И.С. Тургенев — певец русской природы

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: • отметить мастерство писателя, показать красоту и величие тургеневского пейзажа, взаимосвязь природы и человека в рассказе; • формирование навыков выразительного чтения/, выборочного пересказа, развитие навыков анализа текста, словесного рисования, нахождения художественно-изобразительных средств; • вызвать интерес к творчеству писателя, воспитывать трепетное отношение к живой природе. Оборудование: • портрет писателя; • учебник литературы. 6кл. В 2 ч. Ч.1/ [авт.-сост. В.П. Полухина и др.] 2007г.; • альбом “И.С. Тургенев”; • персональный компьютер; • презентация (слайды); • магнитофон; • диск П.И. Чайковский “Времена года. Июль”; • выставка книг произведений И.С. Тургенева. Теория литературы: • пейзаж; • эпитет; • сравнение; • метафора.
Иконка файла материала И.С. Тургенев — певец русской природы.doc
И.С. Тургенев — певец русской природы Цели урока:  отметить мастерство писателя, показать красоту и величие тургеневского пейзажа, взаимосвязь  природы и человека в рассказе;  формирование навыков выразительного чтения/, выборочного пересказа, развитие навыков анализа  текста, словесного рисования, нахождения художественно­изобразительных средств; вызвать интерес к творчеству писателя, воспитывать трепетное отношение к живой природе.  Оборудование:         портрет писателя; учебник литературы. 6кл. В 2 ч. Ч.1/ [авт.­сост. В.П. Полухина и др.] 2007г.; альбом “И.С. Тургенев”; персональный компьютер; презентация (слайды); магнитофон; диск П.И. Чайковский “Времена года. Июль”; выставка книг произведений И.С. Тургенева. Теория литературы:     пейзаж; эпитет; сравнение; метафора. “Записки охотника” ­ “это часть твоей России, ее старина, прелесть, природа, очарования…” Б.К. Зайцев. Ход урока I. II.  Организационный момент. Сообщение целей урока. Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о великом русском писателе Иване Сергеевиче  Тургеневе. Войдем в необычную атмосферу одного из его рассказов.  С каким произведением в вашей памяти  связано имя  И.С. Тургенева? (“Муму”)   Прочитав даже один рассказ Тургенева, мы не забываем о своих впечатлениях и переживаниях, и нам  Что вы чувствовали после прочтения этого рассказа? (Ответы детей.) хочется поближе познакомиться с этим писателем. К сегодняшнему уроку я просила вас прочитать  рассказ Тургенева “Бежин луг” и подготовить сообщение о писателе. III. Рассказ о писателе с использованием презентации. (Индивидуальное сообщение.)  <Слайды 1> “Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в городе Орле,  в богатой  помещичьей семье, жившей  на широкую ногу, роскошно и весело. В деревне у Тургеневых был свой оркестр из дворовых людей, там нередко  давались домашние спектакли. Его отец, Сергей Николаевич, женившись на Варваре Петровне, присоединил к  своему имению богатое приданое, прекрасное село Спасское ­ Лутовиново в Орловской губернии. Отец был суровый и холодный, мало занимался своими детьми. Мало доброго видел поэт и от своей матери,  женщины бессердечной, обращавшейся очень дурно со своими крестьянами и дворовыми... <Слайды 2>Воспитывала же гениального ребенка, на месте которого всякий другой сделался бы надутым, ничтожным  баричем, сама жизнь, и окружавшая его в детстве роскошная природа, поэтому будущий писатель мог зачастую  уходить из дому и проводить целые часы в обществе дворни или мужиков, очень его любивших. А природа, окружавшая поэта в детстве, и в самом деле прелестнейшая. Спасское — один из самых  привлекательных уголков во всей средней России.. Окрестности живописны и величавы... Особенно красива  сама усадьба. <Слайд 3,4> Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы переезжают в Москву, где Иван учился  в Университете, а потом в Петербург. Там он продолжил учебу, а заканчивал образование Тургенев за границей  в Берлинском университете. Однако, детские впечатления, глубоко запавшие в душу, нашли отражение в его поэтических произведениях: (Читает ученик). <Слайд 5> Весенний вечер. Гуляют тучи золотые  Над отдыхающей землей; Поля просторные, немые Блестят, облитые росой… Молчит и млеет лес высокий, Зеленый, темный лес молчит. Лишь иногда в тени глубокой Бессонный лист прошелестит. Звезда  дрожит в огнях заката, Любви прекрасная звезда, А на душе легко и свято, Легко, как в детские года. Ребята, вы узнали, что Тургенев писал не только рассказы, но и стихотворения. IV. Знакомство со сборником “Записки охотника” Впечатления детства и юности во многом определили содержание его сборника ­ знаменитых “Записок  охотника”. В 1847 году в журнале “Современник”, лучшем в то время журнале, был опубликован рассказ “Хорь и Калиныч”.  Он имел неожиданный успех. Тогда Тургенев решил написать еще несколько рассказов о крестьянах. А в 1852  году вышел сборник “Записки охотника”. Этот сборник включат несколько рассказов: “Хорь и Калиныч”,  “Бурмистр”, “Певцы”, “Бежин луг” и другие. Отдельные рассказы сложились в большую картину, из которой стало ясно, что русский крестьянин – талантливый человек, но крепостное право сковывает силы народа, мешает  проявлять их. Тяжелая и простая жизнь крестьян дается на фоне поэтичных и волнующих картин русской природы. Пейзаж  живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. Крестьяне внушают не только жалость, но и  уважение. Как живые встают со страниц книги образы крестьян, способные чувствовать и понимать прекрасное, откликаться на чужое горе и страдания. Таким народ в русской литературе 19 века никто не изображал. С любовью и нежностью рисует писатель и крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко  чувствовать красоту природы. И хотя это произведение было написано в ХIХ веке, его с интересом читают и до  сих пор, так как темы правды, детей, красоты и природы вечны. Этот сборник постоянно  переиздается. (Показать книгу.) (Зачитать эпиграф.) <Слайд 6> V. Погружение в атмосферу, изображенную в рассказе "Бежин луг". Сегодня, мы будем знакомиться с мастерством писателя, воспевающего в своих произведениях картины  природы. Тема нашего урока: И.