Разработка урока по обществознания с использованием технологии интерактивного обучения на тему "Искусство и духовная жизнь". 10-й класс
Цель:
• Формирование понимания учащимися об искусстве как сфере человеческой деятельности.
• Выяснить особенности искусства, виды искусства, тенденции духовной жизни современной России.
• Уметь определять, каким образом происходит познание окружающего мира посредством искусства.
• Объяснять, что такое искусство? Какое место оно занимает в культуре.
• Продолжить формирование умений анализировать, работать с текстовой информацией.
• Высказывать свою точку зрения, отвечать на поставленные вопросы, рассуждать, делать выводы.
• Способствовать развитию умений работать в группе.
Оборудование: доска, тетрадь, ноутбук с проектором с выходом в интернет, учебник обществознание под редакцией Боголюбова Л.Н. для 10-го класса, Степанько С.Н. “Поурочные планы по обществознанию по учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н. в 10 классе”, Боголюбов Л.Н. “Задания и тесты по обществознанию”, дидактические материалы.
Разработка урока по обществознания с использованием технологии интерактивного обучения на тему
"Искусство и духовная жизнь". 10й класс
Цель:
Формирование понимания учащимися об искусстве как сфере человеческой деятельности.
Выяснить особенности искусства, виды искусства, тенденции духовной жизни современной
России.
Уметь определять, каким образом происходит познание окружающего мира посредством
искусства.
Объяснять, что такое искусство? Какое место оно занимает в культуре.
Продолжить формирование умений анализировать, работать с текстовой информацией.
Высказывать свою точку зрения, отвечать на поставленные вопросы, рассуждать, делать
выводы.
Способствовать развитию умений работать в группе.
Оборудование: доска, тетрадь, ноутбук с проектором с выходом в интернет, учебник обществознание
под редакцией Боголюбова Л.Н. для 10го класса, Степанько С.Н. “Поурочные планы по
обществознанию по учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н. в 10 классе”, Боголюбов Л.Н. “Задания
и тесты по обществознанию”, дидактические материалы.
Тип урока: изучения нового материала.
Форма урока: использование активных и интерактивных методов преподавания.
I. Изучение нового материала (работа в группах, исследовательский метод, поисковый метод)
План
1. Что такое искусство.
2. Особенности искусства.
3. Виды искусства.
4. Тенденции духовной жизни современной России.
Рефлексия. Подведение итогов.
Написание синквейна: искусство, духовная жизнь
Оценивание работы учащихся. Лист оценивания.
+ оценивается ответ докладчика или высказывание ученика.
А+ оценивается вопрос аналитика.
+) оценивается ответ ученика, отвечающего на вопросы.
(+ оценивается вывод интегратора.
\+ оценивается ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
/+ оценивается ответ на вопрос, поставленный учителем во время итоговой дискуссии.С+ оценивается синквейн.
II. Домашнее задание, подготовиться к тестовому опросу.
Ход урока
Класс поделен на 3 группы. В группах выбирают ведущего, секретаря, хронометриста, докладчика,
аналитика, интегратора, лаборанта, Ведущий организует обсуждение вопросов в группе, вовлекает в
него учащихся. Секретарь фиксирует все, что относится к решению проблемы. Хронометрист
засекает время. Докладчик – ученик, который является источником информации для всей группы,
может быть 2 докладчика. Аналитик – ученик или ученица, которые подвергают сомнению все
гипотезы и предположения, задают вопросы представителям других групп. Интегратор связывает,
обобщает, делает выводы. Лаборант рисует, делает записи на доске.
Правила:
Регламент
Толерантность, уважение мнения другого.
Умение слышать и слушать.
Доброжелательность.
Активность.
Перед началом работы учитель выдвигает обязательное условие: все учащиеся должны участвовать в
обсуждении итогов работы. Одни будут представлять результаты, другие – задавать вопросы или
отвечать на них. Оценка ставится за логику построения ответа, за отношение к работе, за активность.
Ответ должен быть аргументированным.
I этап
Введение.
Вводная речь учителя, постановка им проблемы.
Решите проблему:
Как вы считаете, может ли занятие высоким искусством приносить материальную отдачу? Какова
ваша точка зрения?
II этап
Определение понятия.
Учащиеся получают задание сформулировать определение понятия. Должны изобразить графически
или нарисовать.
5 минут.
1. Искусство
2. Духовная жизнь
3. Эстетическая культура
Представление результатов работы группы.
Все участник группы должны участвовать в работе.
На выступление группы 3 минуты и на ответы 2 минуты.
III этап
Изучение основной проблемы. Работа в группах, исследовательский метод.Учитель предлагает школьникам обсудить вопросы.
I группа: Особенности искусства
1. Перечислите характерные черты искусства. Покажите, как они проявляются на конкретных
примерах.
2. Что такое художественный образ? Как с его помощью художник передает свое видение мира?
II группа: Виды искусства
1. Какие вы знаете виды искусства? На основании чего их различают?
2. Каким образом классифицируют виды искусства? Что такое синтетические искусства?
Свой ответ поясните.
III группа: Тенденции духовной жизни современной России
С чем связаны проблемы духовной жизни в современной России?
2. Назовите основные характерные черты процессов, происходящих в отечественной культуре и
искусстве.
Учащиеся представляют результаты обсуждения проблемы в группах, задают друг другу вопросы.
IV этап
Итоговая дискуссия.
Знаменитый художник Ван Гог при жизни никем не был признан, его картины не продавались, он
терпел нужду и постоянные насмешки. Вскоре после смерти его творчество оценили. В настоящее
время картина Ван Гога “Подсолнухи” является самой дорогой из когдалибо проданных. Ее купили
на аукционе “Кристи” в Лондоне в 1987 году за 22 млн. 50 тысяч фунтов стерлингов. Как вы думаете,
о чем говорит этот пример?
V этап
Подведение итогов работы.
Написание синквейна: искусство, духовная жизнь.
Основные выводы, к которым учащиеся могли бы прийти в ходе урока.
Напишите о своем отношении к проблеме урока: искусство и духовная жизнь
Насколько актуален и интересен он для вас?