ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Автор: Малышева Татьяна Ивановна
«Ученик не сосуд, который нужно
наполнить, а факел, который
нужно зажечь».
(Балабан Милослав Александрович - доцент МГУ)
УЧЕНИЕ – это САМАЯ СЛОЖНАЯ РАБОТА. Наши ученики ежедневно по 5-6 уроков на работе, практически каждый день дополнительные занятия по отдельным предметам, подготовка к контрольным, проверкам, экзаменам. Причем каждый из учителей искренне считает свой предмет самым важным, нужным и полезным. Вот и приходится детям ежедневно «грызть» гранит знаний.
Не легко приходится современным обучающимся! Но что же делать нам, педагогам, желающим добиться хороших результатов от детей?
Одной из проблем в обучении математике сегодня можно выделить низкую мотивацию учащихся на уроках в среднем и старшем звене общеобразовательной школы, что не способствует развитию внутренних резервов личности ученика. Снижается качество успеваемости обучающихся.
Я вижу только один единственный способ: сделать обучение настолько интересным, чтобы знания усваивались легко. Ведь не зря Л.Н.Толстой говорил: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Если мы будем учить – вызывая у ребят радостное чувство успеха, движения вперед и развития, тогда учение станет посильно для них. Надо перевернуть унылую «теорию терпения» умной методикой!
Задача современного учителя - не преподносить знания, а создавать мотивацию и формировать комплекс умений учить самого себя. Учитель на уроке – он для того и существует. Глупо винить родителей: они не виноваты, они не умеют учить. Учить должны мы!
• Я поставила перед собой цель: определить эффективные пути для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации обучающихся на уроках математики
Надо было создать условия для систематического внедрения интерактивных методов обучения математике для развития их интереса в математической области. Эта тема меня заинтересовала, её актуальность в следующем:
ž В создании на уроке атмосферы, позволяющей каждому ученику включиться в многогранную интеллектуальную, творческую деятельность, для самовыражения и самоутверждения
ž В формировании опыта работы по применению интерактивных методов и приёмов обучения в образовательном процессе
ž В разработке методических рекомендаций, способствующих овладению каждым учащимся (с учетом особенностей личности) совокупностью универсальных учебных действий. Для достижения цели были поставлены задачи
Составила план для решения поставленных задач:
В настоящее время невозможно представить учебный процесс без применения современных методов обучения и, в частности, интерактивных технологий. (слайд 7)
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, состоящая в создании комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой, чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Понятие «интерактивные технологии в школе» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика – это новая ступень организации учебного процесса.
Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог с позиции партнера - помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развивать у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.
(слайд 8)-На экране в ментальной карте я представила все этапы учебной деятельности на разных типах уроков.
Цель каждого урока с применением интерактивных методов состоит в том, чтобы создать условия для полноценного общения, смоделировать такие ситуации, в которых учащиеся: (слайд 9-СТРУКТУРА УРОКА)
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока - в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию.
В начале урока математики я, как правило, провожу разминку в виде устного счёта, которая имеет целью привлечь или сконцентрировать внимание учащихся к теме урока. Разминкой может служить любое интересное упражнение или игра. Очень нравится моим ученикам устный счет, оформленный необычным способом: это может быть «ромашка», на лепестках которой записаны примеры, сложность примера зависит от твоей удачи; это могут быть бусы, которые мы собираем в подарок; это цепочка, идущая по ряду, пробежать которую надо быстрее одноклассников, это могут быть задания, выполнив которые ученик должен сделать какое-нибудь действие, например, хлопнуть в ладоши, подняться с места и т.п. Такой интерактивный устный счёт служит хорошей мотивацией для изучения новой темы, демонстрирует важность внимательности и совместности действий.
На этапе изучения нового материала использую прием «Мозговой штурм». Например, при изучении темы «Умножение дробей» дети сами, после небольших наводящих вопросов, предлагают использовать связь сложения и умножения, т.о. делая анализ имеющихся у них знаний и применяя их в новых условиях.
Хорошим подспорьем в активизации мозговой деятельности являются проблемные задачи. Очень хорошо, если это ситуационные задачи, связанные с самими учениками.
Слайд 10:
Очень важно, чтобы методы выбранные к уроку соответствовали критериям, для которых необходим серьёзный анализ содержания учебного материала и выявления на основе этого его доступности для освоения обучающимися.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.