Цели урока:
• познакомить учащихся с историей развития авторской песни в нашей стране;
• показать огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии;
• раскрыть тематическое и эмоциональное богатство авторской песни;
• выделить главные вехи в развитии этого жанра в нашей стране.
Задачи урока:
• активизация познавательной деятельности учащихся (через создание ситуации для поиска материала, обработки, творческого нестандартного подхода к представлению материала);
• усиление практической направленности (через создание презентации);
• оптимизация труда учителя (через накопление методического и дидактического материала);
• развитие творческих, коммуникативных качеств (через организацию работы в группах);
• формирование у молодого поколения любви к Родине, культуре и родному языку;
Методы, применяемые на уроке:
• использование метода групповой, парной и индивидуальной работы;
• проверка практических и общеучебных умений и навыков.
• систематизация знаний об основных жанрах авторской песни и их создателях.
Интегрированный урок музыки и литературы для
учащихся 7-х классов "Наполним музыкой сердца!.."
Цели урока:
познакомить учащихся с историей развития авторской песни в нашей стране;
показать огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и
искренней мелодии;
раскрыть тематическое и эмоциональное богатство авторской песни;
выделить главные вехи в развитии этого жанра в нашей стране.
Задачи урока:
активизация познавательной деятельности учащихся (через создание ситуации для поиска материала,
обработки, творческого нестандартного подхода к представлению материала);
усиление практической направленности (через создание презентации);
оптимизация труда учителя (через накопление методического и дидактического материала);
развитие творческих, коммуникативных качеств (через организацию работы в группах);
формирование у молодого поколения любви к Родине, культуре и родному языку;
Методы, применяемые на уроке:
использование метода групповой, парной и индивидуальной работы;
проверка практических и общеучебных умений и навыков.
систематизация знаний об основных жанрах авторской песни и их создателях.
Учебноматериальное обеспечение:
мультимедийный проектор;
презентация Microsoft PowerPoint,
стенды с фотографиями российских бардов,
книги о Б.Ш.Окуджаве, В.С.Высоцком, Ю. Визборе;
гитара, окруженная красными гвоздиками;
диски с авторскими песнями.
Ход урока
Эпиграф:
“Если музыкой сердце наполнится, если будут слова хороши,Значит, песня комуто запомнится, значит, станет
частицей души.Человеку без песни нельзя, без нее наши дни были б скучными…Песни и люди – друзья
настоящие, неразлучные! ( М. Рябинин)
По ходу урока на экране проецируется презентация посвященная российским бардам.
I. (Звучит песня О.Митяева “Как здорово” в исполнении учащихся)
– Сегодня на уроке мы поговорим о наших друзьях – авторских песнях. Говоря об авторской песне, часто имеют
в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Этот жанр
имеет и другие названия – бардовская песня, самодеятельная, туристическая, студенческая. Все эти названия
говорят о самобытности и неординарности этого музыкального явления, не укладывающегося в одно
определение. И, наверное, не столь важно, как назвать – авторская песня или самодеятельная. Главное –
глубокое содержательное поэтическое слово и щемящее сердце простотой и наивностью, чистотой и
мелодичностью звучание гитары.
(звучит запись песни Ю.Кукина “За туманом”)
– Свое начало этот жанр берет в музыкальной культуре Древней Руси. Первые авторы – древние слагатели
былин, певцысказители, украинские лирники. Авторская песня в России имеет особый смысл, так как напротяжении многих веков в профессиональной русской музыке главным было слово. Древняя Русь неразрывно
связывала голос человека со звучанием инструментов, чаще всего струнных, и эта традиция не оскудевает и
поныне.
– Поэтическое слово, звучащее под аккомпанемент гитары, роднит, сближает автора с аудиторией, помогает
вникнуть в смысл песни, понять и принять ее. Недаром при определении сущности авторской песни Булат
Окуджава сказал, что это “поэзия под гитару”, а Владимир Высоцкий говорил, что это “поэты, которые
исполняют свои стихи под музыку”. Авторская песня – явление, прежде всего, литературное. Она пишется
думающими людьми для думающих…
(Звучит песня О.Митяева “Давай с тобой поговорим” в исполнении учащегося)
– Авторская песня прошла большой и сложный путь: от полного неприятия запрета – к блестящему расцвету и
признанию. Она стала своего рода протестом против поверхностного искусства, против имитации чувств.
