Интегрированный урок (технология + русский язык + литература + музыка) по теме "Капустник"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи урока: Обучающая задача. Освоить технологию квашения капусты. Закрепить материал по теме: “Календарно-обрядовый фольклор”. Показать, как уживаются в нашем быту языческие и православные обряды и традиции. Познавательная задача: Обобщить и повторить теме: “Календарно-обрядовый фольклор”. Пополнение словарного запаса, расширение кругозора. Воспитательная задача. Выработать четкость, аккуратность в работе, последовательность, собранность. Воспитывать у учащихся интерес и уважение к фольклору, традициям и обрядам. Развивающая задача. Развивать способность работать творчески, дружно и слаженно в группе (бригаде). Психологическая задача: Создание психологически комфортной атмосферы, ситуации успешности у учениц. Тип урока. Урок интегрированный (технология, литература, русский язык, музыка)
Иконка файла материала Капустник.doc
Интегрированный урок (технология + русский язык + литература + музыка) по теме "Капустник" Цели и задачи урока: Обучающая задача. Освоить технологию квашения капусты. Закрепить материал по теме: “Календарно­обрядовый фольклор”.  Показать, как уживаются в нашем быту языческие и православные обряды и традиции. Познавательная задача: Обобщить и повторить теме: “Календарно­обрядовый фольклор”. Пополнение словарного запаса, расширение  кругозора. Воспитательная задача. Выработать четкость, аккуратность в работе, последовательность, собранность. Воспитывать у учащихся  интерес и уважение к фольклору, традициям и обрядам. Развивающая задача. Развивать способность работать творчески, дружно и слаженно в группе (бригаде). Психологическая задача: Создание психологически комфортной атмосферы, ситуации успешности у учениц. Тип урока. Урок интегрированный (технология, литература, русский язык, музыка) Методы проведения урока. Игровые моменты, беседа, хороводы, работа в бригадах, практическая работа. Домашнее задание. 1. Учащимся работать над проектом по созданию своей кулинарной книги, куда собираются и рецепты по  приготовлению блюд из капусты. 2. Подготовить сообщения об истории капусты, ее полезных свойствах 3. Составить перечень блюд из капусты. 4. Найти загадки о капусте. 5. Сочинить частушки о капусте. 6. Подобрать лечебные рецепты с применением капусты Оборудование: кухонный инвентарь, приспособления, продукты:       инструкционные карты, карточки­ задания. весы, три кастрюли, разделочные доски, терки, тарелки­  крышки, ножи, гнет (банки с водой) для хоровода: капуста с нарисованным лицом и в шляпке под покрывалом на доске словарные слова: шинковать, капуста, фитонциды, брокколи, савойская, брюссельская,  белокочанная. выставка: “Кулинарные книги” учениц. подготовить каждой бригаде для практической работы: капуста свежая – 1 кочан; соль; морковь крупная – 1 шт.; яблоки – 2 шт.; брусника – 2 столовые ложки;  лавровый лист – 3 шт.; ­ перец горошек – 3 шт.; клюква ­ 2 столовые ложки. .План урока. 1. Орг момент урока. (звучит музыка Чайковский “ Времена года”,. Вступительное слово: стихи об осени, о традициях и обрядах, связанных с осенними праздниками ­ учитель  литературы Хоровод ­ учитель музыки 2. Исторические сведения о капусте, “Капустнике”, ­ учитель литературы, ученики. 3. Практическая работа. Технология приготовления квашеной капусты, инструктаж­ учитель технологии .Закрепление темы. Работа группами по карточкам ­ учитель русского языка. Современный “капустник”. Конкурс частушек, стихов, песен, загадок ­ учитель музыки. 4. Заключительная часть урока. Подведение итогов ­ учитель литературы, технологии, музыки. Слово жюри. Приглашение гостей “капустника” на чай с пирогом. Ход урока 1. Организационный момент. Звучит музыка Ф.И.Чайковского “ Времена года”. Учитель литературы: “Октябрь уж наступил, Уж роща отряхает Последние листы С младых своих ветвей…” ­ сказал об осени поэт А.С. Пушкин Сегодня мы с вами собрались на “ капустник”, интегрированный урок, который будут вести три учителя. На дворе глубокая осень. Какие христианские и языческие праздники отмечают осенью? Ученики перечисляют. Свадьбы, Воздвижение креста Господне, Покров. Учитель литературы. На Руси древние обычаи, обряды и приметы остались в жизни восточных славян после их  христианизации. Памятные дни и праздники православной церкви наслоились на вековые обряды, связанные с  наблюдением за природой, периодами различных сельскохозяйственных работ, и семейные церемонии с их  пищевой и иной обрядностью. День празднования Воздвижения Креста Господня во многих местностях  считался датой начала сбора урожая капусты. 