Представлена статья на тему- Использование логических заданий для развития познавательного интереса младших школьников
Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывать в себе определенные навыки и умения, а главное-привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.любое решение логических задач – и с целью развлечения, и для проверки умственных способностей, и на регулярных занятиях – полезно детям, поскольку способствует лучшему пониманию ими своих возможностей и желаний, развитию познавательных интересов.
Абраконова Маргарита Вячеславовна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ "Храбровская СОШ"
Гурьевский городской округ
Калининградская область
2018 год
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Использование логических заданий для развития познавательного
интереса младших школьников
Почему одни люди легко решают сложные запутанные проблемы, а
другие даже перед простой житейской задачкой становятся в тупик? Как
научиться правильно оценивать ситуацию, чтобы всегда принимать верное
решение? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться
жизненного
успеха?
Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать,
вырабатывать в себе определенные навыки и умения, а главноепривычку
думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти
качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.
Младшие школьники склонны понимать буквально переносное значение
слов, наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачу
учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы,
представления или действия. И запоминают младшие школьники
первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения
учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что
интересно,
неожиданно и ново.
Огромная часть усваиваемого содержания, особенно в младших
классах построена на сравнении. Именно эта операция лежит в основе
классификации явлений и предметов и их систематизации.
Особые трудности возникают у учащихся при установлении причинно
следственных связей. Младшему школьнику легко устанавливать связь от
причины к следствию,
чем от следствия к причине.
К окончанию 4 класса ребёнок должен научиться выявлять такие связи
между понятиями,
порядок следования,
эмоционально окрашено,
как рядоположенность,противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть
и
целое.
Чтобы помочь ребёнку обеспечить своевременное развитие
операций логического мышления, очень важно организовать учебно
воспитательный процесс таким образом, чтобы на каждом уроке и во
внеурочное время ребёнку предлагались игры, задания и упражнения, которые
способствовали
мышления.
Использование логических заданий позволяют решать три аспекта
цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
бы формированию
логического
Познавательный аспект:
1.Формирование и развитие различных видов памяти, внимания и
воображения;
2.Формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
3.Формирование общей способности искать и находить новые решения,
необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к
рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект:
1.Развитие
речи;
2.Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной
деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать,
и опровергать;
обобщать,
3.Развитие
сферы;
4.Развитие двигательной сферы.
выделять
доказывать
сенсорной
главное,
Воспитывающий аспект:
«Я
концепции».
1.Формирование
В каждый урок стараюсь включить по 12 упражнениям на развитие
логического мышления. Это не отвлеченные задания, а упражнения,
направленные на решение главной учебной задачи урока, но путем цепочки
логических рассуждений. Задания для урока часто приходится изменять,
придумывать
известные.
В частности, предполагаемые задания позволят научить детей:
слов;
признакам;
предметов,
заданным
описывать
предметы
признаки
опираясь
узнавать
самому,
уже
на
посо
и
о
собой
между
тем
или
иным
предметы,
сравнивать
находчивость
классифицировать
давать
развивать
определять
судить
определение
речь,
предметы,
последовательность
противоположных
слова;
обобщать;
слова;
событий;
явлениях;
определять отношение между предметами типа род – вид;
понятиям;
сообразительность.
Приведу примеры некоторых заданий на логику.
1. Фокусы
словами.
А) Можно ли сома превратить в вола? Можно: сомдомдолвол.
Изменять можно по одной букве и промежуточное слово должно
существовать.
Превратите:
рак)
(мукарукарека)
(садсудсуксок)
(коккакмак)
(кумкомколвол)
Это задание ребёнок должен не просто выполнить, а сделать с целью.
Например: подчеркните слово в цепочке с безударной гласной; или
подчеркните буквы,
звуки.
Б) Словаперевёртыши.
Учитель даёт слово в обратном порядке букв дети записывают слово и
выполняют, указанное учителем задание. Переворачивать можно и
предложения.
