Использование театральной технологии на уроках литературы

  • Семинары
  • docx
  • 25.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья о технологии театральной педагогики, которую можно применять на уроках литературы для повышения мотивации к чтению. Возраст учащихся 5-11 класс. Ребята вчитываются и "вживаются" в текст, чувствуют и принимают его, понимая и делая вывод о главной мысли произведения. Работают в группах, презентуют свои мини-проекты.
Иконка файла материала Тармакова Е.В. Использование театральной технлогии на уроках литературы.docx
Елена Владимировна Тармакова Учитель  высшей категории русского языка и литературы МАОУ СШ №8  Г. Бор Нижегородской области Призёр (3 место) Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок», награждена медалью «За службу образованию»  ( г. Москва, декабрь 2018г.) Телефон школы: 8(831)59 9­61­84 Мобильный телефон: 9027822502 e­mail: tarmakova  @   dnevnik      .  ru Статья в журнал «Практика школьного воспитания» «Использование технологии театральной педагогики для  повышения мотивации к  чтению  у  учащихся на уроках литературы»Использование технологии театральной педагогики для  повышения мотивации к  чтению  у  учащихся на уроках литературы Елена Владимировна  Тармакова,  учитель русского языка  и   литературы МАОУ СШ №8 г.Бор    В   этой   статье   рассматривается     эффективный   приём   стимулирования   читательской активности   ­   «присвоение   текста»,   который   пришёл   в   общеобразовательную   школу   из театральной педагогики. Описываются этапы применения данного приёма на уроке литературы, даётся   фрагмент   урока.   Статья   может   быть   полезна   учителям,   разделяющим   мнение   Л.С. Выготского:  «Только  то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».    Современному поколению детей  с большим трудом даётся чтение,  так как они с пелёнок впитывают  дух Интернета, компьютерных игр и телевидения. У каждого  учителя  есть свои приёмы и методы стимулирования читательской активности.  Я  убеждена, что воспитать любовь к чтению можно через эмоции. Л.С. Выготский  утверждал, что именно эмоциональные реакции должны составить основу  воспитательного процесса.  «Только то знание может привиться, которое прошло  через чувство ученика. ­ писал психолог в работе «Воспитание чувств». ­ Все  остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру».  Такие эмоциональные реакции лежат в основе театральной  педагогики,  основоположником  которой  является К.С. Станиславский.   В   театральной  педагогике  воспитание, обучение и социализация  ребёнка осуществляются при  помощи выразительных средств искусства путём создания продукта  художественной деятельности.   В  результате  соприкосновения с искусством  ребёнок испытывает  катарсис, эмоциональное потрясение и внутреннее очищение,  что позволяет личности подняться на более высокую ступень  развития, пополнить  свой социальный опыт.Приёмы театральной педагогики, которые можно применять  на уроках в  общеобразовательной школе,  очень разнообразны: анализ текста по системе  Станиславского, этюды,  магическое «Если бы...» и многие другие.  Я выбрала для  себя на уроках литературы приём  «присвоение текста». Именно он позволяет  подготовить детей к прочувствованному, осознанному исполнению произведения  и, как результат, его «присвоению».  Этапы  работы при применении данного приема на уроке таковы:   исполнительский анализ текста  (по системе Станиславского)   мизансцены  с включением   заранее подготовленных «манков»  исполнение, рефлексия.     Приведу пример применения этого приема на уроке литературы в 11 классе.  Для анализа предлагаю отрывок из «Ленинградской поэмы» О. Берггольц.  Анализируем  отрывок по схеме:  Схема анализа стихотворения (по Станиславскому К.С.) Исполнительские  задачи Текст (с указанием пауз и  логического ударения) Куски, их  название Предлагаемые  обстоятельств,  видения Чувства Темпо­ритм,  голосоведение  Учащиеся читают текст про себя, затем вместе  с учителем  анализируют  каждую  часть, делают краткие записи в таблице­анализе и готовятся к пробному  исполнению. От всего класс выбирают  чтеца. В конце  урока обсуждается   главный вопрос: какова сверхзадача произведения.