Цели:
1. Обобщить ЗУН учащихся по теме “Традиции романтизма в литературе XIX века”.
2. Проследить связь двух видов искусства в эпоху романтизма.
3. Исследовать музыкальные традиции романтизма в музыке на примере творчества Бетховена.
4. Развивать основы монологической речи, сравнительного анализа, классификации и обобщения.
5. Развивать ассоциативное мышление и творческие способности учащихся.
6. Воспитывать умение работать в исследовательских группах; культуру слова; интерес к классической литературе и музыке.
Ход урока
I модуль.
Проверка домашнего задания (коррекция).
Вступительное слово учителя.
Петроград 1919 г., пламенное выступление русского поэта А.А.Блока.
“Подлинный романтизм вовсе не есть только литературное течение. Он стремился стать и стал на мгновение новой формой чувствования, новым способом переживания жизни. Литературное новаторство есть лишь следствие глубокого перелома, совершившегося в душе, она помолодела, взглянула на мир по – новому, потряслась связью с ним, прониклась трепетом, тревогой, тайным жаром, чувством неизведанной дали, захлестнулась от близости к Душе Мира”. Романтизм умирал и возрождался неоднократно, его знамя в XIX веке несли лучшие поэты России, в XX подхватили поэты Серебряного века, а в XXI об этом говорим мы!
Интегрированный урок "Традиции романтизма в
литературе и музыке"
Цели:
1. Обобщить ЗУН учащихся по теме “Традиции романтизма в литературе XIX века”.
2. Проследить связь двух видов искусства в эпоху романтизма.
3. Исследовать музыкальные традиции романтизма в музыке на примере творчества Бетховена.
4. Развивать основы монологической речи, сравнительного анализа, классификации и обобщения.
5. Развивать ассоциативное мышление и творческие способности учащихся.
6. Воспитывать умение работать в исследовательских группах; культуру слова; интерес к классической
литературе и музыке.
I модуль.
Проверка домашнего задания (коррекция).
Вступительное слово учителя.
Ход урока
Петроград 1919 г., пламенное выступление русского поэта А.А.Блока.
“Подлинный романтизм вовсе не есть только литературное течение. Он стремился стать и стал на мгновение
новой формой чувствования, новым способом переживания жизни. Литературное новаторство есть лишь
следствие глубокого перелома, совершившегося в душе, она помолодела, взглянула на мир по – новому,
потряслась связью с ним, прониклась трепетом, тревогой, тайным жаром, чувством неизведанной дали,
захлестнулась от близости к Душе Мира”. Романтизм умирал и возрождался неоднократно, его знамя в XIX веке
несли лучшие поэты России, в XX подхватили поэты Серебряного века, а в XXI об этом говорим мы!
В XIX веке романтизм был “паролем века” и в России, и в Западной Европе. Вот о позывных этого мощного
движения в искусстве мы сегодня и поведём речь.
I. Тема: “ Традиции романтизма в литературе и музыке”.
Что такое традиции? Какую роль играют традиции в культуре?
(лучшее, что накоплено опытом предыдущих поколений можно назвать традицией).
Какие лучшие традиции романтизма в литературе мы с вами, исследуя творчество Байрона, Пушкина и
Лермонтова , смогли обозначить?
Таблица. Проверка домашнего задания. Диалог, в котором учащиеся должны привести примеры из
художественных произведений, изученных в курсе литературы. (А.С. Пушкин “ Братья разбойники”, М.Ю.
Лермонтов “ Мцыри”, Д.Г. Байрон “Корсар” и другие).
Новый герой. (Конрад, Мцыри, братья разбойники)
Тема взаимоотношений человека и общества (одиночество, свобода)
Неудовлетворённость будничной жизнью, интерес к истории, мифологии, природе, ставшими источниками
вдохновения.
Наличие мира поэтической мечты.
Дополните свои записи, сделанные дома ,закончите оформление левой колонки таблицы.
II. Модуль.
Великий романтик, писатель и композиторГофман утверждал, что там, где кончается слово, начинается музыка.
О неразрывной связи этих двух видов искусства говорилось и будет говориться. Но именно в эпоху романтизма,в начале XIX века, она особенно усилилась, поэтому о традициях романтизма в литературе нельзя говорить без
осмысления традиций романтизма в музыке.
(Задание учащимся: продолжить записи в таблице в графе “Музыка”.)
. Музыка (таблица).
1) Выступление исследовательской группы №1 по теме “ Романтизм в музыке”.
Именно появление и расцвет синтетических видов искусства: балета, оперы, романса, оратории воссоединили
некогда утраченное единство.
Интерес к исключительному, возвышающемуся над своим окружением герою.
Мотив одиночества, скитальчества, драматизм и трагизм жизни.
Поэтизация далёкого прошлого, народного быта, природы.
Протест против буржуазной действительности, против практицизма и рационализма, столкновение реального и
идеального
Великие имена композиторов романтиков: Бетховен, Шуберт, Шуман, Лист, Вагнер, Чайковский, Алябьев.
