ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО
Оценка 4.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО

Оценка 4.6
Лекции
docx
математика
10 кл—11 кл
24.02.2024
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО
Проблема организации практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но тем не менее и сегодня является актуальной, так как современное образование должно ориентировать учащегося к решению тех реальных проблем, с которыми он столкнётся в жизни.
доклад практико-ориентированные задачи..docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ

ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО

преподаватель математики высшей квалификационной категории

 ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова» Орехова О.И.

Проблема организации практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но тем не менее и сегодня является актуальной, так как современное образование должно ориентировать учащегося к решению тех реальных проблем, с которыми он столкнётся в жизни. Идея формирования у школьников универсальных умений, необходимых для решения жизненных и профессиональных проблем, является одной из ключевых в ФГОС.

Под практико-ориентированными задачами будем понимать задачи, материал для составления которых взят из окружающей действительности и ориентирован на формирование практических навыков учащихся.

Наличие знаний по математике не означает, что обучающиеся способны при­менять их в различных конкретных ситуациях. Такая способность формиру­ется в процессе целесообразного педагогического воздействия. Подобный уровень математической подготовки, может быть, достигнут в процессе обу­чения, ориентированного на широкое раскрытие связей математики с окру­жающим миром, с современным производством, с выбранной профессией. Профессиональная направленность является необходимым условием препо­давания математики в колледже.

Для формирования интереса к изучению предмета следует создавать производственные проблемные ситуации, которые решаются при помощи математических знаний и умений. Изучение сложного математического материала становится более интересным, если обучающиеся видят практическое применение изучаемых тем непосредственно в своей профессиональной деятельности.

 Решение задач с производственной направленностью способствует формированию у обучающихся способностей находить в профессиональной ситуации существенные признаки математического понятия, подводить объект под математическое понятие, использовать его в новых условиях.  

Одним из мотивов, стимулирующих интерес к изучению того или иного вопроса курса математики, является его практи­ческая значимость, связь будущей профессией. Наиболее удачным решением этих проблем является использование на уроках математики дидактических материалов с профессиональной и практической направленностью. Методик использования практико-ориентированных задач и их составления при обучении математики разработано недостаточно. Поэтому приходится самим составлять такие задачи. За время работы мною составлено достаточно много практико-ориентированных задач с учетом специфики различных специальностей. Профес­сиональный характер заложен в тексте заданий или выражен с помощью средств изобразительной наглядности. При решении этих задач обучающиеся одновременно повторяют определенную тему специального предмета и нужную тему раздела математики, тем самым повышая качество знаний сразу по двум предметам.

Принцип доступности заданий осуществляется следующим образом: в части задач, после текста, приводится справочный материал по изучаемой профессии, необходимый для решения задачи, а также повторения и закреп­ления темы специального предмета. Для правильного восприятия смысла задачи, к каждому заданию подобран соот­ветствующий рисунок или график. Решение задач с профессиональным и практическим содержанием может быть предложено студентам на различных этапах урока. Решение задач на этапах восприятия и осмысления нового материала имеет целью пробудить у студентов потребность в расширении знаний.

Решая и анализируя задачи на этапах закрепления и повторения материала, студенты овладевают способностями применения знаний на практике, и более глубоко усваивают его содержание.

При проверке усвоения материала решение задач с производственным содержанием позволяет установить, насколько прочно и глубоко его усвоили.

Основными отличительными особенностями практик ориентированных задач являются: ˗ значимость получаемого результата, которая обеспечивает познавательную мотивацию учащегося; ˗ условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов основного предмета – математики, из другого предмета или из жизни, на которые нет явного указания в тексте задачи; ˗

Рассмотрим некоторые задания с содержанием профессионального и практического характера, составленные мной для студентов.

Например, при изучении темы «Функция, ее свойства и график» можно предложить следующие задания:

1.Рассмотрев график зависимости плотности элек­тролита от степени заряженности аккумуляторной ба­тареи, ответить на следующие вопросы:

А). Какова плотность электролита, если сте­пень заряженности аккумуляторной батареи 32%, 45%?

Б). Как и насколько изменится плотность элек­тролита с уменьшением степени заряженности акку­муляторной батареи с 95% до 50%?

При изучении темы «Объемы тел вращения» можно решить следующие задачи:

1)    Найти: a). V0 - полный объем цилиндра двигателя внутреннего сгорания, если диаметр поршня 76 мм, а ход поршня 80 мм,

2)    Две трубы, диаметры которых равны 7 см и 24 см, требуется заменить одной, площадь поперечного сечения которой равна сумме площадей поперечных сечений двух данных. Каким должен быть диаметр новой трубы? Ответ дайте в сантиметрах

Составление заданий профессионального содержания имеет определенные сложности, так как требует от преподавателя не только знаний в области математики, но и знаний по спе­циальным предметам, с которыми осуществляется связь.

Задания практического характера так же имеют определенный интерес.

Например, при изучении темы «Площади поверхностей и объемы многогранников» могут быть предложены такие задания:

1.     Найти объем бассейна, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда с размерами: ширина 3м, длина 9м, глубина 2м.

2.     Щебень укладывается в кучу, имеющую форму конуса с углом откоса 30. Какой высоты должна быть куча, чтобы ее объем был равен 10м3?

Теоремы Пифагора

Пожарную лестницу длиной 10 м приставили к окну третьего этажа дома. Нижний конец лестницы отстоит от стены на 6 м. На какой высоте расположено окно?

При решении практико-ориентированных задач необходимо перейти к их математическим моделям. В простейших ситуациях такие модели тривиальны: поле-прямоугольник; бочка-цилиндр; ведро - усечённый конус; тюк сена - параллелепипед; расчётная ситуация - соответствующие ей алгебраическое уравнение. 

Систематическая работа по решению задач с содержанием профессионального и практического характера дает положительные результаты. Изучение математического материала становится более интересным, так как студенты видят практическое применение изучаемых тем в своей профессиональной деятельности.

 Практико-ориентированные задачи могут быть использованы с разной дидактической целью: они могут заинтересовать или мотивировать, развивать умственную деятельность, формировать практические умения и навыки, объяснять соотношение между математикой и другими дисциплинами.

Конечно, для их решения на уроке требуется значительное время, которое не всегда возможно выделить. Однако появившиеся в настоящее время разнообразные формы внеурочной работы (проектная и исследовательская деятельность, курсы по выбору) позволяют решить эту проблему.

Профессиональная направленность преподавания математики играет большую роль в повышении мотивации к процессу обучения будущей профессии. Студенты осознанно изучают теоретический материал, используют его на практике, в повседневной жизни.

Профессиональная направленность является необходимым условием преподавания общеобразовательных предметов в учреждениях СПО.

Слова Николая Ивановича Лобачевского: «Нет ни одной области математики, как бы абстрактна она ни была, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира»


 

Скачано с www.znanio.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ

Профес­сиональный характер заложен в тексте заданий или выражен с помощью средств изобразительной наглядности

Профес­сиональный характер заложен в тексте заданий или выражен с помощью средств изобразительной наглядности

При изучении темы «Объемы тел вращения» можно решить следующие задачи: 1)

При изучении темы «Объемы тел вращения» можно решить следующие задачи: 1)

Конечно, для их решения на уроке требуется значительное время, которое не всегда возможно выделить

Конечно, для их решения на уроке требуется значительное время, которое не всегда возможно выделить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2024