Интерактивный урок по русской литературе "Тема любви в поэзии декаденства"
Оценка 5

Интерактивный урок по русской литературе "Тема любви в поэзии декаденства"

Оценка 5
Лекции +1
docx
русская литература
11 кл +1
31.03.2017
Интерактивный урок по русской литературе "Тема любви в поэзии декаденства"
В данном конспекте представлена такая тема по отечественной литературе как "Тема любви в поэзии Серебряного века". Поможет преподавателю или учителю в проведении занятий по литературе в рамках темы начала 20 века, подготовке к ЕГЭ или олимпиадам. Материал подойдёт как для школьников, так и для студентов СПО.
Тема любви в поэзии Серебряного века.docx

Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере стихотворений В. Маяковского, А. Блока, М. Цветаевой)

Литература конца XIX и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получи­ла название Серебряного века. Определение «Серебряный век» относили к русскому искусству в целом. Однако в литературоведении термин «серебряный век» постепенно закрепился за той частью художест­венной культуры России, которая была связана с но­выми, модернистскими течениями — символизмом, акмеизмом, и футуристической литературой. К этому периоду относится творчество Блока, Ахматовой, Маяковского и других.

Первая половина XX века полна событиями, по­трясшими мир. Поэзия «никогда не стояла в стороне от бурь времени» Все социальные потрясения прохо­дили через сердце поэта. Стихи о любви, так же как и гражданская лирика, отражают время, судьбу стра­ны. Вот почему так много тревожных предчувствий, так много горести и боли в этих нежных, интимных стихах поэтов первой половины XX века.

Среди лириков XX века, писав­ших о любви, А. Блок еще не превзойден. Его творче­ство составляет важнейшую главу во всей истории русской поэзии. Шедевром любовной лирики являет­ся цикл «Кармен». Он посвящен оперной певице пе­тербургского Театра Музыкальной драмы Л. А. Дельмас-Андреевой, замечательной исполнительнице роли Кармен. Любовь трактуется здесь поэтом как мо­гучая, прекрасная, освобождающая все духовные силы человека страсть. Она так велика, эта страсть, что поэт хочет приравнять ее к служению чему-то неземному, может быть, солнцу, может быть звездам. Возлюбленная — это ведь для поэта «кусочек солн­ца»:

Я буду петь тебя, я небу

Твой голос передам!

Как иерей, свершу я требу

За твой огонь — звездам!

Предметом любви в «Стихах о Прекрасной Даме» является Вечная Жена, Дева Радужных Ворот, вопло­щающая собой идеал женской души. «Только влюбленный имеет право на звание человека»,— с гордой уверенностью говорил молоденькой девушке Лизе Пиленко Алек­сандр Блок в феврале 1908 года. 

 

Без темы любви невозможно представить поэзию Марины Цветаевой. Всю жизнь она писала о трагизме и величии женской любви в XX веке. То это трагедия «обманутой верности», то жертвенность и рок, то без­выходность драматических конфликтов.

Любовь (как и всякое большое чувство) Марина Цветаева понимала как действие.

Любовь! Любовь!

И в судорогах и в гробе

Насторожусь — прельщусь — смущусь — 

рванусь...

Любить — для нее всегда значит мочь! И поэтому когда возлюбленный не отвечает этой бурной энергии души и сердца,— любовь становится поединком, спо­ром, конфликтом, смертью и почти всегда кончается разрывом.

В. Маяковский — поэт-бунтарь, горлан и агитатор. Но одновременно это человек с чуткой и ранимой ду­шой, способный на самые светлые и нежные чувства, на глубокие переживания, на искреннюю любовь.

Художественное воплощение эта способность Мая­ковского нашла в его стихотворениях о любви. Они поражают страстной силой выраженного в них чувст­ва. Их лирический герой не может и не хочет освобож­даться от власти любви. Она становится центром ми­роздания.

«Кроме любви твоей мне нету солнца»,— говорит поэт в стихотворении «Лиличке». В письме Л. Брик Маяковский писал, что «любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь — это сердце всего». «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви» адресовано редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал поэт. Стихотворение являет собой лирический монолог, в котором ирония соседствует с серьезностью, просторечие с приподня­тостью. Поэт размышляет о сущности любви. Он ста­вит проблему и последовательно доказывает свое мне­ние, приводя веские аргументы.

Страстное чувство заставляет лирического героя заглянуть в свой внутренний мир, разобраться в своих чувствах. О себе он говорит: «Я ж навек любовью ра­нен — еле-еле волочусь». Маяковский дает собствен­ное определение этому чувству:

Любить —

               это значит:

в глубь двора вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

                 рубить дрова,

силой

           своей играючи.

Свое состояние лирический герой называет экста­зом. А любовь его — «человеческая, простая», совла­дать с ней невозможно, потому что она «ураган, огонь, вода».

Иная интонация свойственна стихотворению «Письмо Татьяне Яковлевой». Первоначально оно не предназначалось для печати, а было передано лично адресату. Стихотворению свойственна пре­дельная откровенность, оно поражает силой интимно­го чувства. «Иди сюда, иди на перекресток моих боль­ших и неуклюжих рук », — звучит в нем.

Лирический герой настойчив, целе­устремлен. «Я все равно тебя когда-нибудь возьму — одну или вдвоем с Парижем»,— обещает он.

Стихотворениям Маяковского о любви свойствен­на удивительная душевная открытость, обнажен­ность тончайших переживаний. 

 


 

Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере стихотворений

Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере стихотворений

Любовь (как и всякое большое чувство)

Любовь (как и всякое большое чувство)

Свое состояние лирический герой называет экста­зом

Свое состояние лирический герой называет экста­зом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017