Прогнозируемый результат  записей при  анализе отрывка из «Ленинградской поэмы» О. Берггольц Текст (с указанием пауз и  логического ударения) Куски, их  название Я как рубеж запомню вечер:/  декабрь,/безогненная мгла, / я хлеб в руке домой несла,/ и вдруг соседка мне навстречу. / Встреча с  соседкой «Сменяй на платье,— говорит, / —  менять не хочешь/ — дай по  дружбе. / Десятый день, как дочь лежит. / Не хороню./ Ей гробик нужен. / Его за хлеб сколотят нам. / Отдай./ Ведь ты сама рожала...»/  И я сказала:// «Не отдам». / И бедный ломоть крепче сжала. / «Отдай, — она просила, /— ты  сама ребёнка хоронила. / Я принесла тогда цветы,  чтоб ты украсила могилу». // ...Как будто на краю земли, / одни, /во мгле, /в жестокой  схватке, / две женщины, мы рядом шли, / две матери, /две ленинградки. / Просьба  несчастной  женщины Решительный  отказ  лирической  героини Раздумья об  участи  ленинградок Исполнительские  задачи Чувства Темпо­ритм,  голосоведение Без эмоций,  подавленноб езучастно   Спокойно,  громкость  средняя С отчаянием и надеждой То  медленно, то убыстряя.   То  тихо, то  громко Решительно Безысходно  С болью и   горечью Медленно,  четко,  негромко Быстро,  средняя  громкость Медленно,  громкость  средняя Предлагаемые   обстоятельства, видения Блокадный  Ленинград,  героиня  ­женщина, у  которой умер  от голода ребенок  идёт с пайком  по холодному  городу Глазами  лирической  героини вижу,  как соседка  отчаянно  просит,  ждёт  помощи. У меня хватает  мужества  отказать ей. Смотрю на  женщину,  которая  отчаянно  просит. Будто бы  поднимаюсь  над  блокадным городом и вижу себя и соседку, понимаю  бессмыслен­ ность того, что  гибнут дети,  идет войнаПомощь  лирической  героини И, одержимая, она  молила долго, горько, робко. / И сил хватило у меня  не уступить мой хлеб на гробик./ И сил хватило — привести  её к себе, шепнув угрюмо: / «На, /съешь кусочек, /съешь.../  прости! / Мне для живых не жаль /— не  думай». // ...Прожив декабрь,/ январь,  /февраль,/  я повторяю с дрожью счастья: / мне ничего /живым не жаль/ —  ни слёз, /ни радости,/ ни  страсти.//  Сверхзадача Мужество  женщин  Нет войне! Нет, я не дала  хлеб не потому, что боюсь  голодной  смерти, я дам  хлеб этой  несчастной  женщине,  чтобы она  ЖИЛА. А  мёртвых уже не спасешь Я  наполняюсь  мужеством.   Мы должны  выстоять, мы  победим. Нет  войне! Все  убыстряя,  все громче Быстро Нежно Со слезами   Остановка  Тихо Гордо,  страстно   твердо Медленно,  чеканно,  громко Подбор художественных деталей. В качестве домашнего задания  ребятам было  предложено подготовить «манки» по теме «Блокада Ленинграда» ( информацию о  поэтах и писателях блокадного Ленинграда, фотографии, видеоохронику,  музыкальные композиции).  Выбираем из материала то, что подойдёт для чтения  стихотворения О. Берггольц.   Мизансцены. Обсуждаем  с ребятами мизансцены для основного чтеца: как он  выходит, где он стоит, жесты, а также последовательность действий. Чаще всего  последовательность такова:  смотрим видеохронику блокадного Ленинграда ­  выходит чтец ­ чтение под музыку ­  видеохроника Победы. Исполнение. При такой организации работы над текстом никогда не бывает  равнодушного чтения, потому что в подобные моменты  человек испытывает  катарсис, он взаимодействует с автором, героями, историей. Происходит  переоценка нравственных понятий.  Рефлексия. Чтение  этого произведения можно  и не обсуждать. Дети,  переполненные чувствами от увиденного и услышанного, чаще всего молчат. Я  называю такие моменты «рефлексия­молчание».Использование данного приема помогает мне добиться сопереживания,  сопричастности, «проживания» текста и его «присвоения». Это отличная  мотивация к чтению. Список литературы: 1.Выготский Л. С. Педагогическая психология. ­ М., 1991.­С. 138­144.  2.Ершова А. П. и др. Театрально­творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992.   3.Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура  поведения учителя. – М., 1998. 4.Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.:  Просвещение, 1982.   5.Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации  замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 1993. – С. 127. 6.Основы системы Станиславского: учебное пособие / авт.­сост. Н. В. Киселева, В.  А. Фролов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.