Интегрированный урок музыки и литературы по теме "Русские народные песни". 5-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: комбинированный урок, урок обобщения и закрепления знаний. Цель: содействовать воспитанию любви и бережного отношения к музыкальной культуре и русскому народному творчеству. Задачи: • закрепление и обобщение знаний о русской народном творчестве; • способствовать развитию творческих литературных и музыкальных способностей, практических умений и навыков выразительно читать тексты народных песен, поговорок, загадок, частушек; • увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию интереса и любви к музыке и литературе, формировать способность ценить их красоту; вызывать музыкально – эстетический отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся; • развивать в процессе музицирования чувство ритма и музыкального слуха; • пробудить желание научиться играть на русских народных, шумовых музыкальных инструментах; • воспитывать музыкально – эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края; • пробуждение и поддержание интереса к народным традициям и русской культуре. Оборудование: экран, компьютер, мульдимедийный проектор, иллюстрация русского хоровода, (слайдшоу) презентация Мужского хора Московского Сретенского монастыря, деревянные ложки, баян, выставка книг по УНТ. На ветру шумят рябины,
Иконка файла материала Русские народные песни.doc
Интегрированный урок музыки и литературы по теме "Русские народные песни". 5-й класс Тип урока: комбинированный урок, урок обобщения и закрепления знаний. Цель: содействовать воспитанию любви и бережного отношения к музыкальной культуре и русскому народному  творчеству. Задачи:        закрепление и обобщение знаний о русской народном творчестве; способствовать развитию творческих литературных и музыкальных способностей, практических умений и навыков выразительно читать тексты народных песен, поговорок, загадок, частушек; увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию интереса и любви к музыке и  литературе, формировать способность ценить их красоту; вызывать музыкально – эстетический отклик  на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся; развивать в процессе музицирования чувство ритма и музыкального слуха; пробудить желание научиться играть на русских народных, шумовых музыкальных инструментах; воспитывать музыкально – эстетический вкус и потребность общения с народной художественной  культурой, любовь к народной песне родного края; пробуждение и поддержание интереса к народным традициям и русской культуре. Оборудование: экран, компьютер, мульдимедийный проектор, иллюстрация русского хоровода, (слайдшоу)  презентация Мужского хора Московского Сретенского монастыря, деревянные ложки, баян, выставка книг по  УНТ. На ветру шумят рябины, Каждый слушать их готов. Сколько песен у России – Сколько во поле цветов!  С. Есенин. I. Организационный момент Ход урока Дети входят в класс под пение мужского хора Московского Сретенского монастыря. «Вот полк пошел» – русская  народная песня. Приветствие преподавателей. II. Вступительная беседа. Учитель: – Какие жанры УНТ вам знакомы? – Какие из них живут и сейчас? Как вам кажется, почему? – Какой жанр УНТ вам ближе? Дети: «Русская народная песня». (На экране тема урока). III. Основная часть Учитель: Русская народная песня затрагивает все стороны жизни человека, сопровождая его и в радости, и в  горе. Русской народной песне не нужны внешние эффекты, а порой и инструментальное сопровождение. Как  называется прием исполнения песни без сопровождения музыкального инструмента? Дети: а capella. Учитель. Ребята 5 «А» класса исполнят песню «Во­кузнице». Исполнение песни «Во­кузнице», игра на деревянных ложках.Учитель. А теперь послушаем русскую народную песню в исполнении мужского хора Московского Сретенского  монастыря. Звучит песня, а на экране слайд – шоу. Мужской хор Московского Сретенского монастыря.  (Презентация «Хор Московского Сретенского монастыря», Приложение 1, Приложение 2). Учитель. В процессе изучения многообразия народной музыки, мы познакомились с жанрами русской песни.  Назовете жанры русской народной песни. Дети называют знакомые жанры русской народной песни: Исторические Сиротск ие Урожайн ые Солдатские Шуточные Свадебн ые Частушк и Трудовы е Лиричес кие Звучит вступление, выходят дети 5 «Б» класса, исполняют песню – хоровод «На горе­то, калина». После показа  песни учитель предлагает определить жанр этой песни. Дети. Русская народная песня «На горе­то, калина» – хороводная. Учитель: Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Это строки из стихотворения С. Есенина «Русская  песня». Учитель: Несмотря на то, что песен так много и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Назовите её, пожалуйста. Кадеты называют эту черту. (Певучесть) Учитель загадывает загадку. На полях девчонки В белых рубашонках,  В зеленых полушалках. Стоят столбы белы, На них шапки зелены. На слайде появляется фото ансамбля «Березка», звучит песня «Во поле береза стояла»Учитель. Отгадайте, какой это ансамбль и какая песня звучит? Учитель: Какое счастье быть исполнителем таких песен! В них заключена и щедрость, и широта русского  характера. А какое же веселье без песни?! Были среди них и те, которые смеялись и хохотали, даже  критиковали своих героев. Доставалось всем: и подругам, и ухажерам, и подлецам, и лентяям. Что это за песни? Дети: Частушки. "Частушка – народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно – шутливого содержания" Словарь русского языка. Ожегов С.И (Рассказ кадета о частушках.) Учитель: Это песни для себя и про себя. Их краткость и острый юмор определили для частушки долгую жизнь.  Их поют уже много лет, споем и мы. Исполняются частушки (аккомпанирует кадет на баяне) Запеваю я частушку Первую начальную. Я хочу развеселить Публику печальную. Песни петь – ноги кривые, Плясать голос не дает. Я пошел бы к другу в гости, Да не знаю, где живет. Сегодня праздник, воскресенье Я получше наряжусь. Горшки на ноги надену, Самоваром подвяжусь. Далее кадеты исполняют частушки собственного сочинения.Учитель. Русскую народную песню не только поют, но и играют. Ансамбль «Ложкари» 1 курс исполнит русскую народную песню «Во – саду ли в огороде». V. Проверка выполнения домашнего задания Дома ребята подобрали загадки и выучили их. Игра отгадай загадку. Загадки: Сорок пуговиц на нем С перламутровым огнем Весельчак, но не буян Голосистый мой … (Баян) Палочкой железной тронь Раздается тихий звон  Знает взрослый, знает школьник Так звучит наш … (Треугольник) Он легко, легко звенит Всех собою веселит Динь­динь, дон­дон, Полюбился людям он … (Колокольчик) В лесу тук­тук! В избе ляп­ляп! В руках дзынь­дзынь! На полу топ­топ! (Балалайка) V. Итог урока Учитель: Народная песня. Это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой,  сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его  духовное богатство. Русь и в песне­то могуча, Широка и глубока, И свободна, и гремуча, И привольна, и звонка! Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее  талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочинить частушки о себе, своих  друзьях, своем классе.

Посмотрите также