Гончарова Оксана Викторовна
Преподаватель, концертмейстер
МБОДО «Детская школа искусств»
г. Алексеевка Алексеевского городского округа.
Методическая разработка: «Использование компьютерных технологий на уроках музыкального инструмента (класс виолончели)»
Аннотация: в работе рассматривается опыт обращения к инфокоммуникационным технологиям в сфере дополнительного образования, на примере использования в учебном процессе фонограмм.
Ключевые слова: фонограмма, компьютерные технологии, компьютер, виолончель, фортепиано, музыкальная культура, Корея.
Традиции музыкального образования насчитывают столетия. Весь педагогический опыт систематизирован и бережно передается из поколения в поколение во всех музыкальных образовательных учреждениях. Но окружающий мир, особенно в последние десятилетия, постоянно и с каждым годом все быстрее меняется. В образовании все больший вес набирают компьютерные технологии, а живой звук фортепиано вымещает инструмент – оркестр – синтезатор.
Кроме того, всего пару десятилетий назад обучение в ДШИ или ДМШ для родителей было своего рода престижем и не очень- то обременяло их бюджет. В новых условиях родители настроены прагматично, а если возникает вопрос выбора между музыкой и, к примеру, английским языком, то победит, увы – последний!
В связи с этим возникает вопрос, как поднять престиж обучения в школах дополнительного образования? Как научиться шагать в ногу со временем? Как сделать занятия интересными и увлекательными, сохранив любовь к инструменту?
Все эти вопросы легко можно разрешить, включив в систему обучения использование компьютерных технологий. Для современного ребенка компьютер стал равноправным партнером. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрения правильных решений позитивно складываются на мотивации. Мультимедийные возможности компьютера позволяют заменить многие традиционные для школы технические средства обучения, обогатить любой урок качественными наглядными, аудио- и видеоматериалами.
Рассмотрим это на примере занятий в классе виолончели.
Класс виолончели достаточно немногочисленный, инструмент редкий, но использование на уроке компьютера позволяет значительно улучшить ситуацию.
В ходе построения обучения мы преследуем цель сформировать у подрастающего поколения личностную этномузыкальную, этнохудожественную культуру, позволяющую личности воспринимать, воспроизводить и создавать ценности в опоре на национально-своеобразный способ познания мира и себя в этом мире, способствующую самореализации личности в музыкальном и художественном аспекте как представителя этноса. При этом следует отметить, что ни одна развитая мировая культура не может являться самостоятельной, поскольку для ее развития необходимо соприкосновение с другими культурами, учет опыта соседей, заимствование и при этом умение оставаться собой. Тем более что Астраханская область издавна была многонациональной. Для этого в образовательный процесс включаются образцы национальной музыкальной культуры.
Для изучения предлагается «Корейская песня».
Для начала мы познакомимся с культурными традициями и историей Кореи. (Весь рассказ сопровождается показом слайд-шоу – природа, быт, архитектура, живопись.)
Корея – страна богатейшей культурной традиции. Творческий дух корейского народа находит свое выражение в самобытной музыке, танцах и живописи, которые развивались на протяжении всей 5000-летней истории страны. Несмотря на то, что в последнее время в Корее получила значительное распространение западная культура, уникальная и неповторимая культура «Страны утренней свежести» продолжает развиваться как в чистом, так и в модернизированном виде.
Подобно корейскому искусству и корейской истории, корейская музыка - столь емкое явление, что о ней трудно рассказать в двух словах. Помимо 60 национальных музыкальных инструментов, 45 из которых звучат и в наши дни, корейская музыка имеет оригинальные репертуар и музыкальные формы. Познакомимся с национальными музыкальными инструментами: тэгым (большая поперечная бамбуковая флейта), пхири (цилиндрический гобой), каягым (двенадцатиструнная цитра), разнообразные барабаны и другие ударные инструменты - чанго (катушкообразный барабан, напоминающий по форме песочные часы) и квенгвари (малый гонг) в последнее время также приобрели популярность (как вариант домашнего задания можно предложить ученику самостоятельно подготовить материал об инструментах). Предлагается прослушать два музыкальных примера (современную песню и народную в исполнении на народных инструментах).
Народные песни обычно основываются на пяти- или четырех-тоновых системах (западная система - 12-тоновая) – это значит, что вместо до, ре, ми, фа, соль, ля, си и до (нот мажорной гаммы) здесь будет, к примеру, до, ми, фа, до и си. Одна из характерных черт корейских народных песен - трехдольный размер (раз, два, три; раз, два, три); этим они отличаются от двухдольного размера японских и китайских народных песен (раз, два; раз, два). Так же проводится разбор пьесы, предлагаемой для изучения.
Для создания образа и приближения к аутентичному звучанию мы обратились к корейской поэзии.
Ли Гю Бо (1169-1241). Он жил во времена могущественной династии Коре. Его поэтический диапазон весьма многообразен. Ему принадлежит множество прекрасных поэтических зарисовок о родной природе. Обладая тонким чувством красоты, поэт умел несколькими штрихами нарисовать яркую картину утра, прелесть которого отражена в названии Кореи - Страна утренней свежести. Вот как, например, он описывает «Отражение луны в роднике»
Родник, чуть подернутый рябью
лазурной,
Под сенью замшелой скалы.
Едва народившийся месяц игривый
Купается в чистой воде.
А вдруг кто-нибудь, кто придет за водою,
Его зачерпнет невзначай
И этот осколочек зеркала ясный
С собой унесет навсегда?
Вся работа над пьесой проходит под аккомпанемент фортепиано. И наконец, кульминацией работы становится исполнение произведения под фонограмму. Предварительно прослушиваются записи звучания национальных инструментов, что бы как можно точнее приблизиться к национальному звучанию. Теперь можно работать с фонограммой.
Использование фонограмм расширяет художественные возможности исполнения классических произведений. К примеру, «Мелодия» А. Дворжака. Аккомпанемент записан в звучании акустического фортепиано, но для яркого раскрытия образа в фонограмме присутствуют звуки шума волн и пения птиц. «Юмореска» М. Букиника – аккомпанемент звучит в оркестровом переложении, ярко прописано звучание ритмической партии.
Подобные занятия способствуют развитию интереса, популяризации инструмента. Учащиеся с удовольствием выступают на сцене, теперь перед ними открыты любые концертные площадки (ведь теперь отпадает острая необходимость фортепиано). Играть под фонограмму сложнее, но значительно интереснее, это захватывает, поскольку все звучит мощно и ярче.
На такие занятия учащиеся спешат с удовольствием, их всегда ждет что-то новое, а чем ярче подается материал, тем крепче он запоминается! К тому же заниматься дома одно удовольствие.
Итак, использование компьютера с его огромными универсальными
возможностями позволяет:
· Активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика;
· Моделировать различные ситуации;
· Создавать яркий эмоциональный настрой, что положительно сказывается на художественном развитии ребенка.
Используемая литература.
1. Музыка и электроника. Образовательно-популярный журнал. №3, 2006.
2. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики. – М.: Издательский дом «Классика - XXI», 2007.
3. http://www.openclass.ru/
4. http://pedsovet.su/
5. http://www.yamuzykant.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.