Интегрированный урок "Судьба человека" (русская литература и психология)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: формирование понятия “судьба (на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова). Задачи: • раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека” • формировать коммуникативные и информационные компетентности; • способствовать воспитанию духовно-нравственной личности; Человек не рождается, а становится тем, кто он есть. Гельвеций Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу. Народная мудрость
Иконка файла материала Интегрированный урок Судьба человека.doc
Интегрированный урок "Судьба человека" (русская литература и психология) Цель урока: формирование понятия “судьба (на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова). Задачи:  раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба  человека”  формировать коммуникативные и информационные компетентности;  способствовать воспитанию духовно­нравственной личности; Человек не рождается, а становится тем, кто он есть. Гельвеций Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки  формируют характер, который строит нашу судьбу. Народная мудрость Ход урока 2­й слайд. Называется цель урока, комментируется основная задача.   3­й слайд. Учитель литературы: Начать наш урок хочу словами великого философа Гельвеция “Человек не  рождается, а становится тем, кто он есть”. Психолог: Я хочу продолжить мысль народной мудростью “Следите за своими мыслями, ибо они порождают  действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу”. Беседа с классом о том, что такое характер. Ребята называют черты характера, которыми обладают люди. Обсуждение 4­го слайда. 6, 7­й слайд знакомит ребят и присутствующих с результатами опроса, который провели ученики класса под  руководством психолога школы. Опрошены были взрослые люди от 25 до 40 лет. Ребята задавали им вопрос:  “Что может кардинально повлиять на вашу жизнь”.  Что может кардинально изменить вашу  судьбу? Мужчи ны Женщи ны Жить в одиночестве Потерять близких Быть брошенным любимым человеком Страдать от неизлечимой болезни 16% 47% 17% 44% 18% 48% 10% 47%8­й слайд. Учитель литературы: И потеря близкого человека, и неизлечимая болезнь может сломить человека, а  может его закалить. От чего это зависит? (От его характера, от его жизненной цели.) Мы не раз читали стихотворения Э. Асадова. А сегодня на уроке я не случайно выбрала стихотворение именно  этого поэта. (Ученик рассказывает биографию Э. Асадова (презентация))   9­й слайд. Ученик читает стихотворение под музыкальное сопровождение. Спешишь, кипишь в каком­то бурном раже! А годы мчат суровой чередой. И вот однажды не заметишь даже, Как ты уже – на финишной прямой…   А в прошлые, упрямые годы Душе хотелось и дерзать, и сметь, Спешить, не остывая никогда, Всего достичь, добиться и успеть!   А вот теперь, когда посыпал снег, Ты дни как будто пробуешь сберечь, Чтобы подольше, замедляя бег, Той финишной черты не пересечь… Почему стихотворение написано от 2­го лица (наставление писателя читателю). Что значит “посыпал снег”? (Старость.)   Подберите контекстные синонимы. (Финишная черта.)  Найдите смысловые слова стихотворения. (Достичь, добиться, успеть, дерзать, сметь.)  Благодаря каким чертам характера преодолел все жизненные трудности поэт? (Целеустремленность, напористость, трудолюбие, стойкость и др.) 10­й слайд. Еще раз обращаемся к результатам опроса, отмечая, что потеря близких может кардинально  изменить судьбу. 11­й слайд. После вступительного слова учителя ученик рассказывает присутствующим биографию М.А.  Шолохова (презентация).   Кто является главным героем рассказа “Судьба человека”? (Андрей Соколов.)   На сколько логических частей делится жизнь главного героя? (3 части: до войны, во время войны, после  войны.) 12­й слайд. Работа в группах. Учащиеся составляют кластер. (1­я группа: А. Соколов до войны; 2­я группа: А.  