Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Кому нужна совесть?"
Оценка 4.9

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Кому нужна совесть?"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература +1
10 кл
23.04.2018
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Кому нужна совесть?"
Класс: 10 Оборудование: столб объявлений, интерактивная доска, раздаточный материал (см. приложение) Форма работы: групповая Цель: формирование умений анализировать тексты разных стилей как основа подготовки к написанию сочинения по прочитанному тексту. Тема: Кому нужна совесть? Ход урока I. Актуализация темы. Учитель делает вид, что что-то потерял, озирается вокруг. Наконец находит под партой узелок с надписью “Совесть”. Слово учителя: Нашлась пропажа. Не было ее, есть ли она? Не все ли равно. Где ей место? На полу в узелке? Или в душе человека? Нужна ли она человеческому обществу в целом и отдельному человеку в частности? – Это круг вопросов, на которые мы попытаемся ответить сегодня.
Кому нужна совесть.doc
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Кому нужна совесть?" Класс: 10 Оборудование: столб объявлений, интерактивная доска, раздаточный материал (см. приложение) Форма работы: групповая Цель: формирование умений анализировать тексты разных стилей как основа подготовки к написанию  сочинения по прочитанному тексту. Тема: Кому нужна совесть? I. Актуализация темы. Ход урока Учитель делает вид, что что­то потерял, озирается вокруг. Наконец находит под партой узелок с надписью  “Совесть”. Слово учителя: Нашлась пропажа. Не было ее, есть ли она? Не все ли равно. Где ей место? На полу в узелке?  Или в душе человека? Нужна ли она человеческому обществу в целом и отдельному человеку в частности? – Это  круг вопросов, на которые мы попытаемся ответить сегодня. II. Лексическая работа по выявлению базовых знаний. Проверка домашнего задания. Действия учителя Действия учеников Организация выступлений групп учеников.  Выдача раздаточного материала: бланков “Лист  сбора информации”. Цель: подготовить к  написанию сочинения по заданному тексту  (домашнее задание) 1группа. Представление результатов работы со  словом “совесть” по этимологическому и  словообразовательному словарям.   Сообщение “Лексическое значение слова  2 группа.   “совесть”. (Толковый словарь С.Ожегова,  энциклопедия “Познай себя”).   Демонстрация результатов работы по  3группа.   поиску фразеологизмов со словом “совесть”.  (Словарь фразеологизмов) 4 группа. Демонстрация творческих работ (в жанре  эссе) на тему: “Что значит жить по совести?”.  *группы могут представить свою работу в виде  компьютерных презентаций. В ходе выступления все ученики должны заполнить  1 этап бланка “Лист сбора информации” III. Совесть и человек. Размышление над проблематикой сказки М.Е. Салтыкова­Щедрина “Пропала совесть”. Совесть пропала 1. Слово учителя: Представим на время, что совесть исчезла, пропала. Произведение какого автора так и  называется “Пропала совесть”? 2. На интерактивной доске появляется портрет М.Е. Салтыкова­Щедрина. 3. Чтение начала сказки подготовленным учеником (наизусть). 4. Работа учеников со вторым этапом бланка “Лист сбора информации”. Совесть ищет хозяина. 1.Слово учителя: почему же совесть несчастна? Может потому, что у нее нет хозяина? А если хозяин появится,  сумеет ли она сделать его счастливым? Итак, совесть поднял горький пьяница, затем он ее всучил хозяину  кабака, жена которого затем потихоньку подсовывает совесть квартальному надзирателю. В конце концов,  совесть очутилась у богатого банкира. 2. Задание по группам: сформулировать мысли, душевные порывы, вопросы к себе, к обществу человека, у  которого совести не было, но вдруг она появилась. (Узелок с совестью по ходу выступления передается от  группы к группе)     1 группа. Горького пьяницы. 2 группа. Хозяина кабака, торгующего спиртным. 3 группа. Квартального надзирателя, нагло взимающего дань со всех продавцов на базаре. 4 группа. Очень скупого и богатого финансиста, банкира. 3. Слово учителя: Какой художественный прием использует М.Е. Салтыков­Щедрин? Совесть никому не нужна? 1.Слово учителя: Стало ли жить с совестью легче и лучше? М.Е. Салтыков­Щедрин, описывая состояние горького пропойцы, говорит: “Есть на свете горесть, лютейшая всех горесть, ­ это горесть внезапно обретенной совести”. Чтение отрывка подготовленным учеником со слов: “И  долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть…” и до “Что же я с тобой буду делать, сударыня  совесть, коли ты никому не нужна? ” В каких словах отрывка выражается горесть? 2. Сказка не закончена. Задание группам: придумать финал сказки. 3. Прослушивание вариантов учеников. Чтение учителем авторского варианта финала сказки. 4. Слово учителя: оправдались ли надежды великого сатирика? Стала ли совесть сильной и всеобъемлющей  настолько, чтобы победить “все неправды, коварства и насилия”? IV. Совесть и общество. Размышление над проблематикой статьи Ф.Искандера. (Эта статья является исходным текстом для одного из вариантов ЕГЭ. Цель работы: анализируя этот текст, собрать материал для написания  сочинения). 1. На интерактивной доске появляется портрет Ф.Искандера. 2. Слово учителя. Снята ли проблема совести в наши дни? Перед вами итоги размышлений абхазского писателя­ публициста Ф.Искандера. 3. Работа со статьей. Анализ текста по вопросам учителя и заполнение 3 этапа бланка “Лист сбора  информации”. Вопросы: А) О каком парадоксальном явлении современной действительности пишет автор в 1 абзаце статьи? Б) Нужна ли совесть на уровне государств и народов? (2,3,6 абзацы) В) Зависит ли совесть от уровня личной цивилизованности, образованности человека? (4 абзац) Г) Откуда берутся совестливые люди? (5 абзац) Дополните свой ответ решением М.Е. Салтыкова­Щедрина  вложить совесть в сердце маленького дитя. Д) Исследуя природу совести, Ф.Искандер в начале своей статьи ставит вопрос: “Откуда взялась человеческая  совесть?”. Найдите ответ в статье. (7 абзац). Почему ответ записан в стихотворной форме? 4. Вывод. Совесть – это воплощение Бога в человеке, Бог – это воплощение совести. То есть совесть – это  божественное, духовное начало в человеке. Ф. Искандер пишет: “Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и  слабо выраженная есть у каждого человека”. V. Эмоциональная рефлексия. Слово учителя: Место совести ­ в душе человека. Есть такая поговорка: “Глаза – зеркало души”. Загляните друг  другу в глаза – есть ли там божественное начало – совесть? Вывод: С совестью жить трудно, порой горько, порой больно, но в то же время и легко, и светло, ведь не надо  тогда стыдиться перед самим собой, хорошим, который живет внутри каждого из нас. Совесть в первую очередь нужна каждому человеку для развития его души и если совесть куда­то на время пропадет, выпадет из души,  надо срочно вешать объявление (вывешивается на столб объявлений): Пропала совесть!!! Особые приметы:     чистая, честная, принципиальная, порядочная, рассудительная и мудрая. Нашедшего просим вернуть за большое вознаграждение. Обращаться по адресу: школа № 18. 10 “В” класс. VI. Домашнее задание: написать сочинение по прочитанному тексту статьи Ф. Искандера в соответствии с  требованиями к части “С” ЕГЭ по русскому языку 2007 года.

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Кому нужна совесть?"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Кому нужна совесть?"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Кому нужна совесть?"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Кому нужна совесть?"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Кому нужна совесть?"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Кому нужна совесть?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018