошли Отечественную войну 1812 г.) Многие из них были награждены золотым оружием (шпагой) "За храбрость". Уч.ист. К таковым относился Владимир Раевский. А ведь ему было всего 17 лет. Патриотизм ­ убеждение всей его жизни. Мужество, честь, доблесть и жизнь многие из них отдали во славу  России. Песня " Генералам 12­го года" Уч. лит. Неужели жертвы и тяготы войны были напрасны? После войны 1812 г. Передовое русское общество  сделало вывод: счастливой Родина может быть только свободной. Многие декабристы были друзьями Пушкина ещё по лицею. Уже в ранних стихах звучит горячая любовь к Родине, Свободе.Передовая общественная мысль ждала, что самодержец наградит народ, в конечном итоге вынесший на своих  плечах победу в Отечественной войне 1812 г. Наградит СВОБОДОЙ. Уч. лит. Пушкин тоже верил в доброго, справедливого царя. В ранних произведениях звучит мысль о монархе,  который правит страной по закону. ОДА "ВОЛЬНОСТЬ" (анализ стихотворения) Уч.ист. Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников  преобразований к созданию тайных обществ и кружков. Организаторами их являлись представители  дворянства. ­ Как вы думаете почему? (Дворяне ­ самое образованное сословие России) ­ Почему общества носили тайный характер? (Был выбран метод государственного переворота) ­ Какие тайные общества вы знаете? (Союз Спасения ­ 1816­1817, Союз благоденствия ­ 1818­1821, Северное общество 1821­1825, Южное общество  1821­1825) ­ Назовите общие требования программ всех тайных обществ будущих декабристов. (отмена крепостного права, ограничение самодержавия, введение демократических свобод, уничтожение  сословий) Уч. лит. Конечно, Пушкин догадывался о тайном обществе, хотя существование противоправительственного  заговора от него скрывали.   Во­первых, будущие декабристы знали, что полиция следила за Пушкиным; Во­вторых, горячность поэта была всем известна ­ он мог случайно не сдержать себя и открыть тайну. "Хоть Пушкин и не принадлежал к заговору, который приятели таили от него, но он жил и раскалялся в этой  жгучей и вулканической атмосфере". П.А. Вяземский Не случайно после восстания, когда новый царь Николай I вернул его из южной ссылки и спросил: "Что сделали  бы Вы, если бы 14 декабря были в Петербурге"? Пушкин гордо ответил: "Стал бы в ряды мятежников"! Стихотворения Пушкина потрясают своей политической направленностью. При обыске У ВСЕХ декабристов  были найдены стихи Пушкина. Сам Пушкин писал: ":Политическая наша свобода неразлучна с освобождением  крестьян:" СТИХОТВ, "ДЕРЕВНЯ" (анализ стихотворения) Гуманистический идеал гармоничного общества, живущего под властью закона, проповедуется Пушкиным и в  "Деревне". Построенное на антитезе, оно противопоставляет высшую гармонию, царящую в природе, дикости  социальных взаимоотношений. Но в отличие от "Вольности", в "Деревне" уже звучат вечные мотивы пушкинской  лирики: связь простора и воли, духовной раскрепощённости человека. А Пушкину всего 20 лет! 2 ЧАСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ " ДЕРЕВНЯ" За эти и другие стихи Александр I выслал Пушкина из Петербурга: сначала на юг России, затем в Михайловское. ":В одно утро мы узнали, что Пушкина услали в Кишинёв, что за: вольные стишки и мысли ему грозила ссылка в  Сибирь или заключение в монастырь и что только ходатайством Энгельгардта и Карамзина изгнание переменили  на Бессарабию." Н.И. Лорер. "Записки декабриста"Формально, то, что мы называем южной ссылкой, значилось служебным перемещением. Но по сути это была  именно ссылка: Пушкина удаляли из столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае 1820 г.,  чтобы вернуться в 1826 г. На 5 лет он оказался исключен не только из светской жизни столицы, но и во многом из жизни литературных  кружков и сообществ. Уч. ист. В Кишинёве поэт вплотную знакомится с заговорщиками Южного общества и его главой П.И.Пестелем.  Тогда же Пушкин встретился с "первым декабристом" Владимиром Федосеевичем Раевским, заключенным в  тюрьму ещё до восстания на Сенатской площади, и даже сумел предупредить его об аресте. ЗВУЧИТ 1 КУПЛЕТ ПЕСНИ "УТРО ТУМАННОЕ..." УРОК 2 Уч.ист. Таким же туманным утром 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь Петербурга ступили лучшие люди России. А. Герцен писал: "Люди 14 декабря, фаланга героев: Они вышли сознательно на явную гибель, чтобы  разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия". Давайте и мы сегодня вспомним эти лица и поближе познакомимся с некоторыми из них. СООБЩЕНИЯ: П.