Интегрированный урок "Победившее смерть Слово" 10 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интегрированный урок «Победившее смерь Слово» (опыт прочтения стихотворения А.С. Пушкина « Странник») был проведён в 10 классе. Делая акцент на эмоционально - эстетической природе поэзии Пушкина, которая исследует глубины человеческого духа, мы попытались открыть в учащихся талантливого читателя. Не нарушая единства « слово- чувство- мысль», намеренно усиливая среднее звено этой цепи - « чувство», мы старались организовать непосредственный контакт ученика и поэта, чтобы « воспламенившись» от Слова , без подсказки учебника, критической статьи или учителя, учащиеся могли постичь даже такое непростое произведение Пушкина, как « Странник».конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Интегрированный урок            на тему  « Победившее смерть Слово»  (опыт прочтения стихотворения А.С. Пушкина  « Странник») Цели: Показав  глубину  и  вневременность  поэзии Пушкина  на  примере  одного стихотворения ,  воспитывать талантливого читателя;  способствовать развитию творчества учащихся. Эпиграфы к уроку : А каждый читатель как тайна,                                                                                  Как в землю  закопанный клад…                                     А . Ахматова . Молчат гробницы ,мумии и кости,­                                                                                        Лишь  Слову жизнь дана…                                    И.Бунин . Оборудование: Портрет А.С. Пушкина , стихотворение « Странник» 1835 г., сборник « Иллюстрации к  произведениям А.С. Пушкина», репродукции картин И .Крамского « Христос в пустыне», В .  Поленова « Мечты». ( в ходе урока использовались репродукции картин Ф .Малявина   «Бабы»,Р.Салямова        «  Ночь нежна» ; « Романс»  Г .Свиридова, таблицы цветовых сочетаний). Интегрированный урок «Победившее смерь Слово» (опыт прочтения стихотворения  А.С. Пушкина « Странник») был проведён в 10 классе средней школы №3 г. Хвалынска в рамках программного изучения  лирики А. С. Пушкина Делая акцент на эмоционально ­ эстетической природе поэзии Пушкина, которая исследует глубины человеческого духа, мы попытались открыть в учащихся талантливого читателя. Не нарушая единства « слово­ чувство­ мысль», намеренно усиливая среднее звено этой цепи ­ « чувство»,   мы   старались   организовать   непосредственный   контакт   ученика   и   поэта,   чтобы   « воспламенившись»   от   Слова   ,   без   подсказки   учебника,   критической   статьи   или   учителя, учащиеся могли постичь даже такое непростое произведение Пушкина,  как  « Странник».  В основе урока ­ три этапа « погружения» в текст,тему.  Первое ­ поверхностное , основанное на первых впечатлениях, ассоциациях . Второе ­более глубинное, требующее работы с текстом. Третье ­ основательное, через творческую лабораторию ­ к выводам. С нашей точки зрения, недостаточно, чтобы произведения живописи или музыки были лишь иллюстрацией к уроку.  Мы построили урок таким образом, чтобы учащиеся окунулись в процесс творчества, создав свою собственную творческую « лабораторию», в которой можно было бы испытать разные способы самовыражения. « Переводя» литературное произведение на язык других   видов искусства, учащиеся глубже «погружаются» в само литературное произведение, пытаясь « дойти до самой сути».   Творческую   работу,   связанную   с   музыкой   ,выбирают,   как   правило,   те   ,   кто   учился   в музыкальной школе. Другой вариант работы ­ в красках выразить своё понимание темы – доступен даже тем, кто неумеет рисовать,т. к. можно пользоваться просто сочетаниями цветов,цветовыми пятнами. Выводы,к которым приходят старшеклассники, интересны , самобытны. Цель ­ читать вместе , воспринимать индивидуально­ достигнута.                                                     Немолькина М. Н., учитель русского языка и литературы Учитель литературы.   Услышав роковую весть, чопорный,  бессердечный Петербург стал свидетелем того, как тысячи людей бросились к дому поэта и навсегда вместе со всей Россией там остались.  «Прощайте, друзья»,­ сказал умирающий Пушкин, окинув  взглядом  свою библиотеку. Вся эпоха мало­помалу   стала   называться   пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, члены высочайшего двора, аншефы и неаншефы   постепенно   начали     именоваться пушкинскими современниками, а затем просто опочили в именных указателях   пушкинских изданий. В дворцовых  залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про  их  великолепные  дворцы  говорят: здесь бывал Пушкин – или: здесь не бывал Пушкин.  Всё  остальное  никому не интересно. Он победил время и пространство. Десятки  рукотворных  памятников не могут заменить тот один, нерукотворный,  что  крепче меди. Победившее смерть Слово заиграло  красками  и зазвучало с новой силой. Краски эти за два столетия не потускнели, а музыка   пушкинского  стиха звучит   столь  же  проникновенно.  