Интегрированный урок
Окружающий мир + математика
Тема: Знаменитые военачальники
Цель: познакомить с основными этапами жизни А.В.Суворова; дать представление о битве за крепость Измаил; прививать интерес к историческому прошлому страны; закрепить знание случаев деления числа на однозначное.
1. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся.
Сегодня у нас необычный урок. Мы совместим с вами урок окружающего мира и математики. Совершим путешествие в прошлое. Пожелайте друг другу Удачи, успеха, хорошего настроения. Помните, рядом с вами всегда находиться плечо друга, который поможет вам в трудную минуту.
2. Постановка задачи урока. (Слайд 1)
Прочитайте тему нашего урока. Кто такие военачальники? Подберите синоним к этому слову (полководцы). Каких известных полководцев вы знаете? О ком будем говорить на уроке? Что мы должны о нем узнать? А если наш урок связан с уроком математики, что мы будем делать?
3. Устный счет. Постановка проблемы. (слайд 3-4)
Цель – закрепить знания случаев умножения и деления.
Правильно, мы познакомимся с одним из самых знаменитых полководцев, прославивших Россию. А узнать о ком пойдет речь нам надо решить примеры и соотнести ответы с буквами.(Слайд 4)
40*80/100 –О 560/7*4 –В
3*26-18 - У 902 – 348 – О
250+700 - В 20*7-100 - Р
4+96/2 -С
У о о в р с в
60 32 554 320 4о 52 950
О ком пойдет речь? (Суворов А.В.)
4. Тема урока. Открытие нового.(доклад читает ученик)
(слайд5-8 годы жизни)
Цель – Познакомить учащихся с основными этапами жизни А.В.Суворова.
А.В. Суворов родился в 1970 году в семье военного офицера. С самого раннего детства он мечтал стать, как отец, военным. Но от природы был болезненным. Хилым мальчиком, легко простужался. С таким здоровьем нечего было думать об армии. Поэтому Саша стал закаляться, ежедневно делал гимнастику, обливался холодной водой, даже в лютый мороз носил легкую одежду, в любую погоду ездил верхом, спал на досках, выполнял тяжелые физические упражнения. Уделял большое внимание закаливанию, изучал математику, историю, военное дело, в совершенстве овладел французским и немецким языками, позже освоил испанский и итальянский.
Ему еще не было и 17 лет, когда он поступил на службу солдатом. На себе испытал молодой Суворов всю тяжесть солдатской жизни. Даже став генералом, он продолжал жить как простой солдат, придерживаясь военного устава.
- Что вы узнали из биографии А.В.? Что вы знаете о нем сами?
Посмотрите, несмотря на здоровье, хилость он не отступил от своей мечты стать военным. Его упорству можно позавидовать. За всю свою военную карьеру он одержал много славных побед и ни разу не проиграл. В историю он вошел как ни разу не побежденный!!! Этот человек еще был и образованный. (слайд 9) В течении 30 лет он пишет книгу «Наука побеждать», которая вышла в 1806 году. Книга состояла из двух частей: одна для солдат, другая для офицеров. Для солдат он пытался изложить образным и более понятным языком, без наукообразности.
Основой науки были «три воинских искусства»: глазомер, быстрота и натиск.
«Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля дура, штык - молодец»
Сосчитайте, сколько славных побед он одержал, одна буква одна победа.(слайд 10)
Искусство+ опыт+ глазомер+ быстрота+натиск
Правильно 35 побед. Сегодня мы поговорим об одной из них.
Во второй половине 18 века Россия вела долгие войны с Турцией, которая захватила северные берега Черного моря и Крым. Турецкие войска часто совершали опустошительные набеги на южные окраины России. Суворов одерживал победу за победой в сражениях с турками. (слайд11) Продвижению русских войск мешала турецкая крепость Измаил, которая находилась в устье реки Дунай. Никто из генералов не решался штурмовать крепость. Потому что в ней были сосредоточены крупные силы врага. Давайте узнаем, какое преимущество было у врага.(слайд 12)
Дети решают примеры с комментированием.
1400/7 -(200 пушек)
1620/9 - (180 военачальников)
119460/3 - (39820 солдат)
В процессе объяснения вырисовывается план штурма крепости Измаил.
(слайд 13 карта)
Крепость Измаил считалась неприступной, вокруг нее был выкопан ров шириной 12 метров и насыпан высокий вал периметром 6 км.