– Люди разных профессий пишут песни. Почему? Что заставляет их это делать?
(Ответы учащихся)
– Каждый автор пишет о том, что его волнует, как он видит и понимает мир. Поэт размышляет о добре и зле, о
смысле жизни, рассказывает о человеческих чувствах. Концерт любого барда – это не развлекательное шоу, это
всегда душевный, искренний разговор со слушателями, это исповедь поэта. Авторыисполнители хотят, чтобы мы
увидели мир их глазами, поняли, как он несовершенен, в суете и спешке быстротекущего времени осознали себя
в этом мире и постарались чуточку изменить его и самих себя.
II. (Звучит песня В. Высоцкого “Я не люблю”в авторском исполнении)
– Конечно, многие из вас узнали голос этого исполнителя: Владимир Высоцкий. Его по праву называют “сердцем”
авторской песни, “обнаженной совестью нашей эпохи”. Качества его личности настолько уникальны, что его
манеру исполнения и общения со зрителями повторить невозможно. Поражает его многотемье, калейдоскоп
человеческих характеров, выхваченных из жизни. Он никогда не был альпинистом, но сколь поэтичны его песни
о горах. Он никогда не был на войне, а ветераны писали ему письма, спрашивали, где он воевал, благодарили за
военные песни.
– К его песням можно относиться поразному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или
отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Но мимо песен В.Высоцкого пройти нельзя. И нельзя сделать вид,
что их не существует. Сами песни не дадут этого сделать. Ибо они всегда заметны, всегда слышимы. Лучшие
песни Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила,
которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность растерявшимся. На его песни можно опереться, как
на плечо друга, потому что в них звучит надежность и правда.
(Звучит песня В.Высоцкого из кф “Вертикаль” – “Песня о друге” в исполнении учащихся)
– Творчество В.Высоцкого до сих пор продолжает оказывать влияние на развитие авторской песни. В те
траурные июльские дни 1980 года, когда вся страна прощалась с талантливым актером и поэтом, поэтесса Белла
Ахмадуллина сказала такие слова: “Дар Высоцкого – это дар нам, и мы приняли его с благодарностью и
наслаждением, не обделив людей следующего времени, которым предстоит получать этот долгий подарок от
наших дней”.
Звучит песня В.Высоцкого в авторском исполнении и на ее фоне учащийся читает стихи Б.Ш.Окуджавы: “Может,
кто и ныне снова хрипоте его не рад,
Может, кто намеревается подлить в его стихи елея…
А ведь песни не горят, они в воздухе парят,
Чем им делают больнее, тем они сильнее”.
III.
“Когда во всех концах державы, магнитной лентой шелестя,
Возникли песни Окуджавы, страна влюбилась в них, хотя…
Какая брань, какие клички тем песням выпали в свой срок…”
(Звучит песня Б.Окуджавы “Давайте восклицать!” в авторском исполнении)
– Булат Шалвович Окуджава родился в Москве в 1924 году. Из 9 класса он добровольцем ушел на фронт, был
ранен. После демобилизации в 1945 году оканчивает школу и поступает на филологический факультетТбилисского университета. Затем работает учителем в школе, редактором в издательстве “Молодая гвардия”, в
“Литературной газете”. Первые его песни появились в 1956 году и уже к началу 60х годов получили широкую
известность.
– Булата Окуджаву можно по праву назвать “гражданином вечности”. В своем творчестве он продолжил
традиции художественной культуры 19 века: это дух декабризма с его приоритетами чести и достоинства.
Ключевые слова его творчества: Вера, Надежда, Любовь. Его песни отличает вера в творчество Разума,
Доброты, Справедливости, Мудрости. Пленительна и обаятельна его манера исполнения:на первый взгляд
непритязательная, а при ближайшем рассмотрении – тонкая, чувствительная, содержательная,
завораживающая, доверительная. Его мелодии живут внутри стихотворения, принадлежат ему, как интонация.
Они неразрывны друг с другом.
(Звучит песня Б.Окуджавы “Виноградная косточка” в исполнении учащегося).
IV. Еще одно имя, которое хотелось бы обязательно упомянуть на нашем уроке, принадлежит актеру,
журналисту, драматургу, сценаристу, горнолыжнику, радисту, поющему поэту и барду – Юрию Визбору.
