Использование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии
Оценка 4.8

Использование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии

Оценка 4.8
Семинары
doc
биология
7 кл—11 кл
29.04.2018
Использование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии
Технология проблемного обучения позволяет сделать работу учеников на уроке максимально активной, заинтересовать и мотивировать даже самых пассивных слушателей. Примеры заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии представлены в данной публикации. Они могут быть использованы на различных этапах урока: при мотивации на работу, этапе освоения нового материала, при закреплении полученных знаний.документ
статья по проблемной технологии Пермяковой.doc
Пермякова Людмила Николаевна МАОУ СОШ №18, города Кунгура Использование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии. «Знания ­ это дети удивления и любопытства» Луи де Бройль В теории и практике педагогики в настоящее время существует большое количество разнообразных   концепций,   теорий,   подходов   к   обучению,   основанных   на   тех   или   иных образовательных целях. Концепция проблемного обучения имеет в своей основе подоплеку развития, а не усвоения знаний, вместе с тем, в ней заложена идея большей прочности знаний при их самостоятельном достижении учащимся.  Еще   Эйнштейн   утверждал,   что   в   своей   научной   деятельности   на   постановку проблемного вопроса из часа работы им тратится 55 минут, а оставшихся пяти бывает достаточно для нахождения ответа.  Использование   проблемных   ситуаций,   изначально   не   имеющих   однозначного   ответа, поощряет творческое начало в учениках, отдает им учебную инициативу. А.В.Хуторской выделяет   такой   подход     как   концепцию   эвристического   обучения.   Если   же   методы проблемного обучения применяются для того, чтобы у учеников развивалось творческое мышление,   интеллект,   то   проблемное   обучение   можно   отнести   к   личностно­ ориентированным концепциям.   Основным   понятием   проблемного   обучения   является   проблемная   ситуация, побуждающая ученика искать новый способ объяснения или способ действия.  Проблемные ситуации могут создаваться на отдельных этапах урока. Пример: создание проблемной ситуации на этапе мотивации с помощью проблемных вопросов. ­ Что заставило древних животных выйти из моря на сушу? ­ Эвглена зеленая – растение или животное? ­ Вирусы живой организм или неживой? На различных этапах основной части урока для поддержания интереса: ­  Предложите   гипотезы,   при   каком   образе   жизни   слоевище   в   форме   пластинки  предпочтительнее  тела  в  форме  нити? ­  На   спорофите   папоротника   спорангии,   как   правило,   расположены   на   нижней  стороне  листа.  Сообразите,  от  каких  угроз  защищает  спорангии  такое  расположение? ­ Каким  растениям  нужно  производить  больше  пыльцы  ­  ветроопыляемым  или  насекомоопыляемым?  Почему?  ­  Придумайте,  какими  должны  быть  плоды  травы,  обитающей  в  том  месте,  где  каждый  год  случаются  пожары  и  трава  выгорает? ­  Предложите  гипотезу,  которая  объяснит,  как  должна  различаться  глубина  заделки  семян  одного  сорта  растения  в  песчаной  и  глинистой  почве? ­  Предложите  гипотезы,  от  чего  зависит  форма  корней  растений?  ­ Площадь, реагирующая на запахи, у человека равна приблизительно 4,8 см2, собаки – 64,5  см2, у акулы – 130 см2. Почему такая большая разница реагирующей поверхности? ­ Как связаны глаза лягушки и е питание? Наиболее интересными для учащихся являются креативные задания и создание  собственных образовательных продуктов: шпаргалок, схем, таблиц, рисунков, сочинений,  проектов. Пример: Составьте план­подсказку для характеристики мохообразных растений, используя 5 глаголов. ­ Составьте характеристику отрядов пресмыкающихся, используя по 3 прилагательных. ­ Подберите к иллюстрации крылатое выражение. ­ Проект:  «Конкурс агрономов «Лучшее растение моего огорода» Текст задания: «Многие из вас выращивают растения на приусадебном участке или даче. У каждого из огородников есть свои любимые растения. Используя опыт ваших родителей или информацию из дополнительных источников, составьте презентацию самого лучшего, по