Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
искусство +2
8 кл—11 кл
01.06.2017
Материалы для интегрированного урока, на котором необходимо показать характерные черты архитектуры России XVI века на примере памятников Москвы храма Василия Блаженного и церкви Вознесения в Коломенском и раскрыть их место в духовной культуре этого времени, связанной русской историей и осмыслением Москвы как политического и культурного центра страны. Раскрыть общечеловеческую значимость шедевров русской архитектуры XVI века.
XVI век в русском зодчестве.doc
Русская церковная архитектура XVI века.
Собор Василия Блаженного в Москве.
Цель: показать характерные черты архитектуры России XVI века на примере памятников
Москвы храма Василия Блаженного и церкви Вознесения в Коломенском и раскрыть их место в
духовной культуре этого времени, связанной русской историей и осмыслением Москвы как
политического и культурного центра страны. Раскрыть общечеловеческую значимость шедевров
русской архитектуры XVI века.
Тихо звучит музыка.
Архитектурные памятники безмолвны. Веками хранят они тайны от тех, кто не
умеет прислушиваться и вглядываться в прошлое. Но любознательному и
вдумчивому они расскажут многое. Софийские соборы в Киеве и Новгороде
Великом – о богатырском времени Киевской Руси, о светлой вере первых русских
христиан. Древние сооружения Руси до монгольского нашествия – храмы Владимира,
Суздаля, ПереславляЗалесского поведают нам о могуществе и славе владимирских
князей, их честолюбивых замыслах. Московские памятники хранят память о
единении всея Руси, о рождении мощного русского государства, его достижениях и
победах.
Спит Москва, Руси столица,
Сон спокойным людям снится,
Сторожа то там, то тут
В колотушки глухо бьют.
Сторожа из войск царевых
Караулят пять ворот,
И гремят в ночи слова:
«Славен, славен град Москва!»
Славен город наших дедов,
В жизни многое изведав,
И над всеми временами
Древний Кремль, хранимый нами,
Нас хранит из года в год –
Наша гордость и оплот.
В конце XV века Москва завершает процесс централизации русских земель.
Иван III, князь Московский, по праву принимает высокий титул великого князя всея
Руси. Московский Кремль – до этого резиденция великого князя и митрополита
Московского становится «лицом» столицы огромного государства. Начинаются
масштабные преобразования в Кремле. Сюда приглашаются лучшие мастера
Западной Европы – итальянцы. Они владеют техникой изготовления кирпича
современного строительного материала, который только теперь предстоит освоить
Руси. В строительстве новых краснокирпичных стен и башен Кремля примет участие 2,5 тысячи русских каменщиков. Московский Кремль не будет иметь аналогов среди
европейских крепостей.
Но еще раньше фортификационных построек в Кремле на месте прежних
сооружаются знаменитые московские соборы. Их тоже построят под началом
итальянцев – Аристотеля Фиораванти, Алевиза Нового и других, но по образу и
подобию храмов Древней Руси.
В XX веке, глядя на их творения, поэт О
Мандельштам скажет:
2
И пятиглавые московские соборы
С их итальянскою и русскою душой
Напоминают мне – явление Авроры,
Но с русским именем и в шубке меховой.
(О. Мандельштам)
Первым в Кремле был возведен величественный Успенский собор. Его
строителю – крупному итальянскому зодчему Аристотелю Фиораванти надлежало
следовать образцу Владимирского Успенского собора XII века, дабы показать
преемственность власти московских князей от владимирских. Фиораванти исполнил
это задание. Но подошел к нему творчески: он повторил в своем соборе только
внешние черты «образца»: крестовокупольную конструкцию,
пятиглавие,
декоративное оформление. В целом же он придал зданию принципиально новый
облик.
И снаружи, и изнутри собор выглядит удивительно монолитным «яко един
камень», по образному выражению одного из современников. Равномерное членение
стен вертикальными выступами (лопатками) и завершение их на одной высоте
полукружиями (закомарами) позволило существенно
раздвинуть внутреннее
пространство собора. Другое новшество двойной ярус окон. До этого на Руси было
принято только одноярусное освещение в храмах. Украшение фасада пояс из
колонок и арочек и изображение Владимирской Божьей матери над южным
порталом –прозрачное указание на владимирский «прообраз» московского собора.
Венчает собор мощное пятиглавие. Шлемовидные купола вызывают в воображении
образ русского богатыря, воина. Собор поражал современников своим «величеством,
и светлостью, и звонностью и пространством». Вплоть до Октябрьской революции
Успенский собор являлся главным кафедральным собором России, где венчались на
царство русские цари и императоры, провозглашались важнейшие государственные
акты, происходило поставление в сан митрополитов и патриархов.
