Цель: научить понимать язык различных видов искусств, их взаимосвязи; создание художественного образа различными видами искусств.
Задачи:
• формировать у учащихся умение решать композиционные задачи в предложенной теме;
• развивать умение читать, воспринимать, интерпретировать поэтическое произведение на примере стихотворения И.Бунина “Вечер”;
• формировать умение выражать эмоции художественными средствами через ассоциативные композиции;
• воспитывать нравственно-эстетические чувства, пробуждать интерес к творческому осмыслению авторской мысли и осознанию связей различных видов искусств между собой и с жизнью.
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство и музыка.
Форма обучения: фронтальная.
Методы обучения:
• словесный,
• наглядно-иллюстративный.
• проблемно-поисковый.
Оснащение урока:
• проектор;
• компьютер;
• презентация к уроку;
• раздаточный материал (буклет);
• бумага;
• кисти;
• краски.
Интегрированный урок "Тайны поэтического образа"
Цель: научить понимать язык различных видов искусств, их взаимосвязи; создание художественного образа
различными видами искусств.
Задачи:
формировать у учащихся умение решать композиционные задачи в предложенной теме;
развивать умение читать, воспринимать, интерпретировать поэтическое произведение на примере
стихотворения И.Бунина “Вечер”;
формировать умение выражать эмоции художественными средствами через ассоциативные композиции;
воспитывать нравственноэстетические чувства, пробуждать интерес к творческому осмыслению
авторской мысли и осознанию связей различных видов искусств между собой и с жизнью.
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство и музыка.
Форма обучения: фронтальная.
Методы обучения:
словесный,
наглядноиллюстративный.
проблемнопоисковый.
Оснащение урока:
проектор;
компьютер;
презентация к уроку;
раздаточный материал (буклет);
бумага;
кисти;
краски.
Зрительный ряд:
афоризмы;
репродукции;
слайды.
Литературный ряд: стихотворение И.А.Бунина “Вечер”.
Музыкальный ряд: клип о счастье, инструментальная музыка.
План урока.
Структурный
элемент урока.
Организационный
момент.
Мотивационный
момент.
Деятельность
преподавателя
(инструктирование)
Деятельность учащихся
(формирование умений и навыков)
Хронометр
аж
(минуты)
Приветствие учащихся
Приветствие преподавателей
Показ фильмаслайда
“Улыбка” Игра
“Художественный образ”
Просмотр фильма.
Проговаривают ассоциативный
образ счастья.
1
3
2Сообщение темы
урока, постановка
проблемы.
1. Анализ
поэтического текста
2. Работа над
ассоциативной
композицией
Творческое задание.
Целеполагание,
постановка проблемного
вопроса “Где живет
счастье?”
Чтение стихотворения
наизусть Разбор по схеме.
Показ слайдов о
возможности передачи
эмоций цветом.
Инструктирование
учащихся по выполнению
ассоциативной композиции
для дизайна обложки
Оказание
консультативной помощи
учащимся.
Осуществление контроля
над деятельностью
учащихся Показ слайд
фильма “Счастье”
Обдумывание проблемного вопроса,
постановка задач урока.
Прослушивание .
Диалог с преподавателем Запись в
буклеты, составление картинного
плана Размышление и определение
ассоциаций Слушают, включаются в
диалог; Думают о композиционном
рисунке
2
1
4
7
10–15
Выполняют авторскую разработку
эскиза ассоциативной композиции
для обложки в технике акварельной
живописи Размышление над
проблемным вопросом урока
Просмотр
Презентация
творческих работ
Прослушивание и анализ
работ
Ответы на проблемный вопрос
Защита проекта
Ход урока
Рефлексия
Тема: Тайны поэтического образа
Эпиграф:
Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
И.Бунин.
Мастер:
7–8
2
Придумано кемто
Просто и мудро
При встрече здороваться:
“Доброе утро!”
Преподаватель: Здравствуйте, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего
хорошего настроения другому. Предлагаем вашему вниманию просмотр фильма.
Преподаватель: А вы когданибудь задумывались, сколько раз в день мы улыбаемся, чтобы выразить
удовольствие?
Мастер: Посмотрев в словаре Ожегова определение счастья – это чувство и состояние полного высшего
удовлетворения, т. е. чьи потребности полностью исполнены.
Счастье для каждого свое и нельзя его загонять под одно определение лично для меня счастье это состояние
творческой активности.
Игра – художественный образ.
Преподаватель: Где живет счастье? Как вы считаете можно ли увидеть, услышать, или почувствовать счастье?Мастер: Такое состояние души как счастье поэты стараются передать поэтическим словом, композиторы
звуками, а художники изобразительными средствами, и каждый из них видит свое счастье посвоему.
