Интегрированный урок литературы и истории по теме: "Я частица России"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • проследить и выявить взаимосвязь таких понятий, как Родина (Отечество) и род человеческий (семья) с исторической и социальной позиции; • совершенствовать умения излагать свои мысли в устной и письменной форме, используя в речи языковые и речевые средства художественного стиля; • совершенствование умения работать со справочной литературой, • развитие логического мышления; • воспитание патриотизма и любви к Родине, семье. Средства обучения: Ожегов С. И. и др. Толковый словарь русского языка:80 000 слов и фразеологических выражений /Русская академия наук. / - 4-е издание, дополненное. – М. ; Азбуковник, 1999. Оборудование: 1. Объявление 2. Компьютер с программным обеспечением, мультимедийный проектор, аудио и видео магнитофоны, видеофильмы: “Брестская крепость” и “Чистилище”; аудиозаписи песен: “Я, ты, он, она вместе целая страна”, “Разговор с портретом”, “Родительский дом”; мультимедийные презентации. 3. Выставка фотоматериалов и других реликвий из семейных альбомов учащихся.
Иконка файла материала Я частица России.doc
Интегрированный урок литературы и истории по теме: "Я частица России" Цели:      проследить и выявить взаимосвязь таких понятий, как Родина (Отечество) и род человеческий (семья) с  исторической и социальной позиции; совершенствовать умения излагать свои мысли в устной и письменной форме, используя в речи  языковые и речевые средства художественного стиля; совершенствование умения работать со справочной литературой, развитие логического мышления; воспитание патриотизма и любви к Родине, семье. Средства обучения: Ожегов С. И. и др. Толковый словарь русского языка:80 000 слов и фразеологических выражений /Русская  академия наук. / ­ 4­е издание, дополненное. – М. ; Азбуковник, 1999. Оборудование: 1. Объявление 2. Компьютер с программным обеспечением, мультимедийный проектор, аудио и видео магнитофоны,  видеофильмы: “Брестская крепость” и “Чистилище”; аудиозаписи песен: “Я, ты, он, она вместе целая страна”,  “Разговор с портретом”, “Родительский дом”; мультимедийные презентации. 3. Выставка фотоматериалов и других реликвий из семейных альбомов учащихся. Ход урока  Лексико­словообразовательная работа со словами семья, род, Родина. 1. Театрализованное представление рассказа В. А. Сухомлинского “Безродный дятел”. В одной веселой, радостной роще жили дятлы. У каждого из них было гнездо. Летом в гнезде появлялись  маленькие дятлы, и родители учили их находить жуков под корой деревьев. Жил в роще один беззаботный дятел. У него не было ни гнезда, ни дятлихи. Летал он себе летом, песни пел,  жуков искал, а на зиму перелетел в другую рощу. Все дятлы удивились и спрашивают: – Откуда ты прилетел, дятел? Где твоя роща? Где твоя дятлиха? Где твои детки? Беззаботный дятел в ответ застучал клювом по дереву и запел: – Я певун, я летун, беззаботный говорун. Где хочу – бываю. Где хочу – летаю. Нет у меня дятлихи, нет у меня  дятлят. Лучше жить без забот, вот так! Дятлам стало ясно. Они сказали: – Если у тебя нет ни дятлихи, ни дятлят, значит, нет у тебя и своей рощи. Ты безродный дятел! С тез пор беззаботного дятла так и называют – безродным. 2. Ответы на вопросы (устно). А) Почему дятла называют безродным? Б) Что есть у человека? В) Для чего человеку нужна семья? Родина? 3. Подбор однокоренных слов и синонимов к слову род. Род родственн родословн нар Родинаики ая од Семья 4. Мини­сочинение­размышление. Отечество,  государство? I. Вариант: “Есть ли история у государства (Родины), если есть, то какие события можно включить в его  историю”? II. Вариант: “Что я понимаю под словом Родина”? Индивидуальная работа с толковым словарём. Задание. Используя словарь, объясните лексическое значение следующих слов: революция, коллективизация. 5. Прослушивание мини­сочинения I варианта. 6. Рассказ учителя истории о главных исторических событиях, происходивших в России в XX веке, с  использованием иллюстративного материала и заполнением таблицы. Вехи истории России XX  века Основные события в жизни  семьи     7. Прослушивание мини­сочинения II варианта: “Что я понимаю под словом Родина”? 8. Чтение наизусть стихотворения В. Бокова “Откуда начинается Россия”? Откуда начинается Россия? С Курил? С Камчатки? Или с Командор? О чём грустят глаза её степные Над камышами всех её озёр? Россия начинается с пристрастья К труду, к терпенью, к доброте.  Вот в чём её звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте.  Отсюда все дела её большие,  Её неповторимая судьба.  И если ты причастен с ней, – Россия Не с гор берёт начало, а с тебя. 9. Физминутка (танец) “Я, ты, он, она вместе целая страна”. 