Цели урока:
• отметить мастерство писателя, показать красоту и величие тургеневского пейзажа, взаимосвязь природы и человека в рассказе;
• формирование навыков выразительного чтения/, выборочного пересказа, развитие навыков анализа текста, словесного рисования, нахождения художественно-изобразительных средств;
• вызвать интерес к творчеству писателя, воспитывать трепетное отношение к живой природе.
Оборудование:
• портрет писателя;
• учебник литературы. 6кл. В 2 ч. Ч.1/ [авт.-сост. В.П. Полухина и др.] 2007г.;
• альбом “И.С. Тургенев”;
• персональный компьютер;
• презентация (слайды);
• магнитофон;
• диск П.И. Чайковский “Времена года. Июль”;
• выставка книг произведений И.С. Тургенева.
Теория литературы:
• пейзаж;
• эпитет;
• сравнение;
• метафора.
И.С. Тургенев — певец русской природы
Цели урока:
отметить мастерство писателя, показать красоту и величие тургеневского пейзажа, взаимосвязь
природы и человека в рассказе;
формирование навыков выразительного чтения/, выборочного пересказа, развитие навыков анализа
текста, словесного рисования, нахождения художественноизобразительных средств;
вызвать интерес к творчеству писателя, воспитывать трепетное отношение к живой природе.
Оборудование:
портрет писателя;
учебник литературы. 6кл. В 2 ч. Ч.1/ [авт.сост. В.П. Полухина и др.] 2007г.;
альбом “И.С. Тургенев”;
персональный компьютер;
презентация (слайды);
магнитофон;
диск П.И. Чайковский “Времена года. Июль”;
выставка книг произведений И.С. Тургенева.
Теория литературы:
пейзаж;
эпитет;
сравнение;
метафора.
“Записки охотника” “это часть твоей России, ее старина, прелесть, природа, очарования…” Б.К. Зайцев.
Ход урока
I.
II.
Организационный момент.
Сообщение целей урока.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о великом русском писателе Иване Сергеевиче
Тургеневе. Войдем в необычную атмосферу одного из его рассказов.
С каким произведением в вашей памяти связано имя И.С. Тургенева? (“Муму”)
Прочитав даже один рассказ Тургенева, мы не забываем о своих впечатлениях и переживаниях, и нам
Что вы чувствовали после прочтения этого рассказа? (Ответы детей.)
хочется поближе познакомиться с этим писателем. К сегодняшнему уроку я просила вас прочитать
рассказ Тургенева “Бежин луг” и подготовить сообщение о писателе.
III.
Рассказ о писателе с использованием презентации.
(Индивидуальное сообщение.)
<Слайды 1>
“Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в городе Орле, в богатой помещичьей семье, жившей
на широкую ногу, роскошно и весело. В деревне у Тургеневых был свой оркестр из дворовых людей, там нередко
давались домашние спектакли. Его отец, Сергей Николаевич, женившись на Варваре Петровне, присоединил к
своему имению богатое приданое, прекрасное село Спасское Лутовиново в Орловской губернии.
Отец был суровый и холодный, мало занимался своими детьми. Мало доброго видел поэт и от своей матери,
женщины бессердечной, обращавшейся очень дурно со своими крестьянами и дворовыми...
<Слайды 2>Воспитывала же гениального ребенка, на месте которого всякий другой сделался бы надутым, ничтожным
баричем, сама жизнь, и окружавшая его в детстве роскошная природа, поэтому будущий писатель мог зачастую
уходить из дому и проводить целые часы в обществе дворни или мужиков, очень его любивших.
А природа, окружавшая поэта в детстве, и в самом деле прелестнейшая. Спасское — один из самых
привлекательных уголков во всей средней России.. Окрестности живописны и величавы... Особенно красива
сама усадьба.
<Слайд 3,4>
Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы переезжают в Москву, где Иван учился
в Университете, а потом в Петербург. Там он продолжил учебу, а заканчивал образование Тургенев за границей
в Берлинском университете.
Однако, детские впечатления, глубоко запавшие в душу, нашли отражение в его поэтических произведениях:
(Читает ученик). <Слайд 5>
Весенний вечер.
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой…
Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит.
Лишь иногда в тени глубокой
Бессонный лист прошелестит.
Звезда дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.
Ребята, вы узнали, что Тургенев писал не только рассказы, но и стихотворения.
IV.
Знакомство со сборником “Записки охотника”
Впечатления детства и юности во многом определили содержание его сборника знаменитых “Записок
охотника”.
В 1847 году в журнале “Современник”, лучшем в то время журнале, был опубликован рассказ “Хорь и Калиныч”.
Он имел неожиданный успех. Тогда Тургенев решил написать еще несколько рассказов о крестьянах. А в 1852
году вышел сборник “Записки охотника”. Этот сборник включат несколько рассказов: “Хорь и Калиныч”,
“Бурмистр”, “Певцы”, “Бежин луг” и другие. Отдельные рассказы сложились в большую картину, из которой стало
ясно, что русский крестьянин – талантливый человек, но крепостное право сковывает силы народа, мешает
проявлять их.
Тяжелая и простая жизнь крестьян дается на фоне поэтичных и волнующих картин русской природы. Пейзаж
живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. Крестьяне внушают не только жалость, но и
уважение. Как живые встают со страниц книги образы крестьян, способные чувствовать и понимать прекрасное,
откликаться на чужое горе и страдания. Таким народ в русской литературе 19 века никто не изображал.