Преподаватель: Сегодня на уроке мы окунемся в тайны поэтического образа. Тема счастья – вечная, она
волновала, волнует сейчас, и будет волновать все человечество. На примере стихотворение И. Бунина – “Вечер”
попытаемся рассмотреть, как автор завуалировал свое видение счастья.
Мастер: А также, нам с вами, как профессионаламхудожникам, “переводчикам” литературного языка на язык
живописи, предлагаем поработать над эскизом обложки к этой книге.
Как вы считаете, достаточно ли просто чтения стихотворения, чтобы приступить к практической работе? Какие
задачи мы поставим с вами на урок?
Преподаватель: Перед вами на столах – буклеты. В них есть текст стихотворения, внутри – схема анализа и
строки, для ваших записей.
Чтение стихотворения наизусть под музыку.
Итак, тема
стихотворения?
Но почему, стихотворение названо “Вечер”? Не проще ли было бы назвать его “Счастье”?
Какое чувство, настроение вы испытали, читая это стихотворение?
Разгадать душевное состояние лирического героя, спрятанное за каждой картиной (строфой), поможет
“картинный план” стихотворения.
Картины
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Партитура чувств
Грусть, отчаяние,
несмелость
разочарование от незнания,
невнимательности
легкость, усталость
сменяется
радостью
Счастье, благодарение Богу
Какие выводы можно сделать из наших наблюдений?
Что можно сказать о композиции
Рассмотрим поэтическое слово
стихотворения?
Мы с вами знаем, что Бунин непревзойдённый мастер эпитета. У него практически нет слов без определений.
Отсюда и вытекает поисковое задание на внимание. Найдите и подчеркните эпитеты в тексте.
Какие еще выразительные художественные средства использует поэт?
В стихотворении важно все. А каких слов в нем больше, несущих цвет или свет?
Найдите в тексте эти слова.
Читать стихотворение нужно всегда вдумчиво, в нём важно всё. Поэтические образы вечера – времени
мудрости, истины, а также тема осени в стихотворении – пора зрелости человека, подталкивают на
размышления, что чем богаче человек внутренне, тем глубже он понимает, ощущает счастье.
Мастер:Впереди нам предстоит выполнить непростое творческое задание по выполнению проекта эскиза обложки книги
и ответить на проблемный вопрос “ Что мешает нам быть счастливыми?”
Предлагаю вам поразмыслить над ассоциативной композицией на заданную тему и возможностями передачи
эмоций цветом.
Просмотр слайдов.
Эмоции:
Музыка:
Страх
Печаль
Радость
Нежность
Симфония
Романс
Фортепианный
концерт
Творчество писателей: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.
Каким цветом мы могли бы передать творчество Бунина? А счастье?
На эти вопросы вам предстоит ответить в выполнении своего творческого задания.
Для того чтобы создать дизайн эскиза обложки книги Бунина, нужно учитывать все: композицию, ритм, цвет и
свет стихотворения, все то, о чем говорили в начале урока.
И все таки, что же подразумевает в себе дизайн обложки книги? Обложки являются наиболее сложными
дизайнерскими работами. Обложка содержит название книги, имя автора, иногда издательство и рисунки.
Дизайн обложки книги должен создавать образ. Обложка книги – это интрига “крючок” для читателя, суть всего
содержания. Поэтому, чтобы создать интересный дизайн обложки книги, художник должен эту книгу прочитать,
пережить и прочувствовать.
Что мы с вами сегодня и сделаем. Только проникнувшись идеей и ее смыслом, он может создать хороший
дизайн.
Существует много разных видов обложек: фотообложки, рисованные обложки и авторские обложки ручной
работы.
Актуальными в наше время являются обложки содержащие рисунки. Наиболее ценятся нарисованные
графические и живописные композиции, а не взятые из компьютерных каталогов. А это значит, что создать
хороший дизайн обложки книги, грамотную, интригующую читателя композицию может только по настоящему
хороший художник.
Он обязан проявить такт. Мостик, который художник строит между писателем и читателем, должен создавать
максимум возможностей только для их общения. Третий – лишний.
Поэтому, я желаю вам в вашем творческом задании по проекту эскиза композиции найти этот мостик. Создать
интригу, передавая смысл, но не полное содержание произведения. Учитывая особенности отношения самого
автора, тайну поэтического образа и ваше личное ассоциативное размышление по данной теме.
Применяя ваши профессиональные знания и умения, вспоминая все напутственные слова, создавайте проект
эскиза композиции для обложки.
(Работа учащихся над эскизом обложки, презентация слайдов, анализ работы, оценивания)
Домашнее задание. Разработать шрифтовую композицию к иллюстрации обложки и выучить наизусть
стихотворение.
Подводя итог урока, предлагаю передать свои эскизы обложки книжному издательству тем учащимся, которые
считают свою композицию удачно раскрывающей тайну поэтического образа.