И.С. Тургенев «Бежин луг».Образы крестьянских детей.
Цель: научить детей анализировать портреты героев с целью изображения их характеров.
Задачи: проникнуть в художественный мир писателя; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать авторское отношение к своим героям; рассказать обыличках , рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; развивать умение анализировать, делать выводы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познавательная сфера: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владеть навыками составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем литературоведческих терминов; составлять словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; создавать презентацию и проводить защиту собственных иллюстраций;
ценностно-ориентационная сфера: давать оценку выразительного чтения одноклассников; формировать собственное отношение к произведениям И.С.Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа с сохранением стиля художественного произведения, с изменением лица рассказчика, выразительного чтения; уметь строить устный ответ с использованием цитирования.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная, парная
Оборудование: тексты произведения, учебник.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Приветствие учителя.
II. Мотивация учебной деятельности.
1. Чтение стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
2. Целеполагание
- Ребята, как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
- Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью).
- Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность).
- Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания ).
- Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?
-Молодцы, правильно узнали тему и цель урока.
III. Актуализация знаний, умений, навыков:
1. Работа в парах
- У вас на столах лежит текст. Что это за текст? (описание, портрет)
- А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды)
- Что можно узнать по портрету?
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)
- Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.
- Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте портреты мальчиков друг другу. Согласны, что правильно определили героя?
- Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?
IV. Изучение новой темы
1. Составление плана-характеристики героя (на примере одного из мальчиков)
- Вам дана таблица (приложение №2), которую вы должны заполнить и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.
Персонаж |
возраст |
Семья, положение |
Одежда |
Выражение лица |
Характер |
Впечатление автора |
Мое мнение о мальчике |
- Спасибо за ответы.
Вывод: Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов, манер.
- Ребята, что общего у этих детей? (мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны)
- В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры)
2. Чтение по ролям отрывка(со слов «Костя вздрогнул» до слов «Настало опять молчание»)
- Как открылись вам мальчики в этом отрывке?
- Обратимся к словам эпиграфа. Кого из мальчиков вы успели полюбить, кто вызвал наибольшую симпатию и интерес, почему?
- Есть истории, вызывающие у вас улыбку, какие?
- обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички? (поверья)
3. Работа со словарем.
Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.
Россказни – измышления, выдумки.
Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.
Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.
- Что же вы услышали из уст мальчишек?
- Как вы думаете, а сами мальчишки верили в то, что рассказывали? Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории?
(В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых).
V. Релаксация
4. Блиц-опрос
- Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?
- Кто из мальчиков из самой зажиточной семьи? Откуда вы об этом узнаете
(Федя. По одёжде)
- Сколько лет было детям? (Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)
- Что готовили мальчики? «Картошку»
- то из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.
5. Общие выводы
В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
- Какие они?
(Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.
Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.
Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.
Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)
- Дети интересны охотнику?
Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.
- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили?
(С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?
(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.
Но об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке.
VI. Рефлексия.
Заполни анкету. Обведи кружком свой ответ. |
|||
1. На уроке я работал |
А) активно Б) пассивно |
||
2. Своей работой я |
А) доволен Б) не доволен |
||
3. Урок для меня показался |
А) коротким Б) длинным |
||
4. Моё настроение стало |
А) лучше Б) хуже |
VII. Информация о домашнем задании:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.