Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.
Оценка 4.9

Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
математика
5 кл
17.11.2021
Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.
Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности и умение применять их при решении реальных жизненных задач Планируемые результаты: предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать навыки решения основных задач на нахождение двух чисел по их сумме через уравнивание личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения метапредметные: уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности Задачи: образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение способа при решении задач на нахождение двух чисел по их сумме; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на нахождение двух чисел по их сумме; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении текстовых задач
45 Использование таблиц,схем,чертежей.doc

Урок 45

Дата проведения:

1.  Предмет

2.  Класс

3.  Тема и номер урока в теме

 

4.  Базовый учебник

математика

5                        

Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.

Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.

 Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности и умение применять их при решении реальных жизненных задач

 Планируемые результаты: 

предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать навыки  решения основных задач на нахождение двух чисел по их сумме через уравнивание

 личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

 метапредметные:  уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

Задачи: 

образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение способа при решении задач на нахождение двух чисел по их сумме; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на нахождение двух чисел по их сумме; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении текстовых задач

 воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

 развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

Тип урока:  урок систематизации и обобщения знаний и умений

 Формы работы учащихся:  фронтальная, парная, индивидуальная

 Необходимое оборудование: доска, проектор, ноутбук, тесты, карточки самооценивания.

 Структура и ход урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания.  Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу по 5 бальной системе

«5» - справился самостоятельно с задачей без затруднений,

«4»- справился с задачей, с помощью наводящих вопросов,

 «3»- решил задачу с ошибкой, но исправил ее

"2" - не справился с задачей.

Учащиеся слушают учителя, оформляют карточки. 

2. Актуализация знаний

Устный счет:

·         Вычислите:

            а) 25 · 3 + 7;   б) 25 · (3 + 7);  в) (204-14) ꞉ 10;

             г) 32 + 52; д) (3 + 5)2

  • Объясните, как найти неизвестное число x и найдите его:
  • а) 31 · x = 93; б) x ꞉ 3 = 42;
  • в) 55 ꞉  x = 9 ( ост.1) ;           г) х ꞉ 8=6 (ост.5)
  • Папе 45 лет, он на 21 год моложе бабушки и в 5 раз старше сына. Сколько лет каждому? (бабушке – 66, сыну - 9)

Ребята, какую тему мы изучали на последних урока?

Давайте вспомним алгоритм решения задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности:

1) По условию задачи составить схему.

2) Вычесть из общей суммы «лишнее» (уравнять  количество).

3) Разделить количество поровну.

4) Ответить на вопрос задачи.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся устно выполняют предложенные задания.

 

 

 

 

 

Учащиеся формулируют тему урока, формулируют алгоритм решения задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности.

 

 

 

 

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Рассмотрим следующую задачу:

Задача 1.  В первой команде на 12 человек больше, чем во второй. Сколько человек должно перейти из первой команды во вторую, чтобы их количество стало равным?

 - Приходилось ли вам встречаться с подобными  задачами?  Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с такими задачами. Где мы встречаемся с такими вопросами? Так какова цель нашего урока?

Тема нашего урока:

Нахождение двух чисел по их сумме и разности

Наша цель на уроке - обобщить знания по теме «Нахождение двух чисел по их сумме и разности» и  уметь применить эти знания при решении реальных жизненных задач.

 

 

 

Учащиеся предлагают свои решения.

 

 

Отвечают на поставленный вопрос  

Формулируют цель урока, записывают в тетради дату и тему урока.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

Решение задачи №1

·         Оформим краткое условие с помощью схемы:

 

 1 команда

2 команда                              12 чел                 поровну ?

                                                       

Чтобы количество людей в команде было равным, нужно переставить половину «лишних» людей:

12 : 2 = 6.

Ответ: 6 человек.

Задача № 2

Сумма двух чисел 832, а разность 142. Найдите эти числа.     Ответ: 345 и 487

Задача № 3

В двух коробках было поровну апельсинов. Из первой коробки переложили во вторую 20 апельсинов. На сколько больше апельсинов стало во второй коробке?

 У доски задачу  решает 1 ученик, затем сверяется с классом

Ответ: на 40 апельсинов.

Задача № 4

Даны три числа, сумма которых равна 453. Первое число больше второго на 7, а третье число меньше второго на 7. Найдите большее их этих трех чисел.

Ответ:  165 

 

Тест по вариантам.(текст в конце разработки)

Проверяет сосед по парте по ответам на доске

 

Дополнительное задание: Турист преодолел пешком, а затем на велосипеде расстояние 90 км. На велосипеде он проехал на 50 км больше, чем прошел пешком. Какое расстояние он прошел пешком и какое проехал на велосипеде?

Работа с учебником №289

 

 

 

 

Учащиеся записывают решение задачи в тетрадь, проверяют по слайду на доске.

 

 

 

 

По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах самооценивания.

 

 

Учащиеся решают задачу, затем сверяют свое решение с решением ученика, читающего с места, корректируют, при необходимости, ход решения.

