Цели (литература):
• закрепить знания о сюжете и конфликте,
• познакомиться с понятием “внутренний конфликт”,
• определить идею рассказа, как писатель решает тему мести,
• развитие речи учащихся, образного, логического мышления.
Цели (психология):
• дать понятия “конфликт” (в том числе внутриличностный);
• физиологические признаки конфликта, развитие навыков рефлексии, умения “видеть” конфликт (осознавать свои чувства), пути его преодоления.
Оборудование:
• распечатанный рассказ В. Солоухина “Мститель”,
• адания для групп,
• 8 листов (А4) - по два на группу,
• маркеры,
• магнитофон,
• приложение с заданиями.
Интегрированный урок (психология + литература)
"Конфликт". По рассказу В.Солоухина "Мститель"
Цели (литература):
закрепить знания о сюжете и конфликте,
познакомиться с понятием “внутренний конфликт”,
определить идею рассказа, как писатель решает тему мести,
развитие речи учащихся, образного, логического мышления.
Цели (психология):
дать понятия “конфликт” (в том числе внутриличностный);
физиологические признаки конфликта, развитие навыков рефлексии, умения “видеть”
конфликт (осознавать свои чувства), пути его преодоления.
Оборудование:
распечатанный рассказ В. Солоухина “Мститель”,
адания для групп,
8 листов (А4) по два на группу,
маркеры,
магнитофон,
приложение с заданиями.
На доске: формулировка из психологического словаря п/р Неймера Ю.Л. “Конфлнкт (от лат. conflictus
столкновение) столкновение противоположных взглядов, интересов; серьёзное разногласие, острый
спор” и из Справочника школьника по литературе: “Конфликт это противоборство, противоречие
между изображёнными в художественном произведенни действующими снлами: характерами, характером
и обстоятельствами, различными сторонами характера”.
ХОД УРОКА
I. Звучит музыка (Этюд А.Скрябина “Революционный”)
Какие чувства вызывает эта мелодия? (волнует, слышатся напряжённые звуки, смятение, буря эмоций ...)
Как меняется настроение?
Такую же или подобную бурю чувств мы переживаем, когда становимся участниками конфликта.
Нарисуйте кривую, отражающую настроение данной мелодии (в группах).
II. Тема урока, запись в тетрадь.
“Конфликт. По рассказу В.Солоухина “Мститель”.
. Цель: закрепить знания о сюжете, композиции и конфликте в литературном произведении;
рассмотреть, как переживает конфликт человек.
III. Упражнение “Ассоциативный ряд”.
В фокусе нашего внимания конфликт. Когда мы говорим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций,
чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он выглядит в поведении людей. Сейчас мы исследуем, как
Конфликт отражается на внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется
слово “конфликт”. Какой образ подсказывает ваше воображение? (если мебель то какая? одежда ... ;посуда ...). Какой конфликт произошёл в рассказе В.Солоухина “Мститель”? (краткий пересказ
сюжета).
IV. Работа с рассказом.
Как построен рассказ? Повторение литературоведческого понятия “сюжет”, “композиция”
(д/з).
Определите кульминацию в развитии сюжета (последнее событие в развитии действия). Вывод:
Психология мальчика является основой развития сюжета.
V. Понятие “конфликт”. Коллективная работа: продолжите фразу “Конфликт это ... ”
(некоторые версии записываются на доске). Сравниваем с формулировкой из словарей, записываем в
тетрадь
VI. Работа в группах.
Нарисуйте схему конфликта (выступление 4х групп)
Разве о борьбе этих детей повествуется в рассказе? Посмотрите на схему сюжета, нет ли здесь ещё
конфликта?
Да. Конфликт происходит в душе героя. Охарактеризуйте его (в группах ещё на одном листе):
Записываем рядом со схемами названия конфликтов: внешний и внутренний.
Какой из них основной, главный? Кто побеждает в борьбе? доказываем текстом.
VII. А как же герой из мстителя превращается в друга? Что происходит в душе героя? Как он
переживает конфликт? Давайте разберёмся.
Работа по группам:
Примеры грубой лексики героя, которая служит подтверждением злодейского замысла мальчика.
Проиллюстрируйте текстом, как автор передаёт эмоциональное состояние мальчика, опираясь на
описания природы .
Выпишите оценки мальчиком Витьки, что подкупает его в обидчике. (Вывод: умение объективно
посмотреть на ситуацию помогает преодолеть конфликт).Примеры колебаний героя, доказательства его волнения (как тело мальчика реагирует на стресс).
Обсуждение.
Вывод: Благодаря чему возникает дружба (прощение, великодушие)? Фактор времени!
VIII. Индивидуальная работа (самоанализ).
Отметьте те симптомы, которые свойственны лично вам в конфликтах, оцените степень их
проявления по 1Обальной шкале. Добавьте то, что здесь не указано.
Вывод: Как работать с телом вспомните материал прошлого года.
Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, очень важно умение осознавать свои чувства.
Подчеркните характерные для вас чувства и эмоциональны состояния (если список эмоций и чувств
недостаточен, расширьте его). Вывод: Как справиться с негативными эмоциями и чувствами?
1. Найдите выход из конфликтной ситуации.
Обсуждение: Что влияет на ваш выбор выхода из конфликтной ситуации?
IХ. Итог урока.
Как вы считаете: конфликт это хорошо или плохо? Какой важнее: внешний или внутренний?
Х. Домашнее задание : К ключевым точкам на условной “эмоциональной тропинке” подведите
стрелочки от соответствующих подчёркнутых вами слов.
Как найти выход из конфликтной ситуации?
Подробно о способах выхода их конфликтной ситуации мы поговорим на следующем уроке.
Литература
1. При разработке урока использовались материалы из книги “Я иду на урок литературы. Современная
русская литература 19701990е годы”. – М.: Первое сентября, 2001. (с.274 – 277).