Интегрированный урок музыки и литературы для учащихся 7-х классов "Наполним музыкой сердца!.."

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: • познакомить учащихся с историей развития авторской песни в нашей стране; • показать огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии; • раскрыть тематическое и эмоциональное богатство авторской песни; • выделить главные вехи в развитии этого жанра в нашей стране. Задачи урока: • активизация познавательной деятельности учащихся (через создание ситуации для поиска материала, обработки, творческого нестандартного подхода к представлению материала); • усиление практической направленности (через создание презентации); • оптимизация труда учителя (через накопление методического и дидактического материала); • развитие творческих, коммуникативных качеств (через организацию работы в группах); • формирование у молодого поколения любви к Родине, культуре и родному языку; Методы, применяемые на уроке: • использование метода групповой, парной и индивидуальной работы; • проверка практических и общеучебных умений и навыков. • систематизация знаний об основных жанрах авторской песни и их создателях.
Иконка файла материала Наполним музыкой сердца.doc
Интегрированный урок музыки и литературы для учащихся 7-х классов "Наполним музыкой сердца!.." Цели урока:     познакомить учащихся с историей развития авторской песни в нашей стране; показать огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и  искренней мелодии; раскрыть тематическое и эмоциональное богатство авторской песни; выделить главные вехи в развитии этого жанра в нашей стране. Задачи урока:  активизация познавательной деятельности учащихся (через создание ситуации для поиска материала,  обработки, творческого нестандартного подхода к представлению материала); усиление практической направленности (через создание презентации); оптимизация труда учителя (через накопление методического и дидактического материала); развитие творческих, коммуникативных качеств (через организацию работы в группах);     формирование у молодого поколения любви к Родине, культуре и родному языку; Методы, применяемые на уроке:    использование метода групповой, парной и индивидуальной работы; проверка практических и общеучебных умений и навыков. систематизация знаний об основных жанрах авторской песни и их создателях. Учебно­материальное обеспечение:       мультимедийный проектор; презентация Microsoft PowerPoint, стенды с фотографиями российских бардов, книги о Б.Ш.Окуджаве, В.С.Высоцком, Ю. Визборе; гитара, окруженная красными гвоздиками; диски с авторскими песнями. Ход урока Эпиграф: “Если музыкой сердце наполнится, если будут слова хороши,Значит, песня кому­то запомнится, значит, станет  частицей души.Человеку без песни нельзя, без нее наши дни были б скучными…Песни и люди – друзья  настоящие, неразлучные! ( М. Рябинин) По ходу урока на экране проецируется презентация  посвященная российским бардам. I. (Звучит песня О.Митяева “Как здорово” в исполнении учащихся) – Сегодня на уроке мы поговорим о наших друзьях – авторских песнях. Говоря об авторской песне, часто имеют  в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Этот жанр  имеет и другие названия – бардовская песня, самодеятельная, туристическая, студенческая. Все эти названия  говорят о самобытности и неординарности этого музыкального явления, не укладывающегося в одно  определение. И, наверное, не столь важно, как назвать – авторская песня или самодеятельная. Главное –  глубокое содержательное поэтическое слово и щемящее сердце простотой и наивностью, чистотой и  мелодичностью звучание гитары. (звучит запись песни Ю.Кукина “За туманом”) – Свое начало этот жанр берет в музыкальной культуре Древней Руси. Первые авторы – древние слагатели  былин, певцы­сказители, украинские лирники. Авторская песня в России имеет особый смысл, так как напротяжении многих веков в профессиональной русской музыке главным было слово. Древняя Русь неразрывно  связывала голос человека со звучанием инструментов, чаще всего струнных, и эта традиция не оскудевает и  поныне. – Поэтическое слово, звучащее под аккомпанемент гитары, роднит, сближает автора с аудиторией, помогает  вникнуть в смысл песни, понять и принять ее. Недаром при определении сущности авторской песни Булат  Окуджава сказал, что это “поэзия под гитару”, а Владимир Высоцкий говорил, что это “поэты, которые  исполняют свои стихи под музыку”. Авторская песня – явление, прежде всего, литературное. Она пишется  думающими людьми для думающих… (Звучит песня О.