Интегрированный урок (родная литература + право) "Драма А.Софронова «Игра жизни» глазами закона"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интегрированный урок (родная литература + право) "Драма А.Софронова «Игра жизни» глазами закона" Цели урока: 1. Понять необходимость знания прав и закона человека и гражданина; 2. Понять необходимость образования для развития личности; 3. Довести до учащихся основное значение драмы – при любых обстоятельствах нравственность, совесть являются высшими судьями; 4. Понять на примере жизни героя, что закон может направить жизнь человека в другую сторону; 5. Провести профориентационную работу. Задачи урока: работа в группах, исполнение ролей в деловой игре, умение делать выводы, отстаивать свои суждения.
Иконка файла материала Драма А.Софронова.doc
Интегрированный урок (родная литература + право) "Драма А.Софронова «Игра жизни» глазами закона" Цели урока: 1. Понять необходимость знания прав и закона человека и гражданина; 2. Понять необходимость образования для развития личности; 3. Довести до учащихся основное значение драмы – при любых обстоятельствах нравственность, совесть  являются высшими судьями; 4. Понять на примере жизни героя, что закон может направить жизнь человека в другую сторону; 5. Провести профориентационную работу. Задачи урока: работа в группах, исполнение ролей в деловой игре, умение делать выводы, отстаивать свои  суждения. Ход урока Введение: Учитель: Добрый день! Сегодня мы попытаемся рассмотреть драму А.И.Софронова глазами закона. Для  достижения целей урока интегрируем урок литературы с предметом права. Все знаем, литература – зеркало  жизни. На предыдущих уроках при анализе драмы говорили о том, что в произведении затронуты разные  жизненные проблемы. Сегодня попытаемся на примере жизни героя понять, что незнание своих прав и закона  могут испортить жизнь человека, направить в нежелательную сторону. Попытаемся понять значение  образования в жизни человека, сделаем выводы, обогатим свои знания по профориентации. Должны понять,  что при любых ситуациях, обстоятельствах совесть, нравственность, человечность являются высшими судьями  человека. Ключевыми словами урока я предлагаю высказывание самого писателя А.И.Софронова ­ Алампа: «  Суд не бог… Судьями становятся образованные люди». Основная часть урока: Работа в группах. Учитель предлагает придумать своей группе название и раздает группам карточки. Задание 1 группе: «Что такое богатство? Как стать богатым? Выскажите свои суждения» Задание 2 группе: «Как понимает Иван ­ герой драмы – богатство?» Примерный ответ группы: «Знай я, что разбогатею, все бы сделал. Сейчас нет выше счастья кроме богатства.  Много людей, разбогатевших обманным путем, живут лучше других, никто их не осуждает, « стариками» зовут. Задание 3 группе: Приведите суждения Ефима о богатстве. Примерный ответ группы: «Жить сердцем лучше, работать для своих нужд». Вопросы по тексту произведения. ­ Что побудило Ивана совершить преступление? ­ Он своровал, потому что жадный, завистливый, думает, что богатство – это счастье. ­ Почему Ефим невиновный оказался в тюрьме? ­ Сворованную вещь – ложку – нашли в его дворе, его видели вечером, суд следствие не провел, некому его  защитить. Рассмотрим дело глазами закона. Вопрос: Как проведено следствие по делу? ­ Предварительное следствие провели люди без специального образования по указанию властей села. ­ Без ордера провели обыск.­ При обвинении основывались лишь на одном факте нахождения сворованной вещи. ­ Свидетели лишь с одной стороны. ­ Решающую роль сыграло обвинение следователя из города. Вопрос: Сколько лет дали Ефиму? ­ Невиновный Ефим по обвинению в воровстве отправлен на 5 лет в тюрьму. Учитель: Давайте теперь данное дело начала 20 века рассмотрим глазами современного закона. ­ Следствие должно вестись следователями, имеющими специальное образование. ­ Обвиняемому назначается адвокат или обвиняемый сам находит. ­ Свидетели должны быть как с обвиняемой стороны, так и со стороны истца. ­ При не согласии с постановлением суда можно в течении 10 дней обжаловать. Вывод: Во времена, описанные в драме, многие люди не имели образования, потому для установления истины  испытывали трудности. Это можно понять и из слов Ефима: « Суд не бог. Судьями должны стать образованные  люди». Необразованные бедные люди не могли защитить себя. В драме Ефим бедный, не имеет денег на  адвоката. Судьи стараются быстрее вынести приговор. Поэтому слова Ефима: «Суд, закончив следствие, знает  только приговор», кажутся обоснованными. В то время люди не верили в закон, суд, это подтверждается  высказыванием Ефима: « Где суд да закон, там много обмана, лжи». Наши суждения можем подтвердить пословицей (на экране). Только богатый смог выйти победителем из  судебного поединка. Деловая игра. По группам исполняют роли.    