Использование театральной технологии на уроках литературы
Оценка 4.9

Использование театральной технологии на уроках литературы

Оценка 4.9
Семинары
docx
русская литература
5 кл—11 кл
25.12.2018
Использование  театральной технологии на уроках литературы
Статья о технологии театральной педагогики, которую можно применять на уроках литературы для повышения мотивации к чтению. Возраст учащихся 5-11 класс. Ребята вчитываются и "вживаются" в текст, чувствуют и принимают его, понимая и делая вывод о главной мысли произведения. Работают в группах, презентуют свои мини-проекты.
Тармакова Е.В. Использование театральной технлогии на уроках литературы.docx
Елена Владимировна Тармакова Учитель  высшей категории русского языка и литературы МАОУ СШ №8  Г. Бор Нижегородской области Призёр (3 место) Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок», награждена медалью «За службу образованию»  ( г. Москва, декабрь 2018г.) Телефон школы: 8(831)59 9­61­84 Мобильный телефон: 9027822502 e­mail: tarmakova  @   dnevnik      .  ru Статья в журнал «Практика школьного воспитания» «Использование технологии театральной педагогики для  повышения мотивации к  чтению  у  учащихся на уроках литературы» Использование технологии театральной педагогики для  повышения мотивации к  чтению  у  учащихся на уроках литературы Елена Владимировна  Тармакова,  учитель русского языка  и   литературы МАОУ СШ №8 г.Бор    В   этой   статье   рассматривается     эффективный   приём   стимулирования   читательской активности   ­   «присвоение   текста»,   который   пришёл   в   общеобразовательную   школу   из театральной педагогики. Описываются этапы применения данного приёма на уроке литературы, даётся   фрагмент   урока.   Статья   может   быть   полезна   учителям,   разделяющим   мнение   Л.С. Выготского:  «Только  то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».    Современному поколению детей  с большим трудом даётся чтение,  так как они с пелёнок впитывают  дух Интернета, компьютерных игр и телевидения. У каждого  учителя  есть свои приёмы и методы стимулирования читательской активности.  Я  убеждена, что воспитать любовь к чтению можно через эмоции. Л.С. Выготский  утверждал, что именно эмоциональные реакции должны составить основу  воспитательного процесса.  «Только то знание может привиться, которое прошло  через чувство ученика. ­ писал психолог в работе «Воспитание чувств». ­ Все  остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру».  Такие эмоциональные реакции лежат в основе театральной  педагогики,  основоположником  которой  является К.С. Станиславский.   В   театральной  педагогике  воспитание, обучение и социализация  ребёнка осуществляются при  помощи выразительных средств искусства путём создания продукта  художественной деятельности.   В  результате  соприкосновения с искусством  ребёнок испытывает  катарсис, эмоциональное потрясение и внутреннее очищение,  что позволяет личности подняться на более высокую ступень  развития, пополнить  свой социальный опыт. Приёмы театральной педагогики, которые можно применять  на уроках в  общеобразовательной школе,  очень разнообразны: анализ текста по системе  Станиславского, этюды,  магическое «Если бы...» и многие другие.  Я выбрала для  себя на уроках литературы приём  «присвоение текста». Именно он позволяет  подготовить детей к прочувствованному, осознанному исполнению произведения  и, как результат, его «присвоению».  Этапы  работы при применении данного приема на уроке таковы:   исполнительский анализ текста  (по системе Станиславского)   мизансцены  с включением   заранее подготовленных «манков»  исполнение, рефлексия.     Приведу пример применения этого приема на уроке литературы в 11 классе.  Для анализа предлагаю отрывок из «Ленинградской поэмы» О. Берггольц.  Анализируем  отрывок по схеме:  Схема анализа стихотворения (по Станиславскому К.С.) Исполнительские  задачи Текст (с указанием пауз и  логического ударения) Куски, их  название Предлагаемые  обстоятельств,  видения Чувства Темпо­ритм,  голосоведение  Учащиеся читают текст про себя, затем вместе  с учителем  анализируют  каждую  часть, делают краткие записи в таблице­анализе и готовятся к пробному  исполнению. От всего класс выбирают  чтеца. В конце  урока обсуждается   главный вопрос: какова сверхзадача произведения. Прогнозируемый результат  записей при  анализе отрывка из «Ленинградской поэмы» О. Берггольц Текст (с указанием пауз и  логического ударения) Куски, их  название Я как рубеж запомню вечер:/  декабрь,/безогненная мгла, / я хлеб в руке домой несла,/ и вдруг соседка мне навстречу. / Встреча с  соседкой «Сменяй на платье,— говорит, / —  менять не хочешь/ — дай по  дружбе. / Десятый день, как дочь лежит. / Не хороню./ Ей гробик нужен. / Его за хлеб сколотят нам. / Отдай./ Ведь ты сама рожала...»