Осенью 1790 года армия Суворова подошла к Измаилу. Изучив обстановку, А.В. приказал построить подобный вал периметром 2 км. Узнайте, на сколько км периметр вала турок был длиннее периметра вала русских. (На 4 км)
И началась под Измаилом необычная жизнь. (слайд 14) Днем солдаты Суворова учились ходить в штыковую атаку, изучили навыки рукопашного боя, а ночью Александр Васильевич учил их с помощью легких лестниц мгновенно взбираться на высокие стены, преодолевать глубокий ров. Очень уставали солдаты, но генерал любил повторять: « Тяжело в учении – легко в бою». Как вы понимаете эти слова?(слайд 15)
5. Физкультминутка.
6. Продолжение темы. (слайд 16)
Не зря учились солдаты. Сначала они преодолевали расстояние в 240 м между лагерем и валом за 8 мин, после учения это же расстояние они стали преодолевать за 4 мин. С какой скоростью преодолевали они расстояние между лагерем и валом до учения и после него?
Давайте попробуем решить эту задачу. О чем говориться в задаче? Какое расстояние они преодолевали? (240м). За сколько они преодолевали до учения (8 мин). После учения? (4 мин). Составим таблицу.(слайд 17)
|
Скорость |
Время |
Расстояние |
До учен |
? |
8 мин |
240м |
После |
? |
4 мин |
240м |
Таблица составляется коллективно, решение самостоятельно. Взаимопроверка.(дети оценивают себя по оценочной шкале)
Какие дополнительные вопросы можно поставить к задаче?
-На сколько метров увеличиться скорость в минуту?
-Во сколько раз быстрее стали передвигаться войска?
-Сколько минут стали экономить войска?
Как вы думаете помогало учение? Когда все было готово к штурму Суворов предложил туркам сдаться, но получил надменный ответ: «Скорее небо обрушиться на землю и Дунай потечет в другую сторону, чем сдастся Измаил». (слайд 18-22)
Генерал двинул свои войска на приступ. Ранним декабрьским утром 1790года русские войска бесшумно приблизились к стенам Измаила. Но турки были начеку и встретили штурмующих ураганным огнем. Подберите синонимы к слову ураганный. Солдаты настолько были натренированы, действовали быстро и сложено что к восьми утра заняли основные позиции, а к 4 часам дня и саму крепость.
(слайд 23) «Гордый Измаил у ног Вашего Величества» - писал Суворов Екатерине Великой. (слайд 24)О победе узнал и султан, ему рассказали воины которые сбежали с битвы. Узнайте, сколько воинов уцелело.
Игра «День-Ночь». Учитель читает пример, дети с закрытыми глазами считают.
66/3+18-7/11*15*2/30+17*5/100=1
По нашему примеру выходит что 1 человек сбежал. И то, потому что его отпустили, чтобы он доложил султану. Много лет верой и правдой служил А.В.Суворов своему родному Отечеству. Узнайте, сколько лет.(слайд 25)
Самостоятельное решение с последующей проверкой. Дети сами оценивают себя по шкале.
2408 / 2 / 4 – 247= 54
Он был в армии 54 года. За отличную службу был назначен фельдмаршалом,
А за год до смерти получил самое высшее звание- генералиссимус. Умер А.В.Суворов в возрасте 70 лет. (слайд 26)Похоронили его в Александро – Сергиевой лавре в городе Петербурге. На его надгробии надпись: «Здесь лежит Суворов».
(слайд 27) Не стало Суворова, но слава о нем живет и по сей день. Свято люди чтут память о великом полководце. Об этом свидетельствуют памятники в крупных городах (слайд 28)В Москве есть Суворовское училище, где готовят русских офицеров. Каждый год их ряды пополняются новыми защитниками Отечества, и носят гордое звание «суворовцы». Каждые три года из училища выходят 1389 офицеров. Сколько же их готовит училище за 10 лет? Вычислите.(слайд 29)
Один ученик решает задачу с комментированием.
1386 /3 * 10=4620 человек.
(слайд 30) Ордена имени А.В.Суворова впервые стали вручаться во время Великой Отечественной войне. Орден 1 степени получил герой Советского союза, маршал Г.К.Жуков. Орден 2 степени получил А.М.Василевский, 3степени –Н.Н.Воронов.
(слайд 31) Каждый год 11 декабря на Украине проходят торжества посвященные годовщине взятия крепости Измаил русскими войсками.
7.Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель: подвести итог проделанной работе на уроке.
Наш урок подошел к завершению. Чем запомнился он вам? Что узнали о А.В.Суворове? О крепости Измаил? Расскажите по схеме.
----Знаю ----Я запомнил ------Смог
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.