Использование различных приемов для развития смыслового чтения на уроках математики.
Суть и смысл современного образования состоит в формировании выпускника, способного к самостоятельной познавательной деятельности, анализу получаемой информации, творческой реализации личности.
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Что особенно важно на уроках математики при решении разнообразных задач, в том числе практического направления.
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
· в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
· в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
· в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
· в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Мои ученики всегда любили математику: неплохо считали, решали уравнения, составляли выражения и т.д. Сложнее обстояли дела с решением задач. Есть дети, которым трудно справиться с этим видом заданий, несмотря на мои усилия как учителя. Общаясь с коллегами в рамках методического объединения учителей математики, я также увидела проблему в решении практических задач.
Поэтому особенно важным, на мой взгляд, становится обучение школьников смысловому чтению на уроках математики, например, при решении разнообразных задач, в том числе практического направления. Учащиеся должны научиться извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.
Анализируя приёмы смыслового чтения, я смогла систематизировать свою работу по этому вопросу, выделить основные методы и приёмы, которые помогают моим ученикам справиться с решением математических задач.
Основываясь на концепцию универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.), я в своей практике широко использую разные приемы для формирования смыслового чтения на уроках математики. Успеха в обучении мне помогают достичь следующие приемы:
· Приём «Составление краткой записи задачи».
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.
· Приём «Составление вопросов к задаче».
Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.
· Чтение в парах – обобщение в парах.
Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
1. Ученики про себя читают выбранный мною текст или часть текста.
2. Затем объединяю учащихся в пары и даю четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
3. Далее привлекаю всех учащихся к обсуждению.
· Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы.
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание:
- составьте вопросы по теме, по тексту
параграфа и т.д.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые»
вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
Данный прием позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение
соотносить понятия. После изучения темы предлагаю учащимся сформулировать по
три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем
они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких»
вопросов.
«Толстые» вопросы |
«Тонкие» вопросы |
Объясните почему….? |
Кто…? Что…? Когда…? |
· Прием «Кластер» - заполнение таблицы «Знаю - Хочу узнать – Узнал».
Кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде кластера, грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Например, этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
· Приём «Учимся задавать вопросы разных типов».
Шесть ступенек – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Когда в вопросе
есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности,
предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как
вы думаете, как будет ….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки
тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни могли наблюдать симметрию?».
· Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Этот прием является средством,
позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически
он достаточно прост. Учащихся изначально знакомлю с рядом маркировочных
знаков и предлагаю им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально
подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или
предложения в тексте. Чтение индивидуальное. Читая, ученик делает пометки в
тексте:
V – уже знал; + – новое; – – думал
иначе; ? – не понял, есть вопросы.
Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V) |
Узнал новое (+) |
Думал иначе (–) |
Есть вопросы (?) |
|
|
|
|
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы.
Данный прием требует от школьника не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
· Прием «Синквейн»- составление стихотворения из пяти строк и другие.
Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк: первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным; вторая – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными; третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами; четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме, и пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы. Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, а учителю – в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
геометрия |
|
тема |
прямые |
описание темы в двух словах |
Пересекающиеся, параллельные. |
описание действия тремя словами |
Строим, переносим, совмещаем. |
отношение автора к данной теме |
Нет ни начала, ни конца… |
синоним к первому |
Бесконечность! |
Кроме того, я использую различные типы заданий, которые, на мой взгляд, позволяют развивать и проверять навыки чтения.
Задания «множественного выбора»:
1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих
содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;
3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.
Задания «на соотнесение»:
1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями,
пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста
(короткими текстами);
2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.
3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.
Задания «на дополнение информации»:
1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним
словом/формулой.
2) дополнение (завершение) предложений/доказательств.
Задания «на перенос информации»:
1) заполнение таблиц/схем на основе прочитанного;
2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
Задания «на восстановление деформированного текста»:
1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной
последовательности.
2) «собери» правило, алгоритм.
3) «найди ошибку»
Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют мне создавать условия для формирования УУД, формировать культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, формировать «человека думающего», что положительно влияет на качество знаний обучающихся. Ученик становится субъектом учебно-познавательной деятельности, у него развиваются мыслительные умения, необходимые для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.
Формируя универсальные учебные действия учащихся, я даю учащимся возможность самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетентности, учу правильно организовать усвоение материала, т.е. умению учиться.
Считаю, что эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем. Технология критического мышления позволяет определить сферу комфортности для каждого. Кроме того, при переходе с одного приема на другой меняется режим работы мозга. А это позволяет предупреждать утомляемость и приводит к развитию когнитивных способностей.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.
3. Трифонова Е.А. «Развитие критического мышления», сборник «Учитель и ученик: возможность диалога и понимания», Москва, БОНФИ, 2002 г.
4. Райер Г., Лопанова Е., Рабочих Т. Современные технологии профессионального обучения: Учебно-методическое пособие. – Омск: Омскбланкиздат, 2001. – 89 с.
5. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.