Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."
Оценка 4.9

Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
искусство +2
8 кл—11 кл
01.06.2017
Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века.  Собор Василия Блаженного в Москве."
Материалы для интегрированного урока, на котором необходимо показать характерные черты архитектуры России XVI века на примере памятников Москвы храма Василия Блаженного и церкви Вознесения в Коломенском и раскрыть их место в духовной культуре этого времени, связанной русской историей и осмыслением Москвы как политического и культурного центра страны. Раскрыть общечеловеческую значимость шедевров русской архитектуры XVI века.
XVI век в русском зодчестве.doc
Русская церковная архитектура XVI века.  Собор Василия Блаженного в Москве. Цель: показать характерные черты архитектуры России XVI века на примере памятников  Москвы храма Василия Блаженного и церкви Вознесения в Коломенском и раскрыть их место в  духовной культуре этого времени, связанной русской историей и осмыслением Москвы как  политического и культурного центра страны. Раскрыть общечеловеческую значимость шедевров  русской архитектуры XVI века. Тихо звучит музыка. Архитектурные памятники безмолвны. Веками хранят они тайны от тех, кто не умеет   прислушиваться   и   вглядываться   в   прошлое.   Но   любознательному   и вдумчивому   они   расскажут   многое.   Софийские   соборы   в   Киеве   и   Новгороде Великом – о богатырском времени Киевской Руси, о светлой вере первых русских христиан. Древние сооружения Руси до монгольского нашествия – храмы Владимира, Суздаля, Переславля­Залесского поведают нам  о могуществе и славе владимирских князей,   их   честолюбивых   замыслах.   Московские   памятники   хранят   память   о единении всея Руси, о рождении мощного русского государства, его достижениях и победах.  Спит Москва, Руси столица, Сон спокойным людям снится, Сторожа то там, то тут В колотушки глухо бьют. Сторожа из войск царевых  Караулят пять ворот, И гремят в ночи слова: «Славен, славен град Москва!» Славен город наших дедов, В жизни многое изведав, И над всеми временами Древний Кремль, хранимый нами, Нас хранит из года в год – Наша гордость и оплот. В   конце  XV  века   Москва   завершает   процесс   централизации   русских   земель. Иван III, князь Московский, по праву принимает высокий титул великого князя всея Руси.   Московский Кремль – до этого резиденция великого князя и митрополита Московского ­   становится «лицом» столицы огромного государства. Начинаются масштабные   преобразования   в   Кремле.     Сюда   приглашаются   лучшие   мастера Западной   Европы   –   итальянцы.   Они   владеют   техникой   изготовления   кирпича   ­ современного строительного материала, который только теперь предстоит освоить Руси. В строительстве новых краснокирпичных стен и башен Кремля примет участие 2,5 тысячи русских каменщиков. Московский Кремль не будет иметь аналогов среди европейских крепостей.  Но   еще   раньше   фортификационных   построек   в   Кремле   на   месте   прежних сооружаются   знаменитые   московские   соборы.   Их   тоже   построят   под   началом итальянцев – Аристотеля Фиораванти,   Алевиза Нового и других,   но по образу и подобию  храмов Древней Руси.  В  XX  веке,   глядя   на   их   творения,   поэт   О Мандельштам скажет: 2 И пятиглавые московские соборы С их итальянскою и русскою душой Напоминают мне – явление Авроры, Но с русским именем и в шубке меховой. (О. Мандельштам) Первым   в   Кремле   был   возведен   величественный   Успенский   собор.   Его строителю – крупному итальянскому зодчему Аристотелю Фиораванти надлежало следовать   образцу   Владимирского   Успенского   собора  XII  века,   дабы   показать преемственность власти московских князей от владимирских. Фиораванти исполнил это   задание.  Но   подошел   к   нему   творчески:   он   повторил   в  своем   соборе  только внешние   черты   «образца»:   крестово­купольную   конструкцию,     пятиглавие, декоративное   оформление.   В   целом   же   он   придал   зданию   принципиально   новый облик.   И снаружи, и изнутри   собор выглядит удивительно монолитным ­ «яко един камень», по образному выражению одного из современников. Равномерное членение стен   вертикальными   выступами   (лопатками)   и   завершение   их   на   одной   высоте полукружиями   (закомарами)   позволило   существенно     раздвинуть   внутреннее пространство собора. Другое новшество ­ двойной ярус окон. До этого на Руси было принято   только   одноярусное   освещение   в   храмах.   