Интегрированный урок "Нежней мы любим и суеверней...» Любовная лирика Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений" 10 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Нежней мы любим и суеверней…» Любовная лирика Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений Цель: чтение и изучение любовной лирики Тютчева, выявление способов раскрытия в ней драматических переживаний человека. Любовь – это скорее не слово, а определенные действия, благодаря которым ты понимаешь, что тебя любят. Любовь – это энергия, которая заставляет двигать жизнью.Интегрированный урок
Иконка файла материала конспект.docx
Интегрированный урок по литературе и психологии, 10 класс.Тема: «Нежней мы любим и суеверней…» Любовная лирика Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений       Цель: чтение и изучение любовной лирики Тютчева, выявление способов раскрытия в ней драматических переживаний человека.  Оборудование: презентация, романс «Я встретил вас», музыкальное сопровождение работы. Учащиеся готовят заранее сообщения об адресатах любовной лирики Тютчева Ход урока. 1.Звучит музыка. Под музыку произносятся слова:  ­ Звуки голоса любимой, как музыкальная мелодия, жили в душе поэта, при встрече с ней (любимой) они потрясли его. «Тут жизнь заговорила вновь». Любовь – это сама жизнь в лучших её проявлениях. Это музыка души человека. 2. Психология . Что такое любовь? Любовь. Красивое слово, нежное слово. Ради любви люди готовы на многое. А что такое любовь? Как вы это понимаете?  (высказывание детей) А вот как описывают это чувство в литературе:   Любовь – это скорее не слово, а определенные действия, благодаря которым ты понимаешь, что тебя любят. Любовь – это энергия, которая  заставляет двигать жизнью. По   словам   ученых,   врачей     любовь,   это   болезнь   –   острое   психическое   расстройство, зависимость от другого человека. Любовь это болезнь, которая заразна, причем эмоциональное заражение в психическом смысле. Эмоции или настроение одного человека передаются другому, так происходит когда чувство взаимно.  А кто знает признаки любви? (ответы детей) Разрешите и мне добавить несколько: ­отстраненный взгляд, направленный внутрь себя; ­радостное вздрагивание при каждом телефонном звонке, несчастный вид, если телефон долго молчит; ­непредсказуемая смена настроения; ­неадекватная реакция: истерика или блаженная улыбка; ­повышенная эгоистичность по отношению к проблемам других и т. 3.   Тютчев   многогранен,   и   каждая   грань   его   творчества   сверкает   первозданной   красотойоткровенного и чистого сердца.  Он поэт­философ,  поэт­космист,  поэт Любви  и Нежности, Страдания и Счастья, Преданности и воплощённой в  любви Вечности. После смерти его первой жены – Элеоноры на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого Всепрощения. Два милосердных существа,  охраняющие его Творчество и Жизнь. Эти звёзды – две женщины ­ Эрнестина Тютчева и Елена Денисьева – Нести и Леля. Это их слёзы, чистые, как горное озеро, и   горячие,   словно   огненная   лава   вулкана,   обжигали   душу   поэта,   заставляя   её   страдать, очищаться и возноситься в поэтическое мироздание вселенского вдохновенья. 1. Рассказ о пожаре на пароходе, где находилась первая жена Тютчева Элеонора и его дети, и чтение   стихов,   посвященных   ее памяти:   «Еще   томлюсь   тоской   желаний…»   (1848) и «В часы, когда бывает…» (1858).  2. Чтение   стихотворений,   посвященных   второй   жене   поэта   Эрнестине   Федоровне Дёрнберг.   Это   «1­е   декабря   1837 г.»,   «Итальянская   Villa»,   «С какою   негою,   с какой тоской влюбленной…», «Не знаю я, коснется ль благодать…».  3. Особое место занимают в творчестве Ф. Тютчева стихи, посвященные Е. А. Денисьевой, потому   что   в них   исключительно   сильно   изображено   чувство   последней,   прощальной любви.   Это   «О,   как   убийственно   мы любим…»,   «Не раз   ты слышала   признанье…», «Предопределение»,   «Не говори:   меня   он,   как   и прежде,   любит…»,   «Есть   и в моем страдальческом застое…», «Последняя любовь».        Из этих стихов может быть составлена литературная композиция. Грамотное выразительное чтение станет показателем их понимания.   4.    Для   текстуального   анализа   выбраны     стихи,   посвященные   женщине,   которая   поняла и оценила   любовь   Тютчева,   но не связала   с ним   свою   жизнь, —   Амалии   фон   Лерхенфельд, в замужестве   баронессе   Амалии   Максимилиановне   Крюднер.   Это   раннее   «Я помню   время золотое…» (1836), посвященное 16­летней Амалии, и позднее «К. Б.» — Крюднер баронессе (1870). Обратимся к тексту стихотворения «К.Б.»: Я встретил вас ­ и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое ­ И сердцу стало так тепло... ­ Слово былое (минувшее, прошлое) – книжное; ­ Какой оттенок придает это слово?  