Интегрированный урок математики и технологии в 3 классе.
Тлатова Оксана Руслановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1,
Город Ардон, Северная Осетия.
Тема Окружность и круг.
Учебно-методическое обеспечение: Математика. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2-х ч./ И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина , Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2011. Технология. Электронный учебник для 3 класса Технология. 3 класс, Цирулик Н.А., Хлебникова С.И.
Цели урока:
Оборудование:
Тип: открытие нового знания
Оборудование урока: циркуль, линейка, ноутбуки, опорный конспект .
Этапы урока |
||||
Перечень УУД ФГОС НОО, выполняемых учащимися на данных этапах |
Деятельность учителя и учеников |
|||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
||||
– самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
Приветствие учителя: Ребята, сегодня наш урок математики мы начнем с прослушивания одной песенки. Звучит песня Добрый жук - "Золушка" музыка-Антонио Спадавеккиа, слова-Евгений Шварц учитель: Откуда эта песенка? Как она называется? Юля: Это сказка «Золушка», песенка «Добрый жук». Учитель: А почему урок математики мы начнем с этой песенки? Стас: Возможно, тема нашего урока будет связана с кругом? Учитель: Да. Мы будем говорить сегодня о круге. Перед уроком проведем дыхательную гимнастику: Упражнение
«Ёжик»
|
|||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
||||
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация (П); – извлечение необходимой информации из текстов (П); – использование знаково-символических средств (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); |
Гимнастика для ума. Работа в парах на скорость по электронному учебнику на ноутбуках.
После выполнения работы проводится самопроверка по эталону с доски.
Работа по учебнику с.73 №154
Учитель: На какие две группы можно разделить эти фигуры? Милена: Овальные, круглые; Миша: Имеющие площадь и не имеющие площадь
|
|||
3. Выявление места и причины затруднения. |
||||
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); |
учитель: Мы сегодня поговорим об этой группе фигур (оставляю круглые фигуры, овальные убираю) учитель: Какая фигура лишняя? Почему? Мурат: Та, у которой нет площади. Учитель: Как называются оставшиеся фигуры? Сармат: Круги. учитель: Что такое круг? Давайте, найдем определение в интернете. Хетег: Часть плоскости, ограниченная окружностью, называется кругом. Круг — это участок плоскости, круг имеет площадь. ( дети искали определение в ноутбуках, на парте по 1 нотбуку) учитель: Ребята, эта фигура тоже как – то называется. Посмотрите, что я сейчас делаю. (Соединяю круг и окружность). Учитель: Где расположилась синяя фигура относительно круга? Лаура: Вокруг круга. Учитель: Как она хорошо подошла. Может это родственница? Давайте подберём родственные слова. Мурат: Вокруг, кружок, кружить, окружать. Учитель: Что объединяет все эти слова? Ангелина: Корень круг - Какое из данных слов мы можем взять для определения данной фигуры? Влад: Окружность. Учитель: Кто уже готов дать определение окружности? Адрианна: Окружность – это линия, которая окружает круг, является границей круга. ( в интернете)
|
|||
4. Проблемная ситуация |
||||
– самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – самостоятельное выделение познавательной цели (П); – поиск и выделение необходимой информации (П); – выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); – планирование (П); – прогнозирование (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); |
Учитель:Круглые тела в древности заинтересовали человека В Древней Греции , о которой мы говорили на уроке литературного чтения, круг и окружность считали венцом совершенства и именно там они получили своё название А в Древнем Египте для постройки знаменитых египетских пирамид перевозили гигантские каменные блоки с помощью бревен круглой формы. Об этом говорят рисунки, изображённые на стенах пирамид. Катки до сих пор применяются при перемещении особо тяжелых грузов. Камень-постамент весом в 1500 тонн для статуи Медного всадника в Санкт-Петербурге был доставлен на место при помощи чугунных ядер-шаров, катившихся по специальным направляющим лоткам. Учитель: Где можно встретить окружность? Тамила:Где есть круг, там и окружность. Учитель: Кто попробует на доске начертить окружность? (2 – 3 человека пробуют у доски начертить от руки окружность. У детей она получается не очень ровная. ) Учитель: Может у меня получится? Учитель: Как мы можем добиться идеально круглой формы? Руслан: Нужен инструмент. Циркуль. У меня брат умеет им работать! Учитель: Самый старый железный циркуль обнаружен во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2-х тысяч лет. В пепле, засыпавшем греческий город Помпеи, археологи обнаружили очень много бронзовых циркулей. В Древней Руси любили узор из мелких кружков. Стальной циркуль-резец для нанесения такого рисунка археологи нашли при раскопках в Новгороде. |
|||
5. Реализация проекта. |
||||
– смыслообразование (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – волевая саморегуляция (Р); – познавательная инициатива (Р); – выдвижение гипотез и их обоснование (П); |
Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем и ножницами”. Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Рассмотрите внимательно циркуль и скажите из чего он состоит. Учитель: Расскажите правила пользования циркулем. 1.Не держи циркуль концами вверх. Учитель: Какую ножку нужно поставить в середину – иглу или грифель? Камилла:Я думаю, что в центре окружности должна быть игла. Артур: Конечно игла, потому что грифель должен рисовать. Учитель: Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку. (Центр учитель отмечает и показывает на чертеже.) Учитель: Какой ножкой циркуль чертит? Стас: Циркуль чертит грифелем.Учитель: Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести их или сдвинуть ближе? - Ребята, начертите у себя в тетради 3 окружности разного размера
.