обозначающие парные согласные
(луклак
лук
мука
сад
река
сок
мак
вол
кок
кум
рак
из
слов
быть
В) Составление
букв:
Образуй как можно больше слов из букв слова «электростанция». Буквы не
должны
дважды.
Дети над такими заданиями любят размышлять во время урока, переменки и
дома. Чтобы задание не занимало слишком много времени, можно
ограничиться 23 словами. У всех они будут разными и их можно
использовать для повторения склонений имён существительных, определения
рода и т.д. Предлагаемые для работы слова: лекарство, гастроном, мясорубка,
использованылестница
…
1)
слова:
давать
из
мотор,
слова:
почемучка,
урожай,
новых
автор,
слов
товарищ,
Г) Запись 6 словарных слов так, чтобы каждое следующее слово начиналось
на последнюю букву предыдущего (арбуззаводдиректорработаальбом
морковь).
Словарные слова можно заменить словами с парными согласными, именами
существительными 1 склонения, словами с безударными гласными и т.д.
слогов:
Д) Составление
Даны
бильярд.
Из каждого слова возьмите только первые слоги и запишите полученное слово
(автомобиль).
Даны
садовник.
Из первого слова возьмите первый слог, из второго второй, из третьего
третий. Запишите слово (ученик). Слоги можно брать любые по счёту и
слова
разнообразные.
Задание: из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте слово:
(автор)
(корова)
(монета)
(монета)
(барабан)
Задание: из каждого слова возьмите вторые слоги и составьте слово:
(лото)
(яма)
(голова)
(корзина)
(ворона)
Задание: из каждого слова взять последние слоги, составь новое слово:
(бельё)
(карамель)
(самолёт)
(вертолёт)
(колесо)
(лазарет)
Задание: из каждого слова возьми по одному любому слогу так,
чтобы
слово:
ружьё
мель
буклет
соловей,
змея,
бузина,
пороша,
ваза
таракан
боксёр
лава
тина
канава
колос,
автомобиль,
рота,
молоко,
пуговица,
укор,
поворот,
пальто,
реле,
cлеза,
пуловер,
молоко,
смола,
берет
берет
2)
3)
4)
5)
6)
кора,
баран,
соломка,
лиса,
пора,
бельмо,
рана,
,банщик
нерест,
получилось
2)
3)
4)
5)
молоток,
рама
мебель,
1)
2)
тормоз
билет
лото,
3)
4)
5)
1)1)
2)
3)
4)
картинка,
плотина,
заморозки,
павлин
лагерь
пластинка,
пастух,
парашют,
(пластилин)
(пастила)
(сарафан)
(самолёт)
(караван)
(картина)
(водопровод)
Выбор учителем заданий может быть любым, но должен зависеть от целей и
дальнейшего
урока.
косари,
5)
6)
вода,
лётчик
сапоги,
мука,
рагу,
паутина,
проба,
карта,
дорога,
фантазия
невод
налёт
диван
хода
7)
2. Словаматрёшки.
А) Найди слова внутри данных и запиши их. Примеры предлагаемых слов:
Победа (беда, еда, да), бусы, тапочки, машина, тумбочка, господин, удочка ,
рыбак, дрожь, осадки, атом, трубил, резина.
коса,
Б) Раздели
Например:
горизонт
кипарис
газель
парус
слово
на
два
коротких.
=
гори
+
=_____+_____
=_____+_____
=_____+______
зонт
верхушки=____+_______
=_____+______
=_____+______
=_____+______
макушки
волокно
полоса
В) Убери из слова одну букву. Она может быть в начале, середине или конце
слова.
Оставшиеся буквы должны образовать новое слово.
Искра – икра, полк, склон, красна, тепло, экран, уксус, беда, лампа,
спрут,
учебник.
Г) А теперь наоборот букву нужно приставить в начало и конец слова
получится
другое.
г
|
Дар
Стол
|
б
с
|
Шар
Лень
|
к
Логические
у
б
ф
о
б
ш
к
к
очки
утка
пар
шёл
роза
усы
мех
оса
русскому
|
|
|
|
задачи
языку.
|
|
|
по
|превращение.
