Интегрированный урок (родная литература + право) "Драма А.Софронова «Игра жизни» глазами закона"
Цели урока:
1. Понять необходимость знания прав и закона человека и гражданина;
2. Понять необходимость образования для развития личности;
3. Довести до учащихся основное значение драмы – при любых обстоятельствах нравственность, совесть являются высшими судьями;
4. Понять на примере жизни героя, что закон может направить жизнь человека в другую сторону;
5. Провести профориентационную работу.
Задачи урока: работа в группах, исполнение ролей в деловой игре, умение делать выводы, отстаивать свои суждения.
Интегрированный урок (родная литература + право)
"Драма А.Софронова «Игра жизни» глазами закона"
Цели урока:
1. Понять необходимость знания прав и закона человека и гражданина;
2. Понять необходимость образования для развития личности;
3. Довести до учащихся основное значение драмы – при любых обстоятельствах нравственность, совесть
являются высшими судьями;
4. Понять на примере жизни героя, что закон может направить жизнь человека в другую сторону;
5. Провести профориентационную работу.
Задачи урока: работа в группах, исполнение ролей в деловой игре, умение делать выводы, отстаивать свои
суждения.
Ход урока
Введение:
Учитель: Добрый день! Сегодня мы попытаемся рассмотреть драму А.И.Софронова глазами закона. Для
достижения целей урока интегрируем урок литературы с предметом права. Все знаем, литература – зеркало
жизни. На предыдущих уроках при анализе драмы говорили о том, что в произведении затронуты разные
жизненные проблемы. Сегодня попытаемся на примере жизни героя понять, что незнание своих прав и закона
могут испортить жизнь человека, направить в нежелательную сторону. Попытаемся понять значение
образования в жизни человека, сделаем выводы, обогатим свои знания по профориентации. Должны понять,
что при любых ситуациях, обстоятельствах совесть, нравственность, человечность являются высшими судьями
человека. Ключевыми словами урока я предлагаю высказывание самого писателя А.И.Софронова Алампа: «
Суд не бог… Судьями становятся образованные люди».
Основная часть урока:
Работа в группах. Учитель предлагает придумать своей группе название и раздает группам карточки.
Задание 1 группе: «Что такое богатство? Как стать богатым? Выскажите свои суждения»
Задание 2 группе: «Как понимает Иван герой драмы – богатство?»
Примерный ответ группы: «Знай я, что разбогатею, все бы сделал. Сейчас нет выше счастья кроме богатства.
Много людей, разбогатевших обманным путем, живут лучше других, никто их не осуждает, « стариками» зовут.
Задание 3 группе: Приведите суждения Ефима о богатстве.
Примерный ответ группы: «Жить сердцем лучше, работать для своих нужд».
Вопросы по тексту произведения.
Что побудило Ивана совершить преступление?
Он своровал, потому что жадный, завистливый, думает, что богатство – это счастье.
Почему Ефим невиновный оказался в тюрьме?
Сворованную вещь – ложку – нашли в его дворе, его видели вечером, суд следствие не провел, некому его
защитить.
Рассмотрим дело глазами закона.
Вопрос: Как проведено следствие по делу?
Предварительное следствие провели люди без специального образования по указанию властей села.
Без ордера провели обыск. При обвинении основывались лишь на одном факте нахождения сворованной вещи.
Свидетели лишь с одной стороны.
Решающую роль сыграло обвинение следователя из города.
Вопрос: Сколько лет дали Ефиму?
Невиновный Ефим по обвинению в воровстве отправлен на 5 лет в тюрьму.
Учитель: Давайте теперь данное дело начала 20 века рассмотрим глазами современного закона.
Следствие должно вестись следователями, имеющими специальное образование.
Обвиняемому назначается адвокат или обвиняемый сам находит.
Свидетели должны быть как с обвиняемой стороны, так и со стороны истца.
При не согласии с постановлением суда можно в течении 10 дней обжаловать.