Украшение   фасада   ­   пояс   из колонок   и   арочек   и   изображение   Владимирской   Божьей   матери     над   южным порталом –прозрачное указание на владимирский «прообраз» московского собора. Венчает собор мощное пятиглавие. Шлемовидные купола вызывают в воображении образ русского богатыря, воина. Собор поражал современников своим «величеством, и светлостью, и звонностью и пространством».   Вплоть до Октябрьской революции Успенский собор являлся главным кафедральным собором России, где венчались на царство русские цари и императоры, провозглашались важнейшие государственные акты,   происходило   поставление   в   сан   митрополитов   и   патриархов.     Как архитектурное сооружение Успенский собор оказал огромное влияние на развитие общенациональной русской архитектуры.  За Успенским поднялись Благовещенский и Архангельский соборы,  в создании которых   принимали   участие   лучшие   русские   зодчие   и   иконописцы.   Многие   века архитектурно­художественный   ансамбль   Московского   Кремля   остается   эталоном красоты   русского   зодчества.   Московская   архитектура   рубежа  XV  и  XVI  веков становится общерусским явлением. Вопрос:  Подумайте,   какова   главная   идея   архитектурного   ансамбля Московского Кремля и каким образом она выражена? Ответ:  Идея   единства,   силы   и   могущества   Русского   государства…   Идея «Третьего Рима» 3 В Кремле, что новыми стенами Кирпичной кладкой обнесен, К соборам, убранным богато, Дворец выходит за дворцом. Тут Грановитая палата, Что Красным славится крыльцом, А вот палата Золотая, С чудесной роскошью внутри, В ней иностранцев принимая, Сидят теперь государи. (Слайд  картина В. Васнецова «Царь Иван Грозный») После   смерти   Ивана  III  русским   царем   стал   его   внук   –   Иван  IV.   В торжественной обстановке в Успенском соборе Московского Кремля в 1547 году состоялось   его   венчание   на   царство.   Много   крови   пролил   первый   царь,   много невинных людей загубил. Не пощадил даже собственного сына. Недаром народ нарек его Грозным.  С   рождением   царя   Ивана   Грозного,   его   победами   связано   строительство выдающихся   памятников   отечественной   архитектуры,   так   называемого   шатрового зодчества.  Традиция   устанавливать   памятники   зародилась   в   глубокой   древности. Древнегреческие   и   древнеримские   города   были   украшены   многочисленными статуями   великих   правителей   и   полководцев,   триумфальными   арками, торжественными   колоннами…  В   Древней   Руси   памятниками   служили   специально воздвигавшиеся кресты, часовни и в особых случаях храмы. …25 лет ждал появления наследника великий князь Василий  III. Когда в 1530 году родился долгожданный первенец, отец будущего царя дал благочестивый обет: построить   деревянный   храм   в   честь   Святого   Иоанна   Предтечи   ­   небесного покровителя   своего   новорожденного   сына.   Обет   он   свой   исполнил,   но   этим   не ограничился.   Спустя   2   года,   в   канун   даты   крещения   наследника,   в   его   честь   в подмосковной   великокняжеской   резиденции   ­   селе   Коломенском   был   освящен знаменитый храм Вознесения. (Слайд  Храм Вознесения в Коломенском) Своей   удивительной   красотой   и   необычными   пропорциями   новая   церковь поразила   воображение   современников   Летописец   восторженно   писал,   что   такая 4 «велми   чюдная»  церковь  «не   бывала   преже   сего   в   Руси»   И   действительно,   храм открывал новую страницу в истории средневековой русской архитектуры. На крутом живописном берегу Москвы­реки вознесся огромный, устремленный ввысь   белокаменный   столп.   Его   мощное   основание   вырастает   из   хитросплетения словно   парящих   над   землей   галерей.   Многогранное   стрельчатое   основание   храма завершается   тройными   заостренными   кокошниками,   напоминающими   языки замерзшего пламени. А над ними на стройном восьмигранном основании возвышается шатер, венчающий все здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. Верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золоченным, сверкающим на солнце крестом.  Символика   нового   храма   была   очевидна.   