А) Мгновенное
Переложите всего 1 палочку, чтобы имя мальчика превратилось в имя
имя.
девочки.
(ЮЛЯ)
Напиши
я
Т
л
это
о
Б) Щенокнепоседа.
У собаки Жульки было четыре щенка. Бим, Рекс, Шарик и …. А вот
четвёртый щенок постоянно кудато пропадал. Как его звали? Догадайтесь и
запишите:
Тузик?
(Бим 3 буквы, Рекс 4 буквы, Шарик 5 букв, значит, четвёртого звали
Дружок
букв.)
Дружок
Бобик,
или
6
белка,
слово,
слово?
В) Какое
мышь,
енот.
Конь,
Отгадай
данных.
Подсказка: в нём два слога, а звуков больше, чем букв. (Енот)
Задание
другим.
Подсказка: это слово на конце с мягким знаком и оно 2 склонения и т.д.
крот,
которое
коза,
читаю
ёж,
может
лиса,
быть
из
и
я
Г) Найдите
Какое
белка
гусь
медведь
утка
(утка
слово
из
данных
слово.
лишнее?
газета
забор
дерево
т.к.,
начинается
с
гласной)
ряду
в
ветер,
Лишнее
мальчик,
Д)
слово.
Найди
Объясни.
барабан,
слога)
приставка, предлог, суффикс, корень, окончание (предлог часть речи, а не
слова)
Перечислять примеры нет необходимости, т.к., их можно подобрать исходя из
цели
урока.
слово.
(барабан
лишнее
коза
темы
и
3
Е) Поиск
общего.
Найди общие признаки слов: пенал, замок, портфель (все именасуществительные, мужского рода, состоят из 2 слогов).
велосипед, пылесос, самовар (все имена существительные, сложные слова,
имеют
корня.)
2
Ж) Обобщение
понятий.
Назови одним словом: сумка, ведро, врач …….(имена существительные)
весело,
наугад……(наречия)
скользит, зеленый, земля…. (слова с проверяемой безударной гласной).
хорошо,
и
двумя
З) С
«О»
Запишите по 3 слова с двумя и тремя буквами «О». Других гласных букв в
словах
быть.
золото)
(мокро,
слова.
плохо,
ним по
хорошо,
болото,
два
Подберите
скоро,
родственных
должно
к
тремя
не
на
два
Слова
разделены
И) Классификация.
столбика:
кот
ухо
гриб
перо
стол
ваза
ель
столбику:
букв
а)
слогов
б)
слогам
в)
(верный
б)
Такие задания учат внимательно изучать признаки групп слов и применять
знания для нахождения верных вариантов ответа.
свои
разделены
разделены
Выбери
слова
слова
числу
по
числу
по
по
разделены
каждому
подпись
ответ:
слова
к
3. Восстановление
слов
и
предложений.
Пятачку.
А) Помоги
Пятачок попал в беду. Он написал письмо, но его размыло водой. Восстанови
письмо
Пятачка.
« Сп..с..т.., п..м..г..т..! М..й д..м з..т..п..л.. в..д..! Я в б..д..! П..т..ч..к.»
Так как основная часть орфограмм – это гласные, то такие задания даютвозможность
повторить
большое
количество
правил.
Б) Вывески.
Однажды на город налетел ураган. Он сорвал с магазинов вывески, а на
Восстанови названия.
других оторвал отдельные
ЦВ..ТЫ
МЕБ..Л..
ХЛЕ..
ОБУ….
ДЕ….К….
буквы.
В) Перед вами слова, но с пропущенными буквами. Одна точка соответствует
слова.
одной
ф
м
в
т
ц
з
Запиши
ж
.
д
букве.
.
дь
б
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Г) Таинственная
буква.
Чёрточка обозначает, что тут пропущена буква. Какие слова могли бы
получиться?
А
А
Ш
А
А
Й
К
4. Задания,
на
развитие
внимания
и
памяти.
на
А) Письмо
доске.
Учитель пишет слово по буквам, а его помощник стирает первую букву, как
только написана вторая; вторую, как только написана третья и т.д. Дети видят
на доске только по одной букве и запоминают их по порядку. В итоге, слово
нужно произвести целиком и записать в тетрадь. Такой приём очень
учащихся.