(Звучит песня Ю. Визбора “Домбайский вальс” в авторском исполнении)
– Вот что сказал о нем Булат Окуджава: “Юрий Визбор – личность в искусстве яркая, многогранная. Я уже не
говорю о его первоклассных запоминающихся ролях в нашем кинематографе, о его документальных фильмах
для телевидения – этих коротких рассказах о трудовых буднях – всегда маленьких открытиях человеческих
характеров, о его прозе… Все это всегда было визборовским. Но главное всетаки, с чем он вошел в наше
искусство, – авторская песня, движение, одним из зачинателей которого он по праву является”.
“Струна и кисть, и вечное перо – нам вечные на этом свете братья!
Из всех ремесел воспоем добро, из всех объятий – детские объятья”.
(Ю.Визбор, 1981 г.)
– Он умер на взлете своего творчества, обуреваемый новыми планами и надеждами. Жизнеутверждающий,
мужественный, обаятельный его талант находил и имел благодарную аудиторию. Популярность этого человека
при жизни, оборвавшейся в 1984 году, когда Ю.Визбору только исполнилось 50 лет, была поистине
фантастической. Его песни создавали подлинную романтику той, совсем не романтичной эпохи. Он ценил
мужественных, сильных и добрых людей и сам был таким в своем искусстве. Ему были чужды громкие фразы.
Его лирический герой как нельзя лучше соответствует сердечной музыке слушателей. Он естественен в своих
песнях и открыт. Его песни манят теплом и гармонией слов и музыки.
(Звучит песня Ю.Визбора “Милая моя” в исполнении учащихся)
– Мы говорим, что время делает песни. Это верно. Но и сами песни чутьчуть делают время. Входя в нашу жизнь,
они не только создают ее культурный фон, но часто выступают как советчики, выдвигают свою аргументацию в
тех или иных вопросах, а то и просто рассказывают. Они становятся “делателями жизни”, как и всякое иное
искусство” (Ю.Визбор).
V. В истории российской авторской песни есть одно печальное событие, которое стало новой точкой отсчета в
развитии жанра. В 1967 году студент 5 курса Куйбышевского (Самарского) авиационного института Валерий
Грушин вместе со своими друзьями ушел в водный поход на байдарках в Восточные Саяны. Проходя маршрут,
ребята заметили, как недалеко от них перевернулась моторная лодка с детьми. Валера бросился в ледяную воду
их спасать, но сам выплыть не смог. Его искали больше месяца – не нашли. Смерть Валеры потрясла весь
институт. Он был душой компании, писал и пел песни – свои и других авторов. “Надо сохранить его песни и
память о нем”, – решили друзья. Через год родился фестиваль авторской песни, где друзья продолжили дело
погибшего. Вот уже более 40 лет живет этот фестиваль, носящий имя Валерия Грушина. Этот фестиваль
является главным экзаменом и для известных авторовисполнителей, и для тех, кто только еще начинает свой
творческий путь. Приезжают туда люди со всей России, привозя свои песни.
– Бардовское движение в России имеет огромную популярность. Когдато начатое В.Высоцким, Б.Окуджавой,
Ю.Визбором, оно продолжает жить в творчестве современных авторовисполнителей, среди которых можно
назвать имена С.Никитина, О.Митяева, Ю.Кукина, С.Крылова, А.Городницкогои многих других.
– Традиции бардовской песни, бардовского движения нашли свое признание и в нашем родном городе Казани.
Здесь живет много почитателей этого жанра. Некоторые из них, как Валерий Боков, сочиняют сами. Другие –
как Владимир Муравьев, прекрасно исполняют песни известных авторов. Наш город часто посещают с
концертами Олег Митяев, Юрий Кукин, Сергей Никитин и другие российские барды.Все это говорит о том, что бардовское движение будет еще долго радовать всех нас и дарить нам новые песни и
новые имена.
Все, кто непосредственно участвовал в проведении урока (исполнял песни, рассказывал об истории бардовской
песни) получают оценки “отлично”.
Наш урок подошел к концу. Но наши встречи с авторской песней будут продолжаться и дальше.
В заключении послушайте песню казанского барда Валерия Бокова, которую он посвятил Булату Шалвовичу
Окуджаве.
(Звучит песня Валерия Бокова “Музыка”)