27 сентября – день Воздвиженья. Крестьяне подмечали: когда  наступали первые заморозки, то “Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает”. Праздник отмечали  однодневным постом. Следующий праздник за Воздвиженьем ­ Покров, который отмечается 14 октября. Это  пора осенних свадеб. Снежный покров ассоциируется со свадебным нарядом невесты. С Воздвижения  начинались капустники, капустные вечеринки в честь капусты, которые длились до Покрова. .[4] Учитель музыки. Девушки в “ капустники” в богатых уборах ходили с песнями из дома в дом рубить капусту. На  Руси народ хранит свои традиции и обряды. Чтобы дело у нас спорилось, начнем “капустник” с хоровода. Хоровод. Ученицы встают кружком вокруг предмета, спрятанного под покрывалом и исполняют хоровод: Сами землю, землю мы копали, Сами грядку, грядку насыпали. Припев: Завивайся, капустка, Завивайся густо­густо. Сами мы рассадушку сажали, Сами всходы, всходы поливали. Припев. Вот поспела, вот поспела Стала сочной, стала зрелой Припев. Ученица подходит к предмету под покрывалом, спрашивает наклонясь: ­ Что за скрип? ­ Что за хруст? ­ Это что еще за куст? ­ Как же быть без хруста? Это ведь.. .(покрывало падает и шикарно наряженная капуста сидит в центре хоровода), все хором: “ капуста” ­ и (показывают на наряженную капусту в центре хоровода) Припев.2. Исторические сведения о капусте. Учитель литературы. Откуда произошло название капусты? Слово “капуста” произошло от латинского слова “капут”, переводится – “голова”. Достоинства этого овоща во все времена оценивались как несравненные. Великий математик Пифагор, живший в 4 веке до новой эры, считал,  что именно капусте мы обязаны хорошим зрением, крепким здоровьем и ясным умом. Об этом преклонении  древних перед капустой говорят и строки из романа “ Евгений Онегин”: “ Живет, как истинный мудрец, капусту  садит, как Гораций…” [5] А что бы вы добавили о капусте? Ученицы : 1­я. Квашенная капуста…. Кто не пробовал квашенной капусты!. Сегодня как и много лет назад , она занимает  важное место в нашем рационе питания. Капуста очень ценный продукт питания. Полезность капусты  объясняется содержанием в ней минеральных солей, витаминов, углеводов, белков.[2] 2­я. Салаты из нее содержат много аскорбиновой кислоты, витамины А,В1,В2,В6,РР,К. Углеводы капусты  представлены глюкозой, фруктозой, клетчаткой, крахмалом. По наличию солей кальция капуста превосходит  картофель почти в 5 раз, аскорбиновой кислоты в ней больше, чем в лимоне на 5 %. Она богата солями кальция,  фосфора, хлора, серы. 3­я. На Руси капусту начали выращивать в IX веке, древние славяне получили ее от греко­римских колонистов  Крыма. Славяне научили квасить капусту немцев, а потом и другие народы. 4­я Существует листовая, брюссельская, цветная, спаржевая, савойская капуста, но самая распространенная –  белокочанная. . Белокочанная капуста исстари считалась целебным растением и использовалась для лечения  многих болезней. Этими советами пользуются и в наши дни. Свежие листья белокочанной капусты  прикладывают к кровоподтекам, нарывам, суставам. 5­я. Сок капусты для полоскания горла при ангине; пьют его при туберкулезе; для уменьшения зубной боли,  улучшения пищеварения, лечения язвы желудка и гастрита; при ревматизмах, как болеутоляющее средство В  капусте содержатся фитонциды, которые обладают бактерицидными свойствами и подавляют рост и развитие  бактерий стафилоккоков, туберкулезной палочки и другие микробы. [2] Учитель литературы (заключительное слово, обобщение): С Воздвижения начали квасить капусту. “На  Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца”­ народная пословица. Девушки ходили с песнями из дома в  дом рубить капусту, а за ними являлись парни и свахи высматривать невест. Чтобы понравиться жениху и свахе  девушкам работать надо хорошо. Девушки знают: “Смекай девка про капусту, да помни про жениха”.[5] Сегодня  представим, что свахи ­ наши гости, они же и жюри, будут оценивать вашу работу по бригадам и выбирать  лучших хозяюшек. 