активизирует
внимание
Б) Будь
внимателен.
Нужно подготовить 78 экземпляров карточек с одинаковыми словами. Набор
карточек должен содержать 46 разных слов. Учитель берёт разное
количество карточек с одинаковыми словами и, перемешав их, поочерёдно
показывает их детям, и складывает карточки в стопку. Он может и не
показывать слова, а вслух прочитать их. После того, как все карточки
переложены
задание:
которое повторяется большее количество раз.
Запишите слово,
стопку,
даётся
вРоль
учителя
может
выполнить
и
ребёнок.
В) Без
ошибок.
Учитель даёт задание узнать, как пишется слово по орфографическому
словарю. Тот ученик, который быстрее найдёт слово записывает его на
доске. Так находятся и записываются на доску 56 слов. Затем слова на доске
закрываются. Дети их пишут по памяти и только потом их сверяют с доской.
нежданнонегаданно
Например:
виноград
Интересно, что дети таким образом запоминают слова быстрее.
опасность
русский
бешеный
чтобы
быстрее
Г) Игра
«ДАНЕТ»
В игру играют парами или группами. Один из детей загадывает какоелибо
понятие из русского языка. Другие дети могут задавать ему 1015 вопросов,
на которые можно ответить только «да» или «нет». Вопросы нужно задавать
точные,
отгадать.
Например: задумана орфограмма безударная гласная, проверяемая
ударением.
Предполагаемые
вопросы:
(да)
(нет)
(нет)
(нет)
(да)
(да)
Ответ: это безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
Согласитесь, что знания применять и быть внимательными, нужно было обеим
сторонам.
окончании?
приставке?
корне?
проверить?
орфограмма?
орфограмма
Она
Она
Она
Эту
находится
согласного?
в
можно
находится
находится
Это
гласную
Это
в
в
Д) Что
чем?
Расставь слоги, в определённой последовательности. Объясни почему.
Лю
лэ
гласных)
(по
лё
ла
алфавитному
лы
порядку
ло
ли
ля
лу
ле
за
наблюдательнее?
Е) Кто
Запишите (или назовите) 5 предметов, которые находятся в классе.
Это должно быть имя существительное женского рода.быть
Это должны быть
могут
начинающиеся с буквы «к».
слова их двух слогов и.т.д.
разными.
Это должны быть слова,
Задания
Ж) Шаги
язык.
Дети делают заданное количество шагов, называя слова по заданному
признаку.
Например:
Сделай 10 шагов, называя имена прилагательные мужского рода.
Сделай 8 шагов, называя глаголы в прошедшем времени, женского рода и.т.д.
Такие грамматические разминки полезны на каждом уроке.
русский
в
З) Полслова
вами.
Игра проходит с мячом. Дети бросают мяч, говоря половину какоголибо
слова. Тот кто ловит , должен быстрее назвать вторую половину.
Целесообразнее
определённым приказом.
Например: глаголы в настоящем времени, 3 лица, единственного числа.
ограничивать
слова
за
нас.
И) Алфавит
Детям предлагается в алфавитном порядке написать в течении 510 минут
названия окружающих их предметов и вещей, находящихся в классе.
вокруг
«В
К) Игра
определения».
Детям даются карточки с названием предметов (например: автобус, яблоко,
озеро, ромашка…). Предлагается ученику, взявшему одну из карточек, в
течении 1 минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что
имеет в виду говорящий. Нельзя только называть своё слово и
жестикулировать руками. Позже можно ограничить: рассказать об объекте,
называя
прилагательные.
глаголы
только
или
Попробуйте объяснить «родство»
Л) Объясни
диктор
перчатка
пятница
цирк
огород
–
родство.
следующих пар слов.
диктант
напёрсток
пятёрка
циркуль
городтак
ты
М) Подбери
пару.
Найди пары слов из левого и правого столбика и соедини их. Объясни,
почему
думаешь.