10. Заочная экскурсия по г. Искитиму на фоне чтения наизусть стихотворения О. Пономарёвой “Мой город”. Есть города красивы и велики: Москва, Сорренто, Иерусалим.  Как дивный сон, светлы и яснолики, Легки узором, как прозрачный дым.  Мой город маленький, на карте незаметен, И с высоты почти не различим.  Но он живет, живет на белом свете Трудяга – город Искитим.  Здесь каждый дом и улица знакомы.  И клены в парке дороги до слез.  И тропка, что ведет к родному дому, И ветви наклонившихся берез.  И в шуме улиц слышится родное, Такое, что в словах не передать.  Среди снегов, дождей, ветров и знояЖивет мой город, всем другим под стать.  Провинциал конечно, не столица, Но есть в нем та особенная стать, С которой можно только лишь родиться.  И жить с ней вечно, – и не умирать. Постановка проблемного вопроса Каким образом история семьи может быть связана с историей государства? Самостоятельная работа (на литературном и историческом материале) Задание для учащихся. Прослушайте рассказ бабушки, сообщения одноклассников и внесите во 2 часть таблицы  “Основные события из жизни семьи” 1. Мини­спектакль “Бабушка и внуки” (за основу взята поэма Н. Некрасова “Русские женщины”) Проказники внуки! Сегодня они С прогулки опять воротились: – Нам, бабушка скучно! В ненастные дни, Когда мы в портретной садились И ты начинала рассказывать нам, Так весело было! – Родная, ещё что­нибудь расскажи.  По углам уселись. Но их прогнала я: – Успеете слушать; рассказов моих Достанет на целые томы, Но вы ещё глупы: узнаете их, Как будете с жизнью знакомы! Я все рассказала, что можно сказать По вашим ребяческим летам – Сейчас же идите, родные, гулять А время придёт, приобщу я вас всех К великим и малым семейным секретам.  И вот, не желая остаться в долгу У внуков, пишу я записки, Для них я портреты людей берегу Которые были мне близки.  Я им завещаю награды, письмо, Что с фронта в Сибирь прилетело Конечно, хозяев уж нету давно, Но я сохранить всё сумела.  Я им завещаю и старый кисет.  Пускай берегут его свято.  Табак в нём держал их молоденький дед Ему подарили ребята.  – Ну, что же ты, бабушка! – Нам расскажи! – Узнать про кисет интересно – Ну, ладно, внучата, поведаю вам Лишь то, что самой мне известно.  Родилась я, милые внуки мои, В Курганской старинной деревне.  Любимая дочь я была у семьи Наш род не богатый, но древний. 2. Рассказ из истории семьи с показом фотографий из семейного альбома. Продолжение мини­спектакля, слайд­программа “Сибирь”. Вот так оказались в Сибири, Где леса бескрайние шири, Где ветры гуляют и пляшет пурга.Но честь родовая и здесь дорога.  Её, как винтовку, берёг мой отец Всю жизнь не любивший покоя боец.  Творя чудеса, девятнадцати лет Он был полковым командиром Он мужеством добыл и лавры побед, И почести, чтимые миром.  Воинская слава его началась Японским и финским походом Но память о нём нераздельно слилась Со страшным сорок первым годом! 3. Показ фрагмент видеофильма о Великой Отечественной войне 2­3 минуты. 4. Рассказы из истории семьей о событиях военного времени (Продолжение мини­спектакля) Отцовскую славу продолжил мой муж.  Спокойный всегда северянин С душманами в битву не раз он вступал В далёком, чужом нам Афгане. 5. Рассказ из истории семей с показом фотографий из семейных альбомов. 6. Прослушивание песни “Разговор с портретом”. Мужчинам помнить след, Когда они грядущего достойны, Что искони наследников на свет Мы, женщины, рождаем, а не войны. (Продолжение мини­спектакля) Недолго всем вместе пожить нам пришлось: В то время уж старшенький Лёша подрос.  И снова в истории наша семья, А пункт назначенья сынишки Чечня. 7. Показ фрагмента из фильма “Чистилище” 2­3 минуты (Продолжение мини­спектакля) Там жизнь его долгим сраженьем была Походы мы мысленно с ним разделяли И в месяц иной не запомним числа, Когда б за него не дрожали.  Нет писем – одно утешение “Ждать!” И ночи не спит поседевшая мать. 8. “Низко кланяюсь я матери моей” (звучат стихи и сочинения учащихся о мамах). (Продолжение мини­спектакля) Ничем себя возвысить не хочу.  Я только ветвь на дереве могучем.  Шумит оно, когда клубятся тучи, – И я шумлю… Молчит – и я молчу.  Оглядываясь с гордостью назад: Прекрасно родовое древо наше. (С. Викулов) ИТОГ УРОКА. 1. Соотнесение записей в первой и во второй части таблицы. 2. Решение проблемного вопроса. 3. Обращение к высказываниям исторических личностей.11. Литературно­музыкальный монтаж Известно всем: отец и мать – Любой семьи начало И чтобы долг им свой отдать Всей нашей жизни будет мало Друзья! Прошу вас, умоляю, Не забывайте “прадедов” своих И лишь одно сказать желаю: “Пусть ваши дети помнят их”. Храни огонь родного очага И не позарься на костры чужие! Таким законом наши предки жили И завещали нам через века: “Храни огонь родного очага!” Звучит песня “Родительский дом” в исполнении участников урока.