3. Практическая работа Учитель технологии: “ Готовь сани летом, а телегу зимой”­ гласит русская пословица. Заготовка продуктов на зиму для любой семьи большое подспорье. А какие способы заготовки вы уже использовали в 5 классе? Ученицы перечисляют. Замораживание, сушка, " огород на подоконнике" ­ А как вы думаете, для чего заготавливают продукты? Ученицы. Чтобы сохранить в течение долгой зимы. Учитель технологии. Месяцы сентябрь и октябрь для крестьян и горожан самый сытный в году – это время  подготовки домашних запасов на зиму. Квашение ­ один из способов заготовки и сохранения овощей впрок.  Зимой мы пополняем запасы аскорбинки благодаря капусте, именно квашенной. Заквашивать (квасить)­  подвергать брожению. Этот способ основан на превращении сахара, содержащегося во всех овощах, в молочную кислоту под действием молочно­ кислых бактерий. Молочная кислота препятствует развитию гнилостных  бактерий, предохраняет овощи от порчи. Соль обязательна при квашении, т.к. усиливает роль молочной  кислоты, придает вкусовые качества.В капустники собирались родственники, которые очищали капусту от испорченных листьев, мыли и парили  деревянные кадки. Для рубки капусты в каждом доме было свое деревянное корыто и специальная сечка.  Квасили целыми кочанами и приговаривали: "Вилки в ведро, руби серебро, сечи ­ мельчи, в кадку топчи". И мы  сегодня на нашем “капустнике” квасим капусту. Чтобы капуста была сочной, хрустящей, вкусной соблюдаем технологию приготовления, последовательность  квашения капусты. Прошли сотни лет, а рецепт квашения капусты практически не изменился. Технология  приготовления квашеной капусты Учитель проводит вводный инструктаж по охране труда: ­ ножи передавать друг другу рукояткой вперед; ­ натирать на терке морковь не полностью. ­ снимая верхние листья, осторожно обращаемся с ножом; ­ во время шинковки следить за правильным положением рук; Каждая бригада получает инструкционные карты , набор посуды и инструментов и приступает к работе. Текущий инструктаж. Помощь в работе. Контроль выполнения правил охраны труда. Уборка рабочих мест (дежурная 1 бригада) Учитель технологии. А я, хозяйка, обязательно должна испечь пирог с капустой для гостей. Во время практической работы звучит русская народная музыка Учитель литературы. Закончившим практическую работу ученицам даются карточки ­ задани В это время  дежурная бригада наводит порядок на кухне. Когда все соберутся, провести конкурс пословиц о капусте. Чья бригада назовет больше пословиц и  поговорок. Следующий конкурс “Чья бригада найдет ответ первой” Учитель технологии. Подводим итоги выставки кулинарных книг. Слово жюри. Учитель литературы. А еще есть современное толкование слова “капустник”, название которого пошло от  собраний в театре артистов с юмористическими представлениями, шутками, частушками и пр. Учитель музыки. Давайте устроим “ веселый капустник”. Предлагаю конкурс частушек о капусте. Какие пословицы, приметы, поговорки связаны с этими праздниками? Какие вы сочинили сами стихи и загадки о  капусте? 4. Заключительная часть. Подведение итога урока. Учитель музыки . Хорошо ли провели капустник с хороводами и песнями? Вы хорошо поработали и получили  следующие оценки Учитель технологии. Все ли вы умеете квасить капусту? (Оценивает) .Учитель литературы. Много ли вы узнали нового о капусте, об истории, традициях и обрядах связанных с  заготовкой капусты? (Оценивает.) Обращается к жюри: “Вы внимательно смотрели как квасили капусты  девушки, выбрали ли достойных хозяюшек?” Слово гостям и жюри (свахам). Приглашаем гостей к чаю. Девушки становятся вкруг и поют хором: К нам гости пришли, Дорогие пришли, Мы не зря компот варили Пироги пекли, Мы не зря компот варили Пироги пекли, С картошкой пирог, С клубничкой пирог,А который самый вкусный­ С капустой пирог. Всех приглашаем на капустный пирог! Литература 1. В.Д.Симоненко. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для  девочек). М. “Вентана­Граф”. 1999 г. 2. В.М. Ковалев. “500 рецептов славянской трапезы”. 3. Л.А. Трушкина “ Хрен да редька, лук да капуста”. 4. Б.Л. Смолянский. “ Религия и питание”. 5. Журнал “ Школа и производство”. 6. С.М.Мартынов. Овощи + фрукты + меды = здоровье. Книга для родителей. М. Просвещение. 1993 г. 7. Г.Д. Рыженков. Народный месяцеслов. М., Современник.1991.

Посмотрите также