Как
архитектурное сооружение Успенский собор оказал огромное влияние на развитие
общенациональной русской архитектуры.
За Успенским поднялись Благовещенский и Архангельский соборы, в создании
которых принимали участие лучшие русские зодчие и иконописцы. Многие века
архитектурнохудожественный ансамбль Московского Кремля остается эталоном
красоты русского зодчества. Московская архитектура рубежа XV и XVI веков
становится общерусским явлением. Вопрос: Подумайте, какова главная идея архитектурного ансамбля
Московского Кремля и каким образом она выражена?
Ответ: Идея единства, силы и могущества Русского государства… Идея
«Третьего Рима»
3
В Кремле, что новыми стенами
Кирпичной кладкой обнесен,
К соборам, убранным богато,
Дворец выходит за дворцом.
Тут Грановитая палата,
Что Красным славится крыльцом,
А вот палата Золотая,
С чудесной роскошью внутри,
В ней иностранцев принимая,
Сидят теперь государи.
(Слайд картина В. Васнецова «Царь Иван Грозный»)
После смерти Ивана III русским царем стал его внук – Иван IV. В
торжественной обстановке в Успенском соборе Московского Кремля в 1547 году
состоялось его венчание на царство. Много крови пролил первый царь, много
невинных людей загубил. Не пощадил даже собственного сына. Недаром народ нарек
его Грозным.
С рождением царя Ивана Грозного, его победами связано строительство
выдающихся памятников отечественной архитектуры, так называемого шатрового
зодчества.
Традиция устанавливать памятники зародилась в глубокой древности.
Древнегреческие и древнеримские города были украшены многочисленными
статуями великих правителей и полководцев,
триумфальными арками,
торжественными колоннами… В Древней Руси памятниками служили специально
воздвигавшиеся кресты, часовни и в особых случаях храмы.
…25 лет ждал появления наследника великий князь Василий III. Когда в 1530
году родился долгожданный первенец, отец будущего царя дал благочестивый обет:
построить деревянный храм в честь Святого Иоанна Предтечи небесного
покровителя своего новорожденного сына. Обет он свой исполнил, но этим не
ограничился. Спустя 2 года, в канун даты крещения наследника, в его честь в
подмосковной великокняжеской резиденции селе Коломенском был освящен
знаменитый храм Вознесения.
(Слайд Храм Вознесения в Коломенском)
Своей удивительной красотой и необычными пропорциями новая церковь
поразила воображение современников Летописец восторженно писал, что такая 4
«велми чюдная» церковь «не бывала преже сего в Руси» И действительно, храм
открывал новую страницу в истории средневековой русской архитектуры.
На крутом живописном берегу Москвыреки вознесся огромный, устремленный
ввысь белокаменный столп. Его мощное основание вырастает из хитросплетения
словно парящих над землей галерей. Многогранное стрельчатое основание храма
завершается тройными заостренными кокошниками, напоминающими языки
замерзшего пламени. А над ними на стройном восьмигранном основании возвышается
шатер, венчающий все здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами,
похожими на нитки драгоценного жемчуга. Верх его покрыт небольшой аккуратной
главкой с золоченным, сверкающим на солнце крестом.
Символика нового храма была очевидна. Весь его облик, величественный и
торжественный, говорил о двух событиях: небесном (которое дало ему имя) – о
Вознесении Сына Божьего к Отцу, и земном (которое стало поводом к
строительству) – о рождении наследника престола Московского государства.
Следует высказывание Берлиоза
«Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи
Миланского собора, но кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут
передо мной предстала красота, красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была
таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какойто новый
вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный».
Вопрос: Какие черты роднят этот памятник с древнерусской архитектурой?
Ответ: Широкое четырехгранное основание, устремленность вверх, убывающая
ввысь масса здания, связь с природой.
Вопрос: С какими известными вам сооружениями можно сравнить храм
Вознесения?
Ответ: Есть сходство с деревянными церквями: они так же вытянуты по
вертикали, построены на высоком основании, имеют галереи.
Вопрос: А что отличает храм от его предшественников?
Ответ: Нет куполов, не выделена алтарная часть (апсиды), по силуэту схож с
кремлевскими башнями.
Главным, что отличало храм в Коломенском от всех предшествовавших ему
русских храмов, был именно каменный (кирпичный) шатер. До него все русские
храмы завершались сводами и венчающими их главами (куполами на барабанах)
Главками венчались и колокольни. Правда, своды многих соборов в XV веке все
сильнее и сильнее вытягивались вверх (можно показать: собор Рождественского
монастыря в Москве, собор Старицкого Успенского монастыря), но до замены
сводов шатром не доходило. Это движение читается и в облике церкви Усекновения
главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове под Москвой. (показ слайда с Церквью),
построенная в память венчания на царство Ивана Грозного.