Но Пушкина  надо не почитать, а читать, как заметил один из современных литераторов. Учитель культуры общения.  Урок начнём с небольшой психологической установки.  Из всех способностей человека самая главная­ способность к творчеству. Она необходима   в любой работе: будь то физик или биолог, экономист или   литератор, фермер или менеджер. Кем бы вы ни были­ относитесь к своему делу творчески, а не как механические исполнители. Но   чтобы   развить   в   себе   способность   к   творчеству,   нужен   труд   с   постоянным   поиском элементов   нового,   с   подключением   фантазии   к   любому   процессу,   даже   к   такому «простому»,как   чтение.   Каждый   человек   является   читателем,   но   разного   уровня,   разной «квалификации».                                А каждый читатель как тайна,                                Как в землю закопанный клад…, писала  Анна Ахматова.  Эти поэтические строки  будут  вторым  эпиграфом к нашему  уроку, цель  которого – учиться  быть  читателем.  Учитель литературы.  Поэт, писатель мыслит образами.  Когда мы читаем художественное произведение, то в  нашем воображении  обычно возникают картины.  Мы  как бы видим героев, слышим их голос, наблюдаем за  их  действиями  и поступками.  Перед нами стихотворение А. С. Пушкина  «Странник». Что означает слово «странник»? (ответ: путешественник ) Ученик.   Обратимся к словарю В. Даля.   Странник­( то же что странствователь) странный, захожий   человек   с   чужбины,   проезжий,     прохожий;     гость,   ищущий   где­либо   временного приюта. Учитель литературы.  Я читаю стихотворение «Странник», а вы  в это время попытайтесь фиксировать своё восприятие. Что нужно делать? Слушать и писать. Что писать? Всё, что будет возникать в воображении, в сознании: вопросы, фигуры, картины, мысли. (Посмотрите  на черновики Пушкина . Стих переходит в рисунок.) Не  стремитесь  к  совершенству  или  завершённости.  Пусть  это  будут  отрывочные   наброски, фрагменты. Если представил картину, зарисуй её: можно словами, можно линиями. Возникла мысль ­ запиши. Возник вопрос ­ задай   его.   Чувства,   настроения – попробуй   хоть однимсловом  их выразить.  Нечего пока записывать ­ слушай.  Попробуй  понять, о чём пишет поэт, как  построено стихотворение. Наша  цель ­ понять поэта, постичь тайну художественной  силы  «Странника». Итак, первое « погружение» в стихотворение. (Учитель  медленно  читает, делая  небольшие паузы между частями).      Из записей учащихся: …Странник ­ странный. Не такой, как все?  Он индивидуальность. Человек должен  быть индивидуальностью. …А он мятежный просит бури… …Я вспомнила стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума…» Мне кажется, они близки по настроению. …В самом деле, душевные  муки страшнее физической боли. …Я видел настоящего странника. Длинная борода и собранные в косу волосы. Прохожие оглядывались. Мама сказала, что он уже десять лет путешествует по святым  местам (без денег!) Интересный человек! ...Уверена ,   Пушкин   писал о себе.   Ведь он тоже был одинок и так же страдал от непонимания. Учитель культуры общения.  Стихи  Пушкина  дарят нам русский язык в его великолепии. И пусть, никогда больше не услышим  этот язык от наших знакомых  и сами не говорим так, всё равно он – наш, он всегда с нами как вечная  драгоценность. Учитель литературы.  Второе « погружение» предполагает работу с текстом. Найдите «ключевые» слова,  фразы  каждой  части  стихотворения. (Получится своеобразная канва).                     … души  пронзённой  муки…                    скорбь час от часу меня стесняла боле…                   уныние моё всем было непонятно…                   здравый ум во мне расстроенным нашли…                   Куда бежать?  какой  мне выбрать путь?                    Я вижу некий свет…                     Спасенья верный путь… Найдите  словосочетание,  которое  является «эпицентром» стихотворения.                      (ответ: духовный труженик) Учитель культуры общения.   Эмоциональные люди воспринимают поэзию (иногда и прозу) в цвете и линиях. Наташа  Ростова  говорит о Пьере Безухове и Борисе Друбецком: «Безухов – тот синий, тёмно­ синий с красным, и он четвероугольный.  А  Борис­ узкий такой, как часы столовые… Узкий, знаете, серый, светлый…» А какой будет странник – духовный труженик, если его изобразить геометрической фигурой? (Ответы:  треугольник, так как он не вписывается в ту серую среду, где живёт; он сам как бы с острыми углами;                                                                            потому что основание треугольника ­ на земле, вершина же устремлена в небо). Странник аккумулирует в себе всю земную боль, но ищет единственно свой путь к спасению. Учитель   литературы.     Кто   этот   юноша,   который   указывает   путь   к   свету? (ответы:  ангел; человек , который уже нашёл себя в этой жизни;   совесть, которая  всегда подскажет, как  поступить). Схема получает своё завершение: Со­весть, путь познания самого себя (Приложение ) Учитель культуры общения.  