кидать
огонь
скакать
бросать
чистый
алый
пламя
алфавит
красный
азбука
прыгать
аккуратный
Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления,
заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из
затруднительных
ситуаций.
Для развития логического мышления детей также рекомендую использовать
комплекс интеллектуальных игр. Игровой тренинг мышления полезен всем
учащимся, в особенности тем, которые испытывают заметные трудности в
выполнении различных видов учебной работы: понимании и осмыслении
нового материала, его запоминании и усвоении, установления связей между
различными явлениями,
выражении своих мыслей в речи.
Комплекс интеллектуальных игр позволяет развивать и
совершенствовать мышление. В играх используются задания, составленные на
основе простого, хорошо знакомого материала. Учитель может организовать
ребят.
эту
Игры:
1.«Составление
предложений».
Детям предлагается три слова не связанные между собой по смыслу,
например:
«ученик».
Задание: составить как можно больше предложений, которые бы обязательно
включали все эти три слова. По времени отводится примерно 10 минут. Эта
игра развивает способность устанавливать связи между предметами и
явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из
разрушенных
предметов.
«треугольник»,
«карандаш»,
группой
работу
и
с
2.«Поиск
свойств».
Детям предлагаю два слова, мало связанные между собой. За 10 минут они
должны написать как можно больше общих признаков для этих объектов.
Например, «ведро», «воздушный шарик». В игре побеждает тот, у кого список
общихобщих признаков больше, длиннее. Эта работа необходима для того. Чтобы
дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко
усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.
предлагаются
лишнее?»
3.«Что
Детям
слова.
Задание: из предложенных трех слов надо оставить только те два, которые
имеют в чемто сходные свойства, а одно слово – «лишнее», оно не обладает
этим общим признаком,
поэтому его следует исключить.
один.
Пример:
восемнадцать,
восемьдесят
шесть,
любые
три
ограничено
4.«Поиск предмета (чисел и т.д.), обладающих сходными свойствами».
Пишется на доске слово. Например: «квадрат». Время на выполнение этого
задания
минут.
Задание: необходимо написать как можно больше предметов (чеголибо),
являющихся аналогом данного слова и указать по какому именно свойству он
имеет
названным.
Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства, а также
оперировать в отдельности каждым из них, формирует способность
классифицировать явления (формы и т.д.) по их признакам.
сходство
510
с
с
на
слово
слову,
предметов
записанному
противоположными
свойствами».
5.«Поиск
Например,
«круг».
Задание детям: напиши как можно больше слов, которые противоположны по
признакам
доске.
Уроки русского языка могут и должны содержать логические
упражнения и задачи. Практика проведения уроков, содержащих логические
задания, показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее
рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с
задачами
дисциплинам.
Во время таких уроков приобретается самое главное в мыслительной
деятельности – умение управлять собой в проблемных ситуациях. Это
существенно облегчает обучение детей. Потому для решения логических
задач необходимо использовать каждый урок. Важно подчеркнуть, что
решение логических задач можно рассматривать и как развлечение, такое же,
как например, решение кроссвордов. Именно поэтому такие задания делают
учебным
другим
потак
и
скучны
трудны
желаний,
развитию
познавательных
урок интересным. Детям начинают нравится уроки русского языка, а ведь они
часть
многим.
Но любое решение логических задач – и с целью развлечения, и для
проверки умственных способностей, и на регулярных занятиях – полезно
детям, поскольку способствует лучшему пониманию ими своих возможностей
и
интересов.
Используемая
литература:
1.Воровщиков С. Г. Как эффективно развивать логическое мышление
год
младших школьников» Москва
2.Журналы
школа».
3.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей»,
1997г
2004г.
4.Холодова О.А.
5.Смирнов С.А. «Педагогические теории, системы, технологии», 2000г
6. С.Шмаков, Н.Безбородова. От игры к самовоспитанию. – Москва: Новая
школа,
1993г.
7. Развитие мышления на уроках математики в начальной
школе. http://www.uchportal.ru/publ/1510505
«Педагогика»,
умникам
«Начальная
2009
«Юным
и
умницам»,