 

 

Учащиеся решают задачу, затем сверяют свое решение с решением отвечающего у доски, корректируют, при необходимости, ход решения

 

 

 

 

Учащиеся в парах выполняют решение предложенной  задачи.

 

 

Учащиеся выполняют тест, проверяют ответы соседа, выставляют оценку в лист самооценивания.

5. Физкультминутка ( перед тестом)

Давайте немного передохнем.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по шире  развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Руки опустили вниз – это «шесть»

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по шире  развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения? Игра «Расскажи другу, что понравилось на уроке»

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Учащиеся рассказывают друг другу, что понравилось и запомнилось на уроке

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.

Учащиеся сдают карточки  самооценивания. 

8. Информация о домашнем задании

п 1.17,№291

Составить задачу на нахождение двух чисел по их сумме и разности. Оформить на альбомном листе. С одной стороны написать условие задачи, с другой- схему и решение.

 

Учащиеся получают домашнее задание.

 

Тест по теме «Нахождение двух чисел по сумме и разности».         Ф.И._____________________________ 5 класс

Вариант 1.

1. Сестра старше брата на 4 года, а вместе им 16 лет. Сколько лет брату?

1) 6 лет;     2) 8 лет;     3)10 лет;    4) другой ответ

2. В двух мешках было поровну муки. Из первого мешка во второй пересыпали 8 кг. На сколько кг муки стало больше во втором мешке?

1) на 8;       2) на 4;      3) на 16;    4) другой ответ

3. Сумма двух чисел 445, а разность 223. Найдите  большее из чисел.

1) 111;        2) 334        3) 222;    4) другой ответ

4. Даны три числа, сумма которых равна 222. Первое число больше второго на 5, а третье число меньше второго на 5. Найдите большее из этих трех чисел.

1)74;          2)84;           3)79 ;     4) другой ответ

 

 

 

Тест.         Ф.И._____________________________ 5 класс

Вариант 2.

1. Сестра младше брата на 5 лет, а вместе им 15 лет. Сколько лет сестре?

1) 7 лет;     2) 8 лет;     3)10 лет;    4) другой ответ

2. У сестры на 60 рублей больше, чем у брата. Сколько рублей она должна отдать брату, чтобы денег у них стало поровну?

1) 60;       2) 120;      3) 30;    4) другой ответ

3. Сумма двух чисел 555, а разность 333. Найдите большее из чисел.

1) 111;        2) 222;        3) 444;    4) другой ответ

4. Даны три числа, сумма которых равна 333. Первое число больше второго на 6, а третье число меньше второго на 6. Найдите меньшее из этих трех чисел.

1)111;          2)105;         3)116;    4) другой ответ

Ответы:

Вариант 1

1

3

2

3

Вариант 2

4

3

3

2

 

 

 

 

 

 

Лист самооценивания.

 

Ф.И._________________________________________Класс 5 А

Вид задания

Баллы

1

Задача № 1

 

2

Задача № 2

 

3

Задача № 3

 

4

Задача № 4

 

5

Тест

 

6

Дополнительная задача

 

Итог

 

 

 

Используемая литература

 

1)      Математика. 5 класс: учеб. для. общеобразоват. учреждений /С.М. Никольский и др.- М.: Просвещение, 2009

2)      Дидактические материалы для 5 класса – М.К. Потапов., А.В. Шевкин – М.: Просвещение, 2009

3)      Книга для учителя 5-6 классы - М.К. Потапов., А.В. Шевкин – М.: Просвещение, 2010

4)      Задачи на смекалку. И.Ф.Шарыгин, А.В.Шевкин - М.: Просвещение, 2009

5)      Математика 5. Тематические тесты. П.В.Чулков, Е.Ф.Шершнев, О.Ф.Зарапина. – М.: Просвещение, 2011

6) М.Н.Каратанова. Уроки математики с применением ИКТ. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2010

7) Е.Н.Балаян. 1001 олимпиадная и занимательные задачи по математике. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007


Урок 45 Дата проведения: 1

Урок 45 Дата проведения: 1

УУД ): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез -…

УУД ): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез -…

Вычислите: а) 25 · 3 + 7 ; б) 25 · ( 3 + 7 ); в) (204-14) ꞉ 10; г) 3 2 + 5…

Вычислите: а) 25 · 3 + 7 ; б) 25 · ( 3 + 7 ); в) (204-14) ꞉ 10; г) 3 2 + 5…

Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с такими задачами

Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с такими задачами

Задача № 3 В двух коробках было поровну апельсинов

Задача № 3 В двух коробках было поровну апельсинов

Руки вниз, вперед смотри – это «три»

Руки вниз, вперед смотри – это «три»

Тест по теме «Нахождение двух чисел по сумме и разности»

Тест по теме «Нахождение двух чисел по сумме и разности»

У сестры на 60 рублей больше, чем у брата

У сестры на 60 рублей больше, чем у брата

Задача № 1 2

Задача № 1 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2021