Оно предает оттенок значительности ушедшим годам. ­Что можете сказать о третьей строке и начале стихотворения?   Третья   строка   (Я   вспомнил   время   золотое…)   –   почти   дословное   повторение   начала стихотворения   «Я   помню   время  золотое…».   Молодость   –   самое   ценное   в   жизни  человека,время   великих   надежд   и   будущих   свершений.   Инверсия   слова  золотое  выделяет   это определение. Психология цвета. Цвет «Золото» ­ это желтый. А что он значит?  (ответы). Да вы правы, это и радость, и веселье, но еще это цвет справедливости, ловкости, сообразительности.  Желтый цвет олицетворяет Солнце, тепло, весну, цветы. В тоже время желтый цвет на языке цветов это цвет разлуки. И как ничто другое это определение цвета, характеристика цвета подходит к биографии Тютчева, к его поэзии. Проанализировав цветовую гамму в творчестве Тютчева, можно заметить преобладание желтого и золотого цвета.   Как по вашему, почему поэт рифмует былое­золотое? ­ Чем богата эта строфа? Строфа богата звуковым повторами.( вс(встретил)­вас­все: ст(стало) так т(тепло)) ­Что ещё придает экспрессию строфе? Анафора:  Я встретил вас ………………………… Я вспомнил время… Вторая строфа – о необычайных явлениях природы.  Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что­то встрепенется в нас,­ ­Что мы можем увидеть? В хмурую осеннюю пору хлынет весеннее тепло и солнышко засветит по­особому приветливо. ­Что можно почувствовать? Человек почувствует себя бодро, и на душе его станет радостно и уютно: ..Бывают дни, бывает  час, Когда повеет вдруг весною И что­то встрепенется в нас… Эмоциональна   строка   «Бывают   дни,   бывает   час…».   Повторение   одного   и   того   же   слова бывает, необычайное его место в строке придает убедительность утверждению.­Выразительно редко употребляемое слово  встрепенется  о чем говорит?  ( пробудится, оживит прошлое) Психология. Воспоминания это воспроизведение во времени и пространстве образов прошлого из автобиографической памяти. (Роджер Браун) Можно сказать, что это обозначения памяти, которое окружает определенное, значительное событие в собственной жизни. Такие воспоминания обычно очень ясные и острые, они состоят из того, где человек был, что делал, кто был там еще и т.д., когда произошло это событие. Для того, чтобы сформировались такие «разные» резкие воспоминания, должны быть и сильное удивление, и высокий уровень эмоционального возбуждения. воспоминание А  зачем   нам  прошлое?(ответы   обучающихся)   Ведь  многие   из   нас   хотели   бы  поменять  его, может даже и не все,   а фрагмент (в большой степени это неприятные моменты), ну или по крайней мере думали об этом.   Мы получаем опыт в прошлом, чтоб не сделать ошибок в будущем. прошлое память  Третья   строфа   уточняет   и   дополняет   смысл   выражения   «что­то   встрепенется   в   нас», продолжает мысль о том, что бывают дни необычайные и значительные: Так, весь обвеян духовеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты... ­Что Тютчев передает словом упоенье ? Передает восторг от встречи с баронессой Крюденер. Такой волнующей радости поэт еще не испытывал многие годы – «с давно забытым упоеньем». С отрадой он вновь увидел «Милые черты». Волна воспоминаний и чувств захлестнула, как некогда всю полноту его личности. Выражение   «Обвеян   дуновеньем»   подсказано   памятными   воспоминаниями   прошлого,   когда ветер обвевал юные лица Амалии и Федора Ивановича во время их прогулок по Мюнхену. Об этом поэт рассказывает в стихотворении «Я помню время золотое» Что можете сказать об этой строфе? Строфа,   как   и   предыдущие,   благозвучна:   в,н(обвеян),   н,в,н   (Дуновеньем);   вн(душевной)   – н(полноты) аллитерация – третьей и четвертой строках: С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты… ­ В чем признается поэт в четвертой строфе? Четвертая строфа – признание в своем неугасимом чувстве, уподобленном любимой музыке, покоящейся   в   памяти   человека   долгие   годы.   Лирический   герой   ошеломлен   встречей,   даже сомневается в её яви:Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,­ И вот ­ слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне... Психология. . Эмоции, чувства – что это такое? Вспомните определения, мы с вам на уроках психологии не раз говорили об этом. (ответы детей) Все вы правы.   Эмоции   –   это   выражение   оценочного   отношения   существующий   или   возможной   в   будущей ситуации. Чувство – это устойчивое эмоциональное состояние. Эмоции   и  чувства  могут  совпадать  и   даже      противоречить   друг  другу  (например:  можем ненавидеть   любимого   человека).   Эмоции   не   всегда   осознаются,   чувства   же   внешне   всегда заметны. Эмоции кратковременны, а чувства длительные, отражают устойчива отношения к каким­либо конкретным объектам. Эмоции   и   чувства   –   это   своеобразное   личностное   отношение   человека   к   окружающей действительности и к самому себе. Эмоциональное состояние – настроение; стресс; гнев и т.