Интегрированный урок литературы в 5-м классе "Дивная фея – Весна!"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: обогатить духовный мир учащихся посредством разных видов искусства. Задачи: Образовательные: • Формирование умения выразительного чтения поэтических текстов. • Обеспечение усвоения литературоведческих понятий: олицетворение, сравнение, эпитет. Воспитательные: • Воспитание чувства любви к природе через поэзию, музыку, живопись. Развивающие: • Развитие творческих способностей, позитивного интереса. Оборудование к уроку: 1. Иллюстрации (мультимедийное представление) картин И.И.Левитана "Март", А.М.Грицая "Подснежник", И.С.Остроухова "Первая зелень". 2. Аудиозапись: П.И.Чайковский "Времена года". 3. Стихотворения поэтов XX века. 4. Для инсценировки: костюмы Зимы, Весны, Ручья. 5. Для оформления: искусственное дерево (на подставке), рисунок солнца, ткань для декорации (изображение проталин, снега, ручья).
Иконка файла материала Дивная фея – Весна.doc
Интегрированный урок литературы в 5-м классе "Дивная фея – Весна!" Цель: обогатить духовный мир учащихся посредством разных видов искусства. Задачи: Образовательные:  Формирование умения выразительного чтения поэтических текстов.  Обеспечение усвоения литературоведческих понятий: олицетворение, сравнение, эпитет. Воспитательные:  Воспитание чувства любви к природе через поэзию, музыку, живопись. Развивающие:  Развитие творческих способностей, позитивного интереса. Оборудование к уроку: 1. Иллюстрации (мультимедийное представление) картин И.И.Левитана "Март", А.М.Грицая "Подснежник",  И.С.Остроухова "Первая зелень". 2. Аудиозапись: П.И.Чайковский "Времена года". 3. Стихотворения поэтов XX века. 4. Для инсценировки: костюмы Зимы, Весны, Ручья. 5. Для оформления: искусственное дерево (на подставке), рисунок солнца, ткань для декорации  (изображение проталин, снега, ручья). I. Вступление (эмоциональный настрой) Звучит музыка из произведения П.И.Чайковского "Времена года" (тихо). Ход урока На фоне музыки ­ инсценировка учащимися стихотворения Коринфского А.А.(1868­1937 гг.) "Смерть зимы": Автор: С лазури сыплются лучи, Растут проталины по склонам; Звеня шумливым перезвоном, Текут, журчат и бьют ключи. Осели снежные сугробы, Лес оживает, что ни день; Зимы испуганная тень  Стремглав бежит в его трущобы: Зима: Укрыться где, куда уйти От этой жгучей солнца ласки?! Автор: Зима свои забыла сказки  И затеряла все пути: Зима: Везде ­ следы весенней влаги, Нет мне ни крова, ни угла: Туда, сюда :Автор: :и залегла Зима под заростью в овраге; Лежит, свернувшись вся в комок, Лежит ­ дрожит, сама чуть дышит И, что ж, все ближе, ближе слышит Неугомонный ручеек, ­  Взглянула ­ Зима: : вот он с горки льется, Что ни минута ­ все быстрей: Автор: Что ближе к ней­то все звончей Уж, не над ней ли он смеется?! Зима: Стой, стой! Куда?! Автор: Ручей старухе не внимает, Седую прямо в бок толкает И знай, поет: Ручей: Весна! Весна!.. Творим мы путь Весны победам, Мы будим каждый уголок; Цветы Весне плетут венок. С дороги ­ прочь! Что тут легла?! Не спорить хочешь ли ты снами?! Автор: Зима вздохнула и ­ слезами В бессильной злобе изошла: Смеясь над зимнею обидой, Понес ее к себе Ручей: (Звучит громко музыка) Учитель: Ребята, понравилась ли вам сценка, почему? Какое настроение у вас после просмотра? Как вы  думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? Верно. Тема нашего урока "Дивная фея ­ Весна". Сегодня мы будем учиться слышать, видеть и понимать  красоту слова, звука, мазка, созданную не только поэтами, композиторами, художниками, но и самой природой. II. Основная часть урока 1 - Март Учитель: Весна ­ удивительное время года. Ребята, посмотрите в окно, в чем же ее необычность, сказочность? Учитель: Весна бывает разная: с ярким солнцем и журчанием ручьев, со снегом и морозом, с пением птиц и  появлением первых цветов. Тонко чувствуют, видят все изменения в природе люди с чутким сердцем.  Послушайте стихотворение Ольги Александровны Беляевской "Весенние цветы" и подумайте, о каком весеннем  месяце говорит поэтесса. Ученик: Мне воробьи сегодня рассказали ­  Не знаю, правда ли, что уж весна идет. Не верится: вчера еще в снежки игралиИ на пруду прозрачный, крепок лед.  Чивик ­ чик ­ чик! Откуда вы узнали? Кто о весне, пичужки, вам сказал?  "Полдневный луч нам крылышки ласкал, Капели первые сегодня прозвучали". (1912 г.) Учитель: О каком месяце весны идет речь? Почему вы так решили? Вы, наверное, замечали, что воробьи чирикают не всегда. Когда воробей "разговаривает"? Почему именно  воробей "сообщает" о приходе весны, а не скворец, например? Ребята, но ведь воробьи и другие птицы не умеют говорить, почему же поэтесса так написала? Учитель: Верно. Беляевская О. А. сравнивает чириканье воробьев с веселой речью людей. Учитель: Март ­ утро года. Хотя и сердитым бывает, снегами да морозцем оборачивается, но весной  "пахнет". "Зимобор ­ протальник" ­ так в народе говорят о марте. (Вывешивается (если печатный текст) или проецируется на мультимедиа название месяца и его народное  толкование) Учитель: Первый весенний месяц изобразил на своем полотне И.И.Левитан. Картина так и называется "Март".  Рассмотрите репродукцию картины, обращая внимание на краски, которые использовал художник, и ответьте,  правы ли люди, называя март ­ зимобором ­ протальником? Почему? Учитель: Видите, как важен правильный подбор красок, чтобы точно передать состояние природы. Это в  живописи. Композитору же нужно своими музыкальными красками "нарисовать" тот пейзаж, который мы видим  на картине, передать настроение. Послушайте, как П.И.Чайковский чувствует приближение весны и передает в  своем музыкальном цикле "Времена года": март. (Звучит музыка. П.И.Чайковский "Времена года", март). 2 - Апрель Учитель: Красочно, гармонично воплотил в музыке П.И.Чайковский смену времен года: звуки, краски, ароматы  весны так и льются, заполняя комнату. А вот еще одно музыкальное произведение. Послушайте и сравните эти  две музыкальные композиции. Похожи ли между собой эти произведения или есть небольшая, едва заметная  разница? (Звучит музыка. П.И.Чайковский "Времена года". Подснежник) Учитель: Верно, в первом музыкальном фрагменте чувствуется уверенность, звучание более подвижно. Так и  происходит в природе: ручьи журчат, капель звенит, припекает солнышко, снимая с земли белый саван: Учитель: А какие картины весны вы представили, слушая второй музыкальный фрагмент? Как вы думаете,  какому месяцу весны он посвящен? Учитель: Действительно, в музыке мы слышим робость и неуверенность. Что может так несмело, едва  незаметно просыпаться после долгой зимы? Учитель: Это произведение так и называется "Подснежник". А когда "просыпаются" подснежники? Учитель: А вот каким увидел апрель художник Грицай Александр Михайлович. Ребята, помогите мне описать  картину, продолжите начатый рассказ, используя эпитеты (слова ­ эпитеты ­ на усмотрение учителя и в  зависимости от класса ­ можно напечатать): Среди (тонкоствольных, худеньких, молоденьких и др.) осинок из­под (прошлогодней, старой, прелой и др.)  листвы показались (первые, голубые, робкие и др.) подснежники. И в (голом, не проснувшемся и др.) лесу с его еще (тусклыми, погасшими, серыми и др.) красками, (не  распустившейся, не появившейся и др.) листвой, лужицами талого снега сразу стало (весело, празднично,  нарядно и др.). Появление этих вестников весны среди замшелого леса говорит о :::.. (заслушивается мнение каждого  ребенка!) Учитель: Подберите, пожалуйста, стихотворения к этой картине, прочтите выразительно. (На столах у учащихся распечатки разных стихов о весне).Ученики: Нас пригрело апрельское солнце, И подумали мы, что весна, Распахнули свои балахонцы,  Потянулись от сладкого сна. (Беляевская О.А. Весенние листья, 1913г.) :Растает снег, теплом повеет, И новый примет все наряд. В лесу, на сухоньком листочке, Подснежник первый зацветет, И, широко разлившись, речка Вновь в берега свои войдет: (Чехов М.П. "Теперь уж скоро:", 1910 г.) В саду, где березки столпились гурьбой, Подснежника глянул глазок голубой. Сперва понемножку  Зеленую выставил ножку, Потом потянулся из всех своих маленьких мил И тихо спросил:  "Я вижу, погода тепла и ясна, Скажите, ведь правда, что это ­ весна?" (Соловьева П.С. Подснежник, 1906г.) Учитель: Так сказали о подснежнике, о первом весеннем цветочке поэты XX века Беляевская О.А., Чехов М.П.,  Соловьева П.С. В их стихах природа живая, одухотворенная. Найдите в прочитанных произведениях  олицетворения, подтвердите мои слова строчками поэтического текста. Ученики:       потянулись со сладкого сна глянул глазок голубой распахнули свои балахонцы выставил ножку тихо спросил речка войдет:.. Учитель: В народе апрель называют снегогоном, а еще ­ березень, начинается сокодвижение у берез. (Вывешивается (если печатный текст) или проецируется на мультимедиа название месяца и его народное  толкование). 