Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере стихотворений В. Маяковского, А. Блока, М. Цветаевой)
Литература конца XIX и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Определение «Серебряный век» относили к русскому искусству в целом. Однако в литературоведении термин «серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями — символизмом, акмеизмом, и футуристической литературой. К этому периоду относится творчество Блока, Ахматовой, Маяковского и других.
Первая половина XX века полна событиями, потрясшими мир. Поэзия «никогда не стояла в стороне от бурь времени» Все социальные потрясения проходили через сердце поэта. Стихи о любви, так же как и гражданская лирика, отражают время, судьбу страны. Вот почему так много тревожных предчувствий, так много горести и боли в этих нежных, интимных стихах поэтов первой половины XX века.
Среди лириков XX века, писавших о любви, А. Блок еще не превзойден. Его творчество составляет важнейшую главу во всей истории русской поэзии. Шедевром любовной лирики является цикл «Кармен». Он посвящен оперной певице петербургского Театра Музыкальной драмы Л. А. Дельмас-Андреевой, замечательной исполнительнице роли Кармен. Любовь трактуется здесь поэтом как могучая, прекрасная, освобождающая все духовные силы человека страсть. Она так велика, эта страсть, что поэт хочет приравнять ее к служению чему-то неземному, может быть, солнцу, может быть звездам. Возлюбленная — это ведь для поэта «кусочек солнца»:
Я буду петь тебя, я небу
Твой голос передам!
Как иерей, свершу я требу
За твой огонь — звездам!
Предметом любви в «Стихах о Прекрасной Даме» является Вечная Жена, Дева Радужных Ворот, воплощающая собой идеал женской души. «Только влюбленный имеет право на звание человека»,— с гордой уверенностью говорил молоденькой девушке Лизе Пиленко Александр Блок в феврале 1908 года.
Без темы любви невозможно представить поэзию Марины Цветаевой. Всю жизнь она писала о трагизме и величии женской любви в XX веке. То это трагедия «обманутой верности», то жертвенность и рок, то безвыходность драматических конфликтов.
Любовь (как и всякое большое чувство) Марина Цветаева понимала как действие.
Любовь! Любовь!
И в судорогах и в гробе
Насторожусь — прельщусь — смущусь —
рванусь...
Любить — для нее всегда значит мочь! И поэтому когда возлюбленный не отвечает этой бурной энергии души и сердца,— любовь становится поединком, спором, конфликтом, смертью и почти всегда кончается разрывом.
В. Маяковский — поэт-бунтарь, горлан и агитатор. Но одновременно это человек с чуткой и ранимой душой, способный на самые светлые и нежные чувства, на глубокие переживания, на искреннюю любовь.
Художественное воплощение эта способность Маяковского нашла в его стихотворениях о любви. Они поражают страстной силой выраженного в них чувства. Их лирический герой не может и не хочет освобождаться от власти любви. Она становится центром мироздания.
«Кроме любви твоей мне нету солнца»,— говорит поэт в стихотворении «Лиличке». В письме Л. Брик Маяковский писал, что «любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь — это сердце всего». «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» адресовано редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал поэт. Стихотворение являет собой лирический монолог, в котором ирония соседствует с серьезностью, просторечие с приподнятостью. Поэт размышляет о сущности любви. Он ставит проблему и последовательно доказывает свое мнение, приводя веские аргументы.
Страстное чувство заставляет лирического героя заглянуть в свой внутренний мир, разобраться в своих чувствах. О себе он говорит: «Я ж навек любовью ранен — еле-еле волочусь». Маяковский дает собственное определение этому чувству:
Любить —
это значит:
в глубь двора вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей играючи.
Свое состояние лирический герой называет экстазом. А любовь его — «человеческая, простая», совладать с ней невозможно, потому что она «ураган, огонь, вода».
Иная интонация свойственна стихотворению «Письмо Татьяне Яковлевой». Первоначально оно не предназначалось для печати, а было передано лично адресату. Стихотворению свойственна предельная откровенность, оно поражает силой интимного чувства. «Иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук », — звучит в нем.
Лирический герой настойчив, целеустремлен. «Я все равно тебя когда-нибудь возьму — одну или вдвоем с Парижем»,— обещает он.
Стихотворениям Маяковского о любви свойственна удивительная душевная открытость, обнаженность тончайших переживаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.