ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ
ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО
преподаватель математики высшей квалификационной категории
ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова» Орехова О.И.
Проблема организации практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но тем не менее и сегодня является актуальной, так как современное образование должно ориентировать учащегося к решению тех реальных проблем, с которыми он столкнётся в жизни. Идея формирования у школьников универсальных умений, необходимых для решения жизненных и профессиональных проблем, является одной из ключевых в ФГОС.
Под практико-ориентированными задачами будем понимать задачи, материал для составления которых взят из окружающей действительности и ориентирован на формирование практических навыков учащихся.
Наличие знаний по математике не означает, что обучающиеся способны применять их в различных конкретных ситуациях. Такая способность формируется в процессе целесообразного педагогического воздействия. Подобный уровень математической подготовки, может быть, достигнут в процессе обучения, ориентированного на широкое раскрытие связей математики с окружающим миром, с современным производством, с выбранной профессией. Профессиональная направленность является необходимым условием преподавания математики в колледже.
Для формирования интереса к изучению предмета следует создавать производственные проблемные ситуации, которые решаются при помощи математических знаний и умений. Изучение сложного математического материала становится более интересным, если обучающиеся видят практическое применение изучаемых тем непосредственно в своей профессиональной деятельности.
Решение задач с производственной направленностью способствует формированию у обучающихся способностей находить в профессиональной ситуации существенные признаки математического понятия, подводить объект под математическое понятие, использовать его в новых условиях.
Одним из мотивов, стимулирующих интерес к изучению того или иного вопроса курса математики, является его практическая значимость, связь будущей профессией. Наиболее удачным решением этих проблем является использование на уроках математики дидактических материалов с профессиональной и практической направленностью. Методик использования практико-ориентированных задач и их составления при обучении математики разработано недостаточно. Поэтому приходится самим составлять такие задачи. За время работы мною составлено достаточно много практико-ориентированных задач с учетом специфики различных специальностей. Профессиональный характер заложен в тексте заданий или выражен с помощью средств изобразительной наглядности. При решении этих задач обучающиеся одновременно повторяют определенную тему специального предмета и нужную тему раздела математики, тем самым повышая качество знаний сразу по двум предметам.
Принцип доступности заданий осуществляется следующим образом: в части задач, после текста, приводится справочный материал по изучаемой профессии, необходимый для решения задачи, а также повторения и закрепления темы специального предмета. Для правильного восприятия смысла задачи, к каждому заданию подобран соответствующий рисунок или график. Решение задач с профессиональным и практическим содержанием может быть предложено студентам на различных этапах урока. Решение задач на этапах восприятия и осмысления нового материала имеет целью пробудить у студентов потребность в расширении знаний.
Решая и анализируя задачи на этапах закрепления и повторения материала, студенты овладевают способностями применения знаний на практике, и более глубоко усваивают его содержание.
При проверке усвоения материала решение задач с производственным содержанием позволяет установить, насколько прочно и глубоко его усвоили.
Основными отличительными особенностями практик ориентированных задач являются: ˗ значимость получаемого результата, которая обеспечивает познавательную мотивацию учащегося; ˗ условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов основного предмета – математики, из другого предмета или из жизни, на которые нет явного указания в тексте задачи; ˗
Рассмотрим некоторые задания с содержанием профессионального и практического характера, составленные мной для студентов.
Например, при изучении темы «Функция, ее свойства и график» можно предложить следующие задания:
1.Рассмотрев график зависимости плотности электролита от степени заряженности аккумуляторной батареи, ответить на следующие вопросы:
А). Какова плотность электролита, если степень заряженности аккумуляторной батареи 32%, 45%?
Б). Как и насколько изменится плотность электролита с уменьшением степени заряженности аккумуляторной батареи с 95% до 50%?
При изучении темы «Объемы тел вращения» можно решить следующие задачи:
1) Найти: a). V0 - полный объем цилиндра двигателя внутреннего сгорания, если диаметр поршня 76 мм, а ход поршня 80 мм,
2) Две трубы, диаметры которых равны 7 см и 24 см, требуется заменить одной, площадь поперечного сечения которой равна сумме площадей поперечных сечений двух данных. Каким должен быть диаметр новой трубы? Ответ дайте в сантиметрах
Составление заданий профессионального содержания имеет определенные сложности, так как требует от преподавателя не только знаний в области математики, но и знаний по специальным предметам, с которыми осуществляется связь.
Задания практического характера так же имеют определенный интерес.
Например, при изучении темы «Площади поверхностей и объемы многогранников» могут быть предложены такие задания:
1. Найти объем бассейна, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда с размерами: ширина 3м, длина 9м, глубина 2м.
2. Щебень укладывается в кучу, имеющую форму конуса с углом откоса 30. Какой высоты должна быть куча, чтобы ее объем был равен 10м3?
Теоремы Пифагора
Пожарную лестницу длиной 10 м приставили к окну третьего этажа дома. Нижний конец лестницы отстоит от стены на 6 м. На какой высоте расположено окно?
При решении практико-ориентированных задач необходимо перейти к их математическим моделям. В простейших ситуациях такие модели тривиальны: поле-прямоугольник; бочка-цилиндр; ведро - усечённый конус; тюк сена - параллелепипед; расчётная ситуация - соответствующие ей алгебраическое уравнение.
Систематическая работа по решению задач с содержанием профессионального и практического характера дает положительные результаты. Изучение математического материала становится более интересным, так как студенты видят практическое применение изучаемых тем в своей профессиональной деятельности.
Практико-ориентированные задачи могут быть использованы с разной дидактической целью: они могут заинтересовать или мотивировать, развивать умственную деятельность, формировать практические умения и навыки, объяснять соотношение между математикой и другими дисциплинами.
Конечно, для их решения на уроке требуется значительное время, которое не всегда возможно выделить. Однако появившиеся в настоящее время разнообразные формы внеурочной работы (проектная и исследовательская деятельность, курсы по выбору) позволяют решить эту проблему.
Профессиональная направленность преподавания математики играет большую роль в повышении мотивации к процессу обучения будущей профессии. Студенты осознанно изучают теоретический материал, используют его на практике, в повседневной жизни.
Профессиональная направленность является необходимым условием преподавания общеобразовательных предметов в учреждениях СПО.
Слова Николая Ивановича Лобачевского: «Нет ни одной области математики, как бы абстрактна она ни была, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.