/  И я сказала:// «Не отдам». / И бедный ломоть крепче сжала. / «Отдай, — она просила, /— ты  сама ребёнка хоронила. / Я принесла тогда цветы,  чтоб ты украсила могилу». // ...Как будто на краю земли, / одни, /во мгле, /в жестокой  схватке, / две женщины, мы рядом шли, / две матери, /две ленинградки. / Просьба  несчастной  женщины Решительный  отказ  лирической  героини Раздумья об  участи  ленинградок Исполнительские  задачи Чувства Темпо­ритм,  голосоведение Без эмоций,  подавленноб езучастно   Спокойно,  громкость  средняя С отчаянием и надеждой То  медленно, то убыстряя.   То  тихо, то  громко Решительно Безысходно  С болью и   горечью Медленно,  четко,  негромко Быстро,  средняя  громкость Медленно,  громкость  средняя Предлагаемые   обстоятельства, видения Блокадный  Ленинград,  героиня  ­женщина, у  которой умер  от голода ребенок  идёт с пайком  по холодному  городу Глазами  лирической  героини вижу,  как соседка  отчаянно  просит,  ждёт  помощи. У меня хватает  мужества  отказать ей. Смотрю на  женщину,  которая  отчаянно  просит. Будто бы  поднимаюсь  над  блокадным городом и вижу себя и соседку, понимаю  бессмыслен­ ность того, что  гибнут дети,  идет война Помощь  лирической  героини И, одержимая, она  молила долго, горько, робко. / И сил хватило у меня  не уступить мой хлеб на гробик./ И сил хватило — привести  её к себе, шепнув угрюмо: / «На, /съешь кусочек, /съешь.../  прости! / Мне для живых не жаль /— не  думай». // ...Прожив декабрь,/ январь,  /февраль,/  я повторяю с дрожью счастья: / мне ничего /живым не жаль/ —  ни слёз, /ни радости,/ ни  страсти.//  Сверхзадача Мужество  женщин  Нет войне! Нет, я не дала  хлеб не потому, что боюсь  голодной  смерти, я дам  хлеб этой  несчастной  женщине,  чтобы она  ЖИЛА. А  мёртвых уже не спасешь Я  наполняюсь  мужеством.   Мы должны  выстоять, мы  победим. Нет  войне! Все  убыстряя,  все громче Быстро Нежно Со слезами   Остановка  Тихо Гордо,  страстно   твердо Медленно,  чеканно,  громко Подбор художественных деталей. В качестве домашнего задания  ребятам было  предложено подготовить «манки» по теме «Блокада Ленинграда» ( информацию о  поэтах и писателях блокадного Ленинграда, фотографии, видеоохронику,  музыкальные композиции).  Выбираем из материала то, что подойдёт для чтения  стихотворения О. Берггольц.   Мизансцены. Обсуждаем  с ребятами мизансцены для основного чтеца: как он  выходит, где он стоит, жесты, а также последовательность действий. Чаще всего  последовательность такова:  смотрим видеохронику блокадного Ленинграда ­  выходит чтец ­ чтение под музыку ­  видеохроника Победы. Исполнение. При такой организации работы над текстом никогда не бывает  равнодушного чтения, потому что в подобные моменты  человек испытывает  катарсис, он взаимодействует с автором, героями, историей. Происходит  переоценка нравственных понятий.  Рефлексия. Чтение  этого произведения можно  и не обсуждать. Дети,  переполненные чувствами от увиденного и услышанного, чаще всего молчат. Я  называю такие моменты «рефлексия­молчание». Использование данного приема помогает мне добиться сопереживания,  сопричастности, «проживания» текста и его «присвоения». Это отличная  мотивация к чтению. Список литературы: 1.Выготский Л. С. Педагогическая психология. ­ М., 1991.­С. 138­144.  2.Ершова А. П. и др. Театрально­творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992.   3.Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура  поведения учителя. – М., 1998. 4.Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.:  Просвещение, 1982.   5.Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации  замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 1993. – С. 127. 6.Основы системы Станиславского: учебное пособие / авт.­сост. Н. В. Киселева, В.  А. Фролов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Использование театральной технологии на уроках литературы

Использование  театральной технологии на уроках литературы

Использование театральной технологии на уроках литературы

Использование  театральной технологии на уроках литературы

Использование театральной технологии на уроках литературы

Использование  театральной технологии на уроках литературы

Использование театральной технологии на уроках литературы

Использование  театральной технологии на уроках литературы

Использование театральной технологии на уроках литературы

Использование  театральной технологии на уроках литературы

Использование театральной технологии на уроках литературы

Использование  театральной технологии на уроках литературы

Использование театральной технологии на уроках литературы

Использование  театральной технологии на уроках литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2018