Группа 1 – обвиняемая сторона. Один ученик исполняет роль прокурора. Группа 2 – защищающая сторона. Один ученик исполняет роль адвоката. Группа 3 – судьи. Один ученик судья, остальные ­ заседатели. Ход игры. В группе 1 готовятся свидетели – Кузьма, Иван, Платон, Трофим, Семен. Кузьма – пострадавший: В вечер пропажи моего богатства­ вещи Ефим допоздна сидел у нас. Так как ложку  нашли у него, я думаю, что вор он. Иван: Действительно, вечером Ефим прошел около меня и сказал, что идет к Кузьме. Платон: По следам видно было, что один человек дошел до дома Ефима. Ложку нашли у ворот Ефима.  Свидетели признали, что эта ложка старика Кузьмы. Трофим: Поздно вечером Ефим сидел у моего брата старика. Ложка точно принадлежит моему брату, старику  Кузьме. Семен: Я знаю только то, что рассказали. Во 2 группе персонажи ­ адвокат, Ефим, Иван, Дмитрий, Мавра, Тит, Кузьма. Адвокат: Обвиняемый Ефим, что по данному делу скажешь? Ефим: В жизни никогда не воровал, не завидовал. Вечером пошел одолжить соху, затем вернулся и лег спать. Адвокат: Кого еще встретил в тот вечер? Ефим: Ивана встретил около его дома. Адвокат: О чем говорили? Ефим: Иван очень странно говорил о богатстве, что если бы знал, что буду богат, все бы сделал. Адвокат: Иван, ты встречал Ефима? Иван: Проходя мимо моего дома, поговорил со мной.Адвокат: В качестве свидетеля вызываю Дмитрия, который в тот вечер тоже встретил Ефима. Дмитрий: Около дома Ивана уронил затвор от ружья. Я сказал, что только сегодня переехали в летнее  стойбище, все вещи оставили дома. Иван спросил, когда собираюсь забрать вещи. Адвокат: В доме Ефима при обыске ничего не нашли. Ложку могли подбросить. Спросим у жены Ефима Мавры. Мавра: Если бы даже украл, от меня бы не скрыл. Скорей всего с нехорошими мыслями кто­то подкинул ложку. Адвокат: Вызываю сына Ефима Тита. Тит: Зачем ему воровать? Наверное, не крал. Адвокат: Кузьма, что ты скажешь о Ефиме? Кузьма: Раньше никогда ничего такого не было. Если все вещи вернет с признаниями, тогда не буду судиться. 3 группа. Судья: выслушав обе стороны, суд постановляет: Считать Ефима невиновным по недоказанности дела.  Продолжить следствие по делу с другим обвиняемым. Вывод: Если суд честно будет работать, человек может найти свою правду, истину. В современной России права человека, гражданина защищает Конституция России. (на экране статьи  Конституции РФ). Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод  человека и гражданина – обязанность государства». Статья 19. 1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,  национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других  обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной,  расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Статья 23 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей  чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных  сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Статья 25 Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как  в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Статья 45 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Статья 46 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного  самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в  межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся  внутригосударственные средства правовой защиты. Статья 48 1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях,  предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право  пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под  стражу или предъявления обвинения. Статья 49 1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет  доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу  приговором суда. 2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. 3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Вывод. Учитель: В драме «Игра жизни» вор Иван нашел счастье в богатстве? Нет. Он покончил жизнь  самоубийством. Великий якутский писатель А.И.Софронов­Алампа подчеркивает, что самыми высокими судьями  являются совесть и честность человеческая. Ведь Ефим, несмотря на то, что ему пришлось пройти столько  трудностей, возвращается домой с чистой совестью и живет дальше. Выставление оценок. Домашнее задание: по группам для написания синквейна даются три слова: богатство, совесть, истина.

Посмотрите также