Интегрированный урок "Традиции романтизма в литературе и музыке"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Обобщить ЗУН учащихся по теме “Традиции романтизма в литературе XIX века”. 2. Проследить связь двух видов искусства в эпоху романтизма. 3. Исследовать музыкальные традиции романтизма в музыке на примере творчества Бетховена. 4. Развивать основы монологической речи, сравнительного анализа, классификации и обобщения. 5. Развивать ассоциативное мышление и творческие способности учащихся. 6. Воспитывать умение работать в исследовательских группах; культуру слова; интерес к классической литературе и музыке. Ход урока I модуль. Проверка домашнего задания (коррекция). Вступительное слово учителя. Петроград 1919 г., пламенное выступление русского поэта А.А.Блока. “Подлинный романтизм вовсе не есть только литературное течение. Он стремился стать и стал на мгновение новой формой чувствования, новым способом переживания жизни. Литературное новаторство есть лишь следствие глубокого перелома, совершившегося в душе, она помолодела, взглянула на мир по – новому, потряслась связью с ним, прониклась трепетом, тревогой, тайным жаром, чувством неизведанной дали, захлестнулась от близости к Душе Мира”. Романтизм умирал и возрождался неоднократно, его знамя в XIX веке несли лучшие поэты России, в XX подхватили поэты Серебряного века, а в XXI об этом говорим мы!
Иконка файла материала Интегрированный урок Традиции романтизма.doc
Интегрированный урок "Традиции романтизма в литературе и музыке" Цели: 1. Обобщить ЗУН учащихся по теме “Традиции романтизма в литературе XIX века”. 2. Проследить связь двух видов искусства в эпоху романтизма. 3. Исследовать музыкальные традиции романтизма в музыке на примере творчества Бетховена. 4. Развивать основы монологической речи, сравнительного анализа, классификации и обобщения. 5. Развивать ассоциативное мышление и творческие способности учащихся. 6. Воспитывать умение работать в исследовательских группах; культуру слова; интерес к классической  литературе и музыке. I модуль. Проверка домашнего задания (коррекция). Вступительное слово учителя. Ход урока Петроград 1919 г., пламенное выступление русского поэта А.А.Блока. “Подлинный романтизм вовсе не есть только литературное течение. Он стремился стать и стал на мгновение  новой формой чувствования, новым способом переживания жизни. Литературное новаторство есть лишь  следствие глубокого перелома, совершившегося в душе, она помолодела, взглянула на мир по – новому,  потряслась связью с ним, прониклась трепетом, тревогой, тайным жаром, чувством неизведанной дали,  захлестнулась от близости к Душе Мира”. Романтизм умирал и возрождался неоднократно, его знамя в XIX веке  несли лучшие поэты России, в XX подхватили поэты Серебряного века, а в XXI об этом говорим мы! В XIX веке романтизм был “паролем века” и в России, и в Западной Европе. Вот о позывных этого мощного  движения в искусстве мы сегодня и поведём речь. I. Тема: “ Традиции романтизма в литературе и музыке”. Что такое традиции? Какую роль играют традиции в культуре? (лучшее, что накоплено опытом предыдущих поколений можно назвать традицией). Какие лучшие традиции романтизма в литературе мы с вами, исследуя творчество Байрона, Пушкина и  Лермонтова , смогли обозначить? Таблица. Проверка домашнего задания. Диалог, в котором учащиеся должны привести примеры из  художественных произведений, изученных в курсе литературы. (А.С. Пушкин “ Братья разбойники”, М.Ю.  Лермонтов “ Мцыри”, Д.Г. Байрон “Корсар” и другие). Новый герой. (Конрад, Мцыри, братья разбойники) Тема взаимоотношений человека и общества (одиночество, свобода) Неудовлетворённость будничной жизнью, интерес к истории, мифологии, природе, ставшими источниками  вдохновения. Наличие мира поэтической мечты. Дополните свои записи, сделанные дома ,закончите оформление левой колонки таблицы. II. Модуль. Великий романтик, писатель и композиторГофман утверждал, что там, где кончается слово, начинается музыка.  О неразрывной связи этих двух видов искусства говорилось и будет говориться. Но именно в эпоху романтизма,в начале XIX века, она особенно усилилась, поэтому о традициях романтизма в литературе нельзя говорить без  осмысления традиций романтизма в музыке. (Задание учащимся: продолжить записи в таблице в графе “Музыка”.) . Музыка (таблица). 1) Выступление исследовательской группы №1 по теме “ Романтизм в музыке”. Именно появление и расцвет синтетических видов искусства: балета, оперы, романса, оратории ­ воссоединили  некогда утраченное единство. Интерес к исключительному, возвышающемуся над своим окружением герою. Мотив одиночества, скитальчества, драматизм и трагизм жизни. Поэтизация далёкого прошлого, народного быта, природы. Протест против буржуазной действительности, против практицизма и рационализма, столкновение реального и  идеального Великие имена композиторов ­ романтиков: Бетховен, Шуберт, Шуман, Лист, Вагнер, Чайковский, Алябьев. 2) Выступление учащихся исследовательской группы №2 по теме “ Творчество Людвига Ван Бетховена ”. . Бетховен. Музыка: “Лунная соната”. Выступление исследовательской группы №3.  