ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Для того, чтобы обобщить пройденное, закрепить знания и умения учащихся и сделать это увлекательной, занимательной форме я предлагаю провести урок в форме путешествия, во время которого ученики имели бы возможность использовать приобретенные знания в обстановке приближенной к естественной, что немаловажно при изучении русского языка.
Готовясь к уроку, ученики выполнят под руководством учителя карту-схему путешествия и сделают табличку с названиями станций:
«Станция Докторов», «Станция Учителей», «Станция Художников»,
«Станция Певцов».
Приготовят также краски, игрушки, карточки с цифрами, заводная игрушка поезд, на котором дети «отправятся» в это увлекательное путешествие.
Урок начнется со вступительного слова учителя.
Учитель: Здравствуйте ребята! Вы любите путешествовать на поезде?
Дети: Да
Учитель: Очень хорошо! Мы будем путешествовать по городу где живут доктора, учителя, певцы и животные. Обратите внимание на карту. Там вы сможете увидеть множество станций.
Зазвучит веселая музыка, и заводной паровозник «повезет» детей в путешествие.
Появляется табличка «Станция Докторов»
Учитель: Мы сейчас находимся на «Станций Докторов». Мы сможем увидеть там Змею и Доктора. Внимательно послушайте их.
Змея: Доброе утро, Доктор!
Доктор: Доброе утро, Змея! Что случилось?
Змея: Доктор, помогите мне, пожалуйста! У меня нет друзей. Все звери меня бояться, потому что я произношу только страшный шипящий звук ш-ш-ш. Дайте мне таблетки или микстуру, чтобы я научилась правильно произносить звуки.
Учитель: Ребята, давайте поможем Змею. Посмотрите на меня, внимательно слушайте и повторите за мной. Щ-Щ-Щ, Ж-Ж-Ж, Ч-Ч-Ч (ученики повторяют вслед за учителем «трудные» звуки)
Дети: До свидания Змея, до свидания Доктор!
Учитель: Давайте продолжим наше путешествие.
Снова звучит веселая музыка и появляется табличка:
«Станция Учителей»
«Учительница»: Доброе утро ребята! Я учительница. Ответьте на мои вопросы, пожалуйста.
Как Вас зовут? Сколько Вам лет? Где Вы живете?
Из скольких членов состоит Ваша семья?
Дети по очереди отвечают на вопросы.
Учитель: Спасибо ребята. Давайте сейчас подсчитаем.
(показывает карточку с примерами, спрашивает на русском)
- Сколько будет если от двадцати отнять пять?
- Двадцать минус пять будет пятнадцать.
- Очень хорошо, спасибо!
Учитель: Это «Станция Художников»
Художник: Доброе утро, ребята я художник. Я люблю рисовать. Вы умеете рисовать?
Дети: Да, умеем.
Художник: Давайте будем рисовать, пожалуйста.
Раскладывает на столе не раскрашенные картинки и приглашает желающих раскрасить их.
Раскрашивая картинку, ученик говорит например: Это собака. Она коричневого цвета.
Художник: Большое вам спасибо, до встречи.
Дети: До свидания.
Учитель: А мы продолжаем наше путешествие.
Сейчас мы находимся на «Станции певцов».
Дети поют на русском языке песню.
Учитель: На этом наше путешествие закончено. До встречи ребята.
Как выяснилось, игра является одним из эффективных средств, обеспечивающих успешное развитие навыков общения, формирование положительной мотивации и повышение интереса к изучению русского языка. Этот прием активно используется учителями на начальном этапе обучения. Менее интенсивно элементы игровой деятельности применяются в классах среднего концентра. С учащимися же старших классов учителя, как правило, почти не играют.
В продолжении статьи я хотела рассказать об уроке-игре в 8 классе. Урок был проведен в конце I полугодия, как обобщающий знания учащихся, накопленные в течение I и II четвертей.
Во многие из игр, использованных на уроке, мы уже играли с учащимися, менялись лишь их условия, в зависимости от того, какой программный материал закреплялся, развитие каких навыков ставились целью той или иной игры.
В начале урока учитель обращается к классу:
- Дорогие ребята! Сегодня проведем не традиционный урок. Сегодняшний наш урок состоит из различных игр, для развитие устной речи учащихся. Класс делится на три команды (по количеству рядов) и урок-игра начинается.
Первая игра проходит в виде лексической разминки. В ней участвуют все учащиеся. По условиям игры каждый участник должен быстро назвать любое русское слово, начинающееся с той буквы, которой оканчивается слово, произнесенное предыдущим игроком.
Ученик, не сумевший быстро продолжить цепочку слов, выбывает из игры. Побеждает оставшийся.
Вторая игра называется «Игра в мяч». Учитель объясняет её условия: Я бросаю мяч кому-то из вас задавая вопрос, а вы должны быстро ответить на мой вопрос и вернуть мне мяч. Не ответивший быстро на мой вопрос, должен покинуть игру.
Следующая игра – «Поле чудес». В процессе ее проведения проверяются знания по многим пройденным темам. Цель игры - отгадать слово, задуманное ведущим. Слово записывается на переносной доске. Каждая его буква закрыта карточкой. Игра проводится следующим образом: на доске висит большой круг, расчерченный на 8 разноцветных секторов: каждому вектору соответствует определенное задание, которое должен выполнить играющий. Задания могут быть следующими:
синий сектор – отгадать загадку;
желтый сектор – ответить на вопрос;
зеленый сектор – рассказать стихотворение;
красный сектор – сектор «Приз» - можно открыть любую букву;
черный сектор – неудача – право хода переходит следующему участнику;
оранжевый сектор – перевести на русский (или с русского) предложенное ведущим слово (предложение);
голубой сектор – спеть песенку;
белый сектор – вспомнить пословицу.
Играющий достает из конверта цветную карточку, соответствующую цвету одного из секторов, называет цвет по русский и выполняет предложенное задание. Только выполнив его, играющий может назвать предполагаемую букву отгадываемого слово.
Затем соревнуются самые смекалисты. Представителю каждой команды предлагается в минимальный срок разгадать ребус или кроссворд.
Самого внимательного определяет игра «Самый бдительный». Учитель объясняет командам правила ее проведения:
Следующая игра зависит от вашего внимания. Я напишу имя вашего одного одноклассника и покажу вам. Но стоящий у доски ученик этого не знает. Он может только задавать вопросы касающегося одноклассника.
Например: Девочка или мальчик? Сильный или слабый? С длинным или коротким ростом? Какого цвета волосы? Какого цвета глаза? Лицо круглое или удлиненное?
Побеждает та команда, представитель которой отгадает имя одноклассника, задав наименьшее количество вопросов.
В конце урока определяется команда-победительница. Затем все команды поют одну из разученных ранее песен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.