3 - Май (Звучит музыка, на фоне музыке читается текст): Учитель: Древнерусское название этого месяца ­ "травень", "песенник". Зеленеет, цветет все в природе ­  это:? Май! Ребята, какие картины представляете, слушая музыку П.И.Чайковского "Май"? Учитель: Какие краски использовали бы вы, создавая полотно? (Отвечают на фоне тихо звучащей музыке) Учитель: А вот еще одна картина. Ее нарисовал Остроухов Илья Семенович. Глядя на картину, сравнивая ее с предыдущими, подумайте, какой месяц весны изобразил художник, докажите свою точку зрения. Учитель: Дайте название картины, подобрав строчки из поэтических текстов. (На доске размещены напечатанные строчки стихотворений):Шумят леса, цветет земля, Поет, звенит ручей: "Пришла весна, пришла весна ­  В одежде из лучей!" (Пожарова М.А. Здравствуй, весна! 1915г.) Тропами нетореными ­  Что волнами зелеными ­    Идет Весна, идет; Куда ни глянет красная ­  Жизнь ясная, согласная Во след за ней встает. (Коринфский А.А. Песни о весне, 1911г.) Здравствуй, весенняя первая травка! Как распустилась? Ты рада теплу? Знаю, у вас там веселье и давка, Дружно работают в каждом углу. (Городецкий С.М. "Здравствуй, весенняя первая травка!, 1911г.) (учащиеся закрепляют выбранные строчки под картиной) Учитель: Молодцы, ребята. Художник, изобразивший на своей картине землю, одевающуюся в ярко ­ зеленый  наряд, дал ей название "Первая зелень". В мае каждая травинка, цветочек стремятся "выйти" к теплу, свету  как можно быстрее, в отличие от робкого пробивания сквозь сухую листву подснежника. Учитель: Ребята, найдите среди стихотворений то, которое очень точно передает настроение услышанного и  увиденного нами. Ученик: Здравствуй, весенняя первая травка! Как распустилась? Ты рада теплу? Знаю, у вас там веселье и давка, Дружно работают в каждом углу:  (Городецкий С.М. "Здравствуй, весенняя первая травка!" 1911г.) Учитель: Итак, ребята, сегодня мы с вами говорили о трех весенних месяцах, которые в народе имеют свои  "звания". Какие? Прочтите стихотворение А.М.Федорова и ответьте на вопрос: как называет весну поэт и  почему? Ученик: Плачет зима, горько плачет, холодная! В горе великом она: Мчится из ­ за моря к ней плодородная, Дивная фея ­ весна! Учитель: Солнце, весна, природа ­ это символы вечности. Непрерывности жизни. Наверное, нет ни одного  композитора, художника, поэта, который не воспел бы весну. Только каждый из них делает это по ­ своему: поэт  ­ стихами, художник с помощью красок, а композитор использует волшебные звуки музыки. В этом мы с вами  убедились на уроке. III. Творческая работа Учитель: А сейчас, ребята, вы можете создать свой шедевр: нарисовать весну, посвятить ей стихотворение,  сказку. Искусство ­ это голос души, исповедь сердца. Создайте свою весну, передайте в рисунке, стихотворении  то настроение, переживание, которое вы сейчас испытываете. А поможет вам ­ музыка. (Тихо звучит музыка  П.И.Чайковского "Времена года"). IV. Защита учащимися своих творческих работ (2 ­ 3 работы) V. Домашнее задание (У каждого учащегося на парте листок с домашним заданием: 1) закончить творческую работу, 2) выучить понравившееся стихотворение из предложенных (распечатка текстов стихотворений):МАРТ: 1. Беляевская О.Г. Весенние вести, 1912г. 2. Беляевская О.Г. Весной, 1915г. 3. Федоров А.М. "Плачет зима, горько плачет, холодная", 1911г. 4. Бунин И.А. Полая вода, 1900г. 5. Клычков С.А. (1889 ­ 1940) Ранняя весна 6. Чехов А.П. Теперь уж скоро!, 1910г. АПРЕЛЬ: 1. Соловьев И.С. Подснежник, 1906г. 2. Бальмонт К.Д. Праздник весны, 1907г. 3. Беляевская О.А. Весенние листья, 1913г. 4. Маршак С.Я. Апрельский день, 1957г. МАЙ: 1. Коринфский А.А. Из "Песни о весне", 1911г. 2. Городецкий С.М. "Здравствуй, весенняя первая травка!", 1911г. 3. Пожаров М.А.Пришла весна, 1909г. 4. Есенин С.А. Черемуха, 1915г. 5. Маршак С.Я Ландыш, 1951г. VI. Подведение итогов урока Учитель: Ребята, вы обратили внимание, что у нас оформлен стенд? Это творческие работы учеников нашей  детской школы искусств. Какой увидели весну ребята изостудии? Работы, которые вы закончите дома и принесете к следующему уроку, мы разместим рядом, они дополнят нашу  выставку. Большое спасибо за совместное творчество! VII. Выставление отметок.

Посмотрите также