Митяева “Давай с тобой поговорим” в исполнении учащегося) – Авторская песня прошла большой и сложный путь: от полного неприятия запрета – к блестящему расцвету и  признанию. Она стала своего рода протестом против поверхностного искусства, против имитации чувств. – Люди разных профессий пишут песни. Почему? Что заставляет их это делать? (Ответы учащихся) – Каждый автор пишет о том, что его волнует, как он видит и понимает мир. Поэт размышляет о добре и зле, о  смысле жизни, рассказывает о человеческих чувствах. Концерт любого барда – это не развлекательное шоу, это  всегда душевный, искренний разговор со слушателями, это исповедь поэта. Авторы­исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли, как он несовершенен, в суете и спешке быстротекущего времени осознали себя  в этом мире и постарались чуточку изменить его и самих себя. II. (Звучит песня В. Высоцкого “Я не люблю”в авторском исполнении) – Конечно, многие из вас узнали голос этого исполнителя: Владимир Высоцкий. Его по праву называют “сердцем” авторской песни, “обнаженной совестью нашей эпохи”. Качества его личности настолько уникальны, что его  манеру исполнения и общения со зрителями повторить невозможно. Поражает его многотемье, калейдоскоп  человеческих характеров, выхваченных из жизни. Он никогда не был альпинистом, но сколь поэтичны его песни  о горах. Он никогда не был на войне, а ветераны писали ему письма, спрашивали, где он воевал, благодарили за  военные песни. – К его песням можно относиться по­разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или  отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Но мимо песен В.Высоцкого пройти нельзя. И нельзя сделать вид, что их не существует. Сами песни не дадут этого сделать. Ибо они всегда заметны, всегда слышимы. Лучшие  песни Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила,  которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность растерявшимся. На его песни можно опереться, как  на плечо друга, потому что в них звучит надежность и правда. (Звучит песня В.Высоцкого из к­ф “Вертикаль” – “Песня о друге” в исполнении учащихся) – Творчество В.Высоцкого до сих пор продолжает оказывать влияние на развитие авторской песни. В те  траурные июльские дни 1980 года, когда вся страна прощалась с талантливым актером и поэтом, поэтесса Белла Ахмадуллина сказала такие слова: “Дар Высоцкого – это дар нам, и мы приняли его с благодарностью и  наслаждением, не обделив людей следующего времени, которым предстоит получать этот долгий подарок от  наших дней”. Звучит песня В.Высоцкого в авторском исполнении и на ее фоне учащийся читает стихи Б.Ш.Окуджавы: “Может,  кто и ныне снова хрипоте его не рад, Может, кто намеревается подлить в его стихи елея… А ведь песни не горят, они в воздухе парят,  Чем им делают больнее, тем они сильнее”. III. “Когда во всех концах державы, магнитной лентой шелестя, Возникли песни Окуджавы, страна влюбилась в них, хотя… Какая брань, какие клички тем песням выпали в свой срок…” (Звучит песня Б.Окуджавы “Давайте восклицать!” в авторском исполнении) – Булат Шалвович Окуджава родился в Москве в 1924 году. Из 9 класса он добровольцем ушел на фронт, был  ранен. После демобилизации в 1945 году оканчивает школу и поступает на филологический факультетТбилисского университета. Затем работает учителем в школе, редактором в издательстве “Молодая гвардия”, в  “Литературной газете”. Первые его песни появились в 1956 году и уже к началу 60­х годов получили широкую  известность. – Булата Окуджаву можно по праву назвать “гражданином вечности”. В своем творчестве он продолжил  традиции художественной культуры 19 века: это дух декабризма с его приоритетами чести и достоинства.  Ключевые слова его творчества: Вера, Надежда, Любовь. Его песни отличает вера в творчество Разума,  Доброты, Справедливости, Мудрости. Пленительна и обаятельна его манера исполнения:на первый взгляд  непритязательная, а при ближайшем рассмотрении – тонкая, чувствительная, содержательная,  завораживающая, доверительная. Его мелодии живут внутри стихотворения, принадлежат ему, как интонация.  