Весь   его   облик,   величественный   и торжественный,  говорил  о  двух  событиях:  небесном (которое  дало  ему  имя) –  о Вознесении   Сына   Божьего   к   Отцу,   и   земном   (которое   стало   поводом   к строительству) – о рождении наследника престола Московского государства.  Следует высказывание Берлиоза «Я   видел   Страсбургский   собор,   который   строился   веками,   я   стоял   вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо  мной  предстала  красота, красота  целого.  Во  мне все  дрогнуло.  Это  была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой­то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный». Вопрос: Какие черты роднят этот памятник с древнерусской  архитектурой? Ответ: Широкое четырехгранное основание, устремленность вверх, убывающая ввысь масса здания, связь с природой. Вопрос:  С   какими   известными   вам   сооружениями   можно   сравнить   храм Вознесения? Ответ:  Есть   сходство   с   деревянными   церквями:   они   так   же   вытянуты   по вертикали, построены на высоком основании, имеют галереи. Вопрос: А что отличает храм от его предшественников? Ответ: Нет куполов, не выделена алтарная часть (апсиды), по силуэту схож с кремлевскими башнями. Главным, что отличало храм в Коломенском от всех   предшествовавших ему русских   храмов,   был   именно   каменный   (кирпичный)   шатер.   До   него   все   русские храмы   завершались   сводами   и   венчающими   их   главами   (куполами   на   барабанах) Главками венчались и колокольни. Правда, своды многих соборов в  XV  веке все сильнее   и   сильнее   вытягивались   вверх   (можно   показать:   собор   Рождественского монастыря   в   Москве,   собор   Старицкого   Успенского   монастыря),   но   до   замены сводов шатром не доходило.  Это движение читается и в облике церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове под Москвой.   (показ слайда с Церквью), построенная в память венчания на царство Ивана Грозного. Храм имеет пять восьмигранных приделов, теснящихся   вокруг центрального столповидного   здания.   Этот   центральный   столп   выполнен   в   виде   многоярусной башни. Весь яркий архитектурный декор, построенный на необычно сложной игре форм (кокошники, полуцилиндры), говорят о влиянии деревянного зодчества.   Эта церковь в Дьякове является прямой предшественницей  шедевра русской и мировой архитектуры – храма Покрова что на рву. 5 Тихо нарастает музыка. Ученики. Как побил государь  Золотую Орду под Казанью, Указал на подворье свое Приходить мастерам. И велел благодетель, ­ Гласит летописца сказанье,­ В память оной победы Да выстроят каменный храм. И к нему привели флорентийцев, И немцев, и прочих иноземных мужей, Пивших чару вина в один дых. И пришли к нему двое Безвестных владимирских зодчих, Двое русских строителей, Статных, Босых, Молодых. «Смерды! Можете ль церкву сложить Иноземных пригожей? Чтоб была благолепней Заморских церквей, говорю?» И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: «Можем! Прикажи, государь!»­ И ударились в ноги к царю. Мастера выплетали Узоры из каменных кружев, Выводили столбы И, работой своею горды, Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды. И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху. 6 Переходы, балкончики, Луковки да купола. И дивились ученые люди, Зане эта церковь Краше вилл итальянских И пагод индийских была. (Показ слайда «Собор Покрова что на рву»). Архитектурный   ансамбль   Собора   состоит   из   9   столпообразных   храмов различной   высоты,   в   названиях   которых   отразились   казанские   события.   Посреди стоял восьмигранный столп. Он увенчан в центре шатром, вокруг идет галерея. Он соединяет  все  церкви   в  некое  неповторимое   и  гармоничное  единство.  Каждая   из церквей своеобразна в своей индивидуальности, богато украшена декором из арочек, кокошников,   раковин   и   других   элементов,   придающих   всему   сооружению праздничный   вид.   Это   храм   –памятник   важному   историческому   событию. Центральный шатер был украшен цветной майоликой. Вопрос: Какое впечатление он производит?      Какие чувства вызывает? Ответ:  Это   прежде   всего   торжество,   ликование,   праздник   по   случаю   победы. Отсюда   сказочность   храма,   его   нарядность.   