|
|||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
||||
– анализ, синтез, сравнение, аналогия, сериация, классификация (П); – извлечение из математических текстов необходимой информации (П); – моделирование и преобразование моделей разных типов (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – установление причинно-следственных связей (П); – выполнение действий по алгоритму (П); |
Физминутка. По электронному учебнику Технологии. Японская игра: из частей круга собирается фигурка животного. Дети работают в группах.
Работа в электронном технологии (с.83 Работа в паре) Объясняются этапы работы. (На данном этапе учитель объясняет ученикам понятие «радиус» и «диаметр».)
|
|||
7. Самостоятельная работа |
||||
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – извлечение из математических текстов необходимой информации (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – доказательство (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); |
Работа в электронном технологии (с.50 Работа в паре) ( На данном этапе рассматривается понятие «хорда»)
В итоге получится рисунок солнышка.
Данный этап урока может продолжиться и на втором уроке, т.к. это интегрированный урок. |
|||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
||||
– рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л);
|
-Подведем итог. -Докажите, что вы не просто присутствовали на уроке , а находились в учебной деятельности. ( проговаривается, что ученики делали САМИ) Амина: Мы сами открывали знания. Миша: Мы сами работали в группах. Алиса: Мы сами находили информацию в интернете. Влад: Мы сами решали примеры. Тамила: Мы сами чертили окружности. Стас: Мы сами себя проверяли. Учитель: Молодцы! Раз вы все это делали сами, значит вы УЧИЛИСЬ! Находились в учебной деятельности!
Притча – концовка урока.
Однажды луч сказал солнцу: — Каждый день я улетаю на Землю и согреваю всё живое, но я хотел бы согреть сердце человека. — Хорошо, ты можешь отдать каплю солнечного огня сердцу человека, — разрешило солнце. — Этот огонь поможет человеку стать великим творцом. Только выбери лучшего из людей. Луч прилетел на Землю и подумал: «Как же узнать, кто из людей лучше?» Тут он услышал грустные мысли парня: «Ничего у меня не получается. Мечтал стать художником, а стал маляром. Полюбил девушку, а она на меня не смотрит». — У тебя же есть талант, молодость и умелые руки! — воскликнул луч и подарил человеку свой огонь. Вспыхнул солнечный огонь в сердце человека и заставил его поднять глаза и расправить плечи. Он взял краски и нарисовал для любимой прекрасный букет. «Это чудо!» — обрадовалась девушка и поцеловала его. Потом парень так покрасил дом, что заказчик пришел в восхищение: «Я думал, вы маляр, а вы – настоящий художник. Мой дом превратился в произведение искусства»! И парень стал известным художником. Луч вернулся к солнцу и виновато сказал: — Я забыл, что надо было найти лучшего из людей. Я подарил огонь первому встречному человеку… — Ты поверил в человека, — радостно ответило солнце. – А вера и поддержка превратят любого человека в творца и помогут преодолеть любые преграды. Учитель: Чтобы у вас все получалось в жизни – надо ВЕРИТЬ В СЕБЯ! И У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ! А сейчас каждый оценит себя у доски, солнце – это тоже круг,вокруг круга вы прикрепите свою ладошку. Мы их заготовили раньше. Они трех цветов: желтого, красного и оранжевого.
Желтая ладошка – мне понравилось работать циркулем.
Красная ладошка - мне понравилось создавать солнышко, прошивая хорды.
Оранжевая ладошка - мне понравилось работать в парах и группах и находить информацию в интернете.
Звучит песня, и ребята себя оценивают. Д/з придумать и изобразить узоры из окружностей |
Список
использованной литературы
1. Аргинская И.И., Ивановская Е.И.
Математика: Учебник для 3 класса: В 2 ч.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.
2. Методическое пособия для учителя по курсу «Математика» для 3 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2011.
Использованные дополнительные материалы
1. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии.-2-е изд.-М.: Педагогика, 1994.
2. Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас: тетрадь для практических работ. 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.