С любовью и нежностью рисует писатель и крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко
чувствовать красоту природы. И хотя это произведение было написано в ХIХ веке, его с интересом читают и до
сих пор, так как темы правды, детей, красоты и природы вечны. Этот сборник постоянно
переиздается. (Показать книгу.) (Зачитать эпиграф.)
<Слайд 6>
V.
Погружение в атмосферу, изображенную в рассказе "Бежин луг".
Сегодня, мы будем знакомиться с мастерством писателя, воспевающего в своих произведениях картины
природы. Тема нашего урока: И.С. Тургенев – певец русской природы (по рассказу “Бежин луг”).
1. Запишите тему урока в тетрадь.<Слайд 7>
“Бежин луг” самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”. Одновременно он и самый
загадочный рассказ тургеневского цикла
Вы прочитали этот рассказ к сегодняшнему уроку. Поделитесь впечатлениями, что вам особенно
запомнилось, понравилось. (Ответы детей.)
Послушайте отрывок из рассказа, представьте картины, которые вы увидите во время слушания.
(Пересказ начала рассказа. 2 ученицы.)
Какую устную картину вы нарисовали бы? (Ответы детей.)
2. Работа с текстом. Анализ пейзажа.
Откройте учебники на странице 171.
С чего начинается рассказ? (С описания дня)
Как подругому называется описание? (Пейзаж)
Какова основная мысль описания? Как можно озаглавить это описание? (Прекрасный июльский день)
<Слайд 8>
Чем же он прекрасен? (Заря разливается, солнце светлое.)
Какие краски использует писатель? (Светлые.)
Да, в этом описании все красиво, гармонично. Создается настроение бодрости, ликования. Человек,
замечающий эту красоту, обладает богатым духовным миром.
Принимает ли участие в этом отрывке человек? (Нет.)
Он только любуется природой, ее красотой. Человек зависит от расположения природы: “Подобной
погоды желает земледелец для уборки хлеба”.
3. Работа над художественноизобразительными средствами.
Какими же средствами изобразил писатель эту красоту? (Эпитеты, метафоры, сравнения.)
A. Повторение теории литературы: эпитет, метафора, сравнение.
B. Самостоятельная работа по рядам. (1 ряд анализирует отрывок утро, 2 – около полудня, 3 – к вечеру)
C. Проверка.
Вывод: Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими средствами выразительности, которые обогатили
язык писателя
Физкультминутка.
А что произошло дальше? (Герой заблудился.)
Случалось ли вам заблудиться?
Какие чувства вы испытывали?
А о каких чувствах пишет автор рассказа? (Герой недоумевает, странное чувство овладело им…)
Обратите внимание, что герой не поддался панике, хоть ему и было в лесу одному жутко. А почему? (Наступала
ночь)
Есть ли в рассказе еще описания? (Наступала ночь.) <Слайд 9>
Найдите элементы описания надвигающейся ночи. Стр. 173 Зачитать. (Между тем ночь приближалась и
росла….)
Какое средство изобразительности использует автор? (Сравнение)
О чем говорит это сравнение? (Становилось темно… Таинственность) Наступают сумерки, и природа стала иной: таинственная и пугающая, она в тревожном, беспокойном
движении. Такую же тревогу испытывал и охотник, когда заблудился, когда решил идти наугад. Испуг
растет, и охотник очутился над страшной бездной ...
Что же увидел герой? (Он увидел огромную равнину стр. 175)
Это был Бежин луг. Зачитайте, какую картину увидел охотник. (“Широкая река….”). <Слайд 10>
Мы увидели, что непонятное, страшное и таинственное может быть не только в природе, но и в человеческой
душе. Ночной мрак природы и тревогу охотника развеял огонек костра, к которому он вышел.
Кого же он там встретил? (Он встретил 5 мальчиков.)
И летняя ночь уже не пугает. А рядом пять новых героев. Назовите их. (Федя, Павлуша, Илюша, Костя и
Ваня.)
Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер,
чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это
крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные
истории. Они – другие.
Наверное, не меньший интерес испытывал и геройрассказчик. Охотник залюбовался мальчиками.
Случайный гость заглянул в таинственный мир детей.
<Слайд 11>
На следующем уроке мы будем разговаривать о детях героях рассказа, о легендах и суевериях, которые они
пересказывали у костра. А сейчас отметьте, какой показана природа в рассказе в то время, когда охотник
находился с детьми около костра?
Стр. 176 (“Картина была чудесная” до слов "…запах русской летней ночи”)
Как еще описывает ночь Тургенев?
Стр.190 (“Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь…..”)
Природа в рассказе разнообразна, и она оказывает большое влияние на состояние человека. Она требует
признания своего царственного превосходства. Вслед за кратковременными страхами ночь несет человеку
мирный сон и успокоение.
Быстро пролетела летняя ночь. Охотник оставляет детей, когда наступает утро. Найдите это описание
< Слайд 12>
Стр.196 (“Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось”….)
Конец рассказа солнечный и музыкален, как и начало.
VI.
Домашнее задание:
<Слайд 13>
Выучите этот отрывок наизусть. Индивидуальное задание (Раздать карточки.)
Какие выводы можно сделать по этому рассказу? <Слайды 14, 15>
Выводы: Тургенев – мастер пейзажа. Его отличает наблюдательность, необычная точность, любовное
отношение к природе. Автор связывает в рассказе мир человека и мир природы.
Это произведение оставляет в душах детей множество переживаний: любовь к родной природе, интерес к
жизни своих сверстников в далеком ХIХ веке, а главное – умение сочувствовать, сопереживать и любить родной
язык, на котором творили лучшие писателиклассики.
VII.
Итог.
Чему учит этот рассказ? Какие чувства он вызвал у вас?
<Слайд 16>