Продолжение записей в тетрадях  Образ Бетховена – романтика вдохновил романтика – поэта XX в. Н.Заболоцкого (чтение учащимися  стихотворения “Бетховен”) В тот самый день, когда твои созвучья Преодолели сложный мир труда, Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча, Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда. И яростным охвачен вдохновеньем, В оркестрах гроз и трепете громов,  Поднялся ты по облачным ступеням И прикоснулся к музыке миров. Дубравой труб и озером мелодий Ты превозмог нестройный ураган, И крикнул ты в лицо самой природе, Свой львиный лик просунув сквозь орган. И пред лицом пространства мирового  Такую мысль вложил ты в этот крик, Что слово с воплем вырвалось из слова И стало музыкой, венчая львиный лик. В рогах быка опять запела лира, Пастушьей флейтой стала кость орла, И понял ты живую прелесть мира И отделил добро его от зла. И сквозь покой пространства мирового До самых звёзд прошёл девятый вал… Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал! Бетховен утверждал, что “музыка должна высекать огонь из груди человеческой” ( звучит отрывок из 5  симфонии Бетховена) Каковы ваши ассоциации? Какие выразительные средства использовал композитор? Сам Бетховен говорил об этом произведении: “Так судьба стучится в дверь”.Именно герой симфонии ­ бунтарь, противостоящий судьбе, как лермонтовский парус. Итог урока. Домашнее задание. Конфуций утверждал, что сначала была музыка, а затем возникло слово, вернее много разных слов. Вот именно  сейчас, как послесловие к услышанным произведениям Бетховена, заканчивая разговор о традициях  романтизма, хотелось бы дать вам задание: создать художественные миниатюры­ ассоциации на тему “Стань  музыкою, слово…” Самоанализ урока в 8 классе. Учитывая, что урок планировался и проводился в 8 классе, учитывая возрастные особенности учащихся,  особенности класса с развитой познавательной сферой (статус класса ­ лицейский), мною определено  содержание урока: “Традиции романтизма в литературе и музыке”. Программа Кутузова, по которой занимается  данный класс своим основным девизом. В курсе литературы 8 класса провозгласила: “Литература и традиция.” Центральным понятием курса является понятие традиции. Всё вышеперечисленное обусловило выбор учебных целей урока (обучающие) 1. Обобщить ЗУН учащихся по теме “Традиции романтизма в литературе 19 века” 2. Исследовать музыкальные традиции в эпоху романтизма 19 века на примере творчества Бетховена. Кроме того, ведя ОЭР в данном классе по теме “Интегрирование литературы с другими видами искусства”,  работая по учебному комплексу, который предполагает ведение диалога между различными видами искусства,  поставила следующие развивающие цели: 1. Развивать основы монологической речи, сравнение анализа, классификации и обобщения. 2. Развивать творческое мышление, эмоциональную сферу ребёнка, способствовать обще  интеллектуальному развитию. 3. Развивать ассоциативное мышление. Содержание урока позволило постановить следующие воспитательные цели: способствовать развитию интереса к классической литературе и музыке. Воспитывать культуру слова. Воспитывать умение работать в исследовательских коллективах. Проведённый урок является уроком обобщения знаний по теме, итоговым уроком темы, состоит из 4 основных  этапов, но он носит интегративный характер, поэтому является по типу комбинированным. I этап Проверка домашних заданий и обобщение знаний по теме “Романтизм в литературе на примере творчества  Байрона, Пушкина, Лермонтова”. Для решения данной учебной задачи я избрала приём эвристической беседы с  использованием ТСО перед учащимися на предыдущем уроке была поставлена проблема, которую они дома  пытались решить. (проиллюстрировать таблицу в тетради примерами из изученных произведений). II этап. Знакомство с традициями романтизма в музыке. Учебная задача: познакомить учащихся с традициям романтизма в музыке и сравнить полученную информацию с традициями в литературе. Я использовала такие приёмы: Исследовательская работа и выступление группы учащихся. Составление обобщённой сравнительной таблицы. Прослушивание музыкальных отрывков. Эти приёмы способствовали реализации идей развивающего обучения, задания развивали интеллектуальную  сферу, способность к обобщению и классифицированию информации, к ведению диалога культур между  различными видами искусства. Данные задания способствовали формированию активной учебной деятельности  и самостоятельности учащихся.III этап. Знакомство с творчеством Людвига Ван Бетховена, с традициями романтизма в его произведениях.  Интегратором в данном случае стало определение романтического направления творчества Бетховена. Учебная задача: познакомиться с творчеством композитора на примере “5 симфонии”, умение выстраивать  словесно – ассоциативный ряд, анализируя романтические особенности его произведения. IV этап. Подведение итогов и подготовка к творческому заданию. Активность класса, сочетание индивидуальной и коллективной деятельности, комфортность, морально –  психологический климат. Домашнее задание – закрепление изученного.

Посмотрите также