Он   прославляет   силу   и   могущество государства и гений его мастеров. Ученики. Был диковинный храм Богомазами весь измалеван В алтаре, и при входах, И в царском притворе самом. А в ногах у постройки Торговая площадь жужжала, Торовато кричала купцам: «Покажи, чем живешь!» Ночью подлый народ До креста напивался в кружалах, А утром истошно вопил, Становясь на правеж. И над всем этим срамом Та церковь была – Как невеста! И с рогожкой своей, С бирюзовым колечком во рту – Непотребная девка Стояла у Лобного места И, дивясь, как на сказку, Глядела на ту красоту… Музыкальная пауза. 7 А как храм освятили, То с посохом, в шапке монашьей Обошел его царь­ От подвалов и служб До креста. И, окинувши взором Его узорчатые башни, «Лепота!»­ молвил царь. И ответили все: «Лепота!» И спросил блогодетель: «А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю?» И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: «Может! Прикажи, государь!»­ И ударились в ноги к царю. И тогда государь Повелел ослепить этих зодчих, Чтоб в земле его Церковь Стояла одна такова, Чтобы в суздальских землях, И в землях рязанских, и прочих Не поставили лучшего храма, Чем храм Покрова! Соколиные очи Кололи им шилом железным, Дабы белого света Увидеть они не могли. Их клеймили клеймом, И секли батогами, болезных, И кидали их, темных, На стылое лоно земли. И в Обжорном ряду, Там, где заволь кабацкая пела, Где сивухой разило, Где было от пару темно, Где кричали дьяки: «Государево слово и дело!», Мастера Христа ради Просили на хлеб и вино. Тихо звучит музыка. Исполняется произведение С. В. Рахманинова «Колокола». Показ слайда «Собор Василия Блаженного». 8 И стояла их церковь Такая, Что словно приснилась, И звонила она, Будто их отпевала навзрыд, И запретную песню Про страшную царскую милость Пели в тайных местах По широкой Руси  Гусляры. Музыка звучит громче. Сегодня   этот   храм   называют   «Храм   Василия   Блаженного»   в   память   о московском юродивом чудотворце Василии, погребенном на кладбище близ собора. Царь Фёдор Иоаннович приказал на месте погребения устроить в соборе придел. Нарядные луковичные главы собора появились в конце XVI века, а цветистая роспись – в  XVII­XVIII  веках. Иностранцы говорили: «Храм построен скорее для украшения, чем для молитвы». Светское начало брало верх над культовым. Смелый по   композиции   и   необычайно   декоративный   храм   воплотил   всю   мощь   русского архитектурного гения. Это была высочайшая точка развития русского зодчества XVI века. Вопрос: Можете ли вы назвать храм, построенный гораздо позже, но внешне по архитектурному декору и стилю напоминающий храм Покрова? Ответ: Это Храм Спаса на крови в Петербурге, построенный в XIX веке на месте гибели русского царя. Звучит   музыка   –   исполняется   «Рассвет   на   Москва­реке»   из   оперы   М.   П. Мусоргского «Хованщина». Ученик.  В рассвете спит еще столица, Мерцают звезды далеки, Густой седой туман клубится Меж берегов Москва­реки. И Русь, доступная когда­то Вторженьям варваров – врагов, Теперь сама крепка, богата, Сильна единством городов. И то, что создано руками И сердцем русских мастеров, Живет и будет жить веками Среди сокровищ всех миров. 9

Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."

Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века.  Собор Василия Блаженного в Москве."

Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."

Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века.  Собор Василия Блаженного в Москве."

Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."

Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века.  Собор Василия Блаженного в Москве."

Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."

Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века.  Собор Василия Блаженного в Москве."

Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."

Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века.  Собор Василия Блаженного в Москве."

Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."

Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века.  Собор Василия Блаженного в Москве."

Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."

Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века.  Собор Василия Блаженного в Москве."

Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."

Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века.  Собор Василия Блаженного в Москве."

Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века. Собор Василия Блаженного в Москве."

Интегрированный урок "Русская церковная архитектура XVI века.  Собор Василия Блаженного в Москве."
Скачать файл