д Чувства – боязнь; волнение; благодарность; любовь и  т.д. Чем примечательна последняя строфа? Последнее четверостишье перекликается с началом стихотворения. Встреча с первой любовью –   это   не   только   воспоминания,   это   –   вся   прожитая   жизнь,   где   память   об   Амалии   всегда хранилась в душе поэта. И последнее признание в любви: Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,­ И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!.. Строфа эмоционально насыщена. Здесь и анафоры, и смысловое значение рифмующихся слов воспоминанье (а,е) – очарованье (нье): вновь (вь)­любовь(вь). И красота авторских выражений. ­Чем проникнуто стихотворенье? Стихотворение проникнуто грустью о прошлом, болью о несбывшемся, но в нем – апофеоз великому чувству любви. Для поэта – это музыка души, быть может, самое значительное в жизни человека. Психология.  Душа самое сложное понятие из области философии и религии. В одном это нематериальное начало   жизни,   в   другом   случае   –совокупность   психических   явлений,   переживаний,   основа психической жизни человека. А как вы думаете, что такое душа и где она находится. Ведь над этим вопросом многие ломают голову.  Для   современной   психологии   душа   это   носительница   бессознательного   и   выражение   тех структурных качеств, которые сообщают его частям положение, важность и динамику.Кто­то относится  скептически ко всему этому, кто­то верит, что да, душа есть, ее можно потрогать Работа в группах. Раннее   «Я помню   время   золотое…»   (1836),   посвященное   16­летней   Амалии,   и позднее   «К. Б.» — Крюднер баронессе (1870).       Сопоставляя эти тексты, можно обратить внимание школьников на особенности их поэтики и подумать над следующими вопросами: 1. 2. 3. 4. 5. Каковы   ключевые   образы   в этих   стихотворениях,   как   они   связаны?  (В первом   стихотворении   это   Она, ее поэтический облик, черты ее внешности, связанные с картинами мира внешнего. Во втором — это Он, его чувства, не умолкавшие долгие годы. Здесь не важен его внешний облик — важна его внутренняя, духовная жизнь.)  Какое   время   года   и суток   изображается   в первом   стихотворении?   Какой   поэтический   смысл   при   этом выявляется? Важно ли время года во втором стихотворении?  Как связаны облик возлюбленной и картины природы в первом стихотворении?  Какую роль играют в тексте второго стихотворения приемы анафоры и синтаксического параллелизма?  Какое из стихотворений исполнено большего философского подтекста? Аргументируйте свою точку зрения.        В финальной   части   урока   звучит     романс   неизвестного   автора   на стихи   Тютчева   «К. Б. («Я встретил вас — и все былое…»)». При прослушивании на листе формата А 4 учащиеся цветными карандашами рисуют образ, чувства, переживания лирического героя. Выставка рисунков. Д/З     письменно   сопоставить   лексику,   синтаксис   и поэтические   интонации   стихотворения Тютчева   «К. Б.»   и стихотворения   Пушкина   «Я помню   чудное   мгновенье…»,   выявляя пушкинские параллели в лирике Тютчева. Я встретил вас ­ и все былое                            В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое ­ И сердцу стало так тепло... Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что­то встрепенется в нас,­ Так, весь обвеян духовеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты...Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,­ И вот ­ слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне... Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,­ И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!.. Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай.  И на холму, там, где, белея, Руина замка вдаль глядит, Стояла ты, младая фея, На мшистый опершись гранит.  Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и с замком, и тобой.  И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал.  Ты беззаботно вдаль глядела… Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах.  