Они неразрывны друг с другом. (Звучит песня Б.Окуджавы “Виноградная косточка” в исполнении учащегося). IV. Еще одно имя, которое хотелось бы обязательно упомянуть на нашем уроке, принадлежит актеру,  журналисту, драматургу, сценаристу, горнолыжнику, радисту, поющему поэту и барду – Юрию Визбору. (Звучит песня Ю. Визбора “Домбайский вальс” в авторском исполнении) – Вот что сказал о нем Булат Окуджава: “Юрий Визбор – личность в искусстве яркая, многогранная. Я уже не  говорю о его первоклассных запоминающихся ролях в нашем кинематографе, о его документальных фильмах  для телевидения – этих коротких рассказах о трудовых буднях – всегда маленьких открытиях человеческих  характеров, о его прозе… Все это всегда было визборовским. Но главное все­таки, с чем он вошел в наше  искусство, – авторская песня, движение, одним из зачинателей которого он по праву является”. “Струна и кисть, и вечное перо – нам вечные на этом свете братья! Из всех ремесел воспоем добро, из всех объятий – детские объятья”. (Ю.Визбор, 1981 г.) – Он умер на взлете своего творчества, обуреваемый новыми планами и надеждами. Жизнеутверждающий,  мужественный, обаятельный его талант находил и имел благодарную аудиторию. Популярность этого человека  при жизни, оборвавшейся в 1984 году, когда Ю.Визбору только исполнилось 50 лет, была поистине  фантастической. Его песни создавали подлинную романтику той, совсем не романтичной эпохи. Он ценил  мужественных, сильных и добрых людей и сам был таким в своем искусстве. Ему были чужды громкие фразы.  Его лирический герой как нельзя лучше соответствует сердечной музыке слушателей. Он естественен в своих  песнях и открыт. Его песни манят теплом и гармонией слов и музыки. (Звучит песня Ю.Визбора “Милая моя” в исполнении учащихся) – Мы говорим, что время делает песни. Это верно. Но и сами песни чуть­чуть делают время. Входя в нашу жизнь, они не только создают ее культурный фон, но часто выступают как советчики, выдвигают свою аргументацию в  тех или иных вопросах, а то и просто рассказывают. Они становятся “делателями жизни”, как и всякое иное  искусство” (Ю.Визбор). V. В истории российской авторской песни есть одно печальное событие, которое стало новой точкой отсчета в  развитии жанра. В 1967 году студент 5 курса Куйбышевского (Самарского) авиационного института Валерий  Грушин вместе со своими друзьями ушел в водный поход на байдарках в Восточные Саяны. Проходя маршрут,  ребята заметили, как недалеко от них перевернулась моторная лодка с детьми. Валера бросился в ледяную воду их спасать, но сам выплыть не смог. Его искали больше месяца – не нашли. Смерть Валеры потрясла весь  институт. Он был душой компании, писал и пел песни – свои и других авторов. “Надо сохранить его песни и  память о нем”, – решили друзья. Через год родился фестиваль авторской песни, где друзья продолжили дело  погибшего. Вот уже более 40 лет живет этот фестиваль, носящий имя Валерия Грушина. Этот фестиваль  является главным экзаменом и для известных авторов­исполнителей, и для тех, кто только еще начинает свой  творческий путь. Приезжают туда люди со всей России, привозя свои песни. – Бардовское движение в России имеет огромную популярность. Когда­то начатое В.Высоцким, Б.Окуджавой,  Ю.Визбором, оно продолжает жить в творчестве современных авторов­исполнителей, среди которых можно  назвать имена С.Никитина, О.Митяева, Ю.Кукина, С.Крылова, А.Городницкогои многих других. – Традиции бардовской песни, бардовского движения нашли свое признание и в нашем родном городе Казани.  Здесь живет много почитателей этого жанра. Некоторые из них, как Валерий Боков, сочиняют сами. Другие –  как Владимир Муравьев, прекрасно исполняют песни известных авторов. Наш город часто посещают с  концертами Олег Митяев, Юрий Кукин, Сергей Никитин и другие российские барды.Все это говорит о том, что бардовское движение будет еще долго радовать всех нас и дарить нам новые песни и новые имена. Все, кто непосредственно участвовал в проведении урока (исполнял песни, рассказывал об истории бардовской  песни) получают оценки “отлично”. Наш урок подошел к концу. Но наши встречи с авторской песней будут продолжаться и дальше. В заключении послушайте песню казанского барда Валерия Бокова, которую он посвятил Булату Шалвовичу  Окуджаве. (Звучит песня Валерия Бокова “Музыка”)

Посмотрите также