С. Тургенев – певец русской природы (по рассказу “Бежин луг”). 1. Запишите тему урока в тетрадь.<Слайд 7>   “Бежин луг” ­ самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”. Одновременно он и самый  загадочный рассказ тургеневского цикла Вы прочитали этот рассказ к сегодняшнему уроку. Поделитесь впечатлениями, что вам особенно  запомнилось, понравилось. (Ответы детей.)  Послушайте отрывок из рассказа, представьте картины, которые вы увидите во время слушания. (Пересказ начала рассказа. 2 ученицы.)  Какую устную картину вы нарисовали бы? (Ответы детей.) 2. Работа с текстом. Анализ пейзажа. Откройте учебники на странице 171.  С чего начинается рассказ? (С описания дня)   Как по­другому называется описание? (Пейзаж) Какова основная мысль описания? Как можно озаглавить это описание? (Прекрасный июльский день) <Слайд 8> Чем же он прекрасен? (Заря разливается, солнце светлое.) Какие краски использует писатель? (Светлые.)    Да, в этом описании все красиво, гармонично. Создается настроение бодрости, ликования. Человек,  замечающий эту красоту, обладает богатым духовным миром.  Принимает ли участие в этом отрывке человек? (Нет.)  Он только любуется природой, ее красотой. Человек зависит от расположения природы: “Подобной  погоды желает земледелец для уборки хлеба”. 3. Работа над художественно­изобразительными средствами.  Какими же средствами изобразил писатель эту красоту? (Эпитеты, метафоры, сравнения.) A. Повторение теории литературы: эпитет, метафора, сравнение. B. Самостоятельная работа по рядам. (1 ряд анализирует отрывок утро, 2 – около полудня, 3 – к вечеру) C. Проверка. Вывод: Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими средствами выразительности, которые обогатили язык писателя Физкультминутка. ­ А что произошло дальше? (Герой заблудился.)  Случалось ли вам заблудиться?  Какие чувства вы испытывали?  А о каких чувствах пишет автор рассказа? (Герой недоумевает, странное чувство овладело им…) ­ Обратите внимание, что герой не поддался панике, хоть ему и было в лесу одному жутко. А почему? (Наступала ночь) Есть ли в рассказе еще описания? (Наступала ночь.) <Слайд 9>   Найдите элементы описания надвигающейся ночи. Стр. 173 Зачитать. (Между тем ночь приближалась и  росла….) Какое средство изобразительности использует автор? (Сравнение)   О чем говорит это сравнение? (Становилось темно… Таинственность) Наступают сумерки, и природа стала иной: таинственная и пугающая, она в тревожном, беспокойном  движении. Такую же тревогу испытывал и охотник, когда заблудился, когда решил идти наугад. Испуг  растет, и охотник очутился над страшной бездной ... Что же увидел герой? (Он увидел огромную равнину стр. 175)   Это был Бежин луг. Зачитайте, какую картину увидел охотник. (“Широкая река….”). <Слайд 10> ­ Мы увидели, что непонятное, страшное и таинственное может быть не только в природе, но и в человеческой  душе. Ночной мрак природы и тревогу охотника развеял огонек костра, к которому он вышел. Кого же он там встретил? (Он встретил 5 мальчиков.)   И летняя ночь уже не пугает. А рядом пять новых героев. Назовите их. (Федя, Павлуша, Илюша, Костя и  Ваня.)  Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер,  чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это  крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные   истории. Они – другие.   Наверное, не меньший интерес испытывал и герой­рассказчик. Охотник залюбовался мальчиками.  Случайный гость заглянул в таинственный мир детей. <Слайд 11> ­ На следующем уроке мы будем разговаривать о детях ­ героях рассказа, о легендах и суевериях, которые они  пересказывали у костра. А сейчас отметьте, какой показана природа в рассказе в то время, когда охотник  находился с детьми около костра? Стр. 176 (“Картина была чудесная” до слов "…запах русской летней ночи”) ­ Как еще описывает ночь Тургенев? Стр.190 (“Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь…..”) ­ Природа в рассказе разнообразна, и она оказывает большое влияние на состояние человека. Она требует  признания своего царственного превосходства. Вслед за кратковременными страхами ночь несет человеку  мирный сон и успокоение. ­ Быстро пролетела летняя ночь. Охотник оставляет детей, когда наступает утро. Найдите это описание < Слайд 12> Стр.196 (“Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось”….) ­ Конец рассказа солнечный и музыкален, как и начало. VI. Домашнее задание: <Слайд 13> ­ Выучите этот отрывок наизусть. Индивидуальное задание (Раздать карточки.) ­ Какие выводы можно сделать по этому рассказу? <Слайды 14, 15> Выводы: Тургенев – мастер пейзажа. Его отличает наблюдательность, необычная точность, любовное  отношение к природе. Автор связывает в рассказе мир человека и мир природы. Это произведение оставляет в душах детей множество переживаний: любовь к родной природе, интерес к  жизни своих сверстников в далеком ХIХ веке, а главное – умение сочувствовать, сопереживать и любить родной язык, на котором творили лучшие писатели­классики. VII. Итог. ­ Чему учит этот рассказ? Какие чувства он вызвал у вас? <Слайд 16>

Посмотрите также