Я. Чаадаев. Это один из интереснейших людей эпохи. Участник войны 1812 г. И заграничного похода русских войск, офицер  лейб­гвардии гусарского полка. Он вышней волею небес Рожден в оковах службы царской; Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес, А здесь он ­ офицер гусарской. "Вне лицея Пушкин был знаком с некоторыми отчаянными гусарами, жившими в то время в Царском Селе  (Чаадаев, Каверин и др.)." Так писал С.Д.Комовский Я. Гроту. Из доноса Ф.Булгарина "Нечто о Царскосельском Лицее и духе оного": "В Царском Селе стоял Гусарский полк, там живало множество семейств, приезжало множество гостей из  столицы, ­ молодые люди постепенно начали получать идеи либеральные, которые кружились в свете: В Лицее начали читать все запрещённые книги, там находился архив всех рукописей, ходивших тайно по рукам, и  наконец пришло к тому, что если надлежало отыскать что­либо запрещенное, то прямо относились в Лицей". В 1821 г . Чаадаев неожиданно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в "Союз  Благоденствия".В 1830 г. Этот пародоксально мысливший философ издаёт трактат "Философические письма" ­  и в наказание высочайшим указом будет объявлен сумасшедшим. Уч. лит. В годы лицейской дружбы с Пушкиным Чаадаев проявил себя как человек загадочный: аристократ,  глубоко ненавидевший рабство во всех его проявлениях ­ от крепостного права до светских условностей. И уже  после окончания лицея Пушкин в 1818 г. Обращается с посланием "К ЧААДАЕВУ"    К. Рылеев. В. Кюхельбекер. А.С. Грибоедов. Уч. лит. И.Д.Якушин. "Записки": Я ему (Пушкину) его "Ура! В Россию скачет!" и он очень удивился, как я его знаю,  а между тем все ненапечатанные произведения: Деревня, Кинжал, четырехстишие к Аракчееву, послание к  Чаадаеву и много других ­ были не только всем известны, но в то время не было сколько­нибудь грамотного  прапорщика в армии, который не знал их наизусть. Уч. ист. 19 ноября в Таганроге внезапно умирает Александр I. У императора не было детей. ­ Кто должен был наследовать престол?(Следующий брат ­ Константин. Но он отказался от престола ещё при жизни Александра. Отказ держался в  тайне от общества. Была назначена переприсяга Николаю и декабристы решили воспользоваться этим  моментом.) Планы декабристов: не допустить переприсяги и принудить Сенат объявить о введении конституционного  правления. Предполагалось также занять Петропавловскую крепость и Зимний дворец, арестовать царскую  семью. СООБЩЕНИЕ "ВОССТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ НА СЕНАТСКОЙ ПЛОЩАДИ" ­ Каковы были итоги восстания декабристов? (П.Пестель, С. Муравьёв­Апостол, М.Бестужев­Рюмин, К.Рылеев, П.Каховский ­ были приговорены к смертной  казни четвертованием, замененной повешением.) 125 человек сосланы в Сибирь на каторгу. Уч. лит. О казни декабристов Пушкин узнал в Михайловском через 11 дней. 24 июля 1826 г., потрясенный, он рисует на полях рукописи "Полтавы" виселицы с повешенными декабристами.  "И я бы мог:" ­ здесь же пишет Пушкин. Уч. ист. Поражение восстания декабристов не решило тех проблем, которые стояли перед Россией ­ страна по­ прежнему оставалась крепостнической, надежды обрести свободу рухнули. Передовая общественная мысль  оцепенела от жестокости царизма. В народе прозвали Николая I ­ Николаем Палкиным. Под портретом царя появились надписи: " Не много  царствовал, да много начудесил: 125 в Сибирь сослал и пятерых повесил". Уч. лит. ­ А как же Пушкин отнёсся к восстанию и к высылке декабристов? Из "Записок" М.Н.Волконской: Во время добровольного изгнания нас, жён сосланных в Сибирь, он (Пушкин) был полон самого искреннего  восхищения: он хотел передать мне свое "Послание к узникам": для вручения им, но я уехала в ту же ночь, и он  передал его Александрине Муравьёвой. "ВО ГЛУБИНЕ СИБИРСКИХ РУД" А.И.Одоевский написал "Ответ на послание Пушкина" в 1827 г. Центральным в цикле пушкинских стихов, написанных после возвращения из ссылки и связанных с темой "поэт и  декабристы" является стихотворение "АРИОН". В нем Пушкин заявляет, что верен освободительным идеям и  стремлениям. "АРИОН" (анализ стихотворения) ­ Проблемный вопрос: "Какое место история отвела А.С.Пушкину в декабристском движении"? Звучит песня "УТРО ТУМАННОЕ, УТРО БЫЛОЕ:"