Соколов во время войны, после войны).13­й слайд. Психолог. Наше состояние передается и через музыку. Какому периоду жизни главного героя  соответствует данный музыкальный отрывок? (До войны, музыка спокойная, мелодичная.) Учитель литературы. В чем видит счастье А. Соколов до войны? (Семья, работа, дом, дети.) Чему радуется главный герой? (Дому, работе, уважению.)    Назовите черты характера А. Соколов в довоенное время. (Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.) В его жизни гармония, спокойствие, ему большего и не надо. 14­й слайд.  Что меняет быт главного героя? (Война.)   Почему рассказ о войне А. Соколов начинает с рассказа о мирной жизни? (Он прошел через трудности. И то, что было для него привычным, обыкновенным, стало дорогим.) Какие черты характера помогли главному герою во время войны и после? (Стойкость, храбрость,  самоотверженность, патриотизм, щедрость.) Что произошло с ним во время войны? (Попал в плен.) Какие черты он проявил в плену? (Достоинство.) Что ожидает А. Соколова после плена, о чем он думает? (Он стал думать о доме в Воронеже, о семье, о  счастье, о любви.) А что же его ждет впереди? (Зачитываем отрывок из произведения.) Что значит для человека дом? (Это очаг, крепость, защита.)       Вместе с домом человек теряет надежду, смысл жизни, счастье. В жизни А. Соколова наступает момент  разочарования, пустоты, он остался один на один со своей жестокой судьбой.  Как может измениться человек, который попал в такую ситуацию? (Может ожесточиться, возненавидеть  окружающих, спиться, лишить себя жизни.) Но наш герой не ожесточился. Но Шолохов скупо пишет про этот период жизни Соколова: работал, начал  выпивать.   Что изменило жизнь А. Соколова? (Встреча с мальчиком.) Кто кого нашел? (Андрей Соколов обратил внимание на “оборвыша”.) 15­й слайд. В чем смысл названия рассказа? Разбираем значение слова “судьба” по словарю Ожегова. 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого­чего­нибудь; 4. Будущее, то, что случится Судьба – многозначное слово.  В каком значении оно использовано в названии рассказа? (Показана не только история существования  Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой  он проявил великую силу характера.)  Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть  трудности. (Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. д.) 16­й слайд. Вручение М. А. Шолохову нобелевской премии. 17­й слайд. Психолог с ребятами анализируют отрывок из произведения Алексея Черкасова и Полины Москвитиной “Конь  рыжий”.Судьбы, как тропы в глухолесье, – всегда разные. Найдет человек сохатиную иль медвежью стежку – и пошел по ней. Потом удивляется: какая нечистая сила  понесла его по такой дремучести, где сам черт ногу сломит? Многие идут по наторенным дорогам, но не след в след, каждый по­своему. Случается: человек долго ищет судьбу. Набьет ноги, не раз умоется горькою слезою; брызнет седина в голову, а  ему все еще кажется ­ жизнь впереди!.. Другой, не успев пожить, вдруг вспыхнет огнем, да так ярко, что многим возле него хоть водой окатывай:  невмоготу припекает. Сгорит, а про него долго еще будут говорить, поминая добром и лихом. Есть судьбы легкие. Век проживет иной, ни разу не охнув. Есть трудные, когда, как говорят в народе, на бедного Макара все шишки валятся. Сколько людей – столько судеб, все не охватишь. 18­слайд. Составляется копилка судьбы. (Ребята на интерактивной доске записывают черты характера, которые являются главными в жизни человека). 19­й слайд. Ученик рассказывает о судьбе Героя Великой Отечественной войны Ленкина Александра  Николаевича, показывая презентацию.  20­й слайд. Заканчиваю урок стихотворением Ю. Левитанского. Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – Каждый выбирает для себе. Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Щит и латы. Посох и заплаты. Мера окончательной расплаты. Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Выбираю тоже – как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает по себе. Подводятся итоги урока. Домашнее задание. Прочитать по книге “Вокруг тебя ­ мир” отрывки из книги С. Алексиевич “Последние  свидетели”, написать сочинение по теме “Война в судьбе ребенка”.

Посмотрите также