Интегрированный урок (психология + литература) "Конфликт". По рассказу В.Солоухина "Мститель"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели (литература): • закрепить знания о сюжете и конфликте, • познакомиться с понятием “внутренний конфликт”, • определить идею рассказа, как писатель решает тему мести, • развитие речи учащихся, образного, логического мышления. Цели (психология): • дать понятия “конфликт” (в том числе внутриличностный); • физиологические признаки конфликта, развитие навыков рефлексии, умения “видеть” конфликт (осознавать свои чувства), пути его преодоления. Оборудование: • распечатанный рассказ В. Солоухина “Мститель”, • адания для групп, • 8 листов (А4) - по два на группу, • маркеры, • магнитофон, • приложение с заданиями.
Иконка файла материала Конфликт.doc
Интегрированный урок (психология + литература) "Конфликт". По рассказу В.Солоухина "Мститель" Цели (литература):     закрепить знания о сюжете и конфликте, познакомиться с понятием “внутренний конфликт”, определить идею рассказа, как писатель решает тему мести, развитие речи учащихся, образного, логического мышления. Цели (психология): дать понятия “конфликт” (в том числе внутриличностный);   физиологические признаки конфликта, развитие навыков рефлексии, умения “видеть”  конфликт (осознавать свои чувства), пути его преодоления. Оборудование: распечатанный рассказ В. Солоухина “Мститель”, адания для групп, 8 листов (А4) ­ по два на группу,     маркеры,  магнитофон,  приложение с заданиями. На доске: формулировка из психологического словаря п/р Неймера Ю.Л. “Конфлнкт (от лат. conflictus ­  столкновение) ­столкновение противоположных взглядов, интересов; серьёзное разногласие, острый  спор” и из Справочника школьника по литературе: “Конфликт ­ это противоборство, противоречие  между изображёнными в художественном произведенни действующими снлами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера”. ХОД УРОКА I. Звучит музыка (Этюд А.Скрябина “Революционный”) Какие чувства вызывает эта мелодия? (волнует, слышатся напряжённые звуки, смятение, буря эмоций ...) Как меняется настроение? ­ Такую же или подобную бурю чувств мы переживаем, когда становимся участниками конфликта. ­ Нарисуйте кривую, отражающую настроение данной мелодии (в группах). II. Тема урока, запись в тетрадь. “Конфликт. По рассказу В.Солоухина “Мститель”. ­ . Цель: закрепить знания о сюжете, композиции и конфликте в литературном произведении;  рассмотреть, как переживает конфликт человек. III. Упражнение “Ассоциативный ряд”. В фокусе нашего внимания ­ конфликт. Когда мы говорим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций,  чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он выглядит в поведении людей. Сейчас мы исследуем, как  Конфликт отражается на внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется  слово “конфликт”. Какой образ подсказывает ваше воображение? (если мебель ­ то какая? одежда ­ ... ;посуда ­ ...). Какой конфликт произошёл в рассказе В.Солоухина “Мститель”? (краткий пересказ  сюжета). IV. Работа с рассказом. ­ Как построен рассказ? Повторение литературоведческого понятия “сюжет”, “композиция” (д/з). ­ Определите кульминацию в развитии сюжета (последнее событие в развитии действия). Вывод:  Психология мальчика является основой развития сюжета. V. Понятие “конфликт”. Коллективная работа: продолжите фразу “Конфликт ­ это ... ” (некоторые версии записываются на доске). Сравниваем с формулировкой из словарей, записываем в  тетрадь VI. Работа в группах. Нарисуйте схему конфликта (выступление 4­х групп) ­ Разве о борьбе этих детей повествуется в рассказе? Посмотрите на схему сюжета, нет ли здесь ещё  конфликта? Да. Конфликт происходит в душе героя. Охарактеризуйте его (в группах ещё на одном листе): Записываем рядом со схемами названия конфликтов: внешний и внутренний. Какой из них основной, главный? Кто побеждает в борьбе? ­ доказываем текстом. VII. ­ А как же герой из мстителя превращается в друга? Что происходит в душе героя? Как он  переживает конфликт? Давайте разберёмся. Работа по группам: Примеры грубой лексики героя, которая служит подтверждением злодейского замысла мальчика. Проиллюстрируйте текстом, как автор передаёт эмоциональное состояние мальчика, опираясь на  описания природы . Выпишите оценки мальчиком Витьки, что подкупает его в обидчике. (Вывод: умение объективно  посмотреть на ситуацию помогает преодолеть конфликт).Примеры колебаний героя, доказательства его волнения (как тело мальчика реагирует на стресс). Обсуждение. Вывод: Благодаря чему возникает дружба (прощение, великодушие)? ­ Фактор времени! VIII. Индивидуальная работа (самоанализ).   Отметьте те симптомы, которые свойственны лично вам в конфликтах, оцените степень их  проявления по 1О­бальной шкале. Добавьте то, что здесь не указано. Вывод: Как работать с телом ­ вспомните материал прошлого года.  Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, очень важно умение осознавать свои чувства. Подчеркните характерные для вас чувства и эмоциональны состояния (если список эмоций и чувств  недостаточен, расширьте его). Вывод: Как справиться с негативными эмоциями и чувствами? 1. Найдите выход из конфликтной ситуации. Обсуждение: Что влияет на ваш выбор выхода из конфликтной ситуации? IХ. Итог урока. Как вы считаете: конфликт ­ это хорошо или плохо? Какой важнее: внешний или внутренний? Х. Домашнее задание : К ключевым точкам на условной “эмоциональной тропинке” подведите  стрелочки от соответствующих подчёркнутых вами слов. Как найти выход из конфликтной ситуации? Подробно о способах выхода их конфликтной ситуации мы поговорим на следующем уроке. Литература 1. При разработке урока использовались материалы из книги “Я иду на урок литературы. Современная  русская литература 1970­1990­е годы”. – М.: Первое сентября, 2001. (с.274 – 277).

Посмотрите также