Интегрированный урок на тему "Ветер" (6 класс, география, информатика)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интегрированный урок географии и информатики на тему "Ветер" в 6 классе разработан по учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой (ФГОС концентрический курс). Основное содержание урока: Ветры и причины их образования. Характеристики ветра: сила, скорость, направление. Роза ветров: правила построения и использование. Зависимость скорости и силы ветра от разницы в величине атмосферного давления. Приборы для определения силы и скорости ветра: флюгер и анемометр. Местные ветры (бризы) и крупные воздушные течения (муссоны). Причины образования бризов и муссонов. Значение ветров для природы. Использование силы ветров человеком.
Иконка файла материала 5_Ветер.doc
МБОУ «Богословская ООШ» Калкутина С. Н., учитель географии и биология Интегрированный урок­ это особый тип урока. Он объединяет в себе  обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного  понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяется ведущая  дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные,  способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей  дисциплины. К использованию интегрированного урока я  прибегаю нечасто.  При изучении в географии тем, где используются графики, диаграммы  уместно интегрирование с информатикой.   Тема: Ветер  Интегрированный урок географии и информатики  в 6 классе по  учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой (ФГОС концентрический курс) Цель урока: сформировать у учащихся представление о ветре. Задачи:  установить причины, влияющие на образование ветров,  выявить причинно­следственные связи между возникновением, направлением,  силой , скоростью и атмосферным давлением; ознакомить с видами ветров;  отрабатывать навыки работы с таблицами, диаграммами; научить строить розу ветров. Основное содержание урока: Ветры и причины их образования.  Характеристики ветра: сила, скорость, направление. Роза ветров: правила  построения и использование. Зависимость скорости и силы ветра от разницы в величине атмосферного давления. Приборы для определения силы и скорости  ветра: флюгер и анемометр. Местные ветры (бризы) и крупные воздушные  течения (муссоны). Причины образования бризов и муссонов. Значение ветров  для природы. Использование силы ветров человеком. Основные термины и понятия: ветер, флюгер, анемометр, бриз,  муссон. Опорные знания: особенности перемещения воздуха в зависимости от  его температуры. Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок­исследование. Метод: исследовательский. Технология: объяснительно­иллюстрированного обучения. Требования к подготовке учащихся: должны называть ветры разных  направлений; определять направление и скорость ветра с помощью приборов;  приводить примеры районов возникновения муссонов и бризов; описывать  значение ветров; объяснять причины их образования и скорость.Оборудование: шкала Бофорта как раздаточный материал.  Компьютерное оборудование. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Задания на знание закономерностей ­ Какие факторы влияют на изменение атмосферного давления? ­ Как изменяется давление с высотой? Задания на знание фактического материала ­ Подчеркните значение пониженного давления одной чертой, а  повышенного – двумя: 740, 778, 732, 773, 749, 800. ­ Как называется прибор для измерения атмосферного давления?  Расскажите о его устройстве. Задания на проверку умений ­ У подножия возвышенности атмосферное давление 760 мм рт. ст,  какова высота возвышенности, если на вершине наблюдается давление 748 мм  рт. ст? Холм это или гора? ­ У края пропасти давление 754 мм рт. ст. Чему ровно давление на её  дне при глубине 200м? ­ На глубине пропасти давление 780 мм рт. ст, а на поверхности – 740.  Найдите глубину пропасти. 3. Изучение нового материала          Актуализация ­ Зимой, когда топится в доме печь, куда девается дым? (Выходит в  трубу) ­ Почему дым не поступает в дом? (Вытягивается) ­ За счёт чего дым вытягивается в трубу? (дети затрудняются ответить) Учитель наводит их на мысль о разности давления на уровне топки и вершине трубы. ­ Так почему же дым вытягивается в трубу? (На уровне топки давление  выше, чем в трубе, следовательно дым движется от области высокого  давления в область низкого) ­ Такое движение воздуха проявляется не только в вертикальном  направлении, но и в горизонтальном. Это явление называется ветром.  Итак тема нашего урока?    