И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень. В 1850  начинается сближение Тютчева с  Денисьевой. Она училась в  Смольном институте с  дочерьми Тютчева. Всей душой  они полюбили друг друга и четырнадцать лет открыто были  связаны узами гражданского брака и двумя детьми. В глазах высшего света петербургского  света их открытая связь была вызывающе скандальной, причем вся тяжесть осуждения пала на  плечи Денисьевой. С официальной своей семьей Тютчев не порывал, тем не менее в гостиных  Петербурга и окрестностей его нещадно поносили ­ ему не могли простить этот роман на  стороне, потому что здесь была подлинная страсть, не таимая от света, отличавшаяся  постоянством. На  Денисьеву было воздвигнуто общественное гонение. Трудны и тяжелы были  для Тютчева и сцены, нередко происходившие между ним и Денисьевой. Мы знаем о ней мало,помимо стихов, посвященных ей Тютчевым. Отрывочные сведения, дошедшие до нас, рисуют  нам Денисьеву с чертами иных героинь Достоевского, душевно растерзанных, способных к  самым мрачным выходкам. Весной 1823 года Тютчев влюбился в совсем ещё юную Амалию фон Лерхенфельд. Амалия  лишь считалась дочерью видного мюнхенского дипломата графа Максимилиана фон  Лерхенфельд­Кеферинга. На самом деле она была внебрачной дочерью прусского короля  Фридриха­Вильгельма III и княгини Турн­и­Таксис (и являлась, таким образом, побочной  сестрой другой дочери этого короля­русской императрицы Александры Федоровны).  Королевская дочь, ослепительной красоты, Амалия явно стремилась добиться как можно более высокого положения в обществе. И это ей удалось. За время отъезда Тютчева в отпуск Амалия  обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюндером. Неизвестно,  когда точно Тютчев узнал о свадьбе Амалии, но легко представить себе его тогдашнюю боль и  отчаянье. Шли годы, и в 1870 г. Тютчеву довелось вновь встретить уже и немолодую Амалию  Максимилиановну в Карсбаде, куда поэт приехал лечиться.. Тогда­то и было написано  стихотворение «Я встретил вас…». Но, несмотря на обиды, взаимоотношения Амалии с  Тютчевым продолжались целых полвека, несмотря на то, что он был женат на другой, он  посвятил ей стихи.   1826 год – Тютчев женится на графине Ботмер. Их семью посещает вся баварская  интеллигенция. Тютчев переводит на русский язык стихотворение Гейне «С чужой стороны».  Перевод произведения назывался «Сосны» и годом позже был напечатан в «Аонидах». Известно также, что Федор Иванович спорил с немецким философом Шеллингом.  Это был во многих  отношениях необычный, странный брак. Двадцатидвухлетний Тютчев тайно обвенчался с  совсем недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей в возрасте от одного до семи  лет, к тому же с женщиной на четыре года старше. Еще и через два года многие в Мюнхене, по  свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе. «Серьёзные умственные запросы были  ей чужды», но однако бесконечна очаровательная, обаятельная ­ писал биограф поэта К.В.  Пигарев об Элеоноре. Можно предположить, что Тютчев решился на женитьбу главным  образом ради спасения от мук и унижения, вызванных утратой истинной своей возлюбленной.  Но, так или иначе, Тютчев не совершил ошибки. Элеонора беспредельно полюбила его. Она  сумела создать уютный и гостеприимный дом. Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет. От этого  брака у него было три дочери: Анна, Дарья, Екатерина.   Через 7 лет начался роман  Тютчева с Эрнестиной Дернберг. После нервного и физического  потрясения (пожар на пароходе. На котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из  Россиив Италию), умирает жена Тютчева. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у  гроба первой жены, поседел от горя».  1839 год – Тютчев женится на баронессе Дернгейм. В  этом же году за самовольный отъезд в Швейцарию (чтобы заключить брак) он отставлен со  службы и лишен звания камергера. Тютчев с женой переезжают в Мюнхен.Список литературы.  1. Анализ лирики в старших классах:10­11/ И.Е.Каплан.­М.: Экзамен, 2005. 2. Литература учит: 10кл.: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1990 3. Поурочные разработки по литературе 19 в. 10 кл. М.:Вако, 2004 4. http://window.edu.ru/window_catalog/redir?id=28079&file=prosv016.pdf  5. Технологии успеха. 1001 совет школьнику/ И.Л.Добротворский. М.:ВЛАДОС,2006 6. Исцеляющий цвет/ Г.Сташевская.­ СПб.:ИК «Комплект», 1997  7.  "Арт­Терапия в подготовке специалистов помогающих профессий"/В.Л.Кокоренко.­ СПб.:  Речь,2008 Я встретил вас ­ и все былое                            В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое ­И сердцу стало так тепло... Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что­то встрепенется в нас,­ Так, весь обвеян духовеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты... Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,­ И вот ­ слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне... Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,­ И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!.. Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай.  И на холму, там, где, белея, Руина замка вдаль глядит, Стояла ты, младая фея, На мшистый опершись гранит.  Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и с замком, и тобой.  И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал.  Ты беззаботно вдаль глядела… Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах.И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень.

Посмотрите также