2) Выступление учащихся исследовательской группы №2 по теме “ Творчество Людвига Ван Бетховена ”.
. Бетховен.
Музыка: “Лунная соната”. Выступление исследовательской группы №3.
Продолжение записей в тетрадях
Образ Бетховена – романтика вдохновил романтика – поэта XX в. Н.Заболоцкого (чтение учащимися
стихотворения “Бетховен”)
В тот самый день, когда твои созвучья
Преодолели сложный мир труда,
Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.
И яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов,
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров.
Дубравой труб и озером мелодий
Ты превозмог нестройный ураган,
И крикнул ты в лицо самой природе,
Свой львиный лик просунув сквозь орган.
И пред лицом пространства мирового
Такую мысль вложил ты в этот крик,
Что слово с воплем вырвалось из слова
И стало музыкой, венчая львиный лик.
В рогах быка опять запела лира,
Пастушьей флейтой стала кость орла,
И понял ты живую прелесть мира
И отделил добро его от зла.
И сквозь покой пространства мирового
До самых звёзд прошёл девятый вал…
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
Бетховен утверждал, что “музыка должна высекать огонь из груди человеческой” ( звучит отрывок из 5
симфонии Бетховена)
Каковы ваши ассоциации?
Какие выразительные средства использовал композитор?
Сам Бетховен говорил об этом произведении: “Так судьба стучится в дверь”.Именно герой симфонии бунтарь, противостоящий судьбе, как лермонтовский парус.
Итог урока. Домашнее задание.
Конфуций утверждал, что сначала была музыка, а затем возникло слово, вернее много разных слов. Вот именно
сейчас, как послесловие к услышанным произведениям Бетховена, заканчивая разговор о традициях
романтизма, хотелось бы дать вам задание: создать художественные миниатюры ассоциации на тему “Стань
музыкою, слово…”
Самоанализ урока в 8 классе.
Учитывая, что урок планировался и проводился в 8 классе, учитывая возрастные особенности учащихся,
особенности класса с развитой познавательной сферой (статус класса лицейский), мною определено
содержание урока: “Традиции романтизма в литературе и музыке”. Программа Кутузова, по которой занимается
данный класс своим основным девизом. В курсе литературы 8 класса провозгласила: “Литература и традиция.”
Центральным понятием курса является понятие традиции.
Всё вышеперечисленное обусловило выбор учебных целей урока (обучающие)
1. Обобщить ЗУН учащихся по теме “Традиции романтизма в литературе 19 века”
2. Исследовать музыкальные традиции в эпоху романтизма 19 века на примере творчества Бетховена.
Кроме того, ведя ОЭР в данном классе по теме “Интегрирование литературы с другими видами искусства”,
работая по учебному комплексу, который предполагает ведение диалога между различными видами искусства,
поставила следующие развивающие цели:
1. Развивать основы монологической речи, сравнение анализа, классификации и обобщения.
2. Развивать творческое мышление, эмоциональную сферу ребёнка, способствовать обще
интеллектуальному развитию.
3. Развивать ассоциативное мышление.
Содержание урока позволило постановить следующие воспитательные цели:
способствовать развитию интереса к классической литературе и музыке.
Воспитывать культуру слова.
Воспитывать умение работать в исследовательских коллективах.
Проведённый урок является уроком обобщения знаний по теме, итоговым уроком темы, состоит из 4 основных
этапов, но он носит интегративный характер, поэтому является по типу комбинированным.
I этап
Проверка домашних заданий и обобщение знаний по теме “Романтизм в литературе на примере творчества
Байрона, Пушкина, Лермонтова”. Для решения данной учебной задачи я избрала приём эвристической беседы с
использованием ТСО перед учащимися на предыдущем уроке была поставлена проблема, которую они дома
пытались решить. (проиллюстрировать таблицу в тетради примерами из изученных произведений).
II этап.
Знакомство с традициями романтизма в музыке. Учебная задача: познакомить учащихся с традициям романтизма
в музыке и сравнить полученную информацию с традициями в литературе.
Я использовала такие приёмы:
Исследовательская работа и выступление группы учащихся.
Составление обобщённой сравнительной таблицы.
Прослушивание музыкальных отрывков.
Эти приёмы способствовали реализации идей развивающего обучения, задания развивали интеллектуальную
сферу, способность к обобщению и классифицированию информации, к ведению диалога культур между
различными видами искусства. Данные задания способствовали формированию активной учебной деятельности
и самостоятельности учащихся.III этап.
Знакомство с творчеством Людвига Ван Бетховена, с традициями романтизма в его произведениях.
Интегратором в данном случае стало определение романтического направления творчества Бетховена.
Учебная задача: познакомиться с творчеством композитора на примере “5 симфонии”, умение выстраивать
словесно – ассоциативный ряд, анализируя романтические особенности его произведения.
IV этап.
Подведение итогов и подготовка к творческому заданию.
Активность класса, сочетание индивидуальной и коллективной деятельности, комфортность, морально –
психологический климат.
Домашнее задание – закрепление изученного.