Ветер ­ А теперь сформулируйте определение, что такое ветер. ­ Давайте прочитаем в учебнике и запомним его (стр.154). Целеполагание (Дети определяют цель и задачи урока) Учитель обращает внимание на записи на доске: 1) 760         720; 2) 740         720.­ Укажите стрелочками направление ветра в этих двух случаях. ­ Где будет ветер сильнее? ­ Чем больше разница между показателями давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость. Запомните эту закономерность. И из этого следует,  что ветер имеет две основные характеристики – направление и скорость. Вслух дети читают о направлении и скорости ветра в учебнике  (стр.155). ­ На метеорологических станциях за направлением и скоростью ветра  наблюдают с помощью флюгера, а более точные измерения производят с  помощью анемометра. (Желательно перед изучением темы «Атмосфера»  посетить метеостанцию) Работа в парах со шкалой Бофорта (раздаточный материал). После чего дети описывают признаки одного из ветров. Ознакомление с бризами и муссонами 4. Самостоятельная работа с текстом учебника (стр.156­158). 5. Эту часть урока проводит учитель информатика. ­ Чтобы иметь наглядное представление о преобладающих ветрах на  Практическая работа «Построение розы ветров» какой либо территории, строят особые диаграммы – розы ветров. Их можно  строить для любого промежутка времени – месяца, сезона, года. Из календаря наблюдений за погодой, где фиксировались и направления ветров, мы возьмём данные за январь месяц. В январе ветры имели направления (написать на  доске и озвучить): С – 3,    СВ – 6,    В – 1,    ЮВ – 8,    Ю – 3,    ЮЗ – 2,    З – 3,    СЗ – 5  дней. ­ Включаем компьютеры, работаем по следующему алгоритму: 1) Пуск → Все программы → Microsoft Office → Microsoft Office Excel; 2) создаём таблицу для построения диаграммы. В таблице два столбца:  1 – направление ветра, 2 – количество дней. Заполняем таблицу по образцу на  доске. 3) Выбираем меню: Вставка → Диаграмма → Другие диаграммы →  Лепестковая. ­ Давайте полученную диаграмму перенесём на бумажный носитель:  Кнопка «Office» → Печать → Печать. Анализ полученной диаграммы с учителем географии ­ Для природы и человека ветер имеет огромное значение. Ветры влияют на температуру, влажность, осадки  и в целом на климат планеты. Человек  всегда использует силу ветра. Ветер – экологически чистый источник  получения энергии, поэтому сейчас с его помощью производят  электроэнергию. Но сильный ветер может стать и причиной бедствий. 6. Рефлексия «Сегодня на уроке…» 7. Домашнее задание:  § 38. заполнить таблицу «Муссоны и бризы».Сравнительная таблица «Муссоны и бриз» Сравниваемые черты 1. Причины образования Муссон Бриз 2. Территория, где  встречаются 3. Когда меняют своё  направление 4. Сколько раз меняют  своё направление в  течение годаШкала Бофорта Сила ветра (баллы) 0 Полный штиль Скорость ветра м/с (км/ч) 0,0 – 0,5 (0) 1 0,6 – 1,7 (4) Очень лёгкий (тихий) 2 1,8 – 3,3 (9) Лёгкий ветер 3 3,4 – 5,2 (16) Слабый ветер 4 5,3 – 7,4 (23) Умеренный ветер 5 Свежий ветер 7,5 – 9,8 (31) 6 9,9 – 12,4 (40) Сильный ветер Влияние ветра на наземные предметы Дым поднимется вертикально. Вымпелы  и листья на деревьях неподвижны. Дым поднимается наклонно, указывая  направление ветра. Листья и вымпелы  неподвижны. Слегка колеблет вымпел, листья  шелестят. Ощущается лицом как лёгкое  дуновение. Колеблет флаги и небольшие ветки с  листьями, рябит поверхность стоячих  вод Вытягивает вымпелы, колеблет ветки  деревьев и без листвы, поднимает с  земли пыль, обрывки бумаг. Вытягивает большие флаги, начинает  колебать большие деревья, образует  небольшие волны на поверхности  стоячих вод. Свистит в ушах. Колеблет большие голые сучья, свистит  около домов и других неподвижныхпредметов. На гребнях волн в стоячих  водах образуются отдельные «барашки».  Слышно гудение телеграфных проводов. Колеблет столбы небольших деревьев, на гребнях волн в стоячих водах  многочисленные «барашки». Ходьба  против ветра затруднена Колеблет большие деревья, ломает ветки и сучья, заметно задерживает всякое  движение против ветра. Ломает большие голые сучья деревьев,  сдвигает с места лёгкие предметы,  повреждает крыши. Вырывает с корнем деревья, производит  значительные разрушения. 25,2 – 29,0 (97) Производит большие разрушения Более 29,0 (более 105) Производит опустошение. 7 12,5 – 15,2 (50) Крепкий ветер 15,3 – 18,2 (60) 18,3 – 21,5 (72) 21,6 – 25,1 (84) 8 Шторм 9 Сильный шторм 10 Крепкий шторм 11 Жестокий шторм 12 Ураган