Храм имеет пять восьмигранных приделов, теснящихся вокруг центрального
столповидного здания. Этот центральный столп выполнен в виде многоярусной башни. Весь яркий архитектурный декор, построенный на необычно сложной игре
форм (кокошники, полуцилиндры), говорят о влиянии деревянного зодчества. Эта
церковь в Дьякове является прямой предшественницей шедевра русской и мировой
архитектуры – храма Покрова что на рву.
5
Тихо нарастает музыка.
Ученики.
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель,
Гласит летописца сказанье,
В память оной победы
Да выстроят каменный храм.
И к нему привели флорентийцев,
И немцев, и прочих иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых.
«Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем! Прикажи, государь!»
И ударились в ноги к царю.
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху. 6
Переходы, балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди,
Зане эта церковь
Краше вилл итальянских
И пагод индийских была.
(Показ слайда «Собор Покрова что на рву»).
Архитектурный ансамбль Собора состоит из 9 столпообразных храмов
различной высоты, в названиях которых отразились казанские события. Посреди
стоял восьмигранный столп. Он увенчан в центре шатром, вокруг идет галерея. Он
соединяет все церкви в некое неповторимое и гармоничное единство. Каждая из
церквей своеобразна в своей индивидуальности, богато украшена декором из арочек,
кокошников, раковин и других элементов, придающих всему сооружению
праздничный вид. Это храм –памятник важному историческому событию.
Центральный шатер был украшен цветной майоликой.
Вопрос: Какое впечатление он производит?
Какие чувства вызывает?
Ответ: Это прежде всего торжество, ликование, праздник по случаю победы.
Отсюда сказочность храма, его нарядность. Он прославляет силу и могущество
государства и гений его мастеров.
Ученики.
Был диковинный храм
Богомазами весь измалеван
В алтаре, и при входах,
И в царском притворе самом.
А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам:
«Покажи, чем живешь!»
Ночью подлый народ
До креста напивался в кружалах,
А утром истошно вопил,
Становясь на правеж.
И над всем этим срамом
Та церковь была –
Как невеста!
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту –
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь, как на сказку, Глядела на ту красоту…
Музыкальная пауза.
7
А как храм освятили,
То с посохом, в шапке монашьей
Обошел его царь
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
«Лепота!» молвил царь.
И ответили все: «Лепота!»
И спросил блогодетель:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Может! Прикажи, государь!»
И ударились в ноги к царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в суздальских землях,
И в землях рязанских, и прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
Их клеймили клеймом,
И секли батогами, болезных,
И кидали их, темных,
На стылое лоно земли.
И в Обжорном ряду,
Там, где заволь кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:
«Государево слово и дело!», Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.
Тихо звучит музыка. Исполняется произведение С. В. Рахманинова «Колокола».
Показ слайда «Собор Василия Блаженного».
8
И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась,
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.
Музыка звучит громче.
Сегодня этот храм называют «Храм Василия Блаженного» в память о
московском юродивом чудотворце Василии, погребенном на кладбище близ собора.
Царь Фёдор Иоаннович приказал на месте погребения устроить в соборе придел.
Нарядные луковичные главы собора появились в конце XVI века, а цветистая
роспись – в XVIIXVIII веках. Иностранцы говорили: «Храм построен скорее для
украшения, чем для молитвы». Светское начало брало верх над культовым. Смелый
по композиции и необычайно декоративный храм воплотил всю мощь русского
архитектурного гения. Это была высочайшая точка развития русского зодчества XVI
века.
Вопрос: Можете ли вы назвать храм, построенный гораздо позже, но внешне по
архитектурному декору и стилю напоминающий храм Покрова?
Ответ: Это Храм Спаса на крови в Петербурге, построенный в XIX веке на
месте гибели русского царя.
Звучит музыка – исполняется «Рассвет на Москвареке» из оперы М. П.
Мусоргского «Хованщина».
Ученик.
В рассвете спит еще столица,
Мерцают звезды далеки,
Густой седой туман клубится
Меж берегов Москвареки.
И Русь, доступная когдато
Вторженьям варваров – врагов,
Теперь сама крепка, богата,
Сильна единством городов. И то, что создано руками
И сердцем русских мастеров,
Живет и будет жить веками
Среди сокровищ всех миров.
9
Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."
Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."
Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."
Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."
Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."
Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."
Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."
Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."
Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.