В самом деле, нередко  человек воспламеняется от общения сбудет     ­   тема   странника духовного звучать   труженика? личностью.  Поучительна  одна  восточная  притча.  Старик  в старческой  полудрёме  проходил мимо   дома,   где   крестьянка   будила   своего   недоросля:   «Проснись!     Солнце     встало,   небо голубое,  птицы поют».  Старик вдруг увидел красоту летнего дня. Он сел на ступеньки храма и просидел в размышлениях всю ночь. Дети искали его. « Ты что, уснул здесь?»­ сказали ему, когда нашли.   «Нет, я наконец­то проснулся»,­ отвечал старик, а проходя мимо дома, где жила крестьянка, всякий раз кланялся ей в пояс. Соприкасаясь с Пушкиным, воспламенялись поэты, музыканты, художники. Учитель   литературы.   Лирическая   поэзия   по   своей   художественной   форме   близка   к произведениям  музыки. Чайковский  писал: « Слова, уложенные в форму стиха, уже  перестали быть просто словами, они омузыкалились». Учитель музыки. Музыка звучит в нашем подсознании, когда мы читаем Пушкина. Как звучит неохватная человеческая боль?  Как прозвучит мужество? Как­ надежда? В   состав   симфонического   оркестра   входят   ударные   инструменты,   духовые,   клавишные, струнные.   У каждой   группы   инструментов   своя   роль. Если композитору нужно передать сильное душевное волнение, то эта задача будет отдана струнным инструментам. Послушайте «Романс» композитора Свиридова к повести Пушкина                                     « Метель».  Определите, какая звучит тема?                                                                                (ответы: тема любви звучит по­разному: то мягко, плавно, то бурно, страстно) Как   Каким музыкальным инструментам вы бы отдали предпочтение? (ответы: оркестр, скрипка, виолончель, флейта) Рассказывая о страннике, создайте музыкальный фон. Подумайте, когда грянет оркестр, а когда тихо польётся мелодия. Напишите   музыку,  но  не  нотами,   а  словами.   Постарайтесь   передать  тот  глубинный   смысл, который заложен в «Страннике». Учитель рисования. Талантливо сказанное слово излучает не только  звуковые, но и  цветовые импульсы. Какой  он, этот странник?  В живописи различают холодные тона : чёрный , синий , голубой , фиолетовый ; тёплые: жёлтый , оранжевый, красный , малиновый.    Тёплые цвета словно приближают к нам предметы ,холодные отдаляют. Чтобы передать то или   иное   настроение   в   рисунке   ,нужно   выбрать   соответствующую   ему   цветовую   гамму. Обратите   внимание   ,что   любой   цвет   становится   выразительным   в   контрасте   с   другим   .Мо обязательно   обратим   внимание   на   маленькое   красное   пятно   ,   если   оно   на   зелёном   фоне   . Дополнительные цвета , напротив , смягчают , сглаживают  предмет.                      (  Обратите внимание   на   таблицу   основных     контрастных   цветов).    Художники говорят ещё о женских и мужских тонах . Женские­ тёплые, земные. Посмотрите на   репродукцию     картины   Малявина   «   Бабы».   Сколько   тёплого   красного   цвета   , символизирующего материнство !                                                      А  вот « Демон» Врубеля в серебристо­   голубых     тонах.   Холодные   тона   ­мужские.   Но   Демон   –   существо   неземное   . Странник же – человек , и не может быть оторван от земли .    Саратовский художник Рашид  Салямов выражает своё душевное состояние  в картине « Ночь нежна». Художник вышел в тихую летнюю ночь ,но вихрь душевных сомнений закруживает эту ночь  тёмно­синими завитками, в которых лишь мелькают светлые блики.    Попытайтесь в красках выразить своё понимание темы « Странника» и дать ей словесное обоснование .  Учитель  литературы  .   Обратите   внимание   на   ритм   стиха.   Прочтите   строки   в   начале   стихотворения , строки 3 части. Каков ритм?                                                                     (Ответ : ритм неровный ).       Учитель  рисования .  Цветовой и линейный ритм тоже не будет равномерным. Он будет прерывистым, может даже хаотичным.   дополнительных   , ,Учитель   музыки  .   Музыка   не   польётся   единым   потоком   ,она   будет   в   ритме   стиха:   то стихать , то заполнять всё пространство .   урока. Выбираем свечу – символ вечной связи земного и небесного , символ надежды ;   открытую книгу – символ мудрости (вспоминается юноша, читающий книгу из стихотворения Пушкина ); перо­ символ творчества ( его так любил рисовать Пушкин).  Открытую книгу и перо рисуем на доске . Зажигаем свечу . предлагается учащимся   Далее   символа     выбор     Третье  «погружение»  ­ творческая лаборатория .    По своему выбору учащиеся работают либо   над   «музыкальным» эскизом к   «Страннику» , либо над рисунком к словесно­ изобразительному сочинению.   Урок завершается чтением « музыкальных» эскизов . Затем  в сопровождении выразительного чтения стихотворения  учащимися   демонстрируются эскизы  будущих  рисунков.  ( Творческую работу учащиеся завершают и оформляют дома ). Следующий урок –презентация творческих работ учащихся.

Посмотрите также