вашему мнению, растения. Представьте презентацию по следующему плану: ­ описание и систематика растения; ­ полезные свойства продукта; ­ условия выращивания в нашей местности (агротехника); ­урожайность; ­ использование в быту; ­ творческая реклама (стих, слоган, листовка и тд)  ­ Проект: «Супер­насекомые». Текст: «Насекомые – самые распространенные животные на планете. Предложите самый приспособленный и распространенный, по вашему мнению, отряд насекомых. Для этого составьте презентацию этих насекомых по плану: ­   особенности   строения;   ­   представители:   ­   значение   в   природе   и   для   человека;   ­ художественный образ (стихи, рисунки, слоганы, крылатые выражения)». ­ Тема «Двойное оплодотворение у цветковых растений» 6 класс. Задание «Путешествие в сказочное царство». Текст: «Составьте свой вариант статьи учебника в виде сказки. Для сочинения   сказки   вспомните:   ­  с   каких   слов   начинается   сказка;   ­   кто  будет   главными героями; ­ что делают герои; ­ чем сказка заканчивается?» ­ Тема «Строение клетки» 11 класс. Задание «Сказочка для малышей». Текст: «Ученикам 6 класса трудно усвоить материал по строению клетки. Составьте для них сказку по  строению клетки, описывая строение и функции основных органоидов». Эвристическое обучение предполагает  подбор домашних заданий. Пример:  ­ Напишите рассказ по теме: «Выращивание растений семейства бобовые на моем  огороде», «Если бы я родился амебой», «Один день из жизни лягушки», «Если бы на Земле  исчезли насекомые», «Чтобы случилось с исчезновением птиц», «Путешествие  эритроцита», «Репортаж с места события» ­ Составьте инструкцию: «Правила посадки семян», «Правила вегетативного  размножения растений», «Как избежать укуса змеи», «Как избежать укуса клеща», «Первая помощь при кровотечениях», «Правила красивой осанки» и др. ­ Сделайте модель: «Строение растительной клетки», «Строение цветка»,  «Строение органов дыхания человека».     Показателем результативности  внедрения  данного педагогического опыта  является  анализ проведённой работы за последние несколько лет. Средний показатель качества по  биологии  выше среднего показателя по школе, успеваемость по биологии составляет  100%.       Учащиеся активно принимают участие в  олимпиадах школьников по биологии и  экологии.  За три года  6 призеров по биологии и экологии  и 1 победитель по экологии  среди 9­11­х классов муниципального этапа предметных олимпиад, 2 участника  региональных олимпиад отмеченны сертификатами. Два призера регионального этапа  эколого­биологической олимпиады участников ДОУ.  Также учащиеся активно принимают  участие в Интернет ­ олимпиадах  и конкурсах различного уровня.  В 2013 году на  региональном этапе  14  Всероссийской олимпиады «Созвездие – 2013» учащаяся 8 класса  Новикова Анна  заняла 1 место, принимала участие в заключительной конференции в  городе Королеве, отмечена сертификатом. За три года учащимися написаны и  представлены на различных конкурсах 8 рефератов и экологических проектов, из них 5  призеров и 2 победителя. В течение 5 лет  в качестве выпускного экзамена биологию выбирают выпускники 9 и  11 классов, что свидетельствует о высоком познавательном интересе к данному предмету и доказывает эффективность использования технологии проблемного обучения. . Литература 1. Бояринцева Н.Н. Развивающее обучение // Биология в школе.­1999№3  2. Бурнашев С.И. Исследовательский метод // Биология (приложение к Первому  сентября) 2002.  3. Лернер И. Л. Проблемное обучение.­ М., 1994  4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе., М., 2007.  5.Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. ­ М.:  Международная педагогическая академия. 1998 6. Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках биологии  //Образование в современной школе. 2003 г.­ № 6

Использование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии

Использование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии

Использование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии

Использование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии

Использование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии

Использование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018