Вывод: Во времена, описанные в драме, многие люди не имели образования, потому для установления истины
испытывали трудности. Это можно понять и из слов Ефима: « Суд не бог. Судьями должны стать образованные
люди». Необразованные бедные люди не могли защитить себя. В драме Ефим бедный, не имеет денег на
адвоката. Судьи стараются быстрее вынести приговор. Поэтому слова Ефима: «Суд, закончив следствие, знает
только приговор», кажутся обоснованными. В то время люди не верили в закон, суд, это подтверждается
высказыванием Ефима: « Где суд да закон, там много обмана, лжи».
Наши суждения можем подтвердить пословицей (на экране). Только богатый смог выйти победителем из
судебного поединка.
Деловая игра. По группам исполняют роли.
Группа 1 – обвиняемая сторона. Один ученик исполняет роль прокурора.
Группа 2 – защищающая сторона. Один ученик исполняет роль адвоката.
Группа 3 – судьи. Один ученик судья, остальные заседатели.
Ход игры.
В группе 1 готовятся свидетели – Кузьма, Иван, Платон, Трофим, Семен.
Кузьма – пострадавший: В вечер пропажи моего богатства вещи Ефим допоздна сидел у нас. Так как ложку
нашли у него, я думаю, что вор он.
Иван: Действительно, вечером Ефим прошел около меня и сказал, что идет к Кузьме.
Платон: По следам видно было, что один человек дошел до дома Ефима. Ложку нашли у ворот Ефима.
Свидетели признали, что эта ложка старика Кузьмы.
Трофим: Поздно вечером Ефим сидел у моего брата старика. Ложка точно принадлежит моему брату, старику
Кузьме.
Семен: Я знаю только то, что рассказали.
Во 2 группе персонажи адвокат, Ефим, Иван, Дмитрий, Мавра, Тит, Кузьма.
Адвокат: Обвиняемый Ефим, что по данному делу скажешь?
Ефим: В жизни никогда не воровал, не завидовал. Вечером пошел одолжить соху, затем вернулся и лег спать.
Адвокат: Кого еще встретил в тот вечер?
Ефим: Ивана встретил около его дома.
Адвокат: О чем говорили?
Ефим: Иван очень странно говорил о богатстве, что если бы знал, что буду богат, все бы сделал.
Адвокат: Иван, ты встречал Ефима?
Иван: Проходя мимо моего дома, поговорил со мной.Адвокат: В качестве свидетеля вызываю Дмитрия, который в тот вечер тоже встретил Ефима.
Дмитрий: Около дома Ивана уронил затвор от ружья. Я сказал, что только сегодня переехали в летнее
стойбище, все вещи оставили дома. Иван спросил, когда собираюсь забрать вещи.
Адвокат: В доме Ефима при обыске ничего не нашли. Ложку могли подбросить. Спросим у жены Ефима Мавры.
Мавра: Если бы даже украл, от меня бы не скрыл. Скорей всего с нехорошими мыслями ктото подкинул ложку.
Адвокат: Вызываю сына Ефима Тита.
Тит: Зачем ему воровать? Наверное, не крал.
Адвокат: Кузьма, что ты скажешь о Ефиме?
Кузьма: Раньше никогда ничего такого не было. Если все вещи вернет с признаниями, тогда не буду судиться.
3 группа.
Судья: выслушав обе стороны, суд постановляет: Считать Ефима невиновным по недоказанности дела.
Продолжить следствие по делу с другим обвиняемым.
Вывод: Если суд честно будет работать, человек может найти свою правду, истину.
В современной России права человека, гражданина защищает Конституция России. (на экране статьи
Конституции РФ).
Статья 2.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина – обязанность государства».
Статья 19.
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других
обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей
чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных
сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 25
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как
в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Статья 45
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 46
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного
самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в
межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся
внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 48
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях,
предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право
пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под
стражу или предъявления обвинения.
Статья 49
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет
доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу
приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Вывод. Учитель: В драме «Игра жизни» вор Иван нашел счастье в богатстве? Нет. Он покончил жизнь
самоубийством. Великий якутский писатель А.И.СофроновАлампа подчеркивает, что самыми высокими судьями
являются совесть и честность человеческая. Ведь Ефим, несмотря на то, что ему пришлось пройти столько
трудностей, возвращается домой с чистой совестью и живет дальше.
Выставление оценок.
Домашнее задание:
по группам для написания синквейна даются три слова: богатство, совесть, истина.