Статья о технологии театральной педагогики, которую можно применять на уроках литературы для повышения мотивации к чтению. Возраст учащихся 5-11 класс. Ребята вчитываются и "вживаются" в текст, чувствуют и принимают его, понимая и делая вывод о главной мысли произведения. Работают в группах, презентуют свои мини-проекты.
Елена Владимировна Тармакова
Учитель высшей категории русского языка и литературы
МАОУ СШ №8
Г. Бор Нижегородской области
Призёр (3 место) Всероссийского конкурса
педагогического мастерства «Мой лучший урок»,
награждена медалью «За службу образованию»
( г. Москва, декабрь 2018г.)
Телефон школы: 8(831)59 96184
Мобильный телефон: 9027822502
email: tarmakova
@ dnevnik
. ru
Статья в журнал «Практика школьного воспитания»
«Использование технологии театральной педагогики для повышения
мотивации к чтению у учащихся на уроках литературы»Использование технологии театральной педагогики для повышения
мотивации к чтению у учащихся на уроках литературы
Елена Владимировна Тармакова,
учитель русского языка и литературы МАОУ СШ №8 г.Бор
В этой статье рассматривается эффективный приём стимулирования читательской
активности «присвоение текста», который пришёл в общеобразовательную школу из
театральной педагогики. Описываются этапы применения данного приёма на уроке литературы,
даётся фрагмент урока. Статья может быть полезна учителям, разделяющим мнение Л.С.
Выготского: «Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».
Современному поколению детей с большим трудом даётся чтение, так как они с
пелёнок впитывают дух Интернета, компьютерных игр и телевидения. У каждого
учителя есть свои приёмы и методы стимулирования читательской активности. Я
убеждена, что воспитать любовь к чтению можно через эмоции. Л.С. Выготский
утверждал, что именно эмоциональные реакции должны составить основу
воспитательного процесса. «Только то знание может привиться, которое прошло
через чувство ученика. писал психолог в работе «Воспитание чувств». Все
остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру».
Такие эмоциональные реакции лежат в основе театральной педагогики,
основоположником которой является К.С. Станиславский. В театральной
педагогике воспитание, обучение и социализация ребёнка осуществляются при
помощи выразительных средств искусства путём создания продукта
художественной деятельности. В результате соприкосновения с искусством
ребёнок испытывает катарсис, эмоциональное потрясение и внутреннее очищение,
что позволяет личности подняться на более высокую ступень развития, пополнить
свой социальный опыт.Приёмы театральной педагогики, которые можно применять на уроках в
общеобразовательной школе, очень разнообразны: анализ текста по системе
Станиславского, этюды, магическое «Если бы...» и многие другие. Я выбрала для
себя на уроках литературы приём «присвоение текста». Именно он позволяет
подготовить детей к прочувствованному, осознанному исполнению произведения
и, как результат, его «присвоению».
Этапы работы при применении данного приема на уроке таковы:
исполнительский анализ текста (по системе Станиславского)
мизансцены с включением заранее подготовленных «манков»
исполнение, рефлексия.
Приведу пример применения этого приема на уроке литературы в 11 классе.
Для анализа предлагаю отрывок из «Ленинградской поэмы» О. Берггольц.
Анализируем отрывок по схеме:
Схема анализа стихотворения (по Станиславскому К.С.)
Исполнительские задачи
Текст (с указанием пауз и
логического ударения)
Куски, их
название
Предлагаемые
обстоятельств,
видения
Чувства
Темпоритм,
голосоведение
Учащиеся читают текст про себя, затем вместе с учителем анализируют каждую
часть, делают краткие записи в таблицеанализе и готовятся к пробному
исполнению. От всего класс выбирают чтеца. В конце урока обсуждается
главный вопрос: какова сверхзадача произведения.Прогнозируемый результат записей при анализе отрывка
из «Ленинградской поэмы» О. Берггольц
Текст (с указанием пауз и
логического ударения)
Куски, их
название
Я как рубеж запомню вечер:/
декабрь,/безогненная мгла, /
я хлеб в руке домой несла,/
и вдруг соседка мне навстречу. /
Встреча с
соседкой
«Сменяй на платье,— говорит, /
—
менять не хочешь/ — дай по
дружбе. /
Десятый день, как дочь лежит. /
Не хороню./ Ей гробик нужен. /
Его за хлеб сколотят нам. /
Отдай./ Ведь ты сама рожала...»/
И я сказала:// «Не отдам». /
И бедный ломоть крепче сжала. /
«Отдай, — она просила, /— ты
сама ребёнка хоронила. /
Я принесла тогда цветы,
чтоб ты украсила могилу». //
...Как будто на краю земли, /
одни, /во мгле, /в жестокой
схватке, /
две женщины, мы рядом шли, /
две матери, /две ленинградки. /
Просьба
несчастной
женщины
Решительный
отказ
лирической
героини
Раздумья об
участи
ленинградок
Исполнительские задачи
Чувства
Темпоритм,
голосоведение
Без эмоций,
подавленноб
езучастно
Спокойно,
громкость
средняя
С отчаянием
и надеждой
То
медленно, то
убыстряя.
То тихо, то
громко
Решительно
Безысходно
С болью и
горечью
Медленно,
четко,
негромко
Быстро,
средняя
громкость
Медленно,
громкость
средняя
Предлагаемые
обстоятельства,
видения
Блокадный
Ленинград,
героиня
женщина, у
которой умер
от голода
ребенок
идёт с пайком
по холодному
городу
Глазами
лирической
героини вижу,
как соседка
отчаянно
просит, ждёт
помощи.
У меня хватает
мужества
отказать ей.
Смотрю на
женщину,
которая
отчаянно
просит.
Будто бы
поднимаюсь
над блокадным
городом и вижу
себя и соседку,
понимаю
бессмыслен
ность того, что
гибнут дети,
идет войнаПомощь
лирической
героини
И, одержимая, она
молила долго, горько, робко. /
И сил хватило у меня
не уступить мой хлеб на гробик./
И сил хватило — привести
её к себе, шепнув угрюмо: /
«На, /съешь кусочек, /съешь.../
прости! /
Мне для живых не жаль /— не
думай». //
...Прожив декабрь,/ январь,
/февраль,/
я повторяю с дрожью счастья: /
мне ничего /живым не жаль/ —
ни слёз, /ни радости,/ ни
страсти.//
Сверхзадача
Мужество
женщин
Нет войне!
Нет, я не дала
хлеб не потому,
что боюсь
голодной
смерти, я дам
хлеб этой
несчастной
женщине,
чтобы она
ЖИЛА. А
мёртвых уже не
спасешь
Я наполняюсь
мужеством.
Мы должны
выстоять, мы
победим. Нет
войне!
Все
убыстряя,
все громче
Быстро
Нежно
Со слезами
Остановка
Тихо
Гордо,
страстно
твердо
Медленно,
чеканно,
громко
Подбор художественных деталей. В качестве домашнего задания ребятам было
предложено подготовить «манки» по теме «Блокада Ленинграда» ( информацию о
поэтах и писателях блокадного Ленинграда, фотографии, видеоохронику,
музыкальные композиции). Выбираем из материала то, что подойдёт для чтения
стихотворения О. Берггольц.
Мизансцены. Обсуждаем с ребятами мизансцены для основного чтеца: как он
выходит, где он стоит, жесты, а также последовательность действий. Чаще всего
последовательность такова: смотрим видеохронику блокадного Ленинграда
выходит чтец чтение под музыку видеохроника Победы.
Исполнение. При такой организации работы над текстом никогда не бывает
равнодушного чтения, потому что в подобные моменты человек испытывает
катарсис, он взаимодействует с автором, героями, историей. Происходит
переоценка нравственных понятий.
Рефлексия. Чтение этого произведения можно и не обсуждать. Дети,
переполненные чувствами от увиденного и услышанного, чаще всего молчат. Я
называю такие моменты «рефлексиямолчание».Использование данного приема помогает мне добиться сопереживания,
сопричастности, «проживания» текста и его «присвоения». Это отличная
мотивация к чтению.
Список литературы:
1.Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.С. 138144.
2.Ершова А. П. и др. Театральнотворческие методы работы на уроке литературы //
Театр и образование. – М., 1992.
3.Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура
поведения учителя. – М., 1998.
4.Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.:
Просвещение, 1982.
5.Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации
замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 1993. – С. 127.
6.Основы системы Станиславского: учебное